Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Привет! Правила | Свежее | Чат | Подписка
Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Тема форума: «Мировоззренческий смысл теоремы неполноты Геделя »

Сообщений: 40 Просмотров: 16792 | Вся тема для печати
1 2 3
 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12275


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 26736 показать отдельно Декабрь 23, 2011, 09:30:44 AM
ответ -только после авторизации

Хочется уточнить, что, безусловно, понятие "фундаментальный" не претендует на обозначение первопричины сотворения мира :) Сам принцип развития понимания в науке не исходит из сотворения мира, а базируется на уже хорошо изученном, и эта площадка понимания протаптывается в область неизученного.

Так вот, когда находится причинная связь наиболее общего характера для всего уже познанного, ее и называют фундаментом текущего понимания, не отрицая, что и он может оказаться всего лишь частностью более общего. Или не оказаться, если понятие причинности на том уровне получит качественное новый смысл.

Но смысл - чисто субъективное явление и требует эмоциональной оценки понимаемого, а до зримого понимания чего-то за четырьмя взаимодействиями очень далеко...



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: LUCA
 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 26743 показать отдельно Декабрь 23, 2011, 01:06:28 PM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение 26697
>> я уже подчёркивал, что закономерности, проявляющиеся при оперировании с символами, носят ОБЪЕКТИВНЫЙ характер и являются частью ФИЗИЧЕСКОЙ, а не субъективной реальности. Почему? Главный тезис аргументации - потому что ЛЮБЫЕ синтаксические модели должны иметь ФИЗИЧЕСКИЙ аналог.

Выделенное жирным утверждение не обосновано и недоопределено (что войдет в понятие синтетические модели? Субъективные формализации невербального характера, имеющие определенный смысл-значимость - синтетические?). Вообще говоря, любая логика (именно субъективно-абстракная модель внешних закономерностей) может быть неадекватная в чем-то реальности (в каких-то условиях) и далеко не все, что логически кажется безупречным и реально отражающим что-то в действительности, оправдывать это убеждение. В этом прокол школы Аристотеля. Да и собственно суть теоремы Геделя вовсе не описывает физическую реальность, она описывает законы субъективной реальности.
То, на что вчера не успел ответить.
Я принял поправки несёт понятия "объективный", и согласился, что уместнее заменять это понятие "устойчивостью в проявлениях" или чем-то подобным.
Также я готов заменить фразу "часть физической реальности" на "наблюдаемый нами через измерения физический мир".
С одной стороны, мы можем задавать правила синтаксической игры, и тогда говорим, что пользуемся формализмом. Но и в наших наблюдениях мы фиксируем явления, которые нами могут рассматриваться (интерпретироваться) как синтаксическая игра.
Пример. Мы рассматриваем работу компьютера как физическое явление, при котором из одной комбинации того, что мы распознаём как символы, получаются новые комбинации, которые мы распознаём, например, как доказательство теоремы.

Можно придумать и множество механических физических аналогов, которые нами будут распознаваться как физические процессы, в результате которых происходит игра с символами по определенным правилам (Пойа использовал для обозначения таких явлений термин "физическая математика").
Например, произвольное случайное вращение граней кубика Рубика будет сопровождаться проявлением закономерностей, которые одновременно можно трактовать и как физические теории (например, запрет появления одиннадцати двенадцатых из всех мыслимых комбинаций кубика) - эта модель запрещает их появление, причём запрет следует из теории групп.

Получается, что в наблюдаемой нами картине физического мира возможны процессы, которые можно рассматривать как манипулирование символами, если мы способны распознать эти процессы как символическую игру. И поэтому мы считаем, что многие виды манипуляциями символами возможны не только в нашей голове, на бумаге или в одругих устройствах, но и в природе, которая от нас не зависит. Субъективизм - он только в интерпретации результатов измерений. Но сами измерения - это мостик между нашим субъективным миром и физическими процессами. И пусть этот мостик содержит фильты субъективности, всё равно он может отражати "некие устойчивые явления" (устойчивые закономерности), которые по видимому не зависят от нас.
По крайней мере мы в своём субъективном мире имеем модели окружающего мира (от моделей бытового уровня до физических теорий), которые допускают независимость наблюдаемых явлений от нас самих - и именно это мы обычно именуем словом "объективность".
Сама модель объективности создана нашим субъективным миром, но её характер обусловлен эмпирикой, которая, хотя и проходит чере фильтр субъективности, но является единственным нашим способом судить о внешнем мире.

