Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/6194
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Список теоретических статей"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Педагогические возможности шахматного информационного пространства. Часть 2.

1. Информационная структура шахматного алгоритма и педагогические возможности шахматного информационного пространства. Информационная структура идеального шахматного алгоритма. Структура идеального учебного процесса. Идеальная лестница знаний. Структура реального учебного процесса. Информационная структура современных школьных уроков. Сравнительный анализ различных алгоритмов обучения. Типичные деформации реального процесса обучения. Особенности информационных потоков реального процесса обучения. Особенности информационных потоков в ШИП. Основное педагогическое свойство ШИП. Методика совершенствования и самосовершенствования структуры личности. Практическая методика совершенствования личности. Психологический или душевный модуль. Педагогический парадокс. Шахматы – как инновационный общеобразовательный предмет в системе начального и среднего школьного образования. Творческие аспекты ШИП и ГШП. Комбинации, комбинационное мышление и комбинационное зрение. Шахматы – как интеллектуальный вид спорта. Психологические особенности мышления детей до подросткового периода Игровой момент шахмат и методики шахматного урока. Естественная методика преподавания шахмат. Метод двух капитанов. Объективный учет и контроль активности учащихся. Метод двух капитанов или естественная методика шахматного урока (1). Модификация метода двух капитанов (2). Методика проведения шахматного урока в начальных классах. Метод мозгового штурма(3) и его модификации. Игра с реальным партнером (5). Игровой урок в форме сеанса (6)… Информационная нагрузка шахматного урока. Развитие логики и рефлексии методом мозгового штурма. Возможности ребенка в ШИП. Психологические особенности одаренных детей. ШИП – как лакмусовая бумажка творческих способностей. Возможности взрослого человека в ШИП. Совместимость ШИП с другими видами творческой деятельности.

Относится к разделу Рассуждения

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

 

Основное педагогическое свойство ШИП. Или методика совершенствования

и самосовершенствования структуры личности 

(Изначально текст предназначался педагогам)

Как отмечалось выше, вектор мышления психики  в ШИП имеет положительную направленность, не ограниченную верхним пределом уровня мышления. Причем, более высокий уровень мышления индивида требует от него и более высокого уровня морально-этических качеств личности. В противном случае, процесс развития и саморазвития тормозится и, даже, может повернуть вспять, если, например, индивид морально деградирует.


Вывод 25.  То есть, чтобы повысить свой шахматный уровень, индивид  должен в первую очередь повысить, улучшить свои морально-этические качества, избавиться от вредных привычек мешающих самосовершенствованию.


Как показывает практика – это самый короткий и эффективный путь развития и совершенствования.    Именно эта особенность ШИП обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом гармоничного развития и саморазвития личности.

Так как шахматные правила не противоречат общечеловеческим нормам морали, то приобщенным к этой мудрой игре всерьез, волей не волей, приходится работать над собой:  над искоренением вредных привычек, мешающих дальнейшему росту.

Честно признаюсь, что именно некоторые приобретенные в далеком детстве привычки (скажем дипломатично - шероховатости) долго мешали мне подниматься по квалификационной лестнице. (И это - после 40!).  Например, импульсивность, или "думание руками" или привычка полагаться на авось. И многие другие - пришлось покопаться в самом себе.

Особенно долго боролся с привычкой излишней доверчивости - раз оппонент долго думал, значит он сделал не глупый ход.    И в ответ - начинаешь вариант (поскольку его ход не опасен), не проверив на истинность ход противника. А он просто глупый - подстава! 

Если бы не шахматы всеръез - то так бы и жил в ладу с самим собой, не подозревая что они (вредные привычки) у меня есть (целый букет!) - мешая процессу самосовершенствования с целью достичь более высоких ступеней квалификационной лестницы и уровня персонального мышления соответственно.

Например, первое правило модуля "гроссмейстера" и психологического модуля звучит так:   неуважение к противнику ведет к недооценке и, следовательно, к ошибкам и поражениям. На этом этическом правиле многие мои ученики, да и я сам, пока не выстрадал это правило: "обжигались".

Самое интересное, что все привычки: хорошие и плохие (приобретенные стандартные поведенческие программы) хранятся в подсознании, на уровне инстинктов и, поэтому не осознаются человеком.

    Кроме того, деятельность в ШИП вынуждает на сознательном уровне брать под контроль все вредные привычки, хранящиеся в подсознании:    неуважение к    окружающим, лень.   Неаккуратность   и нерешительность, импульсивность и необдуманность, торопливость и неусидчивость. Несерьезность и медлительность, подлость и жадность. И многие другие (кто считал?) - мешающие достижению цели и ведущие, как правило, к поражению. (Не только в шахматах).


