Поиск по сайту

Короткий адрес страницы: fornit.ru/7063
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Список тематических статей"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Познай самого себя: Личная оптимизация психики

Заканчиваю публикацию глав книги, отредактированных в первом приближении. Выкладываю их для того, чтобы все заинтересованные в качестве конечного продукта, могли вовремя высказать замечания и предложения, чему буду чрезвычайно благодарен.Остались еще "Словарик" и "Об авторе", что уже не существенно.

Относится к разделу Главы книги Познай самого себя

Познай самого себя: Оглавление

 

Теперь можно обосновано и с пониманием сути явлений подвести итоги, нацеленные на то, что можно и нужно оптимизировать в собственной психике, как повлиять на это у окружающих и, главное, как оптимизировать с самого начала развитие детей.

Методы оптимизации можно условно подразделить на:

Все это можно назвать одним общим словом: психогигиена.

 

Уже сегодня делаются попытки улучшить наследственность методами генной инженерии, разрешено законодательно внесение обоснованных необходимостью изменений в генетический материал человеческих эмбрионов, хотя развиваться таким пока не позволено (14 дней игры в бога), а также разрешено выбраковывать неудачные эмбрионы и совмещать ДНК от трех родителей. Это - начало длинного пути освоения планируемого совершенствования наследуемых свойств, которое не сможет избежать многих ошибок потому, что любое свойство на генетическом уровне проявляется в сложнейших условиях развития организма, его результат зависит от множества факторов и влияет на множество факторов. Такие взаимосвязи пока не исследованы в достаточной своей полноте.

Уже с рождения и даже несколько до рождения на ребенка начинает влиять среда, формируя распознаватели восприятии и действия с самых простейших - в зависимости от того, что и как воздействует на плод. Если мать окажется в полной тишине и неподвижности, то возникнет неполноценный результат, который с трудом и не полностью окажется возможным скорректировать.

Сегодня существуют основные данные по критическим периодам развития элементов восприятия и реакциям в ходе их последовательного усложнения и становится возможным задавать те стимулы и задачи реагирования, которые окажут наиболее эффективное воздействие.

К сожалению, точных методик выявления начала каждого из периодов развития и даже вообще точного перечисления всех последовательно созревающих слоев пока нет, так что в этом остается положиться только на характерные признаки и проявляемые реакции. Зато если суметь их заметить, то станет возможным оказать своевременное воздействие и не прозевать то, что случается в жизни лишь один раз.

Набор примитивов, которые следует предъявлять ребенку и набор действий, который стоит развивать, зависит от текущего развития культуры, требующей освоения новых технических средств, элементов восприятия и особенностей двигательных навыков.

Никто не может прогнозировать будущее вперед лет на 50 и то, что может потребоваться в будущем. Возможно даже, потребуется умение лазать по тропическим лесам, ловить добычу и отбиваться от хищников: вдруг будет такой тренд для любителей или исследователей. Да и программа развития организма предполагает обновление поколений не более, чем в 50 лет активной жизни, хотя это и может быть скорректировано генной инженерией. Поэтому стоит рассчитывать на адаптивность в условиях уже существующего, но самого совершенного и с предсказательным запасом необходимых навыков.

Это означает, что ребенку еще до рождения нужно создавать активную среду всего того, что ему потребует в его жизни: характерные звуки во всем разнообразии, музыка, ритмы, фонемы языка - родного и того, который желателен для дополнительного освоения. Женщина должна быть по возможности подвижной с разнообразием тряски в автомобилях и самолетах, может быть, даже на горках с элементами невесомости при падениях на спуске. Лишнее не помешает в силу огромной пластичности мозга.

После рождения начинается развитие зрительных примитивов, более сложных двигательных реакций. Ребёнку нужно предъявлять то, с чем он будет сталкиваться в жизни с запасом по времени (начиная чуть раньше очередного критического периода), - по мере развития слоев мозга, в них будет формироваться нужное для данного уровня сложности. Этим удастся избежать необходимость точного знания периодов, которые достаточно индивидуальны, но не стоит настаивать на развитии того, что пока еще явно неподготовлено предыдущим. Радость от того, что ребенок так рано освоил речь и потом чтение - ошибочна, ведь укороченный период развития характерен для более простой системы адаптивности.

После появления выраженных ориентировочных реакций начинается самое ответственное - формирование интеллектуальных механизмов с использованием уже возникших уровней сознания. Здесь требуется уже не просто предъявление раздражителей, а связь их со значимостью, которая, во многом, является продуктом воспитания и переноса существующей части культуры. На этом этапе стоит контролировать, чтобы передавалось только представляющееся актуальным, а не отживающие ритуалы и ретроградные представления (зачем внедрять то, что будет мешать и потребует корректировки?). Закладывая основы мировоззрения, которые полностью определят возможности человека, нужно самим родителям хорошо понимать эти принципы, а альтернативы принципам научной методологии не существует, если только нет задачи сделать из ребенка автомат, следующий чужим представлениям.

