Отправлено: Emulyator от 10 Февраль 2008, 15:17:37
Следующий материал не является непосредственным ответом на вопрос о связи мистических воззрений в обществе и развитии традиционных религиозных направлений, но он рассматривает фундаментальные механизмы, лежащие в основе становления мировоззрения любого человека в данной области.
Отправлено: Нэд Нуарб от 10 Февраль 2008, 16:25:22
Цитата: Emulyator от 10 Февраль 2008, 15:17:37Следующий материал не является непосредственным ответом на вопрос о связи мистических воззрений в обществе и развитии традиционных религиозных направлений, но он рассматривает фундаментальные механизмы, лежащие в основе становления мировоззрения любого человека в данной области.
от 10 Февраль 2008, 19:19:49
Цитата: Emulyator от 10 Февраль 2008, 15:17:37Следующий материал не является непосредственным ответом на вопрос о связи мистических воззрений в обществе и развитии традиционных религиозных направлений, но он рассматривает фундаментальные механизмы, лежащие в основе становления мировоззрения любого человека в данной области.
И, конечно, детские эксперименты ни при чем :) На моем сайте очень много материалов по исследованиям мистики, разборки конкретных мистических теорий и теоретиков, не просто на уровне высказывания мнения, а с сопоставлениями, обобщениями и сравнением с научной методологией.
Это и есть мистический метод познания (метод Аристотеля), который в принципе не может приносить конкретные новые знания о мире просто потому, что основывается только на представлениях, уже существующих в психике - личной "логике" в результате вовсе не Аристотельского метода, а естественно-эмпирического.
"Далее выявляются характерные черты мистического метода:он "базируется только на собственном представлении, не имеющим реального соответствия с действительностью (что пока неизвестно), и этот метод не имеет определенно выделенного признака условий для выбора поведения.
Мистический же метод (мистические представления) оказывается вне таких условий и поэтому работает только на субъективном уровне, что и приводит к накапливающейся неадекватности с объективным.
На легко понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от научных понятий, которые в каждой предметной области имеют строгое определение и рамки их применимости, мистические представления основываются на неопределенных понятиях.
ЦитироватьДалее выявляются характерные черты мистического метода:он "базируется только на собственном представлении, не имеющим реального соответствия с действительностью (что пока неизвестно), и этот метод не имеет определенно выделенного признака условий для выбора поведения.
Реальностью (строго говоря - "действительностью", а не "реальностью", но это уже, конечно, немножечко придирка) верифицируется не восприятие, а воспринимаемый объект :) когда Рамакришна говорит о наличии мистического опыта в своей жизни, он говорит о факте восприятия, а не об объекте восприятия, поясняя это довольно поэтичным образом - раз я вижу свет, значит, у меня есть зрение (не очень корректно с точки зрения чистой физиологии, но для популярной книги довольно точное сравнение)ЦитироватьВ случае же моего высказывания "порочная логика" - не термин какой-то предметной области, а синоним неадекватности, проявляющийся в операции сравнения утверждения с реальностью.
(Надеюсь, хоть это я поняла точно)ЦитироватьМистический же метод (мистические представления) оказывается вне таких условий и поэтому работает только на субъективном уровне, что и приводит к накапливающейся неадекватности с объективным.
ЦитироватьНа легко понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от научных понятий, которые в каждой предметной области имеют строгое определение и рамки их применимости, мистические представления основываются на неопределенных понятиях.
htmЕсли вы хотите понять "механизмы" мистического восприятия, то, безусловно, нужно немало времени не пожалеть на то, чтобы вообще понять механизмы психики.
:) сравним авторов, сравним описания мистического опыта - глядишь, найдем и примерное описание феномену (точное определение, разумеется, невозможно - как и точное определение словам "наука" или "культура")
Название: Мистика и магия.
Отвечая на мой вопрос о связи мистики с методом Аристотеля, Вы пишете в частности ЦитироватьНе в том смысле, что Аристотель – родоначальник или идеолог мистического метода.
:) сравним авторов, сравним описания мистического опыта - глядишь, найдем и примерное описание феномену (точное определение, разумеется, невозможно - как и точное определение словам "наука" или "культура") С уважением :hi:Нэд НуарбPS.
можно посмотреть, как аристотелевское учение об искусстве (особенно, конечно, вопрос о катарсисе) связано с мистическими практиками гомеровской и архаической Греции.
Насколько я понял, разговор был о возможности мистического опыта - и Рамакришна вполне корректно высказал, что он по этому поводу думает, претензии же " забыл про возможность иллюзорности" строятся на ошибке, которая, опять же, вполне корректно была мною описана.
Но теме вряд ли суждено раскрыться, а тут еще война :) Вот какой получился расклад: okami "не любит" современную эзотерику ("околорелигиозный синкретизм 20 века - телепатия там, убивание мух ") и отлучает ее от высокого звания мистической на том основании, что это "смеси оккультизма, банальностей, коммерции и невежества", как будто раньше было меньше этого самого невежества :) И то, что мистика испокон веков, ранних шаманских форм религий (см.
Цитата: nan от 15 Февраль 2008, 20:24:30Вот какой получился расклад: okami "не любит" современную эзотерику ("околорелигиозный синкретизм 20 века - телепатия там, убивание мух ") и отлучает ее от высокого звания мистической на том основании, что это "смеси оккультизма, банальностей, коммерции и невежества", как будто раньше было меньше этого самого невежества :) И то, что мистика испокон веков, ранних шаманских форм религий (см.
Отправлено: марина от 17 Июнь 2008, 02:57:36
Цитата: Кэп от 17 Июнь 2008, 02:35:57Боюсь, ты пропустил интересное обсуждение о контакте с миром идеального в теме Религия и общество - не наука не верит в мистический опыт, а науку с помощью разных аргументов пытаются "отделить" от исследований мистического опыта.
Серьёзных исследований на тему тему я не встречал, исследовались в лучшем случае теоретические обоснования получения мистического опыта (гнозис, увы, до сих пор считается "чище" праксиса :( :()
Название: Мистика и магия.
А мистическое знание всегда считалось тайным, неудивительно, что о нем написано мало, а написанное невразумительно для постороннего (впрочем, последнее можно отнести и к любой области науки, просто изучить научный язык и методы не составляет труда и тайны, все прозрачно и доступно, при наличии усердия и способностей).
Серьёзных исследований на тему тему я не встречал, исследовались в лучшем случае теоретические обоснования получения мистического опыта (гнозис, увы, до сих пор считается "чище" праксиса :( :()Так и неоткуда им взяться.
Если пытаемся изучать Бога - то я сразу пас по ряду субъективных причин (главная из которых - не хочу ввязываться в спор, который 100% кончится на Свалке)То есть обсуждение вопросов, связанных с мистическим опытом, для людей нерелигиозных представляет собой бессмысленное занятие, имеющее заранее встроенный ограничитель.
Как признак наличия мистических откровений могу лишь принять некоторые необоснованные выкладки и допущения, встречающиеся в его достаточно последовательных рассуждениях (но это характерно для любых проповедей).
В более современной литературе тоже можно найти работы по изучению религиозно-мистических переживаний, тут описаны разнообразные расстройства психики: http://www.
Вон, прекращать и предотвращать же научилась А кстати, вон, у Терезы Авильской вполне себе одиночный мистический опыт случился - не будешь же ты ей отказывать в том, что это именно он и был.
Меня всегда попросту настораживает такой факт, что людей, имеющих (или якобы имеющих) мистический опыт, в истории всегда было намного больше, чем, допустим, физиков.
Тем не менее методы физического эксперимента общеизвестны и общедоступны, разговор же о методах мистических опытов всегда (в том числе и здесь) ведется попросту уклончиво - то ли можно отличить "контакт" от "глюка", то ли нельзя.
Отправлено: марина от 29 Июль 2008, 16:11:15
Цитата: Кэп от 29 Июль 2008, 16:02:12Меня всегда попросту настораживает такой факт, что людей, имеющих (или якобы имеющих) мистический опыт, в истории всегда было намного больше, чем, допустим, физиков.
Тем не менее методы физического эксперимента общеизвестны и общедоступны, разговор же о методах мистических опытов всегда (в том числе и здесь) ведется попросту уклончиво - то ли можно отличить "контакт" от "глюка", то ли нельзя.
А если ты априорно не сомневаешься, то это можно назвать только верой, и на основании этого факта сделать предположение о мистическом (сиречь,таинственном) характере твоих убеждений.
Цитата: Emulyator от 30 Июль 2008, 15:52:46Любое событие влияет на человека в той или иной степени, а ты видимо считаешь, что «дух растет» только в результате мистических переживаний.
А если ты априорно не сомневаешься, то это можно назвать только верой, и на основании этого факта сделать предположение о мистическом (сиречь,таинственном) характере твоих убеждений.
