Острота зрения, или разрешающая способность, характеризует способность глаза различать степень расчлененности объектов, в том числе отличать две точки от одной более крупной. Но это не равнозначно способности различать минимальный объект, так как для этого важна контрастная чувствительность. Чтобы увидеть мелкий объект например в виде точки, достаточно одного рецептора, но чтобы отличить два - нужно минимум 3, при этом средний должен быть менее освещен, чем боковые, служить "разделителем". Так как контрастная чувствительность регулируется латеральным торможением, способность различать малые объекты зависит от количества и силы тормозных связей. Уменьшая величину омматидиев и плотность их упаковки, можно увеличить остроту зрения, но при этом будет возрасть дифракционная погрешность, возникающая на входном зрачке омматидия, которая в конечном итоге сведет на нет преимущества малого размера. В итоге получается зависимость остроты зрения от размера омматидия, плотности их упаковки и величины взаимного торможения между ними.
Насекомым нет надобности иметь особо острое зрение в первую очередь потому, что это подразумевает более сложную организацию нервной системы, которая во многом зависит от сложности строения организма, а это в свою очередь определяется экологической нишей, занимаемым животным и сформированной стратегией выживания. Поэтому понятие "разрешающая способность зрения" для членистоногих имеет смысл в первую очередь как достаточная для адаптации. При этом возможен и другой способ различения малых объектов, когда последовательно, в разные моменты времени, сравнивается возбуждение одних и тех же зрительных единиц. Глаз, построенный на таком принципе, смог бы различать на движущейся картине даже больше деталей, чем это обеспечивает угловая плотность зрительных единиц. В зрительном анализаторе человека и, видимо, всех позвоночных животных этот принцип не реализован, но у насекомых, некоторых паукообразных и ракообразных есть зрительный механизм, основанный на трансформации пространственной последовательности стимулов во временную последовательность возбуждения одних и тех же рецепторных единиц. В первую очередь это касается летающих насекомых, которым критически важно не просто различать объекты, но делать это в полете, при быстрых маневрах. Как показали электрофизиологические измерения критической частоты мельканий и прямое наблюдение за поведением насекомых в оптомоторном барабане с периодическим узором полос, для хороших летунов - мух, пчелиных, стрекоз мелькания не сливаются до тех пор, пока их частота станет равной 250-300 в секунду. У человека мелькания начинают сливаться уже при 16 кадрах, именно такая частота использовалась в первых кинопроекторах.
Способность различать фрагменты объектов в движении развилась так же у некоторых паукообразных и ракообразных. Например, в глазу морского рачка Сорiliа позади сравнительно крупной линзы лежит всего четыре зрительные клетки, но они подвижны за счет ритмических сокращений специальных мышц. Такая сетчатка из четырех элементов непрерывно колеблется, сканируя ретинальное изображение с частотой 5-6 раз в секунду. Малое число рецепторов здесь компенсируется их подвижностью, что, очевидно, позволяет рачку различать детали и форму предметов. Сканирующая сетчатка известна также в глазах некоторых пауков и клещей. Так же описана особая мышца в глазах мух, периодически подергивающая проксимальную часть слоя рецепторов.