В статье про детей (fornit.ru/6433), конкретизирующей периоды развития, особенности их развития и отношения со взрослыми, раскрыты многие вопросы, позволяющие разумно планировать воспитание. Важно понимать, что такое дети и то, что этот период развития формирует детскую личность с ее временно существующими адаптивными реакциями, которая затем будет заменена на совершенно иную личность взрослого, ведущего относительно самостоятельную жизнь без постоянной опеки. В ироническом названии детей личинками есть немало жизненной правды. Сразу получить взрослого и требовать то, что будет доступно взрослому - бессмысленно.

Понятно, что начинать нужно с самого себя, чтобы суметь правильно воздействовать на развитие ребенка. Поэтому здесь не будет дана подробная инструкция как точно, когда и зачем оказывать воздействие. Как уже было сказано, это должно следовать целесообразности вхождения в текущую, существующую культуру. В целом те, кто с достаточным пониманием прочел и освоил материал этой книги, получил представление о самом главном и способен сам составить свой план воздействия, начиная с воздействия на самого себя. Однако далее будут рассмотрены отдельные важные аспекты.

 

Про самосовершенствование. Многие понимают под этим приобретение неких исключительных качеств, позволяющих выделиться среди других людей (fornit.ru/1276). Как понятно из материалов книги, на первом месте стоит то, что позволяет развивать нужные качества и именно общее мировоззрение, соответствующее реальности, умение избегать субъективных иллюзий, навыки корректной коммуникабельности - определяют все остальное. А развивать некие конкретные навыки и качества впрок следует только при уверенности в их последующей насущной востребованности.

В одном из бойцовских голливудских фильмов (кстати, про зомбирование Голливудом: fornit.ru/314) крутой боец изрекает важную жизненную истину: "Я всю жизнь тренирую умение бросать нож для того, чтобы один раз это спасло мне жизнь, и этим все оправдывается". Никто не знает, что именно может спасти жизнь в критические мгновения, чаще всего - вовсе не умение бросать нож, а как в фильме про фашистов "Последний бросок", умение 10 раз без промаха забросить мяч в баскетбольную корзину. Но и тот, кто развивает умение врукопашную победить толпу, может именно такой тактикой сломать себе и другим жизнь, как это было не раз, когда бойца засуживали за неумышленное убийство.

Часто выживает вовсе не тот, кто решительно бросается в атаку, а тот, кто разумно избегает агрессии, даже если при этом ему приходится показывать себя в унизительном положении. В армии такая рассудительность воспитывается, начиная с провокационных, явно унижающих окриков сержантов.

Но что лучше делать в каждом конкретном случае не может предсказать точно никто. Это называется тактикой, которая выясняется уже в ходе действий, а заранее нужно следовать выигрышной стратегии формирования базовых навыков понимания и творчества, позволяющих выработать нужные тактические приемы в новой ситуации, озаботившись этим чуть раньше, чем станет остро необходимо использовать новые приемы.

Совершенно неадекватные решения суда, когда человеку вменяется превышение регламентированных норм необходимой обороны не учитывает, что в критический момент нет времени на осознание, и все совершается автоматически так, как было предрешено организацией поведенческих автоматизмов. Даже в суде решение о том, насколько было оправдано данное поведение долго дискутируется, а требовать то, чтобы это было решено правильно и мгновенно подсудимым в критической ситуации - большой абсурд и непонимание того, что такое вообще поведение.

В целом возникает совершенно однозначный вывод: никто не может составить заранее баланс пользы и вреда, которые принесет ему в жизни то или иное умение, каким бы желанным и очевидно полезным оно ни казалось. И поэтому невозможно заранее знать, какой навык и какие автоматизмы потребуются в той или иной ситуации так, что нет никакого смысла развивать что-то заранее кроме того, что предполагается использовать постоянно, поддерживая нужный уровень и развивая его в нужной степени практической необходимости.

Так, очень стоит каждый день уделять немного времени на физические упражнения такого характера и такой нагрузки, какими бывают обычно обыденные дела, с небольшим запасом. И тогда будет поддерживаться нужная оптимальная физическая форма без дезадаптации и без лишних затрат времени и стресса. Этот индивидуальный комплекс достаточно распределить на утро минут 15 и вечером минут 15, сделав его столь же обязательным как чистка зубов утром и вечером.