Трилльхааз
указывает, что мистическое впечатления,
полученные ребенком в рамках семьи или
через ее посредство, имеют для последующей
мистической жизни основополагающее
значение.
Неудивительно,
что в мистических семьях, где родители
проводят специальные обряды, говорят
о мистицизме и мистических традициях
о высшем существе, управляющем всем на
земле и наказывающем людей за их «грехи»,
создается общая социально-психологическая
обстановка, способствующая формированию
мистицизма ребенка.
Еще более интенсивно
формируются навыки мистического
поведения у детей в тех семьях, в которых
родители или старшие родственники
сознательно и целенаправленно воспитывают
детей в мистическом духе, в частности
заставляют их молиться, читают с ними
мистическую литературу, разъясняя ее
содержание.
Постепенно на основе
подражания у ребенка формируются не
только стереотипы мистического поведения,
но и некоторые элементарные мистические
образы и представления.
Дети впечатлительны, они активно
воспринимают и глубоко переживают любые
внешние раздражители, что также
способствует усвоению ими мистические
образов и представлений, связываемых
с культовыми действиями или наглядными
мистическими изображениями (например,
иконами).
Исследование показало, что две
трети детей из глубоко мистических
семей давали анимистические или ответы
мистического содержания и только одна
треть — научные, в то время как дети
из семей, не отличавшихся мистицизмом,
давали от двух третей до половины научных
ответов.
У дошкольников мистические так
и религиозные представления еще не
отделились от других сказочно-фантастических
образов и представлений, они носят
наглядный, антропоморфный характер.
Психологические «напластования»
раннего детства, в том числе и
бессознательные, могут быть включены
в систему мистических верований только
при наличии активных мистических влияний
извне, в частности со стороны родителей.
Если в частично мистицизированных
семьях атеистическая общественность
может в известной мере опираться на
немистических членов семьи, то в условиях,
когда оба родителя, а также и другие
члены семьи отличаются повышенной
мистицизированности, такая возможность
исключена, и это ставит сложные проблемы
перед учителями и другими воспитателями
детей.
Однако, как показывает опыт работы
лучших педагогов, и в этих условиях
могут быть найдены пути и способы
воздействия на мистических родителей,
если и не исключающие их религиозное
влияние на детей, то делающие его не
столь сильным и систематическим.
Именно такие
уважительные и доверительные беседы с
мистицизированными родителями позволяют
учительнице на каком-то этапе поставить
и вопрос о том, стоит ли родителям
навязывать детям посещения различных
мистических обществ, требовать от них
соблюдения ритуалов норм и предписаний.
Неудивительно, что в результате
усиленной обработки родителями и
мистическими активистами у многих детей
и подростков из семей принадлежащим
различным обществам мистического типа
— сторонников воспитана не только
глубокая мистичность, но и враждебное
отношение к неверующим в сверхъестественное.
В подобных случаях мы имеем дело
с четкой негативной установкой по
отношению к неверующим в сверхъестественное,
сформированной под влиянием не только
семьи, но и мистической общины, которая
наряду с семьей является важным каналом
формирования мистичности.
Отправления культовых действий —
вид социальной деятельности, специфика
которой состоит в том, что через
мистический культ человек реализует
свою веру в существование сверхъестественных
сил или существ, а также в то, что он
может с помощью особых ритуалов оказать
воздействие на сверхъестественное.
О мистике: Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями
Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие.
Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниямиОтносится к «Мистика: понятие и сущность»Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями
В.
В книге приводится клиническое описание психических расстройств архаического и религиозно-мистического содержания: религиозно-мистических состояний, бреда одержимости и колдовства, депрессии с религиозной фабулой бреда, бреда мессианства.
Клинические концепции
Религиозно-мистические состояния, включающие
в себя озарения, пророчества, откровения, видения, экстатические переживания,
глоссолалии, известны не одно тысячелетие.
Экстатические переживания, видения небесного
блаженства, бред о таинственном соединении с богом, чувственный бред с религиозно-мистическим
содержанием, часто демономанический, сновидные помрачения сознания с
отсутствием или смутностью воспоминаний R, Kraft-Ebing рассматривал в рамках
истерического помешательства [30].
В работе «Опыты мистического света» [19] он выделяет
следующие типы переживаний: 1) разрушительный, ослепляющий свет, примером
которого может быть опыт святого Павла по дороге в Дамаск (Деян.
Maslow установил, что
мистическое переживание не является абсолютно изолированным феноменом, но
имеет аналоги и вобычной, нерелигиозной психической жизни [31].
Таким образом, как для пиковых переживаний,
так и для религиозных мистических состояний общим являются неболезненные «измененные
состояния сознания», содержащие по K.
На основе экспериментов со здоровыми испытуемыми он
пришел к заключению, что принципиальным моментом в создании мистического опыта
является процедура умозрительной медитации, при которой медиативный тренинг
ведет к образованию интрапсихических барьеров, направленных против отвлекающих
стимулов.
Deikman
многие
явления, описанные в мистических переживаниях, могут быть расценены как
последствия частичной дезавтоматизации психических структур, организующих и
интерпретирующих перцепционные стимулы.
Если скрупулезно следовать данному определению, то окажется,
что критерии отражения реальной действительности при оценке
религиозно-мистических состояний явно не работают, поскольку в религиозном
опыте отсутствует подлежащий восприятию реальный объект.
Таким образом, религиозно-мистическое
состояние как патологическое явление следует рассматривать лишь в том случае,
если оно на правах симптомокомплекса входит в структуру синдрома — систему
высшего порядка, определяющуюся не только качеством, но и тяжестью расстройства
психической деятельности.
Религиозно-мистический
симптомокомплекс
в клинической картине непрогредиентных
эндогенных
психических заболеваний
В наших наблюдениях, как правило, развитию
психоза предшествовала психическая травматизация, включающая в себя широкий
спектр средовых воздействий: материально-экономические трудности, потерю
работы, разлуку или смерть близких.
Религиозно-мистический
симлтомокомплекс
в клинической картине экзогенных
психических расстройств
Понятие экзогенно-органических синдромов
включает в себя преходящие состояния, отражающие динамику поражения,
вызванного воздействием на головной мозг внешних факторовтравм, инфекций,
интоксикаций и т.
Религиозно-мистический симптомокомплекс
входит в структуру как синдромов с нарушенным сознанием (делирий, галлюциноз,
сумеречный синдром), так и синдромов с непомраченным сознанием (бредовое
шизофреноподобное, психотические маниакальное и депрессивное расстройства).
* * *
Итак, главной отличительной чертой
религиозно-мистических состояний является переживание «непосредственного
единения» с богом или иными сверхъестественными силами.
В первом случае религиозно-мистические состояния
индуцированы, протекают в условиях измененного состояния сознания, отличаются
кратковременностью, после их завершения не наступает нарушений
жизнедеятельности и адекватного психологического функционирования.
Болезнь и смерть Гоголя — типичный
случай, когда врачи еще не умели распознавать это заболевание, которое еще не
было описано в медицинской литературе, а духовник тоже не знал биологических
законов этого заболевания, толковал его односторонне, духовно-мистически, а не
в аспекте «широкого горизонта» человеческой личности, единства в ней
биологического, психического и духовного, в их сложных взаимоотношениях».
Таким образом, к депрессиям
с религиозной фабулой бреда относятся психотические состояния, включающие в
себя основные признаки депрессивного эпизода [7] (снижение настроения, утрата
интересов и удовольствия, снижение энергичности) в сочетании с бредовыми идеями
религиозно-мистического содержания, греховности, одержимости, колдовства.
Бредовая деперсонализация содержала
религиозно-мистический компонент с присоединением бреда одержимости и бреда
аутометамор-фозы с переживаниями деформации скелета, появления шерсти, рогов,
когтей, хвоста.
Приступы, включающие в себя
депрессии с бредом религиозно-мистического содержания, развивались аутохтонно,
в рамках острого параноида и синдрома Кандинского — Клерамбо через 5-10 лет
после первой манифестации (в среднем — четвертый приступ).
У больных с эпилепсией депрессивные психозы с
религиозной фабулой бреда развивались после длительного, не менее 7-10 лет,
отсутствия эпилептических припадков и характеризовались сменой аффективных
расстройств с пониженным настроением галлюцинаторной парафренией с появлением
мегаломанических идей религиозно-мистического содержания.
Итак, характерной чертой депрессий с
религиозной фабулой бреда является то, что общие, постоянные, независимые от
влияния эпохи и окружающей среды признаки: подавленность, сниженная самооценка,
мрачное, пессимистическое видение будущего и т.
В результате
формировался магический вариант кризиса идентичности, когда личность под
давлением духовных и социальных проблем погружалась в оккультные представления
и мистические переживания.