Метка админа:

 
kak
Имеет права модератора обсуждений - модератор

Род: Мужской
Сообщений: 775

Телефон: +79217162023
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 26744 показать отдельно Декабрь 23, 2011, 01:52:01 PM
ответ -только после авторизации
Для LUCA:
«Сама модель объективности создана нашим субъективным миром, но её характер обусловлен эмпирикой, которая, хотя и проходит через фильтр субъективности, но является единственным нашим способом судить о внешнем мире». В этом допущении пропущена одна очень важная деталь, а именно, весь наш субъективный мир, сформировался через очень узкую щель эмпирики, то есть то, что мы включаем в субъективную реальность это мир через узкую щель ощущений. А поэтому, любая модель объективности не более чем плод фантазии или тень на экране. Не мы манипулируем символами, а объективная реальность на данном этапе развития позволяет видеть этот мир таким.

Метка админа:

 
Psina
Scorcher God


Род: Мужской
Сообщений: 401


Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 26775 показать отдельно Декабрь 25, 2011, 04:47:19 AM
ответ -только после авторизации
LUCA,
1. Эксперименты позволяют нам строить новые теории на основе полученных данных, которые ложаться в основу новых теорий, которые потом также экспериментально проверяются на соответствие реальности... и так далее. Таким образом, процесс познания последователен и объективен. Однако объективность его принципиально находится в границах известного нам мира.

2. Так как изначально правила логики основаны на опыте, то есть на "эксперименте", то возможность принятия формальных логических построений как "объективного" доказательства, по сути сводится к проблеме наглядного разложения логической конструкции на простые алгоритмы, в которых сложно усмотреть возможную необъективность. Следовательно, формальное логическое описание соответствует реальности в той же мере, в какой может быть подтверждено экспериментом. То есть логика логична так же в границах известного нам мира.

3. Для того чтобы строго признать логику не ограниченной границами применения, нужно чтобы любой эксперимент подтверждал её истиность или по другому - никакие новые данные не могли её опровергнуть. Учёт всех данных потребует формализации всех элементарных составляющих Вселенной (какие бы они ни были) - то есть написанию "уравнения всего". Для этого придётся "усилить" Вселенную наблюдателем (измеряющим), а это невозможно по условию - ведь мы должны включить в уравнение всё. А значит "уравнение всего" принципиально невозможно (хотя даже попытку сложно представить).

4. Следовательно, никакой эксперимент никогда не подтвердит нам истинность логики или вообще фундаментальную (в границах всей Вселенной) истинность любого формального описания. Можно также сказать, что любой опыт вообще в принципиальном смысле основан на статистике, а не на объективных логических предпосылках.

5. Следовательно, сам Гёдель в своих теоремах по сути показал, что его выводы невозможно ни подтвердить, так как они не описывают "всю" Вселенную из-за принципиальной неполноты формального описания, ни опровергнуть, так как они подтверждаются существующей логикой.

Вывод: Поэтому можно субъективно экстраполировать Гёделя на "всю Вселенную", а можно также субъективно ограничить его формальными системами, подразумевая, что и весь опыт, и, соответственно, вся логика объективно субъективны. И тот и другой путь не противоречит логике. )
А также, так как никакое мышление не представляется возможным без выделения границ значимости, то есть по сути субъективной "формализации" окружающего, то проблема объективной непознаваемости мира, выглядит следствием не формализации как языка, а самого принципа мышления вообще.


kak,
автор: kak сообщение №26744
Не мы манипулируем символами, а объективная реальность на данном этапе развития позволяет видеть этот мир таким.
Если в этой цитате ты имел в виду написанное выше, то, следует признать, - ты можешь быть прав (ни доказать, ни опровергнуть твоё утверждение невозможно).


Псина - можно по-русски.
Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
автор: Psina сообщение 26775
Таким образом, процесс познания последователен и объективен.
Объективность мы уже обсудили. Здесь это понятие мы понимаем лишь в смысле кажущейся нам независимости от нас явлений, однако кажущейся лишь в нашем субъективном мире. Впрочем, мне всё равно, как её подразумевают, из контекста обычно понимаю, кто имеет что в виду.автор: Psina сообщение №26775
Так как изначально правила логики основаны на опыте, то есть на "эксперименте", то возможность принятия формальных логических построений как "объективного" доказательства, по сути сводится к проблеме наглядного разложения логической конструкции на простые алгоритмы, в которых сложно усмотреть возможную необъективность.
Если говорить о конкретных правилах логики - вроде модус поненс, законов де Моргана и прочее и прочее, то я уже подчёркивал, что доказательство теоремы Геделя не имеет существенной привязки к конкретным логическим конструкциям.
Сам Гедель доказал неполноту для арифметики, в которой используется логика предикатов первого порядка (под кванторы попадают только индивидные переменные, но не предикатные (свойства)).
Однако неполноту достаточно сложных аксиоматических систем можно доказать и для логики предикатов больших порядков (при этом - вот незадача, сама логика окажется неполной - и поэтому такие логики очень редко используют).
Однако саму теорему Геделя можно доказать и без привязки к конкретной логике предикатов - на основе использования только того факта, что мы всегда сможем эффективно определить из текста, является ли текст доказательством, и что именно он доказывает. Это - ключевое требование. Оно накладывает определённые ограничения на множество всех теорем - из теории алгоритмов следует, что такое множество можно перенумеровать с помощью какого-то алгоритма (эффективной процедуры).
А множество истинных высказываний перенумеровать нельзя с помощью эффективной процедуры. Отсюда и несовпадение этих множеств в непротиворечивой системе.
автор: Psina сообщение №26775
Следовательно, никакой эксперимент никогда не подтвердит нам истинность логики или вообще фундаментальную (в границах всей Вселенной) истинность любого формального описания.
Дело не в том, что нам нужна какая-то "истинность логики". Нас интересует способ "разархивирования" модели, которая "сжата" в виде исходного текста.
Любая модель - это синтаксическая конструкция вместе с правилами оперирования символами. Нам ничто не мешает использовать любые правила разархивирования.
Таким способом разархивирования служат обычно тексты определённого вида, которые мы и называем "логическим выводом". Однако существенным остаётся требование того, чтобы у нас всегда был эффективный метод того, чтобы мы могли эффективно распознавать, является ли данный текст способом разархивирования и какие именно тексты в этом разархивировании приобретают определённый статус называться следованиями, являющимися важными для предсказаний нашей физической модели.
Само требование наличия таких эффективных процедур и приводит к принципиальной неполноте сложных архивов.
А истин или нет способ архивирования-разархивирования - это вопрос соответсвия предсказательной силы модели.
Конечно, наш опыт говорит о том, что логики предикатов первого порядка вроде как достаточно для охвата всех мыслимых способов архивирования. Но этот эмпирический факт также может быть опровергнут.
Возможно удастся найти и другой - нетекстовый способ разархивироания. Но это - умозрение, которое мне трудно представить.
А вот то, что имеются технические текстовые способы разархивирования - с помощью компьютеров - это состоявшийся факт.
Формальный вывод никогда не обеспечит полноту сложных архивов, если мы будем подразумевать необходимость наличия эффективных процедур распознавания того, будет ли текст способом разархивирования или нет, и что он разархивирует. Всегда найдутся тексты, которые будут выражать истинные высказывания, и которые не следуют из данного архива (системы исходных правил вывода и (или) аксиом).

Закон природы - это сжатый экономный способ охватить небольшим текстом большой круг явлений. Для того и нужно архивирование (формализация в виде исходных постулатов)."Теория должна быть проще данных, которые она объясняет, иначе она не объясняет ничего" (Лейбниц).
"Идея заключается в том, чтобы взглянуть на науку глазами программиста: научная теория подобна компьютерной программе, предсказывающей результаты наблюдений, т.е. экспериментальные данные. Такая точка зрения опирается на два фундаментальных принципа. Согласно первому («бритва Оккама»), из двух теорий, объясняющих некоторые данные, следует предпочесть более простую. Иначе говоря, наилучшей теорией является самая короткая программа, позволяющая рассчитать результаты наблюдений. Второй принцип, изложенный Лейбницем, в современных понятиях звучит так: теория, объем которой в битах равен количеству объясняемых ею данных, бесполезна, поскольку теорией такого размера можно описать совершенно случайные данные. Полезная теория обеспечивает сокращение количества информации: осмысление данных — это их сжатие в краткие алгоритмические описания. Чем проще теория, тем лучше понимание сути явления"http://elementy.ru/lib/430319
« Последнее редактирование: 2011-12-26 09:39:44 LUCA »

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: sergish
 
arctic
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 2388


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 7
список всех сообщений
clons
Сообщение № 26812 показать отдельно Декабрь 26, 2011, 10:37:01 AM
ответ -только после авторизации

автор: Psina сообщение 26668

эти касания осознанием ты и ощущаешь

А вот такой вопрос: Степень этих касаний, их количество и качество /неважно в каких случаях, я имею ввиду сам процесс перебора вариантов мозгом/, а также их запоминание, закрепление, последующее осознание, классификация и приведение в какое-то подобие системы самого этого процесса, причем "принудительно"... вот это возможно? В принципе?



- Ну вот что, ребята! Пулемет я вам не дам!
Метка админа:

 
Psina
Scorcher God


Род: Мужской
Сообщений: 401


Оценок: 3
список всех сообщений
clons
arctic,
автор: arctic сообщение №26812
приведение в какое-то подобие системы самого этого процесса, причем "принудительно"... вот это возможно?
Уточню, что любое осознавание закрепляется в мозге в виде нового опыта. То есть сам мозг уже всё классифицирует внутри себя, приводит в подобие и т.п..
Принудительное же осознавание соответствует обычному процессу обучения, когда ты направляешь собственное внимание на определённые ситуации. Систематизируешь процесс, повторяешь пройденное, тем самым закрепляя нужный опыт, выделяя его из "ненужного", проверяешь применением на практике и т.п..
Тем самым ты меняешь структуру опыта, его иерархию в памяти, количество и качество в общем смысле. А значит и обращать внимание ты будешь уже на те вещи, которые раньше от твоего внимания ускользнули бы. Ведь что осознавать, на что обращать внимание определяет наш опыт. Вот тебе и закрепление и приведение в подобие.

П.с. По сути все твои желания и всё поведение вообще предопределено предыдущим опытом, который, правда, изменяется каждый момент сознательного восприятия.


Псина - можно по-русски.« Последнее редактирование: 2011-12-27 05:44:28 Psina »

Метка админа:

 
Psina
Scorcher God


Род: Мужской
Сообщений: 401


Оценок: 3
список всех сообщений
clons
nan,
автор: nan сообщение №26697
Даже фантазировать не нужно она обусловлена общим для всех явлений общей первопричине всех взаимодействий, которая в разных конкретных условиях проявлений, тем самым, обязана демонстрировать воспроизводимые результаты.
Но мы же не знаем принципов этой "первопричины", следовательно НЕ обязана, а лишь статистически ПОКА демонстрирует.

автор: nan сообщение №26697
Личное знание при убеждении в его адекватности - первично, хотя и строгая формализация может навести на мысль, но эта мысль будет всего лишь сведениями, а не знанием.
Любое знание по сути статистика, то есть сведения. Следовательно, знание - это сведения в которых статистически выделены закономерности - правила. Эти правила можно перевести в формальный язык (почему нет?). Тогда формальные сведения не будут иметь никаких преимуществ перед "знаниями", если оперирование формальным языком происходит по этим правилам (будет такое же личное знание и убеждение в его адеватности). Формальная терия будет также соответствовать реальности, как и оперирование реальными объектами. Так?

автор: nan сообщение №26697
Вообще говоря, любая логика (именно субъективно-абстракная модель внешних закономерностей) может быть неадекватная в чем-то реальности (в каких-то условиях) и далеко не все, что логически кажется безупречным и реально отражающим что-то в действительности, оправдывать это убеждение. В этом прокол школы Аристотеля. Да и собственно суть теоремы Геделя вовсе не описывает физическую реальность, она описывает законы субъективной реальности.
Любое знание может быть неадекватным, пока не проверено экспериментально в соответствии с научной методологией (хотя и это не 100% доказательство). Так как первоисточник правил логики реальность, то и формальное логическое описание соответствует реальности в той же мере, в какой может быть подтверждено экспериментом. Вопрос только в "расшифровке" формализма до "наглядного" соответствия реальности или нахождения физической "модели" соответствующей формализму.
Например многие математические теории пригодились в физической реальности, то есть полностью соответствовали ей, несмотря на изначально кажущуюся абстрактность.


Псина - можно по-русски.« Последнее редактирование: 2011-12-29 00:57:31 Psina »

Метка админа:

 
usr
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Сообщений: 521

Оценок: 2
список всех сообщений
clons
Сообщение № 26903 показать отдельно Январь 01, 2012, 02:19:09 AM
ответ -только после авторизации

Даю книгу Успенского, рекомендованную LUCA

http://test.live-wtr.ru/Uspenskij_Teorema_Gjodelja_o_nepolnote.djvu

 

и его лекцию по теореме Геделя.

 http://www.mathnet.ru/php/presentation.phtml?presentid=122&option_lang=rus


Метка админа:

 
1 2 3 Статистика:
Всего Тем: 1925 Всего Сообщений: 47850 Всего Участников: 5200 Последний зарегистрировавшийся: kghkgklg
Страница статистики форума | Список пользователей | Список анлимитов
Последняя из новостей:
Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Майкла Газзанига Сознание как инстинкт

Топик ТК: Матрица, как симулякр-среда для симулякров
Пользователи на форуме:

Из коллекции изречений:
>>показать еще...