Для того, чтобы придать себе максимальные возможности адаптивности, лучший способ - вовсе не стараться натренировать все возможные навыки, которые необходимо постоянно поддерживать, иначе они будут утрачены естественной дезадаптацией, а последовательно повышать уровни понимания окружающего, от наиболее общего мировоззрения - к тем специфическим навыкам понимания, которые требуют доминанты нерешенных задач личного интереса.

 

Трансформация из личинки во взрослую жизнь без деда мороза - серьезный критический период. Из детства многие выходят с целым комплексом проблем и неадекватностей, вплоть до различных психопатологий. Это - остатки особенностей развития и воздействия социальной среды, чаще всего в лице родителей и учителей, которые легко ломают психику вследствие своего невежества в ее понимании. Это все - вполне решаемые проблемы, причем не с помощью таблеток, выписываемых психотерапевтами и консультаций психологов, а самостоятельной коррекцией своего поведения так, как это рассматривалось в главе "Оптимальная методика формирования поведенческих навыков". После достижения эффекта можно переходить к развитию того, что требует личный интерес, желательно востребованный в профессиональной деятельности и обеспечивающий достаточную социальную востребованность.

У людей нет ничего более важного для них, чем быть социально востребованными. Это не сознается до определённого возраста, а иногда кажется очевидно неверным и взрослым. Но ни развлечения, ни множество видов получения удовольствия, ни путешествия и общение с друзьями в режиме коллективного сновидения, не могут этого заменить надолго, и всегда появляется момент, когда все остальное кажется чужим, фальшивым или уже не привлекательным. И если оказывается, что человек никому, по сути, не нужен, то возникает пустота и депрессия. Это - самая распространённая причина депрессивных состояний, и эту изнуряющую "хандру" описывали все те, кто имел возможность получить все желаемое.

От этого может предохранить только наличие актуального личного интереса, творческая реализация которого оказывается социально востребованной. Поэтому развитие личных интересов очень важно с самого раннего возраста, а затем - целенаправленное следованием наиболее важным и неисчерпаемым.

С самого начала развития, с использованием авторитарно навязываемых ценностей, возникают интересы к тому новому, что связанно с этими ценностями, а в период инициативы, при формировании более высокоуровневой системы произвольных ценностей развиваются направления интересов в виде доминанты нерешенных проблем той или иного уровня конкретности, частные и более общие, что формирует направления специализации и развития навыков, среди которых наиболее общим контекстом является личное мировоззрение. Поэтому в развитии и специфике личного интереса важны все этапы развития мозга (fornit.ru/7188).

 

Одним из направлений совершенствования является минимизация затрачиваемых усилий. Это отражает оценку эффективности интеллекта, как со стороны восприятия, так и действия, которая может оцениваться как минимальное количество признаков (восприятия или действия), которые необходимы для практического распознавания (об этом говорилось в главе "Интеллект и сознание").

Опытный рабочий ловко орудует ломом, точно скалывая камни и заметно не уставая, а новичок потеет, никак не может примериться, какой рукой орудовать, как лучше держать лом, бьет невпопад и результат у него минимальный. Новичок совершает множество лишних и неотработанных движений, а опытный все делает с минимальными усилиями и максимальным эффектом.

Интеллект действия у опытного несопоставимо более развит и оптимизирован, но только для данной задачи. Стоит сменить вид деятельности на оперирование за компьютером и результат может оказаться совершенно иным. Навыки нарабатываются только для данного вида деятельности и для данных условий. Для работы ломом в мерзлоте, в битуме или под проливным дождем требуются несколько иные навыки.

Любая деятельность и ее навыки развиваются для определенного контекста, в котором возникает понимание ситуации, восприятие ее особенностей и выбор действий, прогнозирующих желательный результат.

В любой деятельности оказывается определяющим, насколько верно распознается контекст. Если покажется, что вы приглашены на дружескую вечеринку, а на самом деле это будет сходка бандитов, намеревающихся вас ограбить, то можно повести себя критически неверно. Или если вы взялись за решение сложной задачи, но не очень ясно с какой строны к ней подступиться.

В естественных науках существует понятие "система отсчета" (fornit.ru/6978) от удачности выбора которой зависит насколько возможно понять происходящее. Так, траектория движения зависит от системы отсчета (fornit.ru/6972): если, стоя на перроне, бросить монету то относительно бросившего траектория монеты будет прямой линией сверху вниз, но для человека, который едет в поезде, она будет кривой, наклонной к перрону. Для едущего окажется трудно понять: была ли брошена монета точно вниз или ее намеренно бросили несколько наклонно. Но если учесть все условия происходящего, то это становится возможным определить точно.

Одним из критериев выбора системы отсчета является оценка наличия лишних по отношению к наблюдаемому явлению параметров, в данном случае лишним оказывается наложение скорости движения поезда, не имеющего отношения к броску монеты.

Выбор системы отсчета, обладающей лишними параметрами, обычно приводит к сложностям понимания и оценки явления. Так, древние астрономы, наблюдая движения планет, заносили эти данные в таблицы, из которых возникала очень сложная и непонятная траектория планет (какие-то зигзаги и петли). Но как только была предложена гелиоцентрическая модель описания, все эти трудности исчезли, и возникла ясная картина траекторий вокруг Солнца. Убрав лишние параметры, привносимые положением и движением Земли, поняв, что системой отсчета является Солнце, удалось получить ясное представление.

Очень многое (а в субъективном мире - буквально все, об этом - ниже) зависит от выбора системы отсчета, даже подразделение электромагнитного поля на электрическое и магнитное (fornit.ru/6963).

Стоит учесть, что и прежнее непонятное описание планет было адекватно реальности, но его формальное представление было неоправданно сложно. Это означает, что вообще понятие простоты и сложности относится не к природе (не объективно), а годится только для субъективной оценки.
К сожалению, просто обладание знанием механизмов личной адаптивности не дает возможности сразу же в любых случаях оказываться максимально эффективным, - это вопрос наработки личных навыков для определенных видов проблем. В фильмах нас поражает находчивость героев, меткие фразы и их блестящие речи, но как-то при этом забывается, сколько времени шлифовали это сценарист и режиссер и сколько потребовалось дублей пока не получилось нужное впечатление. И даже если по жизни встречается человек, не лезущий в карман за словом, блещущий остроумием, то и он, в точности как герой фильма "День сурка", переживал множество раз одни и те же ситуации пока не научился делать это так блестяще. Каждый из таких мастеров поначалу вовсе не был таким умелым, но раз за разом в схожих ситуациях шлифовал свое шоу так, что стал производить потрясающее впечатление. Многие преподаватели, потратившие неимоверное число времени на препирательства со студентами и студенто-подобными оппонентами набирают навык говорить автоматически, мгновенно ориентируясь, очень эффективно. Пример - видео-баталии профессора С.Савельева (fornit.ru/6860).

Никакой навык не дается сразу, наследственно (fornit.ru/806), но он может развиваться с разной эффективностью в зависимости от предпосылок. Понимание же механизма организации навыков помогает разумно формировать сами навыки, минимизируя усилия. 

Обычно сложность в понимании или описании является признаком неудачного выбора системы отсчета (точки зрения, контекста понимания) и наличия каких-то лишних параметров (учитываемых или мешающих факторов) при осмыслении.

Существуют различные компромиссные методы упрощения задачи, в том числе - за счет уменьшения степени точности и полноты ее решения. Этим до какой-то степени удаляются лишние параметры, но при этом существует риск удалить и критически важные для задачи параметры. Возникает вопрос, каково оптимальное соотношение между степенью точности и полноты решения задачи и степенью ее упрощения, т.е. простоты? В статье об этом fornit.ru/6967 делается попытка найти оптимум и принципы выделения несущественных, а также - выбор удачного контекста, в котором решается задача:

Задачу прогнозирования можно упростить, если разрабатывать варианты прогноза, отличающиеся друг от друга значениями только экзогенных факторов, формирующихся вне СЭС (мировая цена на нефть, металлы, курс доллара и т.д.). А в случае если разрабатываются варианты, отличающиеся друг от друга направленностью политики Центра, то использовать в вариантах прогноза различные значения инструментальных переменных, т. е. количественные, а не качественные отличия государственной политики. Если же различие двух вариантов социально-экономической политики нельзя описать таким способом, то между ними существует качественная разница. Например, качественно различаются варианты социально-экономической политики, если в одном из них предполагается определенное государственное регулирование цен, а в другом — свободное ценообразование.

Здесь - очень важный момент: нахождение различий в самой основе явлений, в том, что создает контекст системы взаимосвязей в модели явления и определяет причинность всего, что принимает участие в явлении. Понятно, что способ регулирования цен именно как контекст определяет все то, что касается цен в описываемой модели.

Базой моделирования у субъекта является создание мыслительных моделей (систем взаимосвязанных мыслительных автоматизмов) известных ему других людей, явлений и отдельных объектов, со всеми их свойствами, каждое из которых получает свой смысл в зависимости от текущего контекста (этим занимаются все субъекты от птиц, собак, обезьян до людей - в результате действия механизмов организации адаптивного поведения (fornit.ru/757). Это означает, что кроме моделей своего собственного поведения в различных ситуациях (контекстах), существуют и развиваются множество моделей (fornit.ru/658) объективно и субъективно существующих объектов, выделенных вниманием. Понимание мотивации и прогнозирование действий других людей оказывается настолько эффективным, насколько более полны созданные модели и насколько полно удается встать на их точку зрения, - поставить себя на место другого.