Вне разума людей мистика (то, что безусловно относят к
мистике) никак не обнаруживается (это сейчас будет показано), во всяком случае,
на сегодняшний день не известно ничего достоверного, что исследователь мог бы
приписать к явлениям, вызывающим интуитивную оценку как
"мистическое".
На сегодняшний день общий итог: при корректном
сопоставлении (наличие бесспорно документированных данных) нет ни малейших оснований
говорить о существовании в мире мистических явлений самих по себе (в отличие от
воображаемых).
Несмотря на это, существует огромное количество
"свидетельств", которые выдаются за проявление мистического, от
"доказательств" реинкарнации и
спиритизма до экстрасенсов,
фотографий ауры и духов.
Тот, кто желает возразить на это и имеет на своих
руках бесспорно достоверные материалы или способен сам продемонстрировать мистическое
явление объективно, может это попробовать сделать.
И здесь нужно оставаться в тех границах понимания
мистики, которая наиболее представительствует в культурах, выделяя общее из
нее, а вовсе не то, чем склонен наделять мистику пытающийся ее оправдать конкретный
мистический теоретик.
Казуистике оправданий Великой Идеи нет конца и вставать на
ее позиции, чтобы понять и простить изнутри, означало бы не выявить объективно присутствующую
в культурах общность мистического, а погрузиться в субъективный мир частных
субъективных представлений.
Что же касается попыток найти некие преимущества
мистического, то на сайте апологетами предпринималось множество таких попыток в
обсуждениях, рассмотрены и откомментированы множество мистических книг и
статей, и никаких реальных преимуществ не обнаружено.
Что же касается понимания сути мистики,
то оно будет укрепляться по мере понимания развития мистических проявлений в
психике с древнего времени до современного мистицизма.
Первый опыт, показавший связь нового с
желаемым и теперь доступный как прогноз возможного удачного воздействия на
внешнюю реальность - это основа формирования специфически мистического стиля восприятия
и действия, - мистического эмоционального контекста, при том, что она же -
основа рационального исследовательского контекста (все будет зависеть от уровня
опыта оценки происходящего - мировоззрения).
Для мистического эмоционального контекста характерно, что
даже если удачное действие будет повторяться множество раз, то вовсе не как
исследование его различных свойств и причин достижения удачного результата, а
как использование того, самого первого результата, основанное на повышенном
доверии (вере) к нему.
Если взаимосвязь познана, то ничто более не провоцирует
мистический стиль восприятия-реагирования, а вполне адекватен объективной
реальности, он познан, понят (оценена значимость) для всех актуальных условий
использования, и уже не безусловная вера, а хорошо взвешенная, обусловленная
реальностью уверенность определяет характер его использования.
В мистических сектах для
вызывания необычных психических состояний, возникающих в результате дезинтеграции,
расщепления психической деятельности, чаще всего прибегают к длительным постам,
изоляции, к ночным богослужениям и т.
поразительным оказался факт: как только эпилептику показывали икону, крест, слово «Бог», звезду или другой мистический символ, полиграф («детектор лжи»), измеряющий эмоциональное состояние, зашкаливал, а у испытуемого можно было обнаружить повышенную активность определенной группы нервных клеток.
Как оказалась, именно с группой клеток, находящихся в амигдале, на подступах к эмоциональному центру мозга — лимбической системе, связаны религиозные видения эпилептиков, как и их сверхчувствительная реакция на мистические символы.
Кроме перечисленных причин, способствующих становлению и
развитию мистики, мистическое восприятие напрямую провоцируется уровнем
мировоззрения и условиями его становления (см.
Что-то в перечисленном покажется абсурдным самим мистикам, -
слишком разные у них уровни восприятия, и есть "элита", исповедующая
"правильные", сложно сплетенные мистические системы, которые, при
внимательном критическом исследовании, оказываются не менее абсурдными, чем
самые примитивные формы мистических теорий.
Большое значение в мистическом эмоциональном контексте
играет такое психическое явление как вера, суть которой рассматривается в
статье Доверие, уверенность, вера и естественное уважение
непознанного (высокая значимость), возможно таящего опасность или удачу:
религиозное чувство, о котором писал
Эйнштейн, см.
Кроме тех, кто специализировался на каком-то реальном
умении, появились и те, у кого мистическое "знание" значительно преобладало
над знанием адекватным объективной реальности: знахари, колдуны, шаманы.
Они
всегда использовали наиболее эффектные найденные закономерности объективной
реальности, но не для их практического использования, и даже намеренно скрывали
их суть от соплеменников, а для поддержания действенности мистических ритуалов.
В этом плане, в подборке наиболее часто встречающихся мистических высказываний,
в попытках обосновать мировоззренческую состоятельность мистики приведены
разумные соображения, призванные преодолеть недостаточность уровня
мировоззрения тех, для кого такие доводы являются откровениями (производят
впечатление неотразимых по логике мыслей).
Все проявления мистики, все ее виды и особенности имеют
одно и то же основное свойство психики: метод использования оценки прогноза
результатов недостаточно определенного опыта, задаваемый мистическим
эмоциональным контекстом, переход в который провоцируется специфическими
условиями восприятия-действия.
Неопределенность опыта, прежде всего, означает, что получен
опыт только в каких-то определенных условиях (или же даже просто авторитарно)
и, в случае мистического контекста восприятия, он распространяется
гипотетически на все другие условия.
Предположения в науке необходимы, и они строятся
творчески по тем же механизмам, что и мистические предположения, но их
ограничивает научная
методология и они становятся научным фактом только когда их
обоснованность достигнет уровня аксиоматики - как основа новых предположений.
Мистическая же неадекватность может все больше нарастать,
никак не корректируясь объективной реальностью, и мистический контекст способен
подменить все остальные контексты восприятия вплоть до проявления психозов,
истощения и смерти.
Причины такого развития, склонности к такому развитию
описаны в статье Блаженные, а клинические данные - в Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями.
Вне разума людей мистика (то, что безусловно относят к
мистике) никак не обнаруживается (это сейчас будет показано), во всяком случае,
на сегодняшний день не известно ничего достоверного, что исследователь мог бы
приписать к явлениям, вызывающим интуитивную оценку как
"мистическое".
На сегодняшний день общий итог: при корректном
сопоставлении (наличие бесспорно документированных данных) нет ни малейших оснований
говорить о существовании в мире мистических явлений самих по себе (в отличие от
воображаемых).
Несмотря на это, существует огромное количество
"свидетельств", которые выдаются за проявление мистического, от
"доказательств" реинкарнации и
спиритизма до экстрасенсов,
фотографий ауры и духов.
Тот, кто желает возразить на это и имеет на своих
руках бесспорно достоверные материалы или способен сам продемонстрировать мистическое
явление объективно, может это попробовать сделать.
И здесь нужно оставаться в тех границах понимания
мистики, которая наиболее представительствует в культурах, выделяя общее из
нее, а вовсе не то, чем склонен наделять мистику пытающийся ее оправдать конкретный
мистический теоретик.
Казуистики оправданий Великой Идеи нет конца и вставать на
ее позиции, чтобы понять и простить изнутри, означало бы не выявить объективно присутствующую
в культурах общность мистического, а погрузиться в субъективный мир частных
субъективных представлений.
Что же касается попыток найти некие преимущества
мистического, в на сайте апологетами предпринималось множество таких попыток в
обсуждениях, рассмотрены и откомментированы множество мистических книг и
статей, ни никаких реальных преимуществ не обнаружено.
Что же касается понимания сути мистики,
то оно будет укрепляться по мере понимания развития мистических проявлений в
психике с древнего времени до современного мистицизма.
Первый опыт, показавший связь нового с
желаемым и теперь доступный как прогноз возможного удачного воздействия на
внешнюю реальность - это основа формирования специфически мистического стиля восприятия
и действия, - мистического эмоционального контекста, при том, что она же -
основа рационального исследовательского контекста (все будет зависеть от уровня
опыта оценки происходящего - мировоззрения).
Для мистического эмоционального контекста характерно, что
даже если удачное действие будет повторяться множество раз, то вовсе не как
исследование его различных свойств и причин достижения удачного результата, а
как использование того, самого первого результата, основанное на повышенном
доверии (вере) к нему.
Если взаимосвязь познана, то ничто более не провоцирует
мистический стиль восприятия-реагирования, а вполне адекватен объективной
реальности, он познан, понят (оценена значимость) для всех актуальных условий
использования, и уже не безусловная вера, а хорошо взвешенная, обусловленная
реальностью уверенность определяет характер его использования.
В мистических сектах для
вызывания необычных психических состояний, возникающих в результате дезинтеграции,
расщепления психической деятельности, чаще всего прибегают к длительным постам,
изоляции, к ночным богослужениям и т.
Кроме перечисленных причин, способствующих становлению и
развитию мистики, мистическое восприятие напрямую провоцируется уровнем
мировоззрения и условиями его становления (см.
Что-то в перечисленном покажется абсурдным самим мистикам, -
слишком разные у них уровни восприятия, и есть "элита", исповедующая
"правильные", сложно сплетенные мистические системы, которые, при
внимательном критическом исследовании, оказываются не менее абсурдными, чем
самые примитивные формы мистических теорий.
Большое значение в мистическом эмоциональном контексте
играет такое психическое явление как вера, суть которой рассматривается в
статье Доверие, уверенность, вера и естественное уважение
непознанного (высокая значимость), возможно таящего опасность или удачу:
религиозное чувство, о котором писал
Эйнштейн, см.
Кроме тех, кто специализировался на каком-то реальном
умении, появились и те, у кого мистическое "знание" значительно преобладало
над знанием адекватным объективной реальности: знахари, колдуны, шаманы.
Они
всегда использовали наиболее эффектные найденные закономерности объективной
реальности, но не для их практического использования, и даже намеренно скрывали
их суть от соплеменников, а для поддержания действенности мистических ритуалов.
В этом плане, в подборке наиболее часто встречающихся мистических высказываний,
в попытках обосновать мировоззренческую состоятельность мистики приведены
разумные соображения, призванные преодолеть недостаточность уровня
мировоззрения тех, для кого такие доводы являются откровениями (производят
впечатление неотразимых по логике мыслей).
Все проявления мистики, все ее виды и особенности имеют
одно и то же основное свойство психики: метод использования оценки прогноза
результатов недостаточно определенного опыта, задаваемый мистическим
эмоциональным контекстом, переход в который провоцируется специфическими
условиями восприятия-действия.
Неопределенность опыта, прежде всего, означает, что получен
опыт только в каких-то определенных условиях (или же даже просто авторитарно)
и, в случае мистического контекста восприятия, он распространяется
гипотетически на все другие условия.
Предположения в науке необходимы, и они строятся
творчески по тем же механизмам, что и мистические предположения, но их
ограничивает научная
методология и они становятся научным фактом только когда их
обоснованность достигнет уровня аксиоматики - как основа новых предположений.
Мистическая же неадекватность может все больше нарастать,
никак не корректируясь объективной реальностью, и мистический контекст способен
подменить все остальные контексты восприятия вплоть до проявления психозов,
истощения и смерти.
В теме "Религия и Общество: третий раунд" принялись "обсуждать" активно не понравившуюся статью Блаженные и смежную по тематике статью Мистика и наука, написанные - как обобщение определенных механизмов психики, раскрывающее механизмы явления мистического восприятия.
« : 10 Февраля 2008,
15:17:37 »
Следующий материал не является
непосредственным ответом на вопрос о связи мистических
воззрений в обществе и развитии традиционных религиозных
направлений, но он рассматривает фундаментальные
механизмы, лежащие в основе становления мировоззрения
любого человека в данной области.
« Ответ #2 : 10
Февраля 2008, 16:25:22 »
Цитата:
Emulyator от 10 Февраля 2008, 15:17:37
Следующий материал не является
непосредственным ответом на вопрос о связи мистических
воззрений в обществе и развитии традиционных религиозных
направлений, но он рассматривает фундаментальные
механизмы, лежащие в основе становления мировоззрения
любого человека в данной области.
« Ответ #6 : 10
Февраля 2008, 19:19:49 »
Цитата:
Emulyator от 10 Февраля 2008, 15:17:37
Следующий материал не является
непосредственным ответом на вопрос о связи мистических
воззрений в обществе и развитии традиционных религиозных
направлений, но он рассматривает фундаментальные
механизмы, лежащие в основе становления мировоззрения
любого человека в данной области.
И, конечно, детские эксперименты
ни при чем На моем
сайте очень много материалов по исследованиям мистики,
разборки конкретных мистических теорий и теоретиков, не
просто на уровне высказывания мнения, а с
сопоставлениями, обобщениями и сравнением с научной
методологией.
Это и есть мистический
метод познания (метод Аристотеля), который в принципе не
может приносить конкретные новые знания о мире просто
потому, что основывается только на представлениях, уже
существующих в психике - личной "логике" в результате
вовсе не Аристотельского метода, а
естественно-эмпирического.
"Далее выявляются
характерные черты мистического метода:он "базируется
только на собственном представлении, не имеющим
реального соответствия с действительностью (что пока
неизвестно), и этот метод не имеет определенно
выделенного признака условий для выбора
поведения.
Мистический же метод (мистические представления)
оказывается вне таких условий и поэтому работает только
на субъективном уровне, что и приводит к накапливающейся
неадекватности с объективным.
На легко
понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от
научных понятий, которые в каждой предметной области
имеют строгое определение и рамки их применимости,
мистические представления основываются на неопределенных
понятиях.
Цитата:
Нэд Нуарб от 12 Февраля 2008, 22:46:15
Далее, из Вашего определения
мистики следует, что мистический метод познания
Вы связываете с Аристотелем.
Цитировать
Далее выявляются характерные черты
мистического метода:он "базируется только на
собственном представлении, не имеющим реального
соответствия с действительностью (что пока неизвестно),
и этот метод не имеет определенно выделенного признака
условий для выбора поведения.
Реальностью (строго
говоря - "действительностью", а не "реальностью", но это
уже, конечно, немножечко придирка) верифицируется не
восприятие, а воспринимаемый объект когда
Рамакришна говорит о наличии мистического опыта в своей
жизни, он говорит о факте восприятия, а не об объекте
восприятия, поясняя это довольно поэтичным образом - раз
я вижу свет, значит, у меня есть зрение (не очень
корректно с точки зрения чистой физиологии, но для
популярной книги довольно точное сравнение)
Цитировать
В случае же моего высказывания
"порочная логика" - не термин какой-то предметной
области, а синоним неадекватности, проявляющийся в
операции сравнения утверждения с реальностью.
)PS когда, говоря о
Рамакришне, я употребил словосочетание "мистический
опыт" - я использовал стандартный термин религиоведения,
не больше.
(Надеюсь, хоть это я поняла точно)
Цитировать
Мистический же метод (мистические
представления) оказывается вне таких условий и поэтому
работает только на субъективном уровне, что и приводит к
накапливающейся неадекватности с
объективным.
Цитировать
На легко понимаемом же уровне можно
сказать так: в отличие от научных понятий, которые в
каждой предметной области имеют строгое определение и
рамки их применимости, мистические представления
основываются на неопределенных понятиях.
htmЕсли
вы хотите понять "механизмы" мистического восприятия,
то, безусловно, нужно немало времени не пожалеть на то,
чтобы вообще понять механизмы психики.
сравним
авторов, сравним описания мистического опыта - глядишь,
найдем и примерное описание феномену (точное
определение, разумеется, невозможно - как и точное
определение словам "наука" или "культура")
« Последнее редактирование: 14
Февраля 2008, 21:35:55 от okami »
Сообщить
модератору Записан
First we take Manhattan,Then
we take
Berlin
Нэд
Нуарб
Библиоман
OfflineПол: Сообщений: 4197
Д + +Зарегистрирован:
03.
Отвечая на мой вопрос о связи
мистики с методом Аристотеля, Вы пишете в частности
Цитировать
Не в том смысле, что Аристотель –
родоначальник или идеолог мистического метода.
сравним
авторов, сравним описания мистического опыта - глядишь,
найдем и примерное описание феномену (точное
определение, разумеется, невозможно - как и точное
определение словам "наука" или
"культура")С уважением Нэд
НуарбPS.
можно посмотреть, как аристотелевское учение
об искусстве (особенно, конечно, вопрос о катарсисе)
связано с мистическими практиками гомеровской и
архаической Греции.
Если целью мистической
практики является непосредственная связь (единение) с
Богом и божественными силами, то тогда говорят о
религиозной мистике.
Насколько
я понял, разговор был о возможности мистического опыта -
и Рамакришна вполне корректно высказал, что он по этому
поводу думает, претензии же " забыл про возможность
иллюзорности" строятся на ошибке, которая, опять же,
вполне корректно была мною описана.
О мистике: Клинические особенности мистического бреда
Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие.
Обратите внимание, что этот документ используется в сборнике "Мистические миры" в качестве иллюстрации творений мистических авторов - как пример некорректного, абсурдного подхода к затронутым вопросам.
Мистический бред характеризуется выраженным мистическим содержанием болезненных переживаний больного, его убежденностью в том, что с ним и окружающими происходит нечто необъяснимое, загадочное.
Экстаз, мистическое чувство блаженства и освобождения сближает РМС с маниакальной фазой аффективного психоза; видения, восприятия голосов, приказаний, божественных наставлений, чувство влияния и управления высшими силами – с галлюцинаторно-параноидным синдромом; отрешенность, уход от внешнего мира, погруженность в себя – с шизофреническим аутизмом.
Речь в мистических состояниях (глоссолалия) часто является непонятной, вычурной и тем самым по своим внешним признакам может напоминать речевую спутанность при острых психозах.