Постепенно вредные привычки, с помощью опытного педагога - тренера, умеющего точно ставить диагноз, извлекаются из подсознания ученика на сознательный уровень и, тем самым, берутся под контроль сознания (интеллекта ). И так - партия за партией - тысячи раз до полного контроля над конкретной вредной привычкой или, хотя бы частичного. Все это я сначала проверил на самом себе, а потом на своем младшем сыне и учащихся

                                

Практическая  методика совершенствования личности

 

Для организации и воспитания основ правильного мышления ребенка, я в своей повседневной работе использую свод правил. Некоторые из них имеют морально-этическое значение.

Эти же правила напрямую применимы в реальной жизни, что лишний раз подчеркивает актуальность шахмат.

 При знакомстве новичка с шахматами, я напрямую использую антропоморфные аналогии: король-это ваша жизнь. Жизнь нужно беречь от опасностей, поэтому король должен избегать опасности.

Для него нужно строить замок для короля(рокировка). Остальные фигуры – это его слуги. Они должны оберегать короля от врагов и выполнять его команды.


Такой антропоморфизм в обучении шахматам (я думаю - не только шахматам) наиболее доступен ребенку и психологически повышает мотивацию и интерес к обучению.

  Ниже приведенный свод правил оформлен в виде плаката и висит не видном месте в кабинете

Любое его нарушение приводит к ошибке и, как правило, ведет к проигрышу.  Педагог, то есть я, выбираю подходящий момент, когда можно вклиниться в процесс игры.  И, по горячим следам разбирается  нарушение со ссылкой на номер правила.  На каждое правило имеются сотни практических случаев, подтверждающих их.


Со временем, ребенок осваивает с помощью педагога то или иное правило методом проб и ошибок.  И оно закрепляется в его сознании вполне осознанно и становится частью его мышления.

Особенно импонирует ребенку то, что в шахматах требуется мыслить по взрослым правилам.

      А модуль гроссмейстера как раз и развивает взрослое мышление.  Я говорю ребенку: попробуй

пять, десять минут во время партии думать как взрослый. После партии ты снова можешь быть маленьким ребенком.  Взрослый отличается от ребенка, в первую очередь, именно организацией мышления.  После игры они часто меня спрашивают – я был как взрослый? Я старался?


Стимул – быть как взрослый – один из главных  побудительных и подражательных мотивов поведения ребенка, особенно подростка.  А шахматы позволяют на практике реализовать «взрослость» мышления и характера ребенка.

Например, второе правило я ассоциирую в сознании ребенка с правилом перехода улицы на опасном перекрестке.  Прежде чем перейти улицу, даже на зеленый светофор, посмотри по сторонам на все машины слева, справа, сзади и впереди.  Оцени опасность, прими решение– а затем переходи улицу.

    Если сравнить правило перехода улицы и шахматное правило №2, то невооруженным глазом видна их  полная аналогия. Правда, шахматное правило все же шире и более универсальное.


Такую антропоморфную трактовку я использую практически для каждого шахматного правила. И не только правил, а всего процесса общения с учащимися. Ребенок мыслит преимущественно образами, и антропоморфные образы наиболее близки зрительной базе его психики.


    Все это убеждает ребенка, что шахматы и реальная жизнь практически совпадают. Что в шахматах можно смоделировать всевозможные жизненные ситуации и найти правильное решение.

Что шахматы – это своеобразный жизненный тренажер, развивающий взрослое мышление.

И что не маловажно в нашей суетной жизни, шахматы согласно параграфу 5, предоставляют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала ребенка, развития его творческих способностей.


  Психологический или душевный модуль

 

1. Неуважение к противнику ведет к недооценке и, следовательно, к поражению.

2.Выиграл фигуру (получил преимущество) - скажи самому себе: партия только начинается! 

 Выигрывающий  - непроизвольно расслабляется, а проигрывающий – наоборот, мобилизует силы.

3.Проиграл фигуру - посчитай до 30, успокойся, подумай, соберись с силами и продолжай борьбу.

Ошибки «ходят» чередой! 

4.  Начинай любой ход с оценки безопасности своего короля!  Проверяй ход в уме на три раза.

5.  Думай за противника.  Расшифровывай его намерения и с учетом этого, вырабатывай свое решение, свой план.  Игра в слепую, без учета мыслей партнера – ведет к поражению.

6.  Жадность ведет в ловушки.

