Целью статьи является задача показать, что признаки высохудожественности не имеют отношения к собственно художественному творчеству и являются неким жизненным опытом в распознавания такового, но ориентированным на уже познанные продукты художественного творчества. Обоснования статьи напрямую следуют из психофизиологических механизмов восприятия и даются ссылками.
Многие школы и семинары по повышению квалификации фотографа так или иначе ориентируют клиентов на достижения "художественной" выразительности в работах, без достаточно полного определения, а что же такое "художественность". Обычно предлагаются примеры безусловно высокохудожественных работ и обращается внимание на то, какими средствами выразительности работы доводятся до уровня художественных. При этом слово "художественный" к таком контексте приобретает смысл "высококачественности", в противовес никчемной серости того, что не обладает признаками художественности.
Очень важный эффект такого подхода: высокохудожественность распознается моментально теми, кто считает себя экспертом в этом отношении: "О!.. это уже искусство!". Именно моментальность распознавания качества художественности (кстати, не только фотографии) говорит только об одном: в процессе используются заранее наработанные и теперь узнаваемые отдельные и конкретные признаки, которые создают общую оценку. Это в точности тот же процесс, о котором говорилось в статье Признаки симпатичности: работа специализированного распознавателя системы восприятия [127]. Эта работа очень индивидуальна, настолько, насколько своеобразно развиваются навыки такого распознавания.
Сам принцип того, что высокохудожественность, ассоциируемая с самобытным творчеством, результаты которого, в отличие от ремесла, всегда новы и значимы, вдруг приобретает вполне четкий алгоритм распознавания, доступный автомату (в психике - мыслительным автоматизмам [249]) и тем самым противоречит понятию результатов художественного творчества, которые, в силу своей новизны не могут быть сразу распознаны как продукт художественного творчества, в отличие от продукта ремесленного творчества. В самом деле, те открытия, что дарят нам художники (любого направления творчества), сразу не воспринимаются в этом качестве, если только они не содержат некие наблюдаемые признаки, по которым "эксперты" тут же не делают восторженное заключение. В самом деле, новое-значимое не западает в душу сразу, хотя сразу и привлекают к себе внимание [126], а требует осмысления [123], повторение восприятия и лишь потом это новое оказывается оцененым позитивно или негативно, оказывается уже познанным[29].
Творчество - это, прежде всего, свобода выражения своего вИдения (см. Основные механизмы творчества). Нельзя ставить какие-то рамки, что вот это допустимо, а такое - нет потому, что невозможно заранее сказать, что именно нужно для выражения данной возникшей идеи художественного творчества до уровня, способного привлечь внимание. Никакие критерии "некачественной" фотографии (ставший уже легендарным "заваленный горизонт" и другие) не должны быть ограничителем выразительности (но если они не решают задачи выразительности, то, конечно, оказываются лишними, неуместными, только портящими впечатление). Но часто и настойчиво практикуется система таких критериев, как и система критериев того, что признавано сделать работу высокохудожественной. Это позволяет новичкам быстренько схватить суть и начинать продуцировать поделки, способные создавать впечатление художественности (это очень распространенное явление буквально во всем: подмена истинного творчества иллюзией, суррогатами, см. пример, что нужно, прежде всего, для заполучения реноме профессионала и возможности легкого отбирания денег у неискушенных пользователей такой продукции).
Ничто конкретно не сделает работу высокохудожественной кроме того, что ее восприятие у данного человека вызовет отклик его индивидуального восприятия как максимум новизны и значимости какой-то идее, чему-то, придающему важный смысл виденному, что, собственно, и привлечет внимание, заставив осмысливать это новое, а не просто войти в эйфорию от мгновенной констатации заветного набора признаков симпатичности.
Так, для неискушенного человека, особенно впечатлительного ребенка, ремесленная поделка может вызвать творческий интерес и заставить задуматься. Он увидел идею, которая была когда-то воплощена в этом изделии и когда-то для всех была новым продуктом художественного творчества.
Поэтому критерий в самом деле актуальной высокохудожественности имеет границу использования: для данной группы людей, для данного общества или для данной галактики этот продукт привлекает внимание высокой новизной и значимостью, заставляя осмысливать (переосмысливать) воспринятое. Для людей данной культуры этот продукт - давно уже надоевшая и не привлекающая мысли рутинная поделка, а для другой культуры - яркое воплощение самобытного творчества.
В литературном
художественном творчестве есть понятие "троп". В
Судя по данной статье, единственным признаком художественного стиля является использование тропов, что, конечно же, не верно.
В фото-советах есть много штампов, призванных придать работе качество профессиональной и художественной. Например:
Следование подобным критериям, как любым другим представлениям о том, что может придать фотоработе художественный стиль, на самом деле вовсе не обеспечивает желаемое, хотя способно у наивных ценителей создать впечатление художественного произведения. Никакие нарочитые размытия фотки, "художественные" размазки, зернистость или штриховатость под кисть, монохромность и т.п., применяемые без четкого обоснования того, что именно они призваны выделить для бОльшего внимания, не придает художественности, а лишь способны сойти как суррогат.
Множество различных представлений о том, что можно, а чего нельзя допускать в фотоработе оказывается заблуждениями без понимания того, что именно придает работе самобытную ценность. Догма о том, что фото нельзя "фотошопить", что это искажает правду - одно из таких заблуждений. Почему-то обрабатывать в редакторе нельзя, но делать множество искажений на уровне самого фотопроцесса - позволительно :) Снимок - это уже условное представление когда-то реально существовавшего, и в художественном плане в нем ценна только та часть, которая передает новое-значимое достаточно сильно, чтобы вызвать осмысление. Фотоаппарат в любом из доступных "творческих режимов" при создании jpg файла искажает многие параметры фотоснимка (особенно ярко это проделывают Никоны), а в режиме raw снимок чаще всего требует обработки, даже если он не документальный. raw как раз и создан потому, что позволяет проводить глубокие коррекции многих параметров.
Так что же является допустимым при обработке? Все, что не мешает выразительности объекта, выделяемого в работе для привлечения внимания, что, конечно же, зависит от задачи и тематики: если это репортажная фотка, то передать правду о самом главном в ней нужно по возможности полно, и даже подчеркнув, убрав мешающие детали (провода, отвлекающий фон и т.п.), если художественная, то или нужно так же соблюсти "художественную правду" или использовать повод для передачи "художественного вымысла".
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||