вопрос о том, являются ли развернутые мистические переживания проявлением религиозного опыта или следствием заболевания, обсуждался как психиатрами, так и психологами.
Возникающие вследствие этих нарушений деперсонализационно-дереализационные явления, экстаз, ощущения отсутствия чувства времени и нехватки свободного пространства интерпретируются в религиозно-мистическом плане [5, 6].
РезультатыВыявлена положительная g-корреляция мистического бреда с синдромом Кандинского–Клерамбо (g=0,40, p=0,0000), чувственным бредом (g=0,24, p=0,0014) и бредом воображения (g=0,20, p=0,0092); отрицательная – с интерпретативным бредом (g=-0,81, p=0,0000).
Бредовые интерпретации, которые в начале были нестойкими, неопределенными, постепенно трансформировались в бред значения, в котором собственно и выявлялась религиозно-мистическая тематика.
Чувственный мистический бред в структуре параноидного синдрома наблюдался у 12, а парафренного у 4 больных, сочетаясь с бредом величия у 6, а преследования у 8 пациентов.
Так, мистический бред развивался в рамках как острого синдрома Кандинского–Клерамбо при шизоаффективном психозе (10 наблюдений), так и хронического при параноидной шизофрении (15 наблюдений).
Сюжетные разработки религиозно-мистического бреда, часто пластичные и изменчивые, включающие предчувствия, интуитивные догадки, сведения об ожидаемых событиях (бред перспективы), сочетались с «живым образным бредом»[14] без соответствующих чувственных ощущений.
В состояниях, близких к онейроиду, визуализированные фантастические представления приобретали сенсориальный оттенок и складывались в сценоподобные картины с религиозно-мистическим сюжетом («все началось со снов, почувствовала силу, наполняющую меня, мне стало очень хорошо, вижу, что лежу на небе, среди облаков, и вдруг ко мне подлетает что-то огромное в виде голубя, с крыльями и крестом, и я поняла, что это Бог, видела его с открытыми и закрытыми глазами»; «Бог показывал мне мою жизнь, я видела себя ребенком, девушкой, пожилой женщиной»; «видела себя в аду, не могла понять, умерла или мне предстоит умереть, все вокруг казались слугами дьявола»).
ru/3892
На форум
Автор
Эфект восприятия: мистическая практика(Просмотров: 15037)
Род: CPUУДАЛЕНСообщений: 139
1.
Предлагаю поговорить о различных религиях и мистических традициях в контексте: что люди делают практически, что они воспринимают в результате, как это объяснить физиологически.
Гдето в таком направлении я хочу развить эту тему форума, необязатялно даже обсуждать особо опасные издевательства над психикой, главное раскрыть физическую суть мистических упражнений на конкретных примерах (может кому то интересно.
« Сообщение №15978, от Ноябрь 22, 2009, 06:08:45 PM»
Понимаешь , CPU , я никогда не был мистиком , но так получилось , что мой друг « ударился» во все мистическое.
С самого начала психолог Гроф начинает формировать у читающего
определенное, негативное отношение к не мистической науке (сочетание "мистическая
наука" звучит странно, но Гроф серьезно претендует на такой статус для своей
и подобных теорий, основанных на мистическом мировоззрении), которое сквозит во
всех последующих рассуждениях Грофа.
Во
многих случаях некоторые приборы перестанут работать так, как предсказывает
парадигма в этом есть что-то мистически
пророческое :), в ряде наблюдений обнаружится то, что никак не вместить
в существующую систему убеждений, или же проблема, которую нужно решить, не
будет поддаваться настойчивым усилиям выдающихся специалистов.
В учебниках не принято упоминать, что многие из основателей современной физики
- Эйнштейн, Бом, Гейзенберг, Шредингер, Бор и Оппенгеймер - не только считали
свои работы вполне совместимыми с мистическим мировоззрением, но в каком-то
смысле открывали мистические области своими научными занятиями.
В нынешней
тенденции низвести мистические переживания и духовную жизнь до культурно
приемлемых квазипсихотических состояний, до примитивного суеверия или
неразрешенных детских конфликтов и зависимостей, ясно видно серьезное
непонимание их истинной природы.
, и линейной причинности,
философское понимание существования становится уже значительно более сложным и
искушенным, оно приближается к образцам, открытым великими мистическими
традициями мира.
Интересно, что
многие великие ученые, произведшие революцию в современной физике - Альберт
Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер и Давид
Бом - находили свое научное мышление вполне совместимым с духовностью, с
мистическим мировоззрением.
Фритьоф Капра (Сарга, 1975;
1982) и другие показали, что мировоззрение современной физики приближается к
мистическому мировоззрению непринужденно и предвзято
трактуя это мировоззрение.
В еще большей степени это относится к
современным исследованиям сознания, поскольку они непосредственно имеют дело с
состояниями сознания, как и мистические школы.
Возможность
существования сознания вне мозга человека и высших позвоночных также серьезно
рассматривается в контексте современной мистической
физики (приходится уточнять там, где это
"поленился" сделать Гроф, хотя название Новой Физики мистической
покоробит даже мистиков, но чего уж там теперь скрываться, когда мистика открыто
уже провозглашена во всеохватывающих правах на истину).
По контрасту с
описанными выше явлениями категория трансперсональных переживаний, содержанию
которых нет параллелей в материальной реальности, явно находится за пределами
возможностей физики но не мистической, как недавно
говорилось.
Параллели между
мировоззрением современной мистической физики и
миром мистических и психоделических переживаний действительно обещают многое, и
есть все основания верить, что сходство будет возрастать.
В серьезном логическом конфликте с
традиционной моделью, новые данные недвусмысленно поддерживают воззрение,
которое отстаивали все мистические традиции во все века: при некоторых
обстоятельствах человек может функционировать и как обширное поле сознания, трансцендирующее
ограничения физического тела, ньютоновского пространства и времени пространство и время могут быть Ньютоновскими.
Еще одно свойство голографии делает ее особенно
пригодной для моделирования психоделических и мистических явлений - невероятная
способность вмещать информацию; несколько сотен изображений может быть записано
на эмульсионной пленке, где при обычном способе фотографии поместилась бы
только одна картинка.
Необычайные эффекты холофонической
технологии позволяют в совершенно новом свете оценить то значение, которое
придавалось звуку в различных традициях духовной философии, в мистических
школах.
Решающая роль космического звука ОМ в процессе сотворения Вселенной
-нет границ фантазированию Грофа, обсуждаемая в
древнеиндийских системах мышления; глубинная связь между различными
акустическими вибрациями и индивидуальными чакрами в тантре и кундалини-йоге;
мистические и магические свойства, приписываемые звукам еврейского и
египетского алфавитов; использование звука, как технологии священнодействия в
шаманизме и церемониях целительства у туземцев, как мощного средства для посредования
переживаний других реальностей - вот лишь некоторые примеры первостепенной роли
звука в истории религии.
Хотя и Прибрам, и Бом
обращаются к проблемам, связанным с психологией, философией и религией, они
черпают свои научные данные главным образом в области физики и биологии, тогда
как многие психоделические и мистические состояния имеют дело непосредственно с
нематериальными областями реальности.
Являясь неприкрытым
мистиком на стороне субъективного идеализма, Гроф ратует за объединение науки и
мистических учений, в то же время утверждая принципиальную несостоятельность и
непознаваемость научных методов.
Работая совершенно добровольно, мы ставили перед собой такие задачи:
Провести следующую национальную
конференцию с приглашением экспертов, которые расскажут о своих взглядах
(например, религиозных, внеземных, спиритических, мистических, психиатрических и
т.
АНТИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
До возникновения психологии и
психиатрии психические и мистические переживания были общим элементом в
понимании человеческой природы и психического здоровья во многих обществах.
"
Дополнение, написанное три года
спустя
За несколько последних лет я
нашел безграничную поддержку в мистических работах John of the Cross,
современника и друга Терезы.
Возможно, что субъекты этой категории достигли определенного
уровня мистического опыта, который иногда включает в себя слуховой элемент и
который ведет к положительному самоотверженному действию, как описано в случае с
Робом.
Субъект мистического опыта верит, что он
общается со сферой, охватывающей все сущее, со сферой, не отделенной от
действительности, но не полностью познаваемой в обычном восприятии.
Во всех религиях мистицизм
предшествовал всему прочему: невозможно представить какую-либо форму религии
(какой бы ни была культура, ее породившая), лишенную фундамента мистического
опыта.
Это означает, что
содержание такого опыта недоказуемо и может быть известно только тем, кто имеет
подобные ощущения, и тем, кто открыт и восприимчив к мистическому опыту.
Объект мистического опыта
(восприятие реальности как живого исключительного единства) называется Богом в
религиозных традициях Запада и всегда носил личностный характер.