Это становится невозможным, если уровень представлений другого значительно превышает собственные модели представлений в данной области. В таком случае возникает специфическая иллюзия "понимания" другого и неадекватная реальности интерпретация его действий. В отсутствии моделей, обуславливающих эти действия, они теряют заложенный в них смысл и кажутся нелепыми, глупыми. Это определяет механизм эффекта Данинга-Крюгера.

Сказанное составляет основу когнитивной гигиены в саморазвитии. Наиболее критическим периодом, определяющим адекватность формирования таких навыков, является раннее детство, и тот, кому не были с детства привиты основы такой гигиены, оказывается в этом отношении неряшлив, недостаточен, ущербен (социальная инвалидность). Поэтому попытка воспитывать авторитарно в возрасте после 5-7 лет приведет к плачевному в этом отношении результату: неадекватности в оценке контекста отношения и рабской зависимости от воли других людей, чужого мнения и обстоятельств. Религиозная же авторитарность является наиболее пагубной и порождает когнитивных инвалидов, не способных адекватно адаптироваться к новому.

Психогигиена - термин относительно новый, введён в 1900 году немецким психиатром Робертом Зоммером, что отражает достаточно позднее внимание социума к вопросам поддержания поведенческой адекватности.

В самом общем и строгом смысле психогигиена обеспечивает оптимальность поведенческой адаптивности к новым условиям, представляя собой комплекс методов и мероприятий, основанный на понимании сути и принципов поведенческой адаптивности. Таким образом, психогигиена основывается на методологии оптимизации индивидуальной способности приспосабливаться к новому, избегая побочных негативных эффектов. Это - наивысшая форма сознательной адаптивности и реализуется она индивидуально в меру понимания сути психики и ее организации.

Важной задачей психогигиены является предотвращение психопатологий, обеспечение максимальной эффективности личной поведенческой адаптивности в достижении соответствия желаемого и получаемого, и, в конечном счете, - достижение социальной востребованности в обществе.

Особенности психики, провоцирующие патологии

Как уже отмечалось, когда что-то не вполне понятно, ситуация не вполне знакомая, - возникают множество иллюзий понимания, не соответствующих реальному положению вещей и требующих коррекции восприятия, отношения и реакций. На это и заточена система индивидуальной адаптивности к значимому новому. Но во множестве случаев, при невозможности в достаточной степени исследовать свойства очень актуального объекта внимания или выработать к нему определенное отношение, возникает доминанта нерешенной проблемы. В условиях невозможности достаточного взаимодействия с объектом, приходится довольствоваться субъективными предположениями, а продолжительность нерешенной проблемы поддерживает организм в состоянии стрессового перевозбуждения системы адаптации разного вида. Выходом часто бывает придание предположению вида уже решенной проблемы, предельно высокой уверенности в его верности -идея-фикс. Но случаи несоответствия идеи-фикс реальному положению вещей порождают психопатологию и психосоматическую патологию (вплоть до органических поражений тканей), и конфликты веры могут доводить до состояния психоза (fornit.ru/221).
Чем более урбанизировано общество, тем больше существует сопутствующих ему поведенческих неадекватностей, и тем более они разнообразны. Очень большая часть из них приходится на специфику межличностных и общесоциальных отношений, вызванных борьбой идей и власти.

Проблема настолько привычна, что ее мало осознают, но настолько велика, что порождает множество конфликтов и трагедий - от индивидуальных до государственных.


Технологии поляризации общества

Понятие информационной войны на деле показывает разрушительность ее информационных средств, подчас не меньшую, чем война реальными средствами поражения, но поражающих факторов можно избежать за счет верно выбранной психо-стратегии.

Главным методом в технологиях деструктивной поляризации общества является внедрение в психику сведений, выглядящих авторитетными и убедительными, но разделяющих людей по заранее имеющимся в данном обществе предпочтениям, например, по языку как это было проделано на Украине. Это - множество различных видов провокационного информирования в сми ("вбросов"), из-за которых украинские вчерашние друзья-родные-знакомые вдруг стали врагами российским. Неважно о чем был вброс, главное, чтобы он разделил мнения на непримиримые и разобщил людей вместе со мнениями. Во вбросах нет никакого конструктива и дельности в виду совершенно другой цели (так их можно распознавать), но есть заряд негатива в эпатажной форме, и люди начинают яростно спорить, раскалывая в этом фокусе внимания членов социума.

Эти вбросы очень легко идентифицировать, признаки очевидны, но люди увлеченно ведутся на все эти провокационные поделки, обычно сделанные на хорошем техническом уровне (работа профи) и обладающие признаками авторитетности.

С точки зрения профилактики разрушительного воздействия, провокационные материалы следует распознавать по очевидным признакам, причем суть поднятой темы не имеет значения.

1. Материал носит характер обличительной сенсации, и уже содержит судейский вывод или прозрачно намекает на него.

Чтобы в самом деле что-то обличить, нужно представить корректно и безусловно достоверные материалы, а не выхваченные каким-то образом эпизоды. Только независимые эксперты способны корректно анализировать их, и тогда возникает общее экспертное мнение, но даже оно является предположительным и требует верификации в реальности (неумолимые принципы научной методологии). Но вброс провокационных материалов никогда не обладает такими качествами, они обладают только признаками кажущейся, самопровозглашенной авторитетности. Главная задача вброса - не убеждать в чем-то, а создать спорную атмосферу, влекущую непримиримые столкновения мнений.

Любые сведения, имеющие заряд провокационной сенсации, должны просто игнорироваться как вандальная надпись на стене. Внимание должно уделяться только взвешенным экспертным заключениям если они взаимно подтверждаются. Это означает, что любые сведения из любых СМИ, носящие провокационную сенсационность, должны игнорироваться для предотвращения разрушительного воздействия на психику или просто восприниматься как забавная поделка, как уже сформировалось мнение про всякие гороскопы.

2. Не конструктивный, а явно деструктивный, разобщающий характер сообщения.

Сведения, которые хоть в чем-то оказываются разобщающими, порочащими существующую систему взаимодействий и взаимопонимания, не предоставляющие альтернативу для конструктивного избегания найденного нежелательного явления, вряд ли могут способствовать разрешению представленной проблемы, зато прекрасно подходят для создания разногласий и непримиримых споров. Но само по себе выявление нежелательного и его констатация, не является разрушительной для социума, если только не оказывается в связке с первым пунктом, определяющим контекст его воздействия. Констатация негативного должна быть очень хорошо обоснована и достоверна, и тем самым она оказывается конструктивной, а это никак невозможно сделать в коротком сообщении, так что любые кричащие высказывания о недостатках должны игнорироваться как попытка деструктивного воздействия.

Эти два признака в совокупности однозначно идентифицируют провокационный вброс, отношению к которому должно быть - игнорирование с отвращением и неприемлемостью.

Провокационные вбросы обладают и множеством других второстепенных признаков, использующихся для цели разрушительного воздействия на психику и через это - на общество. Так, используются узнаваемые слоганы для связки с ранее воспринятыми подобными воздействиями или явно создается новый слоган (мем).

Более сложно распознать искусственность изделия (и это не так важно, если уже распознана деструктивность), - искажающий впечатление монтаж, ложные сведения, подтасовки. Но даже если кто-то проделывает эту работу, в силу "эффекта обратного действия" это только подливает масло в огонь спора, и раскол мнений продолжается, углубляя раскол общества. Оппоненты представляются недалекими, наивными людьми, обладающими массой очевидных недостатков и зомбированных вражеской пропагандой.

Любой человек обладает какими-то недостатками и проявляет их в споре. Безошибочных суждений, сделанных налету, сгоряча, просто не бывает. Любой из сторон слишком заманчиво увидеть оппонента в неприглядном свете, и мало кто не поддается этому так, что все доводы окажутся опорочены. В таком споре нет победителей, а есть только проигравшие возможность взаимопонимания.

Провокационные вбросы имеют самый разный уровень сложности подачи: от кричалок на массовке - до формы, похожей на обстоятельную аналитическую статью. Но все они отличаются наличием двух отмеченных главных признаков.

В некоторых случаях бывает очень трудно провести границу, ведь отклонение от методологии формализации, некорректности в утверждениях ясны только тем, кто хорошо понимает суть научной методологии. Но такие сложные вбросы и не рассчитаны на массовость. Самые же опасные провокационные вбросы легко и однозначно распознаются.

Провокационные вбросы - всегда результат чьего-то творчества. Они содержат намеренную ложь в той или иной форме (слово ложь здесь используется не в качестве эпатажного эпитета, а как элемент личной адаптивности: fornit.ru/662), формируют систему сверхважных идей (идея-фикс), которые делают предвзятыми любые представления и реакции, их как-то затрагивающие.

В социальном воплощении это приводит к расколу общества вплоть до военного противостояния, революциям, краху экономики, краху культуры (см. статьи Культура и стабильность fornit.ru/644, Психофизиология протеста fornit.ru/1197).

Говорят, что в споре (не)рождается истина. Дело, конечно, не в значении слова спор, но истина рождается только в корректном обсуждении, так что спор должен быть корректным (fornit.ru/1370), иначе он будет нескончаемым, деструктивным и приводить к различным психопатологиям, наиболее характерные из которых - параноидальная шизофрения fornit.ru/1022 и депрессивные состояния fornit.ru/345.