7.  Трусость - потеря инициативы.

8. Безрассудная смелость -разбитое корыто!

9.Подлость - недооценка противника – ошибки – проигрыш.

10.  Лень - ошибки при анализе – проигрыш.

11.  Стремись к гармоничной красивой позиции! Красота – это сила!

12.  Вера в авторитеты - потеря инициативы! Ну и так далее.

13.  Человек может ВСЕ! Терпение и труд все перетрут.
Завершающее правило звучит так:

14.  Не все правила имеют абсолютную силу - бывают исключения из правил.
Это значит - ИГРАЙ ТВОРЧЕСКИ!

 

 

Модуль "гроссмейстера" или правила, ведущие к победе

 

 

1.Неуважение противника - недооценка его возможностей - следствие - ошибки - проигрыш.

2.Любой ход начинай с анализа безопасности своего короля. Посмотри на все фигуры противника, затем на все свои. Прочитай и расшифруй его мысли. Оцени опасность. Прими решение. Король - это твоя жизнь!

3.Делай ход согласно плану, а не бесцельно - генерируй планы!

4.Думай за противника, предугадывай его планы.

5. Формула победы: РРА, РАР. РА. (развитие, рокировка, атака)

6.Борись за центр и захватывай пространство.

7. Сила фигуры: это количество полей ее контролируемых.

8.Нацеливай фигуры (стрелы) на короля, ферзя, фигуры, пешки заранее.

9. Делай связки, засады, ловушки, комбинации.

10. Уводи короля, ферзя, фигуры с линии атаки заранее.

11.Ставь   форпосты,   -      выдвинутые   вперед   на   территорию  противника   и защищенные  фигуры, пешки.

12.Ищи слабое поле и бей в одну точку - все рассыплется!

13.Стремись к гармоничной, красивой позиции. Красота - это сила!

14. Уничтожай проходные пешки (волшебная фигура) или блокируй их   и береги свои.

15. Не разменивай без необходимости развитые фигуры.

16.Размен при лишней фигуре, как правило, ведет к победе.

17.Если есть шахи, - выбери самый лучший, подумай, необходим ли он именно сейчас.

18.Самый короткий путь  к победе - комбинация - возникает в дебюте: при опережении в разви     тии  на один и более  темпов. В миттельшпиле: из позиционного преимущества и концентрации сил на уязвимом участке. В эндшпиле комбинации маловероятны, там реализуются позиционной игрой преимущества, добытые в дебюте и миттельшпиле.    Умение вовремя переходить из одной стадии игры в другую означает высокий класс игрока.

Если выиграл фигуру или пешку, - считай, что партия только начинается.

19.Захватывай свободную вертикаль и горизонталь ладьями и ферзем. Диагонали - слонами и ферзем.

20. Блок защиты: размен фигур ослабляет атаку, уменьшает вероятность мата.

21.He подвешивай фигуры. ВФО - висячие фигуры опадают!

22.За проходную пешку ниже  третьей и шестой горизонтали часто приходится

отдавать фигуру. Сила пешки растет при ее продвижении!

23.Если проиграл фигуру, то посчитай до 30 и успокойся, подумай, - соберись с

силами и продолжай борьбу!

В эндшпиле все фигуры должны играть активно, в том числе и король.

24.Пешками бей по направлению к центру.

25. Не все правила имеют абсолютную силу. Бывают исключения из правил, - а это, значит,

ИГРАЙ ТВОРЧЕСКИ!

  

 

Ошибки мышления  и организация психики ребенка – корелируемые понятия. Одно связано с другим.  Чем меньше ошибок совершает ребенок, тем выше его уровень мышления и шахматный разряд.  И наоборот.

Обычно после знакомства с новым учеником и создания начальной мотивационной базы (интереса, любви к шахматам), я спрашиваю у ребенка: что, по его мнению, ему мешает достигнуть более высоких результатов? Конечно, он не знает ответа. Но этим вопросом я подготовил его сознание к критической самооценке.

Затем, как бы размышляя вслух, я называю причину, например, «думание руками», торопливость и импульсивность. Или неусидчивость, неаккуратность, нелогичность и необдуманность, болтливость, хвастовство, жадность  и т. д.

Потом задаю второй вопрос: согласен ли он со мной? В большинстве случаев ребенок со мной соглашается, то есть производит самооценку на сознательном уровне и, тем самым, берет вредную привычку под контроль сознания.   Дальнейшее уже не сложно. Впрочем, положительное педагогическое действие шахматы оказывают не только на ребенка, но и на взрослых людей.  Как отмечалось выше, систематические занятия шахматами прививают культуру мышления и повышают его уровень.