Так,
английский мистик Julian of Norwich провозгласил, что чувство внутренней
уверенности в мистической способности проникновения само есть гарантией его
достоверности.
Но покой, однажды достигнутый, никогда
не покидает мистика, который выделяется своим ясным нравственным взглядом и
защищенностью этим оптимистическим взглядом на жизнь.
переводчика
Около XVI столетия мистический
феномен стал более редким, сообщения о пророческих посещениях голосов и видений
– случайными, хотя те, что записаны, по-прежнему несут на себе отпечаток тех же
культурных и социальных факторов.
В консультативном отделении
Института парапсихологии в Утрехте мы стараемся помочь тем, кто, справедливо или
ошибочно, считает себя испытывающим мистический или паранормальный феномен и не
знает, как с этим справиться.
Бредовая идея может быть
хорошей в том смысле, что мир предстает волшебным, вселяет уверенность и
предполагает оптимистический конец; или плохой, когда мир становится темным и
опасным местом.
Например, если бы кто-то хотел понять, что такое счастье, он
должен был бы искать особенности процесса обработки информации, которые
объясняли бы счастливый нереалистичный оптимистический взгляд личности на мир, и
которые отсутствовали бы у несчастливого человека.
Другие выбирают религиозную систему взглядов, которая рассматривает
голоса как имеющие мистическую природу; или связывают голоса с тем, что духовная
психотерапия называет высшим "Я"; или рассматривают голоса как связь с нашим
коллективным бессознательным.
Начиная с
семидесятых годов ХХ века принцип биоэлектрической активности мозга активно
использовался для изучения корреляции волн мозга с мистическими и измененными
состояниями сознания.
Конечно, мы
можем согласиться с точкой зрения, что глубокий мистический опыт, откровения,
любые религиозные чувства – лишь эпифеномен возбужденного в специфических зонах
мозга.
[47]
Психоделики
Психоделики,
пожалуй, нагляднее всего показывают связь между мистическими переживаниями и
воздействием на мозг вещества.
Сублимировать его, перейти от эротического и чувственного к мистическому
единению с мифической эрой, с внутриутробной стадией – в этом состоит конечная
цель, которой достигают единицы, но жаждут достичь все.
Пейот учит различными способами:
открывает дар говорения и понимания других языков, открывает сакральное видение
(визуальное, слуховое, либо их сочетание), либо дает мистическое знание (этот
способ, или путь учения пейота редок и доступен лишь немногим продвинутым
членам церкви; они редко получают видения и склонны смотреть на них как на
развлечения).
) мы имеем дело с инструментом, который
помогает, тем или иным способом, установить контакт с «миром духов» (боги,
духи, демоны, души предков, умерших, мистических животных).
Чтобы войти в
транс члены «Религии Танцующих Духов», большого мистического объединения в
Северной Америке, которое возникло еще в начале XIX
века и представляло собой по существу коллективный шаманизм[64], для переживания мистического света
долго смотрели на небо и непрерывно трясли руками.
Говоря
современным языком
Йога и мозг
Говоря о
воздействии на центральную нервную систему с целью достижения глубоких
мистических переживаний, конечно, нельзя не отметить классическую йогу, или
иначе восьмеричную йогу Патанджали.
Умение создавать всепоглощающую доминанту,
подчиняющую все другие центры возбуждения, позволяет достичь колоссального
контроля над психикой (что в конечном итоге ведет к глубочайшим мистическим
переживаниям[80]).
Мы увидели,
что на самом деле современная наука не только не опровергает, но практически
становится на сторону религии и даже признает превосходство мистического
миросозерцания.
Желание ребенка получить цветик-семицветик, три заветных желания, помощь старика Хоттабыча и доверчивость ко всякому авторитету, который более-менее убедительно способен посулить это - мистический путь слабого "воина" хитрого или просто наивного шамана.
", различных до противоположности в диапазоне от пессимистической: "мы - неудачный и жестокий эксперимент сверхразума, который только начинается со смерти нашего тела", нейтральной: "мы - незначительное звено превращений материи и лишь окружаем себя желанным иллюзиями" до оптимистической: "мы - частицы непознаваемых в нашей ипостаси более общих явлений, которые сохраняют и неисповедимо используют приобретаемый жизненный опыт".
Но далекие и достаточно произвольные экстраполяции буддизма наделили эту энергию способностями к передаче ее таким процессам, которые не обеспечиваются на самом деле, что и составляет суть мистических представлений.
Современные мистические теории берут за основу буддизм как наиболее гибкую, неформализуемую (многие буддистские понятия невыразимы словами) и интуитивно понятную систему представлений.
Если у мистиков не угас ориентировочный рефлекс, то они продолжают живо интересоваться картинами мира, развивают их и делают все то, что делают ученые, с той разницей, что работают не с фактическим материалом, а со своими же мистическими убеждениями.
Самое главное, не пытаться, балансируя на середине, объяснять все это мистически, а нужно попытаться объяснить альтернативно или доказать почему это альтернативное объяснения не может быть иметь место.
) но ни одно из них не обрело мистические свойства, а всего лишь приоткрыло природу уже известного (свет был всегда, Солнце с ядерными реакциями светило всегда, тяготение тоже было известно всегда и всегда использовалось, только не выделялось как умозрительная абстракция).
А так как любые понятия реально демонстрируют себя только на практике, то различное содержание понятий на практике приводит к различным мистическим практикам, различной морали, различным целям и средствам достижения целей.
Для того, чтобы хоть как-то провести параллели с разными мистическими теориями и религиями, претендующими на то истинное вИдение мира, говорят, что всякий раз одно и то же явление рассматривается с разных сторон, вот и создается впечатление разных представлений.
Читая мистические тексты мистиков-теоретиков, доверчивые мистики "настраиваются" на передаваемые с ними знания и уверены, что в прочитанных высказываниях черпают истинный смысл.
Сегодня широко распространено стремление к
мистическим переживаниям, к визионерскому прорыву к более глубокой, более
всесторонней реальности, чем та, что воспринимается нашим рациональным
повседневным сознанием.
На первом месте
среди подобных подходов стоят различные методы медитации, и в религиозном и
в светском контексте, которые ставят своей целью углубление осознания
реальности при помощи мистического опыта.
Намеренный вызов мистических
переживаний, в частности, при помощи ЛСД и подобных галлюциногенов, по
сравнению со спонтанным визионерским опытом, влечет за собой опасности,
которые нельзя недооценивать.
Религиоведы и философы обсуждали вопрос о том, являются ли
религиозные и мистические переживания, часто встречающиеся во время ЛСД
сеансов подлинными, то есть сравнимыми со спонтанными
религиозно-мистическими озарениями.
Применяя научную методологию, при помощи ЛСД и псилоцибина, они
производили опыты по возвращению заключенных в общество, опыты с теологами и
представителями духовенства, у которых при помощи психоделиков они вызывали
религиозно-мистический экстаз, опыты по стимуляции творчества у художников и
писателей.
Я представил, что ощущаю, под его давящей тяжестью, как мои конечности
обвиты сотнями щупальцев полипа - да, я действительно воспринимал все это в
мистическом ритме; электрические прикосновения, как бы настоящего, хотя и
невидимого, злобного существа, к которому я обращался громким голосом,
чертыхаясь и вызывая его на открытый поединок.
Эта коллекция отчетов о "путешествиях во
вселенной души", хотя и охватывает столь непохожие экпириенсы, все же не
способна показать полную картину широкого спектра всех возможных реакций на
ЛСД, которые простираются от наиболее возвышенных духовных, религиозных и
мистических переживаний до грубых психосоматических нарушений.
В них, в
восприятии мистического единства, в вере в бессмертие и вечное
существование, страдающее человечество нашло лекарство от рационального,
предметного, расщепленного разума.
Существенное значение мистического
экспириенса для выздоровления человека западного индустриального общества,
который страдает от одностороннего, рационального, материалистического
видения мира, подчеркивается сегодня не только приверженцами восточных
религиозных течений, таких как Дзен-буддизм, но и ведущими представителями
академической психиатрии.
Тем не менее, в Элевсине мистические
видения, прозрения и исцеляющий опыт, могли происходить в установленном
месте в назначенное время со всеми, кто принимал посвящение великих
мистерий.
Благодаря
отличительному свойству галлюциногенов с помощью экстатического,
эмоционального переживания разрушать границы между воспринимающим "Я" и
внешним миром, становиться возможным с их помощью, при надлежащей внутренней
и внешней подготовке, запланированно вызывать мистический экспириенс так,
как это происходило в Элевсине.
На резонные замечания о том, что сколько мистических теорий - столько и различных представлений о реальности, во многом непримиримо противоречивых, - мистики, не задумываясь отвечают: Все религии говорят об одном и том же по-сути, а различия - видимые, - в меру понимания и готовности к пониманию.
