Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/6193
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Список теоретических статей"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Педагогические возможности шахматного информационного пространства. Часть 3.

Информационная структура шахматного алгоритма и педагогические возможности шахматного информационного пространства. Информационная структура идеального шахматного алгоритма. Структура идеального учебного процесса. Идеальная лестница знаний. Структура реального учебного процесса. Информационная структура современных школьных уроков. Сравнительный анализ различных алгоритмов обучения. Типичные деформации реального процесса обучения. Особенности информационных потоков реального процесса обучения. Особенности информационных потоков в ШИП. Основное педагогическое свойство ШИП. Методика совершенствования и самосовершенствования структуры личности. Практическая методика совершенствования личности. Психологический или душевный модуль. Педагогический парадокс. Шахматы – как инновационный общеобразовательный предмет в системе начального и среднего школьного образования. Творческие аспекты ШИП и ГШП. Комбинации, комбинационное мышление и комбинационное зрение. Шахматы – как интеллектуальный вид спорта. Психологические особенности мышления детей до подросткового периода Игровой момент шахмат и методики шахматного урока. Естественная методика преподавания шахмат. Метод двух капитанов. Объективный учет и контроль активности учащихся. Метод двух капитанов или естественная методика шахматного урока (1). Модификация метода двух капитанов (2). Методика проведения шахматного урока в начальных классах. Метод мозгового штурма(3) и его модификации. Игра с реальным партнером (5). Игровой урок в форме сеанса (6)… Информационная нагрузка шахматного урока. Развитие логики и рефлексии методом мозгового штурма. Возможности ребенка в ШИП. Психологические особенности одаренных детей. ШИП – как лакмусовая бумажка творческих способностей. Возможности взрослого человека в ШИП. Совместимость ШИП с другими видами творческой деятельности.

Относится к разделу Рассуждения

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

 

Творческие аспекты ШИП и ГШП. Комбинации, комбинационное мышление

и комбинационное зрение


(Изначально текст предназначался педагогам)

 

Выше приводилось определение матовой комбинации в терминах теории стрел.  Комбинация - это плод чистого творчества, интуитивное озарение, подкрепленное логическим расчетом. В широком смысле слова шахматная комбинация: это своеобразный всплеск или гейзер информации, резко изменяющий течение партии, направление и скорость информационных потоков. В момент комбинации система резко выходит из равновесия.

По определению, ШИП существенно неравновесная система. Кроме ничейных исходов, все остальные партии представляют собой неравновесный информационный процесс, результат которого определяется более сильной логикой и спортивной составляющей: кто быстрее, выносливее, смелее или осторожнее и т.д. 

Творчество в ШИП прямо связано с комбинационным мышлением, комбинационным зрением


Шахматная комбинация и вариативность позиции связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Вывод 43. Если до начала комбинации вариативность позиции партнеров была существенно больше единицы, то с момента начала комбинации вариативность резко падает. Особенно резко уменьшается вариативность пассивной стороны: партнера, над которым проводится эксперимент.  Выбор у него небольшой: идти в заданном направлении или в одном из двух, трех направлений (вариантов).  Но результат, в каком бы направлении он, ни двигался – предрешен: ухудшение положения вплоть до мата.

 

То есть, в силу определенности результата комбинации, вариативность выбора вариантов у жертвы комбинации, практически не более единицы.

Как Роден извлек из каменной глыбы «Мыслителя», так и шахматист из множества вариантов созидает комбинацию: штучный продукт творческого мышления!

Комбинация всегда сопровождается неожиданной сменой логического алгоритма.  Логика комбинации – это парадоксальная логика: АЛПАР или АЛКОМБ.  Как отмечалось выше,  АЛПАР отменяет все другие алгоритмы,  поскольку этот уровень логики является высшим в поле мышления человека. 

По своей сути,  комбинационная логика является логикой творчества, логикой интуиции. Она не опирается на счет вариантов, а ищет центральную парадоксальную идею.  Только после того, как идея найдена, вступает в силу счетный алгоритм или АЛГАРМ.

Определение 42. Образно выражаясь, можно назвать комбинационную логику своеобразным комбинационным зрением человека.    Способность мыслить комбинационно, выстраивать парадоксальные варианты, опираясь на интуицию и инстинкты, дана человеку от природы.

Дети, в основном, пользуются этим типом мышления. Аналитическое мышление развивается постепенно, вслед за развитием логического мышления. Именно поэтому ребенок от 6 до 10 лет (возрастные границы обозначены условно)  легко адаптируется в ШИП и способен побеждать взрослых без всяких скидок на возраст.  Развитие комбинационного зрения, означает развитие интуиции, ее высшего уровня, то есть духовного ума.

 Выше было доказано, что шахматы – образная игра.  Зрительные образы, сформированные с помощью теории стрел,  и признаки комбинации облегчают работу комбинационного мышления.    Вариативность ШИП практически бесконечна, поэтому повторяясь, можно сказать: «шахматы такое море: из которого и комар напьется и слон искупается».  Верность этого высказывания была доказана выше, а жизнь снова и снова подтверждает мудрость индусов.  И так будет многие миллиарды лет, не менее 100000000000000000000 лет. 

Шахматы развивают силу воли и формируют сильный характер при условии систематичности занятий.

Шахматы – как интеллектуальный вид спорта 

     Необходимость существования спорта естественно вытекает из природы самого человека и  социума, вне которого человек не может существовать по определению. Прогресс человечества во все времена, обязан основной творческой способности человека: способности к познанию окружающего мира и к самопознанию.      Теоретически абсолютная истина не достижима, к ней можно приблизиться в той или иной мере.  Спортивное начало заложено в самой природе и в каждом индивиде как части природы - предела нет, но каждый может достичь первым того или иного уровня в бесчисленном множестве процессов взаимодействия психики человека и его тела с окружающим миром.

