Висцеральная мускулатура. Когда в 50-х годах появились микроэлектродные методы исследования, нейробиологи поняли, что примитивные ганглии беспозвоночных чрезвычайно удобны для исследования организации нейронных сетей: чем меньше ганглий, тем больше надежд на полную расшифровку его внутренних связей. В этом отношении идеальным объектом казался сердечный ганглий ракообразных, который у некоторых видов состоит всего лишь из 9 клеток, и все эти клетки можно идентифицировать. Это нехитрое образование сыграло важную роль в ранних исследованиях организации межнейронных взаимодействий; к тому же этот ганглий служил примером нервного узла, регулирующего моторику внутреннего органа.
Мышечная активность обычно проявляется в ритмичных сокращениях. При этом генерация ритма может быть связана с двумя различными механизмами: ритмические сокращения могут быть обусловлены свойствами самих мышц (миогенный ритм) или же ритм могут задавать нервные структуры (нейро-генный ритм). Эти два главных механизма лежат в основе ритмической активности у большинства животных, и мы будем часто встречаться с этими механизмами в дальнейшем.
Ритм сокращений сердца тоже может быть либо миогеиным, либо нейрогенным. Нейрогенный ритм свойствен, например, сердцу омара: перерезка сердечных нервов у этого животного приводит к остановке сердца.
У омара нервы идут к сердцу от сердечного ганглия. Этот ганглий, в отличие от большинства других нервных узлов, представляет собой не компактную группу нервных клеток, а цепочку нейронов, расположенную на дорсальной поверхности сердца (рис. 19.3). Пять передних нейронов относительно крупны, и их аксоны образуют на сердце возбуждающие химические синапсы. Поэтому их можно считать вегетативными мотонейронами или ганглионарными клетками. Что касается четырех более мелких нейронов, образующих задний отдел цепочки, то они посылают аксоны друг к другу и к ганглионарным клеткам, но не за пределы ганглия; поэтому их рассматривают как интернейроны.
Всем клеткам сердечного ганглия свойственна ритмическая активность, которая в нормальных условиях проявляется в определенной последовательности. Сначала возникает разряд в нейроне 9: этот нейрон, по-видимому, играет роль водителя ритма (пейсмейкера). Затем возбуждаются интернейроны 6—8, причем разряды этих трех клеток тесно взаимосвязаны. И наконец, импульсация возникает в мотонейронах 1—5. Координация активности всех этих клеток и последовательность их возбуждения обусловлены возбуждающими синаптическими связями (см. рис. 19.3). Таким образом, хотя каждый из нейронов сердечного ганглия способен к автономной ритмической активности, нужна довольно сложная нейронная сеть, чтобы обеспечить надлежащую длительность разрядов, межразрядные интервалы и частоту импульсации, а также обеспечить долговременную стабильность частоты сокращений.
Итак, ритм сердца у омара определяется нейрогенным механизмом. Однако на этот ритм влияют и другие факторы — обратная афферентация от рецепторов растяжения сердца, нейро-гуморальные влияния, осуществляемые при участии перикарди-альных органов, и команды из центральной нервной системы, передающиеся по ускоряющим и тормозным сердечным нервам (см. рис. 19.3). Под влиянием этих факторов ритм сердца может изменяться в соответствии с изменениями внутренней среды (в частности, связанными с потреблением пищи и особенностями метаболизма) или внешней среды (например, при изменениях освещенности или же появления врага или жертвы.
...
Реакция избегания у рака. В качестве третьего примера мы рассмотрим двигательную реакцию, объединяющую некоторые
черты рефлексов и комплексов фиксированных действий.
Многие беспозвоночные умеют избегать опасности, внезапно совершая быстрое движение. Эта реакция, запускаемая внешним раздражителем, состоит в резком одновременном сокращении особых быстрых мышц, благодаря которому животное удаляется от источника опасности. Такая форма поведения встречается у самых различных беспозвоночных, например у дождевых червей, раков и кальмаров (а также и у некоторых позвоночных; см. ниже). Оказалось, что важнейшим звеном нервного пути, обеспечивающего такое «отскакивание», служит гигантский аксон. Это вполне естественно, так как скорость проведения нервных импульсов в волокне тем выше, чем оно толще (см. гл. 7). Ясно, что реакция избегания должна быть прежде всего быстрой. (Подробнее свойства гигантского аксона кальмара рассматривались в гл. 7.)
Нейронная сеть реакции избегания была подробно изучена у рака. Ее компоненты и последовательность событий при ее активации схематически представлены на рис. 20.4А. При резком механическом воздействий на наружные покровы сенсорные волосковые клетки возбуждаются и генерируют импульсный разряд. Импульсы доходят до электрических синапсов на гигантском волокне и до химических синапсов на вставочном нейроне. Последний в свою очередь тоже образует электрические-синапсы на гигантском аксоне. Хотя волосковые клетки непосредственно контактируют с гигантским волокном, путь, проходящий через вставочные нейроны, передает возбуждение значительно более эффективно. Гигантское волокно последовательно-проходит через ряд сегментарных ганглиев, образуя электрические синапсы на сегментарных мотонейронах, и при его возбуждении эти мотонейроны быстро активируются один за другим.
Реакция избегания возникает под действием всего лишь одного импульса, последовательно пробегающего по различным звеньям нервного пути.
...
Плавание. Плавание обычно осуществляется благодаря волнообразным движениям тела. Такие движения очень широко распространены в животном мире; можно упомянуть, например, биение жгутика у сперматозоидов и локомоцию таких разнообразных животных, как черви, моллюски, рыбы и змеи. Плавание во многом сходно с ползанием и рытьем. Все эти локомоции обеспечиваются координированной последовательностью мышечных сокращений, а их эффективность (т. е. скорость или сила движения) повышается благодаря гидростатическому скелету, метамерам и сложно организованному мышечному и нервному аппарату.
...Нейронную сеть, обеспечивающую эти движения, подробно изучали Г. Стент и его сотрудники в Беркли. Некоторые из важнейших результатов, полученных этими авторами, представлены на рис. 21.4. Ключевыми элементами сети служат мотонейроны дорсальных и вентральных мышц и интернейроны сегментарного ганглия, управляющие этими мотонейронами. Из рис. 21.4А видно, что импульсация каждого нейрона строго приурочена к определенной фазе движения и к разрядам других клеток. Внутриклеточные записи позволили расшифровать взаимодействия между отдельными нейронами и реконструировать нейронную сеть в целом (рис. 21.4Б). Была построена компыф-терная модель этой сети; разряды ее «клеток» («квазинейронов^ показаны на рис. 21.4В. По своему характеру и временной последовательности эти разряды очень близки к импульсации, наблюдаемой в эксперименте.
...Ходьба. Важная особенность рассмотренного механизма плавания состоит в том, что в нем участвует все тело. Наземные животные перемещаются в воздухе — среде с меньшим сопротивлением, и поэтому для большей эффективности движений у них появились особые придатки (конечности). Как видно из табл. 21.1, конечности развивались одновременно со скелетом из жестких сочлененных элементов и с прикрепляющимися к нему мышцами. Для передвижения стали необходимы уже не поочередные сокращения осевой мускулатуры (как при плавании), а попеременная активация мышц конечностей и координация между движениями этих локомоторных придатков.
... Из всех членистоногих, у которых изучались нервные механизмы локомоции, особый интерес представляет таракан (рис. 21.6). Центральный генератор ритма у таракана состоит из= группы клеток, мембранный потенциал которых постоянно осциллирует. Исследователи из Альберты К- Пирсон (Pearson)' и Ч. Фортнер (Fourtner) показали, что некоторые из этих нейронов принадлежат к безымпульсным клеткам; эти клетки через синапсы задают ритм мотонейронам сгибателей конечностей и одновременно через тормозные интернейроны затормаживают разгибатели. Как нейроны генератора, возбуждающего сгибатели, так и мотонейроны разгибателей находятся под тоническим возбуждающим контролем со стороны командных волокон от вышележащих центров. Благодаря этому мотонейронь* разгибателей могут возбуждаться только в противофазе с мотонейронами сгибателей. Тем самым обеспечивается правильное-чередование сокращений сгибателей и разгибателей ног, лежащее в основе шагания.
...
Полет. Хорошим примером того, насколько велики возможности придатков с суставными сочленениями, служит способность многих насекомых к полету. Органы, ответственные за полет (крылья), развивались у этих беспозновочных независимо от конечностей, обеспечивающих ходьбу. Благодаря этому у летающих насекомых полностью сохранились возможности передвижения по твердому субстрату. Крылья членистоногих — это не видоизмененные ножки, а придатки, служащие исключительно для полета. Как полагают, именно поэтому строение крыльев и механизмы полета у насекомых столь разнообразны по сравнению с птицами (см. ниже).
... При асинхронном механизме полета нет соответствия между частотой нервных импульсов и частотой взмахов крыльями (рис. 21.7). Нервная импульсация здесь поддерживает тоническое сокращение грудных мышц, не прикрепленных непосредственно к крыльям. В результате такого сокращения напрягаются специальные структуры в месте сочленения основания крыла с грудью, и благодаря особым свойствам этого сочленения крыло с высокой частотой смещается то вверх, то вниз (механизм «трещотки»). Таким образом, любая, даже неупорядоченная, нервная импульсация будет вызывать работу крыльев, если ее частота достаточна для создания тонического 'напряжения мышц. Этот механизм удобен, когда нужно обеспечить очень высокую частоту взмахов. Например, у комнатной мухи и медоносной пчелы она составляет около 200 взмахов в секунду, а у комара — до 1000 (по одному взмаху в каждую миллисекунду!).
...
Представление о командных волокнах и нейронах очень быстро распространилось и стало применяться к различным системам, в которых были обнаружены сходные нервные элементы и функциональные особенности. Общепринятого определения командных нейронов пока нет, но можно привести удобное и вполне приемлемое определение Д. Бентли (Bentley) и М. Кониси (Konishi):
«Командные нейроны можно определить как интернейроны, возбуждение которых достаточно для того, чтобы вызвать конкретный фрагмент поведения путем активации и (или) торможения определенного ансамбля мотонейронов».
Командные нейроны, соответствующие такому определению, -обладают рядом особенностей:
1. Командные нейроны не являются ни сенсорными, ни двигательными; поэтому их обычно относят к «интернейронам».
2. Большинство командных нейронов доступно для идентификации: тела или отростки их обладают определенными размерами, формой и локализацией в ганглии или нервном тяже.
•3. Размеры командных нейронов широко варьируют —от малых до очень крупных.
4. Число командных нейронов невелико. В нервной цепочке рака на долю командных нейронов, возможно, приходится менее 1% интернейронов.
5. Активация одного командного нейрона вызывает определенный двигательный акт. Временные характеристики им-пульсации обычно не играют решающей роли в осуществлении этого эффекта. В то же время частота импульсов может иметь существенное значение: ее повышение может изменить характер конечного эффекта.
6. Координированное™ двигательного акта, вызванного командным нейроном, обусловлена тем, что этот нейрон прямо или косвенно связан со многими мотонейронами (число их варьирует в пределах от нескольких штук до нескольких сотен).
7. Эффекты, вызываемые функционально родственными командными нейронами, перекрываются. Совокупность этих перекрывающихся эффектов обеспечивает весь набор вариантов определенного двигательного поведения.
8. Программа движений, запускаемых командным нейроном, заложена в мотонейронах и непосредственно связанных сними интернейронах. Роль командной клетки состоит в запуске, прекращении или модуляции этой программы. Таким образом, командный нейрон представляет собой нейрон «высшего порядка».