Религиозные и мистические теории невозможно использовать практически (если бы магия существовала как объективное, но пока непознанное явление, ею с успехом могла бы заняться наука).
Религиозные, мистические и философские концепции, не имеющие понятий, характеризующих объективно существующее явление, использующие не конкретно определенные понятия, а некие "виртуальные шаблоны" понятий (астрал, чистая энергия, бог), которые не описывают определенные свойства явления, качественно отличаются от понятий, характерных для научного метода.
Ни одна из них по охвату различных сторон мира (дисциплин) не может и
близко сравниться с научной картиной, даваемой всей совокупностью научных дисциплин, которая описывает ВСЕ известные человеку
явления природы, человека и общества, в то время как мистические вообще не
упоминают некоторых из этих сторон и направлены, акцентированы, в основном на
поведенческие аспекты человеческого бытия.
Характерно для религии наличие в них
таких понятий, которые отсутствуют в других (карма, космический разум, многие эзотерические
представления, личности божеств и их представителей, )
Если научные термины - строгие понятия (не включают в себя неопределенные элементы), то мистические (чистая энергия, чистые знания, чистая информация, чистое сознание и т.
Христианство
Буддизм
Ислам
Коммунизм
Субъективистские теории
Карлос Кастанеда
Засланец Урантии исходный сайт
Некто Сан Саныч исходный сайт
Иринушка исходный сайт
Монро
Гроф
«Беседы с Богом» Нила Дональда Уолша
Франклин МЕРРЕЛЛ-ВОЛЬФ
Елена Блаватская
Полная таблица
Про мистические теории часто говорят, что
1) они наравне с наукой исследуют реальность: наука физическую часть мира, мистика - божественную (а не просто духовную, т.
Действительно, начав изучать любую религию или мистическую теорию по ее текстам, находишь вполне определенные понятия, которые невозможно трактовать в своей основе произвольно, личностно.
те, что пытаются воздействовать на доверчивость людей,
склоняя их к определенному, выгодному в чем-то публикаторам мнению (реклама всех
видов, политические интриги, религиозные проповеди, мистические идеи и теории).
Наиболее часто в таком сочетании нового-значимого выступают новые "открытия", но чаще всего вовсе не в
науке, где сложно бывает предвидеть и оценить значимость нового, а в паранауке или
религиозно-мистических сенсационно звучащих откровениях.
Огромное количество мистических сайтов, практикующих
магов, целителей, параученых выдают несоизмеримое с любой научной предметной
областью количество статей, книг, высказываний в обсуждениях.
Это приводит к тому, что большинство людей, пытающихся
удовлетворить свой естественный интерес к познанию, натыкаясь на научные
статьи, оказывается не подготовленным и не способным понять их, а вот легко находя просто понимаемые паранаучные тексты с большой убеждающей силой, оказываются вовлечены
в сеть мистических (в самом широком смысле, определенном в статье Мистика: понятие и сущность)
идей.
Но даже это не является
препятствием к единодушию в вере потому, что эволюция саморазвития мистики
приводит к появлению очень схожих штампов и притиранию идей так, что в любой
мистической идее можно найти отзвук других идей, что дает возможность объявлять
их всех говорящими об одном и том же только разными словами.
Любые "чудесные"
события в личной жизни, любые "невероятные"
совпадения, услышанные таинственные
истории воспринимаются в подготовленном мистическом контексте и легко
"объясняются", еще более укрепляя веру.
Люди, нахватавшиеся в интернете доступных для
их восприятия сведений, заряженные доверчивостью к мистицизму, начитавшиеся
скачанных мистических и паранаучных книжек и статей, в обсуждениях в том же
интернете используют крылатые фразы (в истинной науке нет крылатых фраз, целью которых
является привлекательная убедительность при простоте восприятия "истины")
и ходящие по рукам идеи для взаимного притирания и погружения в еще больший
неадекват.
Это - большое зло, поражающее общество,
касается далеко не только личных судеб людей и их родственников (когда в угоду
вере тратятся огромные деньги на консультации у мистических авторитетов), а
доходит до самых высших уровней власти и влияния на почве все той-же
естественнонаучной безграмотности: военные втихаря от ученых и правительства
субсидируют разработку чудо-оружия, само правительство так же открывает дорогие
проекты параучным, в эшелонах власти появляются колдуны.
Но никого из мистиков не насторожили абсурдные до дикости откровения
Грабового, даже запатентовавшего
волшебную палочку потому, что любые другие мистические идеи нисколько не
более обоснованы.
Это означает, что, даже получая качественое высшее образование, человек сохраняет большой мистический потенциал восприятия, - склонность к субъективисткому осмысливанию в противовес рациональному эмпиризму.
Именно целостное, системное понимание мира гарантирует от его мистического толкования и грубого проявления невежества там, где человек не является профессионалом.
Для начала - показ нескольких высказываний,
демонстрирующих полную зомбированность и не способность видеть ничего кроме
любимой идеи и "объясняющие" все, что с ними происходит исключительно
в мистическом контексте без малейшей попытки рассмотреть более рациональные
причины:
R.
я все-таки появился
потом, доказывая вслед за Bruhos тщетность зарекаемого, когда увидел огромное количество
иллюстраций абсурдности мистических апологетов и решил извлечь пользу из
состоявшегося зла прозвучавших проповедей.
- мистическая считалочка-выручалочка в действии :)))
Но хоть словами ничего
не объяснить, зачем-то Bruhos продолжает лить бесконечные потоки все таких же
безосновательных и пустых слов:
bruhos (N.
Каббала дает мистическое
истолкование всему евpейскому Закону, заповедям, запpетам и пpедписаниям, всему
тому "бpемени тяжкому и неудобоносимому", котоpое пpиходилось нести
на себе веpующему евpею.
Как это характерно для любой мистической доктрины, все
описанное в каббале ни на чем фактическом не основывается и не даются строгие
определения начальных понятий (- метод Аристотеля).
Ну и конечно, борьба за чистоту рядов за счет объявления
всего остального ересью – обязательна:
Нет никакой связи между каббалистическим
постижением и медитацией и прочими «мистическими» понятиями.
Вот такая чушь, с наивно-пропущенным противопоставлением
каббалы и "научного метода познания", к которому, получается, каббала
не относится :) О методике "познания" методом отождествления, который
ну очень распространен в других мистических теориях (например, Меррелла-Вольфа) можно сказать, что таким
методом ни один исследователь пока не сделал ни одного адекватного открытия :)
То, что все знание остается в "познавшем" в
отличие от действительной науки, и полную субъективность "метода"
познания, не позволяет отнести каббалу хоть сколько-то к науке:
Учёного-каббалиста
отличает от представителей других наук то, что прежде, чем заняться
изысканиями, он должен развить в себе инструмент духовного постижения – экран.
קַבָּלָה, «получение, принятие, предание») — духовное мистическо-философское
учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги Йецира, Багир,
Зоар и писания
Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного также под именем Аризаль).
shtml
) и другими мистическими формами, провозглашенная ее апологетами наукой :) и в
этом стремлении примерить взятый у науки заслуженно приобретенный авторитет нет
ничего удивительного.
"Организаторы
оккультно-мистического нашествия на Тверь пытаются рекламировать свой эрзац
каббалы как некое древнее тайное знание, как науку управления судьбой и обещают
своим будущим адептам развить в них "орган духовного ощущения",
считают авторы обращения.
То, что многие знаменитости мира сего –
Мадонна, Майкл Джексон, Элизабет Тейлор, Стелла Маккартни увлекаются
мистическим учением каббалой, пожалуй, ни для кого не секрет.
В школе, которая будет называться
Kabbalist Grammar School For Children (Каббалистическая средняя школа для
детей), сокращенно K School, детям, начиная с 5 лет, будет преподаваться
древнееврейское мистическое учение.
В школе,
которая будет называться Kabbalist Grammar School For Children
(Каббалистическая средняя школа для детей), сокращенно K School, детям, начиная
с 5 лет, будет преподаваться древнееврейское мистическое учение.
Именно иллюзия приобщения к
«приобщенным» делает секты, заигрывающие с мистической «наукой о Каббале»,
особенно привлекательными для людей, страдающих от житейских неудач и душевных
недугов и кризисов.
Психические
расстройства с религиозно-мистическими переживаниями, Психические расстройства при религиозных ритуалах, Гипногенные нарушения психического здоровья, Синдром сверхценных образований, Идея-фикс, Вера и сумаcшествие, Блаженные.
Она останавливает развитие психики в области познания,
затрагиваемой мистической Идеей так, что человек становится не способен
самостоятельно находить решения в нестандартных ситуациях, а может лишь апеллировать
к тому, что уже было в него заложено или же просто избегать этого.
Вред от нее, как и от
мистического влияния, очевиден только при достаточно целостном понимании
функциональности сознания и механизмов адаптивного поведения (см.