 В идеале, в процессе повышения уровня и культуры мышления наступает такой момент, когда обучаемый вполне сознательно начинает применять данную методику к самому себе. То есть, обучаемый становится независимым от учителя и сам превращается в учителя.

Эта ситуация соответствует стадии самообучения и самосовершенствования структуры личности, когда педагог не нужен.

Вывод 26. Следовательно, занятия шахматами, помимо становления культуры мышления, совершенствуют психику (душу) человека, обогащают, гармонизируют ее структуру, приучают контролировать свои инстинкты и вредные привычки.

Вывод 27. По своей структуре шахматы близки к реальной жизни. Необходимо на основе всех своих способностей (инстинктивных, интеллектуальных и интуитивных) преодолевая сопротивление живого соперника, добиваться конечной цели, используя все свои ресурсы мышления и силы воли, в рамках справедливых правил, совместимых с общечеловеческой моралью.  При неудаче, необходимо достойно принять этот факт, сделать объективные выводы и найти силы начать новую партию. Правила фиксируют равные стартовые возможности (демократичность), невозможность любых фальсификаций, взаимное уважение и честность.

Кстати, шахматы можно отнести к самому древнему виду Восточного единоборства. Они пришли с Востока и зародились на тысячу лет раньше Шаолиня.

И все это происходит в течение одной партии: целая жизнь! В отличие от жизни, в шахматах можно сыграть новую партию и извлечь новые уроки!

Роль педагога—тренера в шахматах многогранна и ответственна, особенно роль тренера как психолога. Необходимо четко отслеживать психологическое состояние ребенка, не перегружать и в то же время обеспечивать необходимую мотивацию и стимулы к занятиям шахматами: самой сложной интеллектуальной игры. 


 

Вывод 28. Таким образом, в силу огромного педагогического потенциала, ресурсы которого только начинают осваиваться начальной школой,  шахматы можно сравнить со своеобразным «философским камнем»: прикосновение которого к системе образования, может принести волшебные результаты.

 

Педагогический парадокс

Проиллюстрирую огромные педагогические возможности своеобразным педагогическим парадоксом, подмеченным на практике. Начинающий старшеклассник, например, десятиклассник, как правило, проигрывает второкласснику, занимающемуся второй год. Объяснение простое. Второклассник, находясь в шахматном пространстве второй год, освоил основы шахматного алгоритма.  Повысил свой уровень внимания и памяти в соответствии с требованиями этого пространства.

Научился контролировать некоторые вредные привычки. Десятиклассник еще не перестроил свою психику в соответствии с требованиями шахматного информационного пространства. Его психика соответствует требованиям повседневной школьной нагрузки и не имеет опыта решения задач более высокого уровня внимательности и логики.

Отсюда и закономерный результат.  Действительно, например, старшеклассник, решая алгебраическое уравнение, должен удерживать в сфере своего внимания около десяти правил, последовательное применение которых позволяет найти неизвестное.

Начинающий шахматист, например, второклассник должен удерживать во внимании исходную информацию (около 15 правил) и правила, регулирующие динамическую и позиционную информацию (позиции практически не повторяются) - около 30 правил. Итого, около 45 правил, не считая интуитивной составляющей и психологических правил, активизирующих и стабилизирующих психику.  В реальности, ученик контролирует меньшее количество правил.   В этой ситуации, закономерно проигрывает начинающий старшеклассник - второкласснику, занимающемуся второй год, потому что последний научился  более эффективно работать с большим объемом информации, чем десятиклассник.

Представьте на минуту растерянность и недоумение старшеклассника и радость, удивление и чувство самоутверждения второклассника, а также педагогический эффект этой ситуации! И эта закономерность вполне объективна.

Вывод 29. Потому что занятия шахматами повышают общий уровень психики, все ее сферы, в том числе уровень внимания, абстрактно-логического и интуитивного мышления. Усиливаются и развиваются все виды памяти. Формируются основы научно-исследовательского подхода к любой неизвестной проблеме.


  Шахматы формируют культуру мышления. Потом, конечно, со временем, по мере воспитания необходимых качеств в ходе занятий,  шахматист – старшеклассник  может победить второклассника.

Но начальная расстановка сил именно такова. Кстати говоря, на самопрезентации прототипа данной Программы этот педагогический парадокс испытал на себе независимый эксперт по каратэ-до, кандидат педагогических наук — он проиграл моему девятилетнему сыну.  

