Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Целевая мотивация

Относится к   «Организации механизмов мозга человека»

Суть осознаваемой цели и ее свойства.

Относится к разделу Адаптология

Статья написана для пояснения алгоритма целевых действий в действующем прототипе индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast), повторяющим основные принципы природной эволюции адаптивности организмов.

 

Для рефлексов и автоматизмов не нужна целевая мотивация, они выполняются по каждому пусковому стимулу в данных условиях - контексту актиуного стиля поведения (пищевого, полового, поискового, оборонительного и т.п.). Но если возникает проблема нахождения подходящей реакции для новых условий, то нужно что-то, определяющее то, какой должна быть эта новая реакция. Назовем это целевой мотивацией, целью в решении проблемы реагирования или просто целью. Цель - наиболее общий контекст осмысления актуального стимула в попытке найти действия, достигающие цели.

Необходимость определения осознанной цели возникает только на уровне психики и во время цикла осмысления цель может произвольно корректироваться. До уровня психики реакции уже выполняются строго в одном из поведенческих гомеостатических контекстов. Поэтому перед тем, как продолжать чтение, необходимо получить принципиальное понимание организации процесса осмысления (fornit.ru/67865).

Если нет целевой мотивации, то не будет и попыток решения проблемы реакции, а осмысление оказывается в пассивном, бесцелевом режиме (fornit.ru/68279), во время которого выясняются значимости образов и находятся новые сочетания образов. Еще более пассывные состояния называют ленью (нет необходимости вообще что-то осмысливать: fornit.ru/652) и ступором (нужно бы как-то реагировать, но непонятно, как можно реагировать в этой новой ситуации: fornit.ru/989). Причем не лень возникает при отсутствии целевой мотивации, а целевая мотивация не возникает в случае, если адаптивные системы организма переводят его в состояние отсутствия необходимости реагировать.

Состояние лени может быть отменено насущной необходимостью возврата жизненных параметров гомеостаза в норму, признаками опасной ситуации, и наследственно определенной (безусловно-рефлекторной) мотивацией "неудовлетворенностью существующем".

Если лени нет, в случае отсутствия привычной реакции для данной ситуации, определена наиболее актуальная проблема: в осознанных ощущениях всегда что-то чешется, чего-то хочется. Так же как осознанное внимание определяется "ориентировочным рефлексом", выделяющим среди конкурирующих стимулов наиболее значимый, так же и система выявления проблемы (так же безусловно-рефлекторного механизма) выявляет наиболее актуальную из существующих проблему: целевое направление поиска приемлемого варианта реагирования. В случае появления актуального стимула. связанная с ним значимость (т.к. стимул всегда находится в базовом поведенческом контексте, имеющим конкурентную значимость) в первую очередь раскрывает гомеостатические потребности, но уже в начале осмысления могут быть извлечена из эпизодов памяти информация, которая изменит первоначальную потребность и будет поставлена другая цель. Так что в психике есть два этапа постановики цели с каждым новым актуальным стимулом и еще один фактор: доминанта нерешенной проблемы (fornit.ru/68503), которая сохраняет важную ранее поставленную цель. Все три фактора конкурентно взаимодействуют.

В системе Beast для каждой ситуации при активации осмысления сначала выявляется первичная актуальная цель, которая входит в иерархию условий дерева проблем (fornit.ru/66797). Первоначальная цель является простейшим образом улучшения ситуации: или улучшение состояния жизненных параметров, или улучшения эмоционального состояния или достижения образа желаемой ситуации.

Если первоначально такая насущная проблема определяется "рефлекторно" (вшитыми наследственно функциональными механизмами), то в ходе итерацией осмысления проблемы, цель поиска может произвольно (т.е. альтернативно первоначальной) меняться в зависимости от выявления новой информации при ментальных запросах.

В случае осознанного придания проблеме высокой значимости и невозможности ее решения сразу, осознанно поставленная цель формирует доминанту нерешенной проблемы. В этом случае параметры цели осознанно входят в структуру доминанты.

Если простейшая цель сразу теряет актуальность в момент оценки эффективности совершенного действия, то проблемная доминанта существует до тех пор, пока не будет достигнута определенная в ней цель.

Конечная цель в доминанте задается в виде образа желаемого действия, необязательно собственного. т.е. это - не просто обладание чем-то, а именно действие, которое становится возможным совершить.

В наиболее простом случае таким действием может быть собственная моторная реакция, изменение жизненных параметров в следствие каких-то действий, эмоционального состояния, достижение определенного образа ситуации. Последние три опции - повторяют структуру неосознаваемой цели.

К примеру, образ действия типа "понимание сути объекта проблемы" - это вопрос: что это за штуковина. Такой исследовательский вопрос в случае осознанной постановки цели может удовлетворяться авторитарным "объяснением" с пополнением опыта модели "штуковины". Этот вид действия реализуется в ходе решения проблемы доминанты с получением определенного вида опыта (модель понимания, правила, категория, обобщение и т.п.).

Вопрос о видах реализуемых действий очень сложен и все еще прорабатывается в системе Beast.

Ментальный образ  цели должен включать:

1) объект внимания, с которым возможно совершить какое-то действие (это всегда экстремальный по значимости образ),

2) образ конечной цели в решении проблемы - образ решающего действия.

Кроме самого образа решающего действия, в цели должна быть метка о том, нужно ли совершить такое действие или, наоборот, нужно его избегать.

Каждый новый стимул, вызывающий его осмысление, должен проверяться на то, появилась ли возможность совершить действие доминантной цели какой-то доминанты из массива имеющихся. И если возможно, то делается попытка совершить такое действие, которое затем оцениваться по последующему эффекту и, если эффект отрицательный, доминанта не закрывается.

Срок актуальности доминант может быть неограничен на уровне структуры их данных, но в режиме лени или сна запускается функция, сканирующая массив доминант и уже не актуальные доминанты закрываются.

Так реализована постановка цели в системе Beast.

 

Остается по возможности верифицировать постулированные утверждения:

1. Ментальный образ цели должен включать образ конечной цели в решении проблемы - образ решающего действия (необязательно собственные), которое желательно реализовать.

2. Ментальный образ цели должен включать объект известной значимости, с которым возможно совершить какое-то действие.

3. Должно быть определено, что достижением цели является одно из двух:  1) образ решающего действия должен выполниться или 2) должен избегаться.

 

Метод субъективного наблюдения за собственными целями

Вероятно, у каждого была ситуация, когда он мечтал о чем-то в плане обладания: велосипед, устройство, деньги, половой партнер и т.п. Очень часто кроме собственно желания обладать, нет конкретных представлений, а что именно будешь делать, заполучив желаемое. В таком случае возникает разочарование: а что теперь с этим делать. Отсутствие в целевой мотивации конкретики действий по отношению к целевому объекту делает невозможным определение достижения цели, точнее цель оказывается без определенной оценки эффекта от решающего действия.

Попробовав понаблюдать (вспомнив, вообразив или реально определив цель), что именно позволяет сделать вывод о достижении цели, в любом случае станет ясно, что это - позитивный эффект определенного действия, совершенного по отношению к ставшему доступным для такого действия объекту, что и будет решением проблемы. В случае и позитивной и негативной оценки последствий цель как проблема может осознанно закрываться (закрытие гештальта), но остается память о результате, опыт, в том числе от неверной (бесполезной, а и вредной, изматывающей) постановки цели.

При это важно, чтобы было задано: решающее действие должно выполняться или должно избегаться. В таких случаях как: нарезать салат, не порезавшись, целью является нетривиальное, привычное действие нарезки салата, а осторожность, отслеживание привычного действия, чтобы избежать порезов. Первый же печальный опыт с порезом будет впредь задавать цель избегания порезов. Это - пример негомеостатичской цели (т.е. определенной не текущим состонием жизненных параметров), а информацией, получаемой их эпизодов памяти жизненного опыта.

Выбор негомеостатических целей происходит под влиянием активной личности, специализированной для текущих услвий и ситуации (fornit.ru/70640). Этим проявляются отличия между разными видами личности, развившимися для специализации решения проблем. Каждая такая личность активируется, когда возникает существенное различие в базовых поведенцеских контекстах, а на уровне психики - при переключении эмоциональных контекстов.

При взаимодействии полушарий мозга, каждое из которых локально автономно (fornit.ru/70579), через связь посредством мозолистого тела формируется координация постановки целей, так что полушария оптимально могут проявлять свою наработанную специализацию при независимом осмыслении аткуальных стимулов (у каждого получшария - своий механизмы выделения наиболее актуального).

Наличие метки избегания действия будет обострять внимание на тех моментах, когда негативный результат от такого действия оказывается высоко вероятным. И такое отслеживание цели приносит желаемый результат в момент обучения выверенным действиям, а после того, как программа действий (цепочка действий, идущая через точки целевого внимания) будет отработана до автоматизма, то уже не потребуется осознанного отслеживания ее выполнения. В реальности, если нужно совершить максимально безопасное действие, когда нет времени на репетиции и отладку, лучше действовать не задумываясь (fornit.ru/1133). Обычно роль корректировки действий при подобном виде отработки навыков выполняют рефлексы мозжечка (fornit.ru/23500).

 

Философское и психологическое обобщение фактических данных

Тема цели очень поверхностно представлена в научных работах. Найденные статьи, оказывались, в основном, эмпирической констатацией наблюдаемых эффектов из психологии. Даже в википедии страница о цели практически пуста. Это является следствием того, что осознаваемая цель присуща наиболее высокому уровню развития (творческому) мозга, а эта область мало изучена.

Подборка фактических данных исследования: fornit.ru/69082.

Во многих работах, исследующих суть и свойства осознаваемых целей, отмечены постулированные выше утверждения.

  • " Цель субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности" (fornit.ru/67877).
  • " Цель зарождается в ответ на внешний стимул, либо внутренний порыв. ... Если цель появляется в результате мыслительного процесса, без внешней стимуляции, то она нуждается в регулярном подкреплении ... необходимо время от времени возобновлять в памяти, напоминая зачем они были поставлены" (fornit.ru/67878).
  • " Самая распространенная ошибка при целеполагании отсутствие действия. Настоящие прорывы всегда совершаются благодаря действиям, даже если они не приносят ожидаемый результат" (fornit.ru/67874).
  • " Конкретные, ясные цели значительно улучшают качество деятельности, выступая ее внутренними мотивами" (fornit.ru/67879).
  • " зеркальная нейронная система может быть активирована только после того, как цель наблюдаемого действия прописывается некоторыми другими структурами мозга ... Целенаправленное поведение это активный поиск объектов удовлетворения потребности, которая контролируется когнитивной картой и подкрепляется или не подкрепляется оценочной функцией эмоциональных состояний " (fornit.ru/67840).
  • " Для достижения выбранной цели ребенок на основе своего жизненного опыта использует в условном плане тот или иной способ действия и средства для его выполнения ... при целенаправленном формировании игровых действий уже в 1 год 4 месяца малыши используют предметы - заместители, с 1 года 7 месяцев - 1 года 9 месяцев - воображаемые предметы, а с 2 лет 7 месяцев активно заменяют хорошо усвоенные действия словом " (fornit.ru/6593).
  • "от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными" (fornit.ru/5432).
  • "Для некоторых субъектов переживание опасности (ситуация выбора, неопределенности) само по себе является жизненной потребностью, они находят смысл сначала в стремлении к встрече с опасностью, а затем в ее преодолении. Ценность успеха прямо пропорциональна трудности его достижения. Можно предположить связь процессов, лежащих в основе стремления к получению нового опыта с процессами инициации рискового поведения, поскольку новизна сама по себе способна усилить эмоциональное переживание и повысить вероятность достижения наилучшего результата." (fornit.ru/67885).
  • "Известны врожденноприобретенные реакции связаны с организацией достижения цели, где можно выделить реакции, направленные на достижение цели и реакции, связанные с отказом от ее достижения. Стремление к достижению цели или отказ от него определяется не только ценностью цели, но и условиями ее достижения: расстояние до цели, скорость ее приближения, время ее достижения, вероятность ее получения." (fornit.ru/67886).
  • "Получено подтверждение существования операции сравнения с рабочей памятью в условиях внешнего управления действиями и свидетельство вовлечения этой операции в процессы реактивного торможения подготовленного моторного действия, характеризующееся повышением локальной активности рострального отдела левой веретенообразной извилины и усилением ее функциональных взаимодействий со структурами обеспечения подавления действий. При усложнении деятельности, обусловленном необходимостью подавления подготовленного действия с использованием удерживаемого в памяти правила сочетания управляющих стимулов, показано, что процессы реактивного торможения обеспечиваются на фоне включения в большой набор взаимодействующих звеньев уже упоминавшегося рострального отдела левой веретенообразной извилины." (fornit.ru/67887).


Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2024-03-12

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Про то, что мешает развитию научных идей в Российском обществе, делая практически невозможным их развитие: Особенности культуры и этики в Российской науке.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Вырождение конференций в пиар-акции

Рецензия: Комментарии к книге Иллюзия себя: Что говорит нейронаука о нашем самовосприятии Г. Бернс

Топик ТК: Элементы конечных образов восприятия
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:28181

Авторские права сайта Fornit