В наиболее общем виде вред от активного
мистического влияния на психику на уровне рассмотрения нейрофизиологических механизмов,
рассматривается в статьях Вред медитаций, любой
другой психоделии, философствований, веры и, особенно детализовано - в Психологическая зависимость и порождаемая неадекватность.
то, что присуще любому мистическому
воздействию) для общества заключается в деформации нормального психического
развития человека и отсечение его от доминирующей культуры (см.
Во всех мистических сектоподобных семинарах и тренингах
присутствует этот основной вред и если у проводимых массовых мероприятий есть
признаки, перечисленные выше, то такой вред неизбежен.
На тренинге основой является мистическая теория
(эзотерика, религия, мистическое учение), согласно определению мистики, данному
в статье О
мистике, ее сути и свойствах.
Сам принцип мистических утверждений - в их
недоопределенности, не конкретности, обязательному требованию веры, неизбежно приводит
к неадекватностям в поведении (не соотвествие ожидаемого и получаемого).
"
источник:
" Для
эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и
ритуалы, которые основаны на определённых религиозных нормах и правилах.
Заполучение фанатичных апологетов - не проблема на
любых массовых семинарах, даже если они не мистические, а учитель обладает
некоторой харизмой, умением говорить и быть убедительным (навыки, опыт).
Но фактически это не может быть оправданием для обмана потому,
что предоставляло бы неуязвимые возможности оправдания любого обмана, который и
сегодня уже - чрезвычайно изощренный: от таких монстров как Виктор Петрик (подающий
иск на академиков РАН, однозначно идентифицирующих научную фальсификацию по
множеству совершенно очевидных признаков), до неимоверного количества тех, кто
предлагает мистические поделки с чудесными свойствами или сектоподобные
семинары по совершенствованию, оздоровлению от всех болезней и обретению
сверхспособностей.
Но самым поразительным в отношении голографической модели
вселенной оказалось то, что она вдруг открыла природу и механику многих
явлений, ранее ускользавших от объяснения, – таких, например, как телепатия,
предсказания, мистическое чувство единства со вселенной и даже психокинез, то
есть способность психики перемещать физические объекты на расстоянии.
Все больше ученых убеждается в том, что с помощью
голографической модели можно объяснить практически все паранормальные явления и
любой мистический опыт; в последние годы мы являемся свидетелями
значительного расширения исследований в этой области.
Множество натяжек и противоречий
(даже таких вопиющих как в случае лоботомии) делает это "теорию"
классической идеей фикс, одной из тех, что нужны не столько для понимания
действительности, сколько как оправдания для ухода в мистическую иллюзию.
И Бом, и Прибрам отмечали, что
мистический опыт на протяжении многих веков – например, ощущение космического
единства со вселенной, единство со всеми проявлениями жизни и т.
Это следует из того факта, что люди с
расщепленной психикой, достигшие сорокалетнего возраста и не обращавшиеся к
врачу за консультацией, часто пессимистически смотрят на свое выздоровление
[23].
Неудивительно, что даже убежденные католики считают появление стигматов
продуктом «мистического размышления», склоняясь к тому, что они созданы
сознанием в периоды напряженной медитации.
Подобно каббалистическому «алефу» – мистической точке в пространстве и
времени, содержащей все остальные точки пространства и времени, – этот момент
озарения содержит все остальные моменты.
Хазрат-Инайят-Хан рассказывал, что, когда он вошел в мистический транс и
отправился в «божественную реальность», встреченные им существа также часто
появлялись в получеловеческой-полуживотной форме.
В то время как наше общество подавляет любые мысли
о смерти и умирании, убирает любые мистические элементы из реальности, описывая
ее исключительно в материалистических понятиях, племенные народы до
сегодняшнего дня контактируют с психической природой реальности.
Иными словами, эти миры, как и НЛО, представляют собой
нечто, что человеческий род пока еще окончательно не понял, – некий феномен,
который следует назвать не субъективным или объективным, а «омниктивным»[55] –
термином, который я изобрел для того, чтобы описать необычное состояние бытия
(в то время я не знал о существовании уже введенного Корбином термина
«имагинальный» для описания того же размытого состояния реальности, связанного
с мистическим опытом суфиев).
[43] «New Age» («Новая эра», «Эра Водолея») – апробированное
культурологами общее наименование для «нового» умонастроения и мировосприятия,
которое заявило о себе в результате «ЛСД-революции» в начале семидесятых,
провозгласив своего рода «мистический оптимизм» на основе творческого
переосмысления и синтеза всех религий и нетрадиционных наук.
Почти во всем используя мистическую недоопределенность "теоретик" и почти по всем используя научную определенность "экспериментатор" - осуществляют последовательное развитие познания.
И очень ярко проявляются предпочтения стилей-контекстов в познании - мировоззрениях, которые могут составлять шкалу от мистического до научного в разных аспектах личного опыта.
Это и есть мистический метод познания (метод Аристотеля), который в принципе не может приносить конкретные новые знания о мире просто потому, что основывается только на представлениях, уже существующих в психике - личной "логике" в результате вовсе не Аристотельского метода, а естественно-эмпирического.
Это не мешало всему тому, чья убедительность для некоторых доходила до максимально возможной - вере, составлять предмет этой веры - религии и мистические, недоопределенные теории.
В науке такие гипотезы как Большой взрыв, какими бы правдоподобными и обоснованными многими наблюдениями и сопоставлениями ни казались, остаются пока лишь теми гипотезами, которые все еще носят в себе мистическую основу созданного субъективно (любое творчество имеет такую мистическую основу), но пока еще очень далеки от того, чтобы стать строго определенными аксиомами.
Как бы ни был развит личный опыт познания, столкновение с новым явлением начинается именно с первого, мистического уровня его восприятия и вырабатывается первоначальное личное представление о нем.
И ребенок, исследующий игрушку и художник, познающих законы живописи - практикуют при этом научный метод в тесной связи с предшествующим мистическим этапом восприятия, а точнее, постоянно и неразрывно с ним свзяанным.
Будет большой ошибкой обособлять только мистический уровень восприятия, так и только научный метод его развития в знание - как независимые составляющие в процессе познания.
Если авторитарное лицо навязывает обществу мистическую систему представлений, то обеспечивает и их соответствующую формализацию (религиозные книги, религиозные традиции и обряды).
В подобных конфликтах происходит борьба, но не мистического с научным, а одних личных авторитарных представлений с другими ровно в том, что вызывает их взаимное несоответствие и сталкивает интересы представляющих их личностей.
Мистически настроенные люди считают, что за
воспринимаемым зрением, слухом, осязанием и другими органами чувств материальным
миром скрыт иной, потусторонний мир, который открывается человеку
непосредственно, сверхчувственно при особых (мистических) состояниях.
Как бы ни интересны были
приведенные нами самонаблюдения людей, переживших “мистическое” присутствие
“невидимок”, “духов”, они не дают информации для объяснения механизмов
возникновения этих необычных психических состояний.
Из приведенных наблюдений
видно, как у испытуемых память избирательно включила оптимистические или
пессимистические воспоминания, искажая репродуцируемую
информацию.
Эмоции, существенно влияя на восприятие,
мышление, воображение и память, в какой-то степени предопределяют и характер
галлюцинаторных образов мистического содержания.
В условиях тишины, мрака и одиночества
у отшельников и затворников — людей, религиозно настроенных, появляются
зрительные и слуховые галлюцинации мистического
содержания.
” Если мы присмотримся к деятельности
мистиков, то увидим, что для вызывания галлюцинаторных переживаний мистического
характера они нередко используют бессонницу.
В мистических сектах для
вызывания необычных психических состояний, возникающих в результате
дезинтеграции, расщепления психической деятельности, чаще всего прибегают к
длительным постам, изоляции, к ночным богослужениям и т.
" Безусловно, когда автоматизмы выходят
из-под контроля сознания мистически настроенного человека, то ему кажется, что
он "избранник" потусторонних сил, которые управляют им и диктуют ему свою
"высшую" волю.
В своем
мистическом фильме ужасов Фридкин употребляет сильнодействующие
натуралистические средства (кровь, зеленая гуща, извергаемая одержимой,
ругательства и богохульства, которыми устами девочки вещает дьявол, вывернутая
на 180 градусов голова пожертвовавшего собой священника и др.
Результатом церковного
дьяволизма, мистической литературы и кино явилось то, что на Западе, как в
средневековье, периодически вспыхивают эпидемии
"бесоодержимости".
Таким образом, можно предположить, что
одним из источников, порождающих веру в мистическое, является подсознательная
психическая деятельность, которая характерна тем, что она либо вовсе не
осознается, либо ощущается столь смутно и неясно, что человек не может отдать
отчет в этих ощущениях ни самому себе, ни другим людям.
Остальные страницы в количестве 1358 со вхождениями слова «мистический» смотрите здесь.
Дата публикации: 2020-08-22
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.