Я хочу опубликовать эту статью с продолжениями именно на этом сайте, руководствуясь несколькими соображениями. Во первых, я мрачно хочу прославиться. Во вторых, я хочу, чтобы музыки записывалось и распространялось больше, причем именно такой, которая находится в стороне от убогого местечкового масс-медийного мейнстрима, и которую создавали бы люди, к этому мейнстриму никакого отношения не имеющие. Реал инди. С мировоззрением :). В третьих, мне таки есть что сказать этим людям, потому как я сколько-то времени потратил на образование, самообразование, в чем-то даже собой доволен, как-то иногда могу с этого кормиться. В четвертых, много публикаций на сходную тему - это битье в бубен и мерянье ресурсами, попытки выдавливать понты и бонусы из своих мифических активов. Я же, как сказал выше, хочу не понтов, но настоящей скромной славы, дома на побережье теплого моря и небольшого личного самолета.
Также, любое встречное движение в сторону меня, автора, будет расценено исключительно доброжелательно и, вероятно, откорректирует траекторию движения моей светлой мысли. Возможно, некий вопрос подскажет содержание следующей статьи. Тем не менее, долгих диспутов я вести ни с кем не собираюсь. Все предлагаю принимать as is, потому как freeware. Ну, и если вы только-только совсем начинаете и никогда не пробовали... Не знаю, возможно, будет сложно. Но тем выше респект в случае удачи :). Статьи эти, как мне кажется, в первую очередь пригодятся тем, кто уже что-то пробовал, что-то получил, но вроде как не совсем то и желательно бы лучше.
Хотелось бы начать рассмотрение вопроса с конца, с процесса сведения (слово, которым страшные бородатые дядьки со звукозаписывающих студий еще 10 лет назад пугали маленьких детей, чтоб те быстро бежали за капустой и особо не экономили). Времена быстро поменялись, и сегодня клиент не так резво расстается с деньгами, потому как уже обзавелся писи и охапкой варезного софта. А некоторые (свят, свят) даже лицензионного. Что вдвойне. Клиент забрал ключи от счастья и в студию свои кровные несет уже только в случае крайней необходимости. А я помню, как наш ансамбель благоговейно скидывался по чирику-другому советских рублей и трепетно шел записываться в единственный в 1989 году кооператив в Минске, куда можно было попасть, просто заплатив, не связываясь со сложными схемами проникновения в студию радио или телевидения, где звукачи подхалтуривали. Свой ресурс был, пожалуй, только у "Песняров", "Сябров" и Вуячича. Но туда смертный вообще тогда ходить не моги.
Возрадуемся, други, ибо сегодня практически все уже в наших руках. Куча материала, транслируемого FM-станциями, сделана ребятами в непосредственной близости от холодильника в квартире солистки (или гитариста, что не суть). О том, чего можно и чего нельзя сделать в непосредственной близости от холодильника, а также как избежать типичных ошибок на пути к тому, что можно, я и хочу за разом раз написать.
И сразу о плохом. Есть такие расхожие штампы, которыми бросаются пердюсеры в минуты волнения: "мировое качество", "европейское качество" по отношению к звуку. Что они имеют в виду, я, как и никто другой, не знаю, но смутно догадываюсь. Очевидно, это синонимично выражению "ОООчень зашибись". Сразу скажу и в двух словах обосную. ТАК дома сделать нельзя. Но можно сделать просто очень хорошо. И еще подслащу пилюлю. В Минске я не знаю студии, условия которой позволяют сделать что-то такое с тремя "о".