 

 Развивая и гармонизируя психику ребенка,  формируя личное поле  мышления, ШИП подготавливает его тем самым к взрослой жизни, к успешному освоению любой человеческой профессии, вовсе не обязательно к профессии шахматиста-- профессионала.

Причем, корреляцию между повышением уровня успеваемости и уровнем шахматной игры, я считаю как бы не основным, побочным эффектом развивающего действия ШИП на обучающихся. Главное — это всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Наличие такой корреляции видно из отзывов родителей детей, систематически занимающихся шахматами и из школьных журналов.

Вывод 30. Этот зримый педагогический парадокс без лишних слов доказывает пользу и необходимость занятий шахматами в рамках программы школьного и даже дошкольного образований. Кстати, педагог Сухомлинского В. А. интенсивно использовал  шахматы для повышения качества и уровня обучения, начиная с первого класса. Кроме всего прочего, шахматы вырабатывают чувство ответственности за свои решения. Отвечает за все последствия сделанного хода сам автор, и только он.

Шахматы развивают комбинационное зрение - чисто творческая способность психики, доставляющая максимальное эстетическое насаждение, даже если автор комбинации - твой соперник, а ты невольный соавтор.

Я говорю своим ученикам: « ШАХМАТЫ - ЭТО БОРЬБА УМОВ И ХАРАКТЕРОВ! ЭТО СПОРТ, ИСКУССТВО И НАУКА, то есть те ТРИ КИТА, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития психики (души).

Вывод 31. Шахматы одна из немногих областей деятельности человека, где различие в телесном развитии (возраст) не играют особой роли, где можно помериться силами, не зависимо от возраста, где выступают на первый план ИНТУИЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТ и ЗДОРОВЫЕ ИНСТИКТЫ.

Шахматы – как инновационный общеобразовательный предмет в системе

начального и среднего образования

Как отмечалось выше,  структура алгоритма  обработки информации в ШИП идентична алгоритму научно-философского поиска истины в различных отраслях знаний.  Школьные алгоритмы обучения являются частным случаем  алгоритма обработки информации в ШИП.  Информационная структура шахматного алгоритма и структура идеальной лестницы знаний   любого школьного предмета -- совместимы между собой. Информационные потоки процесса изучения школьных предметов укладываются в простую схему идеальной лестницы знаний, которая приводилась выше.

  В отличие от информационной структуры шахматного алгоритма,  школьный алгоритм, как правило, не содержит стадии генерации новой информации и слабо связан с практической стадией.  Он также слабо зависит от корректирующих информационных обратных связей. 

    В основном, он содержит две ступени: теоретическое изучение и запоминание информации и, по мере школьных возможностей,  практическое применение усвоенной информации. Упор делается на запоминание. Объем информации не регламентирован, особенно по общественным и гуманитарным предметам.

Вывод 32. Как показано выше, шахматы включают все стадии идеального процесса обучения, включая генерацию новой информации.      То есть, шахматы как школьный общеобразовательный предмет прививает и обучает навыкам работы с изучаемой информацией по тому же алгоритму, что используется в научном сообществе. 

Можно утверждать, что шахматы – это школьная  научная лаборатория по постановке основ научного мышления, прививке основ культуры мышления.

Вывод 33. Таким образом, шахматы как школьный предмет,  использующий полный научный алгоритм мышления, в отличие от остальных, «убивает» сразу трех зайцев: развивает аналитическое и логическое мышление,  обучает навыкам генерации информации (творческий аспект), и  учит использовать на практике (принимать ответственное решение) результаты собственного анализа.

 В силу «триединства» шахматы удовлетворяют определению инновационного школьного предмета.  

Кроме всего прочего, шахматы  развивают способность учить самого себя!   Как хорошо, что на своем эволюционном пути школьное образование повстречалось с шахматами!  По здравому размышлению иного и быть не могло.  Современное общество созрело и нуждается в применении инновационного педагогического потенциала шахмат. Достойной альтернативы, (кроме массового занятия наукой школьниками) шахматам в системе начального и среднего образования не существует.

 



Автор Ким Евгений
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Возможно ли бессмертие | Победа над смертью | Свободнорадикальная теория | Средства от старости | Возможно ли физическое бессмертие человека | Информационные и мотивационные компоненты внимания | Исследование информационной теории эмоций | Критика фантомных и фотоинформационных идей | Масоны, Чернобыльская АЭС, холодный ядерный синтез и безграничные возможности для человечества. | Основы энерго-информационной теории
Последняя из новостей: Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:33
Всего:18112025

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика