Признаки художественности в фотографии

Относится к   «Навыки выразительности в фото-искусстве и не только»


Целью статьи является задача показать, что признаки высохудожественности не имеют отношения к собственно художественному творчеству и являются неким жизненным опытом в распознавания такового, но ориентированным на уже познанные продукты художественного творчества. Обоснования статьи напрямую следуют из психофизиологических механизмов восприятия и даются ссылками.

 

Многие школы и семинары по повышению квалификации фотографа так или иначе ориентируют клиентов на достижения "художественной" выразительности в работах, без достаточно полного определения, а что же такое "художественность". Обычно предлагаются примеры безусловно высокохудожественных работ и обращается внимание на то, какими средствами выразительности работы доводятся до уровня художественных. При этом слово "художественный" к таком контексте приобретает смысл "высококачественности", в противовес никчемной серости того, что не обладает признаками художественности.

Очень важный эффект такого подхода: высокохудожественность распознается моментально теми, кто считает себя экспертом в этом отношении: "О!.. это уже искусство!". Именно моментальность распознавания качества художественности (кстати, не только фотографии) говорит только об одном: в процессе используются заранее наработанные и теперь узнаваемые отдельные и конкретные признаки, которые создают общую оценку. Это в точности тот же процесс, о котором говорилось в статье Признаки симпатичности: работа специализированного распознавателя системы восприятия [127]. Эта работа очень индивидуальна, настолько, насколько своеобразно развиваются навыки такого распознавания.

Сам принцип того, что высокохудожественность, ассоциируемая с самобытным творчеством, результаты которого, в отличие от ремесла, всегда новы и значимы, вдруг приобретает вполне четкий алгоритм распознавания, доступный автомату (в психике - мыслительным автоматизмам [249]) и тем самым противоречит понятию результатов художественного творчества, которые, в силу своей новизны не могут быть сразу распознаны как продукт художественного творчества, в  отличие от продукта ремесленного творчества. В самом деле, те открытия, что дарят нам художники (любого направления творчества), сразу не воспринимаются в этом качестве, если только они не содержат некие наблюдаемые признаки, по которым "эксперты" тут же не делают восторженное заключение. В самом деле, новое-значимое не западает в душу сразу, хотя сразу и привлекают к себе внимание [126], а требует осмысления [123], повторение восприятия и лишь потом это новое оказывается оцененым позитивно или негативно, оказывается уже познанным[29].

Творчество - это, прежде всего, свобода выражения своего вИдения (см. Основные механизмы творчества). Нельзя ставить какие-то рамки, что вот это допустимо, а такое - нет потому, что невозможно заранее сказать, что именно нужно для выражения данной возникшей идеи художественного творчества до уровня, способного привлечь внимание. Никакие критерии "некачественной" фотографии (ставший уже легендарным "заваленный горизонт" и другие) не должны быть ограничителем выразительности (но если они не решают задачи выразительности, то, конечно, оказываются лишними, неуместными, только портящими впечатление). Но часто и настойчиво практикуется система таких критериев, как и система критериев того, что признавано сделать работу высокохудожественной. Это позволяет новичкам быстренько схватить суть и начинать продуцировать поделки, способные создавать впечатление художественности (это очень распространенное явление буквально во всем: подмена истинного творчества иллюзией, суррогатами, см. пример, что нужно, прежде всего, для заполучения реноме профессионала и возможности легкого отбирания денег у неискушенных пользователей такой продукции).

Ничто конкретно не сделает работу высокохудожественной кроме того, что ее восприятие у данного человека вызовет отклик его индивидуального восприятия как максимум новизны и значимости какой-то идее, чему-то, придающему важный смысл виденному, что, собственно, и привлечет внимание, заставив осмысливать это новое, а не просто войти в эйфорию от мгновенной констатации заветного набора признаков симпатичности.

Так, для неискушенного человека, особенно впечатлительного ребенка, ремесленная поделка может вызвать творческий интерес и заставить задуматься. Он увидел идею, которая была когда-то воплощена в этом изделии и когда-то для всех была новым продуктом художественного творчества.

Поэтому критерий в самом деле актуальной высокохудожественности имеет границу использования: для данной группы людей, для данного общества или для данной галактики этот продукт привлекает внимание высокой новизной и значимостью, заставляя осмысливать (переосмысливать) воспринятое. Для людей данной культуры этот продукт - давно уже надоевшая и не привлекающая мысли рутинная поделка, а для другой культуры - яркое воплощение самобытного творчества.