Определение 43. Спорт- это игровая деятельность человека с целью достижения максимально возможного результата. Естественная потребность человека познать предел своих возможностей тела и духа в процессах взаимодействия с природой и себе подобными порождает все существующие разновидности спорта и создаст еще немало других. В конечном итоге главным дирижером во всех видах спорта выступает психика человека, так как ни один мускул не дрогнет, если не будет соответствующего  нервного сигнала. 

Вывод 44. Следовательно, тот или иной вид спорта развивает совокупность определенных качеств личности, развивая психику человека. Поэтому вполне естественно классифицировать все спортивные игры по степени загруженности психики человека. Чем больше загружена психика человека – все ее уровни в том или ином виде спорота, тем больший спектр способностей требуется от человека, тем выше класс вида спорта.

   По моей классификации /1,2/ все виды спорта, с учетом трехуровневого устройства психики человека подразделяются на шесть классов. Шестой класс, например, предполагает использование всех трех уровней психики - инстинктов, интеллекта, интуиции. К этому классу я отношу волейбол, хоккей, теннис, шахматы и т.д. 

     Правда, шахматы помимо бытовой интуиции требуют применения ее высшего уровня – интуиции непознанного. Успешное общество развивается деятельностью здоровых, активных индивидов, ведущих правильный образ жизни. Значение спорта в формировании здорового образа жизни нельзя переоценить. Каждый вид спорта развивает те или иные качества человеческой личности и тела, формирует потребность саморазвития и здорового образа жизни. Особенно огромную роль играет спорт в жизни подрастающего поколения в период обучения в школе.   Физические виды спорта  целенаправленно развивают функциональные возможности тела и те психологические черты личности (характер), которые позволяют более эффективно достигать физических результатов.  Например, плавание  в первую очередь развивает  те группы мышц  тела, которые позволяют плыть быстрее.    Выносливость,  а не грубая физическая сила,  сильный характер и лидерские качества – основные психологические качества пловца.  Штангист, помимо сильного характера и выносливости должен иметь сильно развитую мускулатуру ног, рук, туловища, здоровое сердце и легкие.  Каждый физический вид спорта имеет свой набор требований к физическим возможностям тела и духа. 

 Вывод 45. Естественно, что объективные критерии оценки состояния спортсмена прямо связаны  с характерными  физиологическими  и психологическими качествами, предъявляемыми данным видом спорта к личности спортсмена.

     Естественно, что соотношение   степени развития компонент личности: тела и духа в различных видах спорта не  совпадает.    Штангист  не проплывет быстрее пловца,  или не сможет профессионально играть в футбол,  мастер по шахматам  не будет соревноваться в скорости с велосипедистом,  а велосипедисту не придет в голову  соревноваться с тяжелоатлетом и т.д. и т.п.  

Вывод 46. Собственно,  шахматы – это интеллектуальный вид спорта.  Со спортом их роднят огромные волевые усилия,  умственная работоспособность,  спортивное упрямство в достижении цели,  то есть,  спортивный характер.  Второй общий спортивный компонент – ограниченное время соревновательного процесса, особенно в активных шахматах.    Роль тела в шахматах весьма ограничена и не играет особой роли в соревновательном процессе.  Соревнуются не мышцы - а психика, обитающая в теле.

      Действительно,  правилами ФИДЕ  (международная шахматная организация)  никаких физиологических ограничений на состояние тела шахматиста не накладывается.  То есть,  к соревновательному процессу допускается и физически здоровый человек и любая личность с ограниченными  возможностями.   Единственное и естественное ограничение -  умственная полноценность, способность к  высокоинтеллектуальной деятельности.  Правда, это негласное ограничение вовсе необязательно, поскольку такая личность далеко в соревновательном процессе не пройдет.  

     Например,  Усольцев Дмитрий, выпускник мехмата ТГУ, кандидат мастера спорта по шахматам.    Никому в голову не приходила мысль заставлять его отжиматься, прыгать, подтягиваться на перекладине и т. п., чтобы определить таким странным способом его интеллектуальные способности.    Потому что он с детства страдает сильнейшим нарушением координации и речи.    Не смотря на эти физические ограничения – он спортсмен большого масштаба: не всякий здоровый шахматист способен  наравне с ним соревноваться в интеллектуально – интуитивной деятельности  - игре в шахматы! 

    По  тем же международным правилам ФИДЕ,  единственным объективным критерием прогресса любого шахматиста независимо от страны проживания  является  спортивный разряд.  Разряд (4, 3, 2, 1,  кмс,  мастер ФИДЕ,  международный мастер,  гроссмейстер)  присваивается по результатам соревнований.   Насколько я знаю, точно так же оцениваются  физические кондиции в других видах спорта.  

Видимо, назрела необходимость пересмотреть критерии оценки  интеллектуального состояния  шахматиста посредством приседаний, прыганий и подтягивания.  Зачем дублировать учителя физкультуры  и  делать не свое дело.  

    Предлагаю начальное и конечное состояние обучающихся измерять интеллектуальными параметрами, а не параметрами состояния тела.  Такова специфика шахмат, как вида спорта!

 

Психологические особенности  мышления детей до подросткового периода. 

Игровой момент шахмат и методики шахматного урока

 

      Игровая деятельность -   естественная   среда обитания человека  

    В силу бесконечности проявлений окружающего мира, в том числе  и самого человека, психика и ее инструмент - мозг изначально сориентированы на взаимодействие с практически бесконечными и просто бесконечными системами.  Как вещественного, так и идеального характера и их сочетаниями.

 Психика человека, в норме, всегда стремится и готова к взаимодействию с бесконечными системами. Как уже отмечалось выше, человек от рождения приспособлен взаимодействовать с бесконечными системами. И в условиях избытка или недостатка информации, принимать правильные решения.

 Следствие.   Таким образом, человек в силу устройства своего мозга и структуры психики, использующей его, изначально приспособлен и готов к игре и игровой деятельности, потому что:

 Определение 45. Игра, игровая деятельность человека - это взаимодействие психики с какой-либо бесконечной или практически бесконечной системой (системами) - материального или идеального характеров - в рамках ограничений (правил), с целью достижения определенного результата, (промежуточного или конечного) в ораниченное время.

  Вся совокупность игр, попадающих под это определение, образует своеобразное пространство игр. Классификация игр и игровой деятельности произведена в работе /1/. Поскольку окружающий мир и сам человек представляют собой бесконечные и практически бесконечные системы, то практически любая деятельность человека, в том числе и профессиональная, в той или иной мере "обречена " носить игровой оттенок: векторно-вариационный характер обработки информацииТо есть, в процессе игры, игровой деятельности человек должен самостоятельно добыть необходимую информацию и использовать ее для достижения конечной цели.

По сути, игра - это модель жизненной ситуации: достижение цели на основе своих способностей и возможностей в рамках правил, морали и закона. И, наоборот - «...жизнь - игра, а люди в ней - актеры!» То есть, подтверждается закономерность  диффузности границ человеческой деятельности.

   Вывод 47.   В контексте этой концепции легко понятна тяга ребенка (ученика) да и самого учителя к игровой деятельности, игре. Это нормальное, естественное состояние человека. Обратное - скорее патология.  Общеизвестно, что наиболее эффективно процесс обучения протекает в форме игры, игровой деятельности, так как она активизирует весь объем психики человека, все ее сферы. Добытая самостоятельно в процессе игры информация (а не разжеванная и готовая к употреблению) проходит по всем трем уровням психики и навсегда закрепляется в ней.

Как следствие из выше изложенного:   ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИГРА - это наиболее естественный (приближенный к природе человека) способ существования и развития ПСИХИКИ (души), ее составляющих: ИНСТИНКТИВНОГО УМА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УМА, ИНТУИЦИИ (духовного ума).

   В заключении, следует отметить общеизвестную истину, что в психической деятельности ребенка от рождения до 10-12 лет доминирует образное, чувственное мышление (правое полушарие мозга).  

Вывод 48. Следовательно, шахматные обучающие методики, методики проведения урока должны отражать игровой момент шахмат.  Преподавание шахмат не должно сводиться к обычному, традиционному изучению материала, подобно урокам математики, истории и т.д.  Однозначно необходимы игровые методики проведения шахматного урока.  Новая информация должна генерироваться в процессе игры, в поле мышления шахматного пространства. Информация, обработанная логическим алгоритмом Горыныча,  закономерно превратится в знания.  Избыточная информация просто отсеется, и не будет загружать психику ученика. 

То есть, если изучаемая информация понята, то она немедленно применяется на практике и, тем самым, закрепляется и превращается в активные знания.  Это свойство самосогласования изучаемой информации и практики -- та изюминка, которая выгодно отличает урок шахматный от обычного школьного урока.

Под влиянием современных школьных программ к концу подросткового периода формируется асимметрия психической деятельности (души) в пользу левого полушария мозга, абстрактного и логического мышления. То есть ущемляется творческое начало, нарушается принцип гармоничного развития личности. 

Естественная методика преподавания шахмат. Метод двух капитанов.

Объективный учет и контроль активности учащихся 

    Занятие проводится с использованием  демонстрационной доски.  Методика основывается на хорошо известной особенности психики ребенка:  процесс восприятия, обработки информации и принятия решения у детей в возрасте до 12 лет, в основном, происходит при большей активности правого полушария головного мозга, чем левого, отвечающего за аналитические способности человека.  Это означает, что процесс обучения необходимо организовывать в форме игры с использованием опорных образов: зрительных, звуковых, эмоциональных и любых  других содержащих смысловую, логическую начинку.  Вторая составляющая методики должна учитывать внутреннюю природу шахматной игры. По своей сути шахматная игра – это борьба, соперничество двух индивидуальностей с целью достижения лучшего результата. (Результат – интеллектуальная победа или ничья) 

Соперничество двух личностей проявляется в разных плоскостях.  В спортивной плоскости, а это характер, волевые качества. В интеллектуальной составляющей психики – точность и глубина расчета вариантов, анализ приоритетности ближайших и отдаленных задач и, собственно, принятие  конечного решения – шахматный ход.  В творческой сфере – нестандартность, полет фантазии, глубина предвидения (интуиция). То есть, шахматы востребуют все три уровня психики человека, а потому и развивают все способности связанные со здоровыми инстинктами, интеллектом и интуицией!

 Школьный урок по своей структуре и методике изложения   информации - процесс в большей мере коллективный, чем индивидуальный. Обычно всем классом изучается один- единственный  фрагмент, например, правило сложения  целых чисел, или правило написания существительных женского рода в третьем лице. Вариативность информации почти всегда равна единице, творчество сводится к сравнительной функции: применимо правило или нет?  Шахматная игра по своей природе занятие индивидуальное, с вариативностью  заведомо больше единицы.

По шахматным правилам принимает решение и делает ход только игрок. Подсказки исключены. Налицо имеем противоречие: шахматный урок должен охватывать всех учеников одновременно и в то же время носить индивидуальный характер. Назовем это противоречие, по аналогии с философией, основным и попытаемся его решить. Ниже предлагается методика проведения шахматного урока, в значительной мере снимающая основное противоречие.                        

Объективный контроль и учет активности и дисциплины.