Когда я слушаю звучание своих миксов в большом зале на большом звуке, я слышу ошибки, которые отличают хорошо от зашибись и понимаю, что избежать их невозможно. Причина - комната, в которой вы сводите. Не мониторы. Не звуковая карта. Не софт и не наличие пары облагораживающих hardware-приборов. Комната. Комнаты, в которой рождаются лучшие в техническом отношении миксы - очень большого объёма и специально акустически оформлены. Физика. Стоит это головных болей специалистов-акустиков и дурных денег. И только вслед за этим идут качественные мониторы, позволяющие разобраться с звучанием вашего микса на большом звуке. И только затем - все остальное. Нет отличного помещения (ну, сори, его, к примеру, в Минске пока нет) - все, расслабьтесь, ошибки будут, вылезут на большом звуке, преимущественно с низом. Но. Это не будут критические ошибки при наличии опыта. Вы просто не доберете шарма. Вообще, для тех, кто использует в выступлениях фонограмму, более типична такая ситуация, когда хороший микс похабно звучит из похабного аппарата, который поставил похабный прокатчик или похабный клуб. Поэтому, прежде чем создавать ООО... Hi-End...ГИПЕР!!!МИКС, озаботьтесь наличием в вашем окрушенийй Hi-End слушателей с Hi-End аппаратом и Hi-End вкусом (бывает, бывает, vip-hi-end меломаны, как дети, восторгаются звуком своих девайсов, особо акцентируя внимание на "как тарелочки цыкают" и "как бочка качает")))).
А теперь о хорошем. Идеальных миксов не бывает. Соберите в кучу то, что у вас есть. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы сделать отличный микс, который порадует сотни и тысячи людей. Были бы идеи :). Мониторы есть? А надо. Не сводите в наушниках. Наушники служат для того, чтобы услышать порочные мелочи, которые не слышны в мониторах - щелчки, низкоуровневые шумы и т.п. Также уместно с помощью наушников подкорректировать стереобазу. Все-таки ваши миксы люди будут слушать и в наушниках тоже. Хорошо, конечно, если НЧ динамик ваших мониторов восьмидюймовый, или хорошо, если есть сабвуфер в дополнение к 5-6 дюймовым мониторам - так вы лучше разберетесь с низом. Но. Главное - хорошо, если вы привыкли к СВОИМ мониторам. Часто слушайте на них хорошие, классные записи, привыкайте к тому, как звучат ВАШИ мониторы. Что касается некоторых отличий сотен моделей мониторов разных брендов, которые есть на рынке - см. выше. Чтобы использовать все тонкие прелести особо дорогих моделей, вам просто будет некуда их поставить. Не кручиньтесь, если у вас не (Ауратон, ДжиБиЭл, Динаудио... продолжить самостоятельно). Были бы мозги.
Вычислительной мощности процессора вашего писи много не бывает. Это аксиома. Но если вы рассчитываете резко поднять уровень ваших миксов путем увеличения вычислительной мощности машины и одновременного запуска в три раза большего количества софтовых примочек - расслабьтесь, попробуйте сначала грамотно использовать имеющийся ресурс.
Звуковая карта. В какой то момент своей жизни я сводил треки очень известной группы, впоследствие изданные на CD, используя старенький SB Live, красная цена в базарный день которому тогда была 30 уёв. Выводы делайте сами. Ну, использовать на сегодняшний день встроенный в маму звук - это, конечно, перебор :)
Всякий волшебный внешний аналоговый Hardware. При сведении не пользуюсь. Вери экспенсив. Дополнительные PCI, USB, Fireware девайсы, гоняющие цифру и облагораживающие ваш звук по своим алгоритмам - как альтернатива повышения вычислительной можности вашего писюка. В качестве звучания не вижу разницы. Для сомневающихся - ссылка на форум, где профи сравнивают звучание всевозможных Hardware vs Software.
Результаты, очевидно, таковы, что спецы угадывают в записи использование при обработке звука реального прибора или его эмуляции с вероятностью фифти-фифти. Сейчас,очевидно, наступило время, когда найти ДЕЙСТВИТЕЛЬНО плохой софт стало затруднительно. Учитывая же огромный выбор хорошего софта, да еще при повальной склонности к варезу...
Ну, а теперь конкретно то, что обещал. Первая практическая рекомендация из многострадального опыта. Предполагаю, что у вас железо и софт работает, вы запрограммировали, записали, сыграли, отпели ваши 10-20-30-40 треков и беретесь их миксовать. Идея: ваш микс - он и будет мастером, именно он и пойдет на си-ди, в интернет и.т.п. Вы вряд ли будете отправлять ваш микс к ДЕЙСТВИТЕЛЬНО мастеринг-инженеру, отмастерившему сотни альбомов топовых артистов, который будет делать вашему треку ДЕЙСТВИТЕЛЬНО мастеринг, возможно, не только добавляя звучанию шарма, но и квалифицированно устраняя косяки. Между делом, трек обойдется вам при таком раскладе около 150-200 уёв, так что кто может легко эти деньги отдать, дальше пусть окончание этой статьи не читает. Остальные - не делайте первой ошибки. Не делите самостоятельно выполняемый процесс на сведение и потом-мастеринг, пусть даже у такого народного умельца, как я :DDD
Первым делом организуйте мастер-шину, или, другими словами, сразу навесьте на выход вашей программы-мультитрека ряд примочек, придающих звуку немного волшебства. Туда войдут, как правило, один или несколько эквалайзеров, один или несколько компрессоров, расширялка стереобазы, лимитер и, возможно, эмулятор магнитофона или сумматора, а также некоторые приборы визуального контроля спектра, стереобазы и громкости. Первый в своем опыте вариант организации мастер-шины я использовал, руководствуясь курсом "Production, mixing and mastering with Waves", рассчитаным на использование популярного набора софтовых примочек Waves. Скачать книгу, очевидно, можно тут, найти сей опус в сети весьма просто. Все, что пригодится вам для организации мастер-шины, находится приблизительно на последних десяти страницах документа.
Впоследствие я экспериментировал с другими приборами, но данный курс вполне дал понимание сути. А вот здесь можно ознакомиться с другим примером организации мастер-шины, который годится для любимых автором следующего сайта house, techno и т.п. Поищите - найдете еще подобное.
Наш КВАЗИмастеринг, как и реальный дорогой мастеринг, имеет цель придать звуку весомость, плотность, насыщенность, громкость. Сделайте это сразу, в начале сведения. Несколько лет я разделял эти два процесса на непосредственно сведение и КВАЗИмастеринг. Это было ошибкой. Сегодняшних вычислительных мощностей компьютеров вполне хватит, чтобы объединить их, и это дает вам гораздо больше контроля над звучанием, вам меньше придется возиться с отдельными треками. Когда вы внимательно ознакомитесь с примерами, обратите внимание на то, что процесс обязательно включает в себя повышение громкости низких частот, завал в области особенно неприятных участков средних частот, обращение же с высокими частотами весьма зависит от стиля музыки. Компрессия делает звучание более равномерным и плотным, лимитер в конце цепи служит цели повышения громкости микса. В этом основная необходимость нашей мастер-шины, остальное представляет из себя поле для экспериментов. Waves предлагает нам использовать математически точный эквалайзер из своего набора, в другом примере вы найдете использование "музыкальных" эквалайзеров, имитирующих работу Hardware-приборов, что представляется мне более целесообразным. Экспериментируйте. Поднимите сразу на мастер-эквалайзере те частоты, которые вы практически наверняка будете задирать больше чем у половины инструментов для придания миксу яркости, что-то в районе 3-5 кГц и т.п. Обрежьте точным эквалайзером паразитный низ от 20 Гц и верх от 18 кГц. Попробуйте разные эквалайзеры на мастер-шине, все они имеют своеобразные оттенки звучания при установке одних и тех же значений. За отправные точки возьмите вышеупомянутые примеры.
В процессе сведения, который по мере сил мы разберем в следующих статьях, вы должны будете контролировать на приборах типа Waves PAZ Center средний уровень громкости (RMS), который на сегодняшних коммерческих дисках составляет что-то от -9 до -7, иногда аж до -4 Дб, двигая фейдеры отдельных инструментов и групп вместе до достижения нужного значения. Делайте это периодически, чтобы не исказить смысл работы компрессоров и лимитера на мастер-шине. В следующей статье я планирую остановиться на больном вопросе низких частот в миксе. Пока - счастливого микширования!
minski для scorcher.ru 2010
продолжение статьи:http://www.scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=205
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Майкла Газзанига Сознание как инстинкт | Топик ТК: Матрица, как симулякр-среда для симулякров |
| ||||||||||||