 

В литературном художественном творчестве есть понятие "троп". В статье об этом говорится: - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.

Судя по данной статье, единственным признаком художественного стиля является использование тропов, что, конечно же, не верно.

В фото-советах есть много штампов, призванных придать работе качество профессиональной и художественной. Например:

  • Воду в речках нужно снимать штативом на длительных выдержках, чтобы обеспечить ей "шелковистость". Если вода снята не так, то явно снимал лох.
  • Снимая пейзаж, линию горизонта или воды лучше расположить на линии золотого сечения. Примерно, в трети от нижней или верхней границы кадра.
  • Чтобы придать кадру дополнительный объём или заполнить скучное небо, то можно обрамить фотографию с помощью окон, веток, арки и.т.д.
  • Соблюдайте равновесие, чтобы правая и левая часть кадра по возможности уравновешивали друг друга.
  • Когда снимаете движущийся объект, оставляйте в снимке место в направлении движения.

 

Следование подобным критериям, как любым другим представлениям о том, что может придать фотоработе художественный стиль, на самом деле вовсе не обеспечивает желаемое, хотя способно у наивных ценителей создать впечатление художественного произведения. Никакие нарочитые размытия фотки, "художественные" размазки, зернистость или штриховатость под кисть, монохромность и т.п., применяемые без четкого обоснования того, что именно они призваны выделить для бОльшего внимания, не придает художественности, а лишь способны сойти как суррогат.

Множество различных представлений о том, что можно, а чего нельзя допускать в фотоработе оказывается заблуждениями без понимания того, что именно придает работе самобытную ценность. Догма о том, что фото нельзя "фотошопить", что это искажает правду - одно из таких заблуждений. Почему-то обрабатывать в редакторе нельзя, но делать множество искажений на уровне самого фотопроцесса - позволительно :) Снимок - это уже условное представление когда-то реально существовавшего, и в художественном плане в нем ценна только та часть, которая передает новое-значимое достаточно сильно, чтобы вызвать осмысление. Фотоаппарат в любом из доступных "творческих режимов" при создании jpg файла искажает многие параметры фотоснимка (особенно ярко это проделывают Никоны), а в режиме raw снимок чаще всего требует обработки, даже если он не документальный. raw как раз и создан потому, что позволяет проводить глубокие коррекции многих параметров.

Так что же является допустимым при обработке? Все, что не мешает выразительности объекта, выделяемого в работе для привлечения внимания, что, конечно же, зависит от задачи и тематики: если это репортажная фотка, то передать правду о самом главном в ней нужно по возможности полно, и даже подчеркнув, убрав мешающие детали (провода, отвлекающий фон и т.п.), если художественная, то или нужно так же соблюсти "художественную правду" или использовать повод для передачи "художественного вымысла".



Обсуждение Сообщений: 3. Последнее - 13.12.2015г. 23:21:04


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: БРЕД Признаки и симптомы психического расстройства | ГАЛЛЮЦИНАЦИИ Признаки и симптомы психического расстройства | Еще раз о наследовании приобретенных признаков Александр Марков | Наследование признаков | Признаки врачебной компетенции | Признаки компетентности компании и агента по недвижимости в частности | Признаки престижа | Признаки структурной асимметрии мозга | Смысл: семь дихотомических признаков A.И.Новиков | Восприятие художественного творчества | Двухтомник художественной прозы «Вне привычного» | Как развить художественное восприятие произведения искусства | Методология художественной деятельности Новиков А.М. | Отто Ранк. Эстетика и психология художественного творчества | Обсуждение галереи Обо всем на свете: Выпускной вечер школы художественной гимнастики | Обсуждение галереи Обо всем на свете: Художественная гимнастика | Обсуждение Признаки художественности в фотографии | Галереи фото | красивые галереи | любительские галереи | московские галереи | Фото галереи | Фотографии снежинок | частные галереи | Фотографирование ауры | Шестой ежегодный конкурс научных фотографий
Последняя из новостей: Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.

Ученые создали первый в мире искусственный организм с одной хромосомой
Вооруженные генетическим редактором CRISPR ученые сумели создать вполне жизнеспособный искусственный организм, геном которого состоит всего из одной хромосомы. Тем самым, как сообщает авторитетный журнал Nature, был установлен новый мировой рекорд.
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:22
Всего:24452805

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика