Похоже, я продолжаю не понимать суть сказанного :)
>>Любой фактор, находящийся между восприятием и действием может определить развитие поведения особи.
Что именно может находиться между восприятием и действием? Это не придирки, а желание получить однозначность понимания. Следующая фраза вообще не поддается корректному осмыслению:
"Если этот фактор связан с оценкой хорош или плох для организма(, то, ?) результат акта поведения, последующего за актом восприятия, т.е. этот фактор связывает результат поведения с входом поведением обратной связью, то под давлением потребностей этот фактор может развиться до управления поведением с помощью эмоционального контекста." Ни один смысловой фрагмент этой фразы не однозначен и я даже не могу сделать определенного наиболее вероятного предположения о смысле сказанного...
Далее - то том же сумбурно-непонятном стиле... Соррри.
24.05.2014г. 9:51:47 p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Спасибо за внимание.
Не сомневаюсь, что высказанная мной мысль «Любой фактор, находящийся между восприятием и действием может определить развитие поведения особи» имеет много недостатков. Но для меня она важна тем, что обобщает для меня то, что было мне важно понять в эволюции обучения на основе прочитанного в «Эволюция нервной системы». Это общая роль примера – начиная от обучения у животных, до формулировок и вспомогательных средств – ассоциаций, рисунков, словесных формулировок и т.д. у людей.
Очевидно, что пример создается учителем в начале процесса обучения, но менее очевидно, что это же должно соблюдаться и для других вспомогательных средств. Это можно показать на примере раннего обучения Радзивиловским, описанным им в книге «Математика без слез». Моя цель была понять, в чем состоит его метод. Как я теперь понимаю, у него все проходит через пример. Можно сказать, что с помощью вспомогательных средств Радзивиловский обучает маленьких детей математике, как животные обучают детенышей поведению.
Радзивиловский начинает работать с детьми, когда их развитие еще не позволяет понять передаваемые им знания, но его результаты показывают, что воспринятое в раннем возрасте, хоть и без соответствующего понимания, позволяет продвигаться в обучении намного быстрее.
Радзивиловский сказал, что я первый заинтересовался тем, как он это делает. Сам он – практик с 40-летним опытом преподавания. Я заметил, что он использует много рисунков и иллюстраций к изучаемому материалу. На мой вопрос, понимают ли его маленькие ученики смысл теорем, Радзивиловский ответил: «Я не даю им думать». Тем не менее, из его учеников выросли десятки профессоров и победителей олимпиад. Без сомнения думают они неплохо.
Рисунки и иллюстрации делаются им на глазах ученика в начале урока, и находятся перед ним все время. Все формулировки и выкладки записываются Радзивиловским в тетрадь ученика, выкладки иллюстрируются рисунками. Ученик повторяет все это дома.
Мне надо было понять более общий, чем обычный школьный, процесс обучения, поэтому когда я прочел на сайте: «Слово "обучение" может иметь разный смысл и поэтому приводить к ложным утверждениям. Чтобы избежать этого, нужно определиться с его значением. Попытка сделать это - в дополнении: Эволюция нервной системы», я и стал читать эту статью. Это позволило мне сформулировать высказанную выше мысль. Видимо ее внешняя форма отражает не совсем адекватную ей внутреннюю для меня суть. Постараюсь выразить эту суть.
Наверное я где-то прочитал или это очевидно, что при размышлении формулировки играют роль ориентиров или точнее параметров, которым должны удовлетворять результаты умственных действий (мне почему-то кажется, что надо бы сказать даже так: формулировка задает ситуацию, через которую должны пройти автоматизмы-мысли).
При выработке понимания происходит сознательный и бессознательный поиск формулировок, через которые должны пройти мысли-автоматизмы. Этот поиск и реализует прогноз. Вначале формулировки ищутся в какой-то внутренней форме. Одновременно запускаются мысли-автоматизмы, результаты которых проверяются на удовлетворение этим формулировкам. При удовлетворении, внутренняя форма формулировки уточняется и доводится до необходимой, возможно словесной или какой-то другой внешней формы. Но может быть и так, что внешняя форма отражает какую-то внутреннюю суть, для стороннего наблюдателя возможно не вполне адекватную внешней форме. Тем не менее, если формулировка на самом деле выработана, можно продемонстрировать ее применение. Мне кажется, в этом ее главная роль. Внешняя форма может быть отработана.
Извините, получилось длинновато, но для меня написание это также диалог и необходимая формулировка. Поэтому, в частности, я и не люблю форумы, где принято коверкать язык из ложной скромности.
24.05.2014г. 16:25:52
способность учиться отличает человека от животных настолько же, насколько способность мыслить
автор: Palarm сообщение 12687: |
совсем маленьких детей в возрасте от 4 лет |
Радзивиловский сказал, что он работает с 5 летней девочкой и она уже на уровне если не ошибаюсь, 7 класса. я был на уроке с 8 летней, с которой он работал уже 2 года. ее мать - профессор математики, рассказывала, что когда девочка ходила из угла в угол, повторяя материал, 4-летний малыш тоже начал ходить из угла в угол, бормоча что-то - заразился энтузиазмом.
Радзивиловский сказал, что начал работать с несколько месячным ребенком своих бывших учеников. Так что вполне возможно, что он действительно закладывает начальные знания, как само-собой разумеющиеся.
Но роль вспомогательных средств тоже большая. Посмотрите в инете его книжку "Математика без слез" Люди говорят, что им никогда не показывали таких иллюстраций
24.05.2014г. 17:59:33 способность учиться отличает человека от животных настолько же, насколько способность мыслить
автор: skyurij сообщение 12688: |
Радзивиловский сказал, что он работает с 5 летней девочкой и она уже на уровне если не ошибаюсь, 7 класса. я был на уроке с 8 летней, с которой он работал уже 2 года. ее мать - профессор математики, рассказывала, что когда девочка ходила из угла в угол, повторяя материал, 4-летний малыш тоже начал ходить из угла в угол, бормоча что-то - заразился энтузиазмом. |
"На уровне 7 класса", "Радзивиловский сказал", "ее мать - профессор математики, рассказывала" - внушает подозрение, что это очередная методика выращивания вундеркиндов (и возможно даже дутая), что уже обсуждалось: дети становятся ассоциальными, знания у них книжные, быстрый старт - потом плато, потому как навыков самообучения нет. Критически важные основы должны понятно дело закладываться в раннем возрасте на стадии доверительного обучения, а вот дальше надо уже самому зарабатывать личный опыт.
Если Радзивиловский решил и дальше продолжать загружать инфу как аксиомы, то в итоге у него будут получаться "аккуратные балбесы". Отучить киндера думать можно очень легко, достаточно помогать ему делать домашние задания - это знают все родители :)
25.05.2014г. 4:41:06
можно ли в принципе отличить адаптивное поведение от:
- полностью запрограммированного поведения, скажем, муравей - инопланетянин, робот это или существо, способное к адаптации?
- от поведения без обратной связи результата с запуском?
а если нельзя отличить по поведению, то на какие факторы действовал отбор, ведь отбор имеет дело с внешним выражением, а не с внутренним устройством?
06.06.2014г. 23:22:44
способность учиться отличает человека от животных настолько же, насколько способность мыслить
Чтобы оставлять сообщеня нужно аворизоваться.