Развитие речи в
младенчестве.
Младенчество является подготовительным
этапом в развитии. В этом возрасте закладываются предпосылки
понимания речи взрослых, активного употребления слов. Понимание речи
взрослых (пассивная речь) усваивается быстрее чем самостоятельная
(активная).Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но
использование его связанно с необходимостью:
-приобретения навыка
пользования речевым аппаратом,
-знакомства со словесными
формами,
-накопления содержания для речи
-установления
содержания для речи,
-установления социальных связей с
окружающими, так как развитие речи ребенка неразрывно связано с
возникновением и ростом потребности в общении со взрослыми.
В первом полугодии первого года жизни
младенец еще не понимает значение того что ему говорят, а он особым
образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а
во втором полугодии первого года жизни из всех голосовых воздействий
взрослого выделяет звук речи. Младенец очень чувствителен к
интонации с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой
сопровождается высказывание.
Реагировать на слова ребенок
начинает очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается на голосе
взрослого. На 2-ом мес. жизни прекращает крик под влиянием разговора
с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.
Во втором полугодии первого года жизни
ребенок устанавливает связь между словом и предметом или
действием,
В 7-8 мес. поворачивается к предмету в ответ на вопрос
взрослого "где?",выполняет разученные движения при их назывании
взрослыми("ладушки","до свидания") В 9 мес. ребенок уже находит
несколько знакомых предметов не зависимо от их местоположения.
Примерно в 9-10 мес. малыш понимает элементарные поручения ("дай
маме ложку" и т. п.)
В10-11 мес. ребенок выбирает предметы по
словесному указанию взрослого.
На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на
речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких
стихотворениях.
Развитие активной речи также включено в общение
со взрослыми. На 3 мес. жизни малыш реагирует на слова взрослого
смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 мес.
гукание сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки.
На 4 мес. малыш перекликивается со взрослым на расстоянии. Важным
приобретением является то, что звуки произносятся под контролем
слуха. Их произнесение становится самостоятельной
деятельности.
На 5-6 мес. ребенок произносит различные звуки,
сопровождая их движениями для привлечения к себе внимания со стороны
взрослого, для "выражения"ему своих желаний.
После 6 мес. в речи
младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются
смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает
свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке).
После 10 мес. в
речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не","ам"). Так
ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь
возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех
компонентов:
-жестов
-мимики
-звуков.
Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысленных слов.
Развитие речи в раннем
детстве.
С усложнением деятельности малыша,
расширяется доступная ему сфера деятельности, усложняется общение со
взрослыми. Стремление к общению побуждает ребенка "искать" новое
средство для общения, которым становится речь. К активной речи
ребенка побуждает потребность в совместной со взрослыми
деятельности,
В возрасте 1 года 2 мес.-1 года 3 мес. возникает
подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за
ним слова, фразы.
В раннем детстве ребенок переходит к
употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный
предмет, а не обобщенное значение("чашка" - это та, из которой он
пьет, а другие чашки, отличающиеся цветом формой этим словом не
называются).
Постепенно складывается обозначение словом группы
предметов на основе наглядных признаков,
Во второй половине
второго года жизни слово относится к группе сходных предметов,
независимо от некоторых внешних различий. Бурное развитие предметной
деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша
глаголов, связанных с действием и выражением требований.
В
возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о
названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению
активного словаря. К концу 3-го года в речи малыша появляются слова
с обобщающим значением, обозначающим предметы, которые встречались в
его личном опыте и с которыми он действовал,
В возрасте 1 года 8
мес. - 1 года 10 мес., в речи ребенка появляются двухсловные
предложения ("мама, Ням-ням"). Затем начинают употребляться
предложения, состоящие более чем из двух слов. В них ребенок
включает свое имя. В 2-3 года происходит резкое увеличение
количества предложений, члены которых согласуются между собой,
На
втором году жизни появляется ситуативная речь, понятная только в
контексте конкретной ситуации, в которую включен собеседник.
В
возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение
сосредоточится не только на звуковой стороне речи, но и на его
содержании и переживать по поводу услышанного.
В возрасте 2-3
лет ребенок начинает отображать то, что воспринимает вокруг
себя, таким образом возникает описательная речь, Малыш начинает
воспроизводить услышанные песенки, сказки, стишки, потешки и
прибаутки. Речь включается в игру, отражая жизненные
ситуации.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый
этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком
выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и
воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от
конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в
универсальное средство общения. Появляются связные формы речи,
возрастает ее выразительность. Ребенок постигает законы родного
языка в процессе действий со словом. Ребенок учится излагать свои
мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения
интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и
средством познания. Развивается регулирующая функция речи, которая
выражается в понимании литературных произведений, подчинении
инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция речи, когда
она начинает предварять решение практических и интеллектуальных
задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как
абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом
познания и освоить письменную речь. Завершается процесс
фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит
звуки. Возникают предпосылки для освоения грамоты. Ребенок готов
идти в школу.
К сожалению, в ранних этапах развития речи часто привносятся мешающие верной, привычной в данной культуре дикции элементы, требующие затем коррекции,
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||