Для эффективного контроля активности и дисциплины учащихся предлагается открытая для всеобщего обозрения таблица учета ответов и дисциплины. Каждому ученику, по аналогии с шахматными координатами, присваивается своя координата. На доске мелом чертятся вертикали: A,B,C,D,E,F.  И ряды – горизонтали 1,2,3,4,5. Пересечение вертикалей о горизонталей образует клетки, например, Карпов Витя сидящий на вертикали С в 3 ряду соответствует клетке С3. В эти клеточки заносятся + и – за каждый ответ ученика.  Плюсы могут быть жирными, толстыми или маленькими и худыми. То же относится к минусам.  Вся деятельность ученика в течение урока фиксируется в таблице учета. За ход правильный по форме, но глупый по содержанию ученик получает одновременно + и -.  За сильный и обоснованный логически ход ставится два  или три +.  Обычно три плюса приравнивается к пятерке, два к четверке.  На усмотрение учителя разрешается накапливать + в течение двух уроков. За нарушение дисциплины ставятся х.  Два х – означает одна задача в один ход, за счет личного времени ученика. Три х – две задачи. Пять х – запись в дневник и три задачи. Задачи решаются на перемене.  Демократичность и открытость процедуры учета ответов повышает заинтересованность и активность учащихся.

Метод двух капитанов или естественная методика шахматного урока (1)

   Класс разбивается на две команды: команда белого короля (ряд А,В,С) и команда черного короля (ряд D,E,F).  Выбираются капитаны команд из числа умеющих играть.  Обязанности капитанов команд: капитаны делают 1,5,10 и т.д. ходы.  Капитаны ведут свои «шахматные корабли», т.е. они прокладывают курс, дают общие команды своим подчиненным.  Например, ход пешкой, ладьей, конем, слоном, ферзем, королем.  Куда именно и какой из названных фигур делать ход, если их больше чем одна, определяет сам вызванный капитаном ученик.  Капитан дает оценку хода, учитель утверждает оценку и в виде + или- заносит в ячейку ученика. За нарушение дисциплины капитаны ставят х своим  (матросам). Результаты подсчитываются за пять минут до конца урока в виде суммы очков за взятые фигуры или мата королю, если успели поставить мат.  В индивидуальных клеточках ставится либо оценка, либо результирующий  + или – различной степени жирности.

Методика двух капитанов позволяет «убить» нескольких зайцев одновременно. Первый «заяц», что играет главенствующую роль на шахматном уроке: это дисциплина и концентрация внимания каждого ученика на событиях, происходящих на демонстрационной доске.  Соревновательный, игровой характер урока заставляет подчиняться интересам команды.

    Второй момент: энергия и мотивация учеников направлена, внутрь учебного процесса - друг на друга. Учитель играет роль «третейского суда»:  дает оценки, комментарии и направляет ход урока в нужное русло. Игровой, командный момент шахматного урока повышает индивидуальную ответственность перед коллективом (командой), заставляет ученика следить за игрой, пытаться найти умный ход заранее.  Оценка капитана и членов команды гораздо значимей для ребенка, чем оценка взрослого учителя, который  психологически воспринимается как внешняя надстройка над детским коллективом – совсем не обязательная деталь в рамках игры.

    Если учитель удачно выбрал капитанов, пользующихся  авторитетом у команд, то шахматный урок хорошо ложится в рамки игры и подчиняется только правилам шахматной игры.  Весь урок строится на шахматных образах, на принципе антропоморфизма шахматной игры.

  Шахматные фигуры – это шахматные человечки, у которых также как и у человека есть руки и ноги, изображаемые стрелами. Король – это ваша жизнь. У него восемь симметричных коротких стрел (руки, совпадающие с ногами). Пояснение: ноги ходят, а руки – хватают  (колют стрелами) и снимают чужие фигуры с доски. Король похож на ежика. Твоя жизнь: одна -единственная, поэтому ее нужно защищать всеми фигурами изо всех сил. Образ ферзя – супереж или дикобраз или бомба, взрывающаяся по всем направлениям. Образ коня – осьминог с восьмью изогнутыми щупальцами.  Образ ладьи – танк с четырьмя  пушками – стрелами.  Образ  слона – снайпер с четырьмя винтовками – стрелами. Образ пешки – волшебник с одной ногой и двумя руками-стрелами. Все шахматные фигуры, кроме пешки, симметричны по отношению к шахматной доске.

 Таким образом, все шахматные фигуры помимо конкретного внешнего вида имеют свой симметричный набор стрел (рук-ног), кроме несимметричной пешки. Ученикам необходимо постоянно пояснять, что эти стрелы невидимые, воображаемые, но действуют (колются) они реально! Чтобы их «увидеть» изначально требуется повышенная внимательность.  Шах королю – это укол короля  любой стрелой  от чужой фигуры, кроме стрелы от чужого короля.  Короли не ходят под шах и, поэтому, не встречаются.

   Мат – это король под шахом, попавший в клетку, образованную из  чужих стрел и своих фигур. Образно говоря, мат – это тюрьма или сачок для короля! В рамках этих образов, главная цель шахматной игры – первым посадить чужого короля в тюрьму, клетку или сачок.  (Наказать захватчика, посягающего на ваше шахматное королевство.)  В среднем, на один ход отводится 30 секунд. За урок каждый ученик делает у доски два-три хода. На демонстрационной доске ставится позиция соответствующая теме урока. Например, рассмотрим тему дебют: развитие, рокировка, захват центра. В начале урока учитель озвучивает тему в виде звукового образа: формула тигра – РРА (развитие, рокировка, атака). Вводит образы: спальня для фигур – начальная позиция. Королевская крепость, замок для короля (рокировка).  Захват центра – кто царь горы: тот, кто захватил центр фигурами первым.

На доске записываются первые ходы дебюта до рокировки, например, итальянская партия. Капитаны вызывают своих « матросов», которые делают ходы по записи на доске. После розыгрыша дебюта по записи, партия продолжается самостоятельно, по  методике описанной выше. Ходы можно делать с записью и без. Если ход делается с записью, то за нее ставиться оценка также в клетку ученика.  При ошибках в мыслях учеников, учитель рассматривает ход более подробно и акцентирует внимание на причине ошибки.

Я рекомендую на первых порах такой прием, облегчающий обучение шахматной  игре. Наклеивать на фигуры стрелы (руки-ноги), что ускоряет усвоение свойств фигур, подключает зрительный канал.   Очень технологично использовать коктельные соломинки для изображения набора стрел.  Подготовительные операции к уроку. 1. Начертить таблицу с индивидуальными ячейками.  2. Написать первые пять-шесть правильных ходов, включая рокировку, на доске из какой- либо партии.  3. Нарисовать на доске фигуры со стрелами и их стоимость.  4. Написать на доске шахматную азбуку и русское произношение.  Написать определение шаха королю и определение мата королю. Ученики должны вести записи в тетрадях. 

Модификация метода двух капитанов (2)

 В качестве капитана и команды выступает учитель, класс – вторая команда. Существенный момент урока в этой модификации: учитель проговаривает вслух все свои мысли, связанные с каждым его ходом и ходом класса. Т о есть, учитель играет в открытую и задает стандарты мышления: объективная оценка информации, содержащейся в позиции. Принятие ответственного решения на основе проведенного анализа.  Оценка вариативности позиции  и выбор оптимального варианта.  То есть, учитель в ходе открытой игры посредством различных позиций, ходов и вариантов вводит новую самосогласованную с логикой игры информацию. Эта информация тут же проверяется на практике и закрепляется.  

В свою очередь, ученик также обязан вслух высказывать все свои мысли, связанные с принятым решением (ходом). Первым говорит мысли ученик, а затем учитель читает мысли по позиции и сравнивает их с мыслями ученика.  Желательно использовать образный язык с элементами юмора.

Такая методика проведения урока однозначно соответствует идеальной лестнице знаний  и, даже, несколько совершенней. Так как объем изучаемой информации всегда самосогласован с практикой: сколько вводится информации, столько и усваивается.  В последнее время я использую более эффективную методику проведения шахматного урока, позволяющую полнее охватить весь класс.  За урок каждый учащийся отвечает у доски от 3 до 5 раз. Соответственно, получить результирующую отрицательную оценку  невозможно.

Методика  проведения шахматного урока в начальных классах.

Метод мозгового штурма (3)

Шахматы по своей сути в точности повторяют процесс поиска истины в науке. Любой шахматный план, придуманный умозрительно (теоретически) проверяется практически в виде хода или цепочки ходов. Точно также и в науке: истинность теории проверяется практикой (экспериментом). Широко известна в научной среде методика мозгового штурма какой-либо проблемы.   Напомню суть метода: ставится проблема для коллектива исследователей.  Каждый предлагает какую-либо идею. Идеи не критикуются. После накопления вариантов, происходит обсуждение идей и  вырабатывается коллективное решение.

     Нечто подобное предлагаю и я при проведении шахматного урока. В отличие от метода двух капитанов каждая команда разбивается на группы по два-четыре человека в каждой, в зависимости от численности класса. Чем меньше класс, тем меньше учеников в группе.  Порядок выхода групп к демонстрационной доске устанавливается заранее. Первая  группа белого короля выходит к доске одновременно и принимает решение (ищет необходимый ход) коллективно. Разрешается вслух обсуждать все мысли, предложения и возможные варианты. Когда решение принято, один из группы должен мотивированно объяснить этот ход.

 Озвучить все возможные мысли, связанные с этим ходом.  Остальные участники группы должны дать согласие с этим ходом или предложить свой обоснованный вариант. Окончательное решение принимается голосованием.  Учитель мотивированно оценивает принятое решение (ход) и выставляет + или – или +, --. Ход считается сделанным, если кто-то из группы сделал ход и записал его на доске. Соблюдается правило: взялся – ходи. Желательно делать запись хода на доске. Учитель оценивает предложенные варианты и проставляет (+) или (-)  в индивидуальные ячейки учеников. Затем выходит другая группа из команды черного короля и ищет ответный ход.  Потом цикл повторяется.  Победа присуждается той команде, которая или поставила мат, или заработала больше очков (суммарная стоимость снятых фигур). 

Психологические аспекты методики. Работа в группе мобилизует ученика, повышает мотивацию и ответственность и пробуждает чувство соперничества, конкуренции. Интенсивность опроса учеников возрастает в разы.  Несмотря на неизбежные ошибки, количество  (+)  перекрывает (-) и все ученики получают положительные оценки.  Подготовительные операции к уроку. 1. Начертить таблицу с индивидуальными ячейками.  2. Написать первые пять-шесть правильных ходов, включая рокировку, на доске из какой- либо партии.  3. Нарисовать на доске фигуры со стрелами и их стоимость.  4. Написать на доске шахматную азбуку и русское произношение.  Написать определение шаха королю и определение мата королю. Ученики должны вести записи в тетрадях.     

Модификация метода мозгового штурма (4)

 Весь класс представляет одну команду и также разбивается на группы.  Вторая команда – учитель.  Каждая группа принимает решение методом мозгового штурма, как описывалось выше в методике (3).  Учитель принимает решение в открытую и высказывает вслух все свои мысли, связанные со своим и чужим ходом.  То есть, все участники рефлексируют вслух и учитывают услышанные мысли при принятии окончательного решения (хода).  Все остальные атрибуты те же, что и в методике (3)

Игра с реальным партнером (5)

     Если класс разбит на две группы до 14 человек, то в четвертой четверти можно проводить урок с использованием шахматных досок – по одной на каждую парту.  Например, на доске пишется тема: Итальянская партия.  1. e4, e5.  2. Kf3, Kf6.  3. Cc4, Cc5.  4. 0-0, Kf6.  5.d4 , Kd4.  6. Ke5, 0-0  7. Ce3, d5 …       Далее партия продолжается самостоятельно.    В таблицу учета ответов проставляются (+) и (-) за расстановку фигур, за правильно сделанные ходы по записи.  Поставившему мат ставится в клетку (5+), проигравшему (4).  Если мат не поставлен, то победа присуждается по сумме баллов за взятые фигуры.  За неверные ходы ставится (-). Игра идет по правилам: тронул фигуру – ходи.  Оторвал руку от фигуры – ход сделан.  Взялся за чужую фигуру – обязан ее бить.   Короля не бьют, король под шах не ходит – он не «самоубийца».   На доске или на плакате должна быть базовая информация.

Методику можно применять в двух вариантах: 1) с записью ходов в тетради. Этот вариант более контролируем и обеспечивает большую дисциплину, чем второй.  Но партия до логического конца не доводится.  2) Без записи ходов: хуже дисциплина, но больше практики и эмоций.

Рекомендуемые дебюты для проведения уроков.

Итальянская партия. 1.e4, e5 2.Kf3, Kc6 3.Cc4, Cc5 4. 0-0, Kf6 5.d4, Kd4 6. Ke5, 0-0 7.Ce3, d5 ….

Русская партия. 1. e4, e5 2. Kf3, Kf6  3.Ke5, d6;   4. Kf3,  Ke4    5. d4, d5;    6. Cd3, Ce7;    7. 0-0, Kc6

Испанская партия. 1. e4, e5; 2. Kf3, Kc6;  3. Cb5, a6;  4.Ca4, Kf6; 5. 0-0, Ce7;  6;  Ле1, b5; 7. Cb3, 0-0

Выбранное начало используют на протяжении всей учебной четверти или двух.  Такая методика позволяет избегать неминуемого и неуправляемого хаоса  при самостоятельной игре с первых ходов и ненавязчиво обучает правильному началу.

Игровой урок в форме сеанса (6)

Эта форма проведения урока удобна при наполняемости класса не более 10 –12 человек.

Сеанс дает учитель на десяти – двенадцати досках, можно с форой.  Учитель, если он обладает достаточными профессиональными шахматными знаниями, как камертон задает правильное «звучание» партии.  Подает живой пример логического мышления и принятия решения.  Начало партии до рокировки ведется тематически: по записи. Например, итальянская партия, русская и т.д.  Игра идет по шахматным правилам: взялся - ходи.

   Основной момент:  все участники обосновывают свой ход вслух, в том числе и учитель.  Учителю разрешается тактично критиковать ход ученика, показывая вариативность и сильнейший ход.  То же самое разрешается ученикам, если пожелают.   

   Текущую оценку ходов партии по согласованию с учителем ведут сами ученики, отмечая в тетради + и – за каждый ход, в момент подхода учителя.  Так как ходов всегда больше десяти, то оценка всегда положительная.  За подсказки ставятся минусы. 

   Модификация сеанса: против учителя на каждой доске играют два ученика одновременно.

Они, как в методике мозгового штурма могут обсуждать возможный ход вместе.  Эту методику можно использовать при большой наполняемости класса.

 

Информационная нагрузка шахматного урока

 Аккомодационные свойства ШИП выводы (5), определения (11) и (12) защищают любого посетителя ШИП, в том числе и учащегося от любого вида перегрузок – физиологических, информационных,  творческих и прочих.  Шахматное пространство самосогласуется  с нагрузкой:  от начинающего осваивать шахматы на требуется опыт, логика и интенсивность мышления гроссмейстера. Если личная база нулевая, то уровень игры и нагрузка на психику также невысоки.  То есть,  с ростом возможностей психики и организма пропорционально растут интеллектуальные и творческие нагрузки.       Главная специфика шахмат – игровой момент, творческое и интеллектуальное соревнование двух личностей. В  игре главное – игра по правилам и достижение результата. Если игру раздергать на отдельные составляющие, то пропадет цельность восприятия и игровые стимулы. Ребенок всегда готов играть – такова его природа.  Поэтому урок необходимо строить в форме игры. Цельная информация в виде единого образа или системы образов воспринимается  и запоминается психикой ребенка в более полном объеме и более качественно. Если растащить по множеству уроков (один урок в неделю) базовую информацию – свойства фигур и цель игры, то легко потерять смысл и интерес к занятиям шахматами. По моему мнению, необходимо давать информацию законченными блоками, даже если ее объем вмещает темы нескольких уроков. На каждом уроке должна быть информация о свойствах фигур – лучше всего на плакате или на доске, понятие шаха и мата королю, шахматной азбуки.  Эта базовая информация повторяется на протяжении всего учебного года на каждом уроке и, поэтому непроизвольно запоминается и используется учащимися. Отдельные моменты шахматной партии, например, начало партии: (дебют) или окончание (различные виды) мата, можно проводить в форме игры.  На демонстрационной доске ставится исходная позиция и по нижеприведенным методикам проводится урок.  В течение партии всегда возникает множество учебных позиций, которые комментируются правилами из блока гроссмейстера.  Для устранения хаоса в начале партии нужно разыгрывать начало партии до рокировки короля по записи. Например, начало итальянской партии до 7 хода.  Далее партия продолжается самостоятельно.  Необходимый минимум различных начал приводится ниже.

 

Развитие логики и рефлексии методом мозгового штурма

 Как известно /16/ одной из главных задач системы начального и среднего образования является развитие логики и связанной с  ней рефлексии мышления ребенка.  В ШИП рефлексия один из главных инструментов проверки истинности принятого решения.  Рефлексия является обратной связью, на всех стадиях информационного шахматного алгоритма: правильно ли я провел анализ? Все ли варианты учел? А если он пойдет так?  Есть ли время для дополнительной проверки?  Если времени мало, надо играть по интуиции.  И таких если - у высоко квалифицированного шахматиста огромное множество:  рисунок стратегии и тактики изменяется динамично и непредсказуемо. 

Сравнивая приведенные выше, пять методик проведения шахматного урока, на предмет максимальной возможности развития рефлексии учащихся, можно сделать

Вывод 49.  Первые три методики напрямую связаны с рефлексией и, поэтому способствуют ее развитию.  Максимальному развитию рефлексии соответствует вторая  и третья методики. Если использовать проговаривание мыслей вслух,  то все методики в той или иной мере развивают рефлексию и связанное с ней логическое мышление.

Другие шахматные методики

Шахматный всеобуч всколыхнул всю педагогическую Россию. Дискуссии, поиск, эксперимент, стратегия развития шахматного образования, научно—методическое обоснование и обеспечение шахмат и шахматного всеобуча, методическая литература, учебники, обучение и оплата кадров и многое другое, что волнует подданных Каиссы: выплеснулось на страницы печати и в интернет.  И это хорошо!  Водичка выкипит, пар уйдет, а каша останется.

В основном, дискуссия развернулась в нескольких направлениях. 

   Форма подачи изучаемого материала.  А) В упаковке обычного урока, с разбором шахмат на составляющие элементы и их отдельное изучение.  Игровая сущность при таком подходе полностью пропадает.  Шахматы, как интеллектуальная игра связанная самосогласованными законами логики, из которой нельзя без ущерба для нее убрать хотя бы один элемент, рассыпается на отдельные части и превращается в дидактический конструктор.

  Второе направление В)  Придерживается организации шахматного урока в русле логики игры, как известный педагог  А. Сухомлинский, экспериментально применивший шахматы для развития логики и культуры мышления в своей авторской школе.  С) Третье направление посвящено доказательной базе необходимости и полезности введения шахматного всеобуча в школу.  Осмыслению педагогических возможностей шахмат, связи с другими предметами и поиску ранга шахмат в иерархическом  ряду школьных дисциплин.

   Что же, каждый неравнодушный имеет право отстаивать свое видение шахмат.  ШИП настолько многогранно, что граней хватит на всех.  Осталось изучить все грани и синтезировать в единое целое: педагогические возможности шахматного информационного пространства.  Лично я придерживаюсь второго  и третьего направления (В, С).

Возможности ребенка в ШИП


   Только в ШИП ребенок на равных без всяких скидок на возраст может конкурировать с взрослым человеком. Ребенок с помощью педагога понимает главное и убеждается на собственном опыте: достижение любой цели возможно, если как следует поработать. Что любое действие необходимо вначале обдумать      (проанализировать), лишь затем выработать и принять решение, за которое он сам будет нести ответственность.  Что он, ребенок, отличается от взрослого только размерами и опытом, что он ничуть не хуже и далее может победить взрослого (маму, папу, старшеклассника и т. д.)      

  В этом смысле самоутверждающий момент ШИП превосходит любой другой вид занятий ребенка. Обычно ребенок играет подчиненную, ведомую роль - особенно в школьной жизни. В ШИП он может играть роль лидера, независимо от возраста. Видели бы вы как относятся к моему младшему сыну старшеклассники и взрослые — с уважением, завистью и некоторой опаской. Как радуются младшеклассники своим первым самоутверждающим победам!  Шахматы не имеют возрастных границ. Шахматы формируют здоровый образ жизни школьника и любого человека. Шахматы всепогодны и всесезонны. Шахматы самый мало затратный вид спорта.

  И, наконец,   Шахматы – могучее педагогическое средство  гармонического развития личности ребенка  Я не знаю ни одной сферы жизнедеятельности человека, которая бы была не совместима с шахматами. Все то, что развивает чувство прекрасного и гармонии обогащает шахматы. И наоборот. Вообще говоря, понятие гармонии в ШИП является основополагающим.

   В принципе, для достижения конечной цели достаточно понимать, что такое гармоничная позиция и стремиться к ней. Вспомним "лирика" А. Алехина и "физика" М. Ботвинника. Своим ученикам для повышения своего шахматного уровня я советую читать фантастику, художественную литературу. Заниматься рисованием, пением — всем тем, что развивает воображение, образное мышление и чувство прекрасного.  Для повышения волевых, спортивных качеств советую заниматься спортом. Именно такие всесторонне развитые ребята достигают больших успехов в шахматах и в жизни!

ШАХМАТЫ - АРХИТЕХНОЛОГИЧНЫ! КУРС ШАХМАТ МОЖНО РАЗБИТЬ НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ, РАСЧИТАННЫЕ НА ГОД, ДВА, ... ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ, всю жизнь и состыковать с любыми развивающими и обучающими программами. Например, модуль четвертого разряда рассчитан на один учебный год. Особенно велика их роль па ранних стадиях развития ребенка (от 5- лет и старше).

Потенциальные педагогические возможности шахмат с учетом 43 места России Европе по уровню школьного образованияогромны!                                              


Психологические особенности одаренных детей.

ШИП – как лакмусовая бумажка творческих способностей

 

         Дети мыслят не так как взрослые.  Их мышление, в основном, опирается на образы и чувства. Абстрактно-логическое, аналитическое мышление у них еще не сформировано. Собственно, система образования занимается развитием интеллектуального мышления и его атрибутами: логика, анализ и синтез. Специальных дисциплин по развитию интуитивного мышления нет и не предусмотрено. Наблюдая за развитием 5-8 леток, я заметил характерную особенность этого возраста: не задавленность  интуитивного ума,  раскрепощенность и быстроту  (импульсивность) мыслительных процессов ребенка.   Важно отметить, что это относится именно к ее высшему уровню - интуиции непознанного, отвечающей за творческие процессы. Принятие решений в этом возрасте происходит почти мгновенно, в виде импульса. (Импульсивность мышления)  Причем, выбирается не самый худший вариант (вектор)  из множества возможных.  А импульсивность как раз и является подтверждением работы психики на инстинктивном и интуитивном уровне.

Вывод 50. Основным природным  инструментом мышления ребенка является интуиция. И инстинкты, обеспечивающие безопасность организма. Причем, чем лучше развита интуиция, тем быстрее и профессиональнее ребенок осваивает ШИП.  Известны случаи выполнения нормы гроссмейстера в двенадцать с половиной лет. Эта закономерность относится не ко всем индивидам этой группы, все-таки необходимо учитывать природную предрасположенность, одаренность.  К этой группе детей необходимо относится особенно осторожно: не задавить божий дар (интуицию - ее высший уровень) нудными правилам анализа и   синтеза, дедукции и индукции.

Этих детей необходимо вводить во взрослый мир    рассудочной деятельности (интеллекта) опираясь исключительно на яркие образы, несущие максимальную информационную нагрузку. То есть, через  образное     мышление,   с     которым     связана     интуиция,     ненавязчиво  стимулировать    интеллектуальный ум, пищу   которому    предоставит смысловое наполнение образов.    Именно эти соображения положены в основу при разработке всех шахматных модулей, в том числе и модуля опорных образов ШИП.

Вывод 51. Как было показано выше, ШИП относится к семейству творческих интеллектуальных игр.  Поэтому, проявление ребенком шахматных способностей означает наличие у него творческого начала, наличие интуитивных способностей.  Следовательно, ШИП является своеобразной лакмусовой бумажкой творческих способностей личности.

 

Возможности взрослого человека в ШИП

 

Взрослый человек отличается от ребенка лишь процентами:  сколько процентов от души ребенка в нем осталось?  Как известно, в каждой шутке есть доля правды. Вообще говоря, размеры тела и объем мускул творческие способности не определяют.  Способности – это сфера психики. Хокинг – известный физик-теоретик, шевелит лишь одним пальцем правой руки.  С помощью компьютерной мышки и своих творческих способностей он познает тайны Вселенной, создает теории и генерирует новые знания.  Авторитет его в мире науки непререкаем. Подобных примеров, когда человек вопреки своему немощному телу достигает вершин духа – множество в истории человечества!

Мощность и аккомодационные свойства ШИП (выводы 8, определения 16 и 17) без всяких ограничений позволяют проявить и развить свои творческие возможности. Как природные, так и вновь приобретенные.  Причем, верхнего ограничения для проявления этих способностей в ШИП нет. Точнее, практически не существует, что следует из определения 16.

Собственно благодаря аккомадационным свойствам ШИП, использованию трехуровневой логики в этом пространстве и объясняются огромные педагогические возможности ШИП.

Возраст скорее является инерционным, тормозящим фактором в процессе самосовершенствования собственной психики. Груз привычек у взрослого намного больше ребенка.  Взрослый

сам себе педагог в меру собственного развития. Ребенок нуждается в поводыре, наставнике.

 

Совместимость ШИП с другими видами творческой деятельности

 

Я не знаю ни одной сферы жизнедеятельности человека, которая бы была не совместима с шахматами. Все то, что развивает чувство прекрасного и гармонии обогащает шахматы. И наоборот. Вообще говоря, понятие гармонии в ШИП является основополагающим. В принципе, для достижения конечной цели достаточно понимать, что такое гармоничная позиция и стремиться к ней. Вспомним "лирика" А. Алехина и "физика" М. Ботвинника.

 В мировой культуре шахматы оставили заметный след.  Известные композиторы, музыканты, ученые и писатели, политики и другие представители различных направлений искусства любили шахматы и достигали значительного уровня в них.  Вероятно, глубинное понимание гармонии во всех сферах творчества имеет одни корни. Своим ученикам для повышения своего шахматного уровня я советую читать фантастику, художественную литературу. Заниматься рисованием, пением — всем тем, что развивает воображение, образное мышление и чувство прекрасного. Для повышения волевых, спортивных качеств советую заниматься спортом.

Именно такие всесторонне развитые ребята достигают больших успехов в шахматах и в жизни! 


ШАХМАТЫ - АРХИТЕХНОЛОГИЧНЫ! КУРС ШАХМАТ МОЖНО РАЗБИТЬ НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ, РАСЧИТАННЫЕ НА ГОД, ДВА, ... ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ, всю жизнь и состыковать с любыми развивающими и обучающими программами. 

Практически бесконечный творческий потенциал и вариативность ШИП является лучшей гарантией  неисчерпаемости шахмат в настоящем и будущем. Многотысячелетняя история существования этой мудрой игры дополнительно подтверждает этот тезис.

 

 



Автор Ким Евгений
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Возможно ли бессмертие | Победа над смертью | Свободнорадикальная теория | Средства от старости | Возможно ли физическое бессмертие человека | Возможные концепции бессмертия в современной культуре | Дэир (Дальнейшее энерго-информационное развитие) | Информационные и мотивационные компоненты внимания | Исследование информационной теории эмоций | Критика фантомных и фотоинформационных идей
Последняя из новостей: Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
 посетителейзаходов
сегодня:33
вчера:23
Всего:18172135

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика