>>как тогда с такой позиции воспринимать образование поведенческого стереотипа?
Переход осознаваемого в автоматизм
>>система старается перевести в более или менее автоматизм
Даже такой автоматизм не будет то же самое, что примитивные реакции типа стимул-ответ или рефлексы. Автоматизм содержит в своих звеньях поведенческой цепочки ранее осознаваемые, субъективизированныеные образы, включающие личное отношение и их смысл. Они могут опять оказаться осознанными. Чтобы звенья рефлекторно образовавшейся цепочки могли быть осознанными, к ним должен быть генетически предусмотрен доступ к гиппокампу, чтобы было возможность образовать субъективный, осознаваемый образ. Или постоянная активация таких звеньев приведет к тому, что от структуры гиппокампа до них дотянутся ветвления дендритов (обычная реакция дендритов на активность рядом) до момента возможности образования связи.
>>значимость определяется и рядом внешних факторов
Значимость - всегда личная, субъективная оценка на основе соответствующей рецепции: Гомеостаз и Система значимостиКонечно, внешняя среда влияет на рецепцию.
>>тезис о том, что худ. лит. ( не имеет значения какой конкретно, вообще весь ) может в буквальном смысле воспитать человека и сложить его личностные качества, верен
"воспитать" - слишком многозначительно. Она, безусловно, влияет, но результат такого влияния может быть самый разный. Если человек только читает, набит "книжными знаниями", то он просто - неадекват. Все получаемые сведения, а отрыве от конкретики, от контекста их использования и особенностей того, кто их использует, почти не имеют шансом приводит к ожидаемому результату в реальности. Только то, что проверено на личном опыте становится знанием.
>>считать худ.лит. неотъемлимой и важнейшей частью воспитательного процесса ошибочно, а так же важным социальным фактором, влияющим на... ээээммм... мораль и нравственность, неверно
Культура, прежде всего, характеризуется способами и возможностями передачи сведений от тех, кто уже имеет свой личный опыт тем, кто пока в нем нуждается. Способы коммуникабельности - не только литература, хотя литература и один из важнейших способов (точнее - текстовый способ передачи сведений). В инете - сплошная "литература" от кого угодно, свалка сведений и только навык выбора среди всего наиболее подходящего делает из свалки пользу для тех, кто эти навыки выборки хорошо наработал. Но инет и другие виды текстовой коммуникации очень важны для сближения, общепонимания в культуре, хотя на этом и паразитируют слишком многие.
23.01.2015г. 10:25:48