В качестве основной формы массового воздействия, обеспечивающей основания для поляризации общества, используется так называемое "зомбирование" - методы авторитарного и риторического внушения важных идей и понятий, и, через влияния на индивидуум, - внедрение определенных систем ценностей в культуру (fornit.ru/436). В этом важнейшую роль играют СМИ и массмедиа, см. Голливуд и зомбирование fornit.ru/314 и Журналюги fornit.ru/416.

Сегодня наиболее востребованным и эффективным информационным каналом является интернет и телевидение, которые, конечно же, соответственно используются для внедрения определенных представлений, порождая множественные неадекватности (некое подобие эффекта "книжных знаний", с намеренно внедряемыми идеями), см. fornit.ru/483.

В ходе практикуемой "информационной войны" технологии государственного уровня порождают побочные вбросовые новообразования индивидуального характера. Так, в обществе сформировалась субкультура "интернет-троллей". Об их деструктивном влиянии много написано, оно постоянно ощущается на всех обсуждениях острых вопросов, что вынуждает даже закрывать возможность обсуждения, - настолько велик деструктивный эффект. От них обществом вырабатывается своя гигиена (fornit.ru/2205).

Мошенничество

Все виды мошенничества, так или иначе, основываются на явлении паразитизма (fornit.ru/980).

Самовыражение в обществе, отстаивание своих взглядов, наработка и использование авторитета без адекватного владения предметом - является социальным паразитизмом, который приносит совершенно конкретные дивиденды в виде притока заказов на рекламу в популярных блогах, влияния в сетевых обсуждениях и даже за их пределами, получения различных привилегий и их использование. То, как самовыражаются те, кто кроме навыков воздействия на окружающих не имеет действительно специализированных знаний, очень хорошо можно проследить на подавляющем большинстве примеров обсуждений в интернете, когда люди уверенно высказывают свои суждения так, как будто они являются экспертами в этой области. Этим они достигают цели воздействия на излишне доверчивых людей, полагающихся на очевидные для них признаки авторитетности и выигрышности в спорах. Таких "'экспертов" называют "диванными экспертами", и в обществе все в большей степени нарабатываются методы их идентификации и противодействия. Но, как отмечалось выше, решающим является личная психогигиена, в данном случае - разумный скептицизм (fornit.ru/1224) и навыки распознавания попыток риторического зомбирующего воздействия. Полностью избавиться от возможного агрессивного влияния можно, только если наработаны практические навыки понимания принципов корректности обсуждения - частный случай научной методологии: методология обсуждений (fornit.ru/715), основанная на методологии определений и утверждений fornit.ru/1315.

Такой вид паразитизма возможен потому, как было уже замечено, что наработать навыки введения в заблуждение, навыки представляться авторитетным экспертом неизмеримо легче и быстрее, чем сформировать в самом деле адекватные представления в какой-то предметной области.

Видов мошенничества очень много, но все они используют возможность повлиять на восприятие человека и модулировать его поведение. В этом смысле существует "законное" (не преследуемое по закону) мошенничество (см. "Психо-аттракционы" fornit.ru/1183, "О рекламе" fornit.ru/907, "Стоимость и цена" fornit.ru/1381) и то, что оказывается вне закона (см. Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках fornit.ru/923). Часто провести границу между ними просто невозможно.

Даже такое явление как хакеры (fornit.ru/1558) оказываются не однозначным в плане того, чтобы вынести суждение о его пользе или вреде. Методы защиты от мошенничества очень актуальны, но, чаще всего они сводятся к тому, что публикуются все новые мошеннические уловки и советы, как их избегать. Конечно, такая непосредственная передача опыта может быть полезна в выработке личных навыков, хотя и она может содержать элементы попыток влияния на психику.

Можно привести в пример еще одну из массовых форм социального паразитирования, которая поддерживается о существующей культурой и немалой преемственностью животных предков: ориентация с раннего детства девочек на то, чтобы выгодно выйти замуж и обеспечить себя и потомство (fornit.ru/7126).

Исследователи из МФТИ и Сколковского технологического института вместе с американскими коллегами доказали, что социальные связи благотворно влияют на экономические отношения. Они провели эксперимент, показавший то, что даже шапочного знакомства достаточно для профилактики нечестных действий (fornit.ru/335):лучше узнавшие друг друга люди играют честнее: они чаще сотрудничают друг с другом и поровну распределяют банк в «Ультиматуме» с большей вероятностью, чем при игре против незнакомцев. Кроме того, что оказалось несколько менее очевидным для ученых результатом, знакомые друг другу люди терпимее относились к «предательству» при игре в «Парадокс».

Это показывает, что усиление коммуникабельности, увеличение взаимопонимания сопровождается уменьшением склонности и возможности к паразитизму. И, наоборот, поляризация, разобщение культуры приводит ко все большему и все более глубокому его процветанию. Из опыта людей, переживших революции, однозначно следуют всплески всех видов мошенничества в этот период нарушения целостности культуры.

Понятно, что наиболее радикальным методом консолидации общества против мошеннического влияния является увеличение коммуникабельности, что в современных условиях осуществляется с помощью технических средств коммуникации, что в будущем может привести к качественно новому оптимуму (fornit.ru/938), а в индивидуальном плане нужно выработать навыки не быть доверчивым тем более, чем менее знакомы и понимаемы люди и их действия, какими бы авторитетными они ни казались, т.е. это - предмет приложения психогигиены разумного скептицизма (fornit.ru/1224).

Особенно легкий способ паразитизма предоставляется религиозной и любой другой верой, когда убеждать уже ни в чем не нужно, остается только пожинать причитающееся.

 Религиозность

В точности, как трудно бывает избавиться от наркотической зависимости, по тем же причинам трудно избавиться от зависимости, которую определяет наличие предельно важной идеи, и в случае религиозной веры ситуация оказывается столь же опасной трагическими последствиями, как и в случае наркотической зависимости. Не нужно доказывать, что любая неадекватность реальности, т.е. несоответствие предполагаемого и получаемому, в реальности порождает негативные последствия. А вера - именно такой случай. Только очень тепличные условия и полная опека способна оградить истово верующего от бед в тех случаях, когда конкретные приложения его веры в реальности приводят к нежелательному.

Другое дело "вера в себе", без попыток ее приложения к реальности, т.е. никак не пересекающаяся с реальностью. Тогда никто не сжигает ведьм, не убивает инакомыслящих, не принуждает к вере, не пытается воспарить на крыльях веры из окна многоэтажки, не принимает коллективно яд, чтобы перейти в более желанный мир, изгонять бесов из детей, забивая их до смерти и т.п. Практически все люди и даже животные обладают религиозным чувством (fornit.ru/1584) - как отголоском раннего периода развития. Им обладают и ученые, но это чувство у них - вовсе не безусловная и неоспоримая вера (fornit.ru/1005), она никак не пересекается с реальностью в их предметной области исследования, а только мотивирует творческое любопытство. Но если дать волю вере в виде сверхценной идеи, то творчество в области ее действия становится невозможным в виду неоспоримости идеи, предельно высокой значимости, которую ничто не может превысить.

От неадекватной идеи до неадекватного поведения недалеко: любая идея становится неосознаваемым стереотипом поведения и влияет на результаты поведения.

Во всех случаях рецидивов веры, когда она начинает касаться реалий жизни, ей необходимо противостоять и помогать верующему выйти из зависимости так же как в случае с наркотиками. Беда в том, что для этого нужно желание избавления от самого попавшего в зависимость.

Особенно пагубное влияние оказывает религиозное авторитарное воспитание, способное полностью подменить волю человека привнесенными канонами поведения и, тем самым, делая невозможным личное творчество, что по результатам схоже с последствиями лоботомии.

Из-за особой обширности и пагубности религиозного миcтического влияния в современном обществе (fornit.ru/748), на сайте Форнит создана большая подборка по многим аспектам религиозной веры на основании понимания механизмов организации психики: fornit.ru/lib6.

Важнейшей методологией в психогигиене против религиозного влияния является разумный скептицизм (fornit.ru/1224), а у исследователей - научная методология (fornit.ru/956).

 

Казалось бы, уже показано множество принципов психогигиены и разных их приложений, но все, в конечном счете, сводится к основным мировоззренческим представлениям, которые, к сожалению, оказываются деформированы с детства существующей культурой, традициями, навязываемыми понятиями, что отражает влияние всей массы поведенческих неадекватностей, которые оказались совместимы с данной культурой и привели к системе взаимно понимаемых и согласованных представлений, пока еще далеких от совершенства. Это - следствие пока еще недопонимаемой сути психики и ее эволюционно возникшей функциональности адаптации к новому. Поэтому, перед тем как начать разбор остальных приложений психогигиены, остановимся на главном: психогигиене формирования личного мировоззрения, откуда вытекает все остальное.

Психогигиена формирования личного мировоззрения

В самом основании неверных представлений современной культуры, лежит выработанное отношение к позитивным и негативным переживаниям (fornit.ru/1362). Это отношение исподволь прививается множеством религиозных и эзотерических теорий. Огромное количество литературы на тему "как стать счастливым" внушает порочные, деструктивные для психики представления о том, что всегда и во всем нужно думать только о хорошем, избегать плохих мыслей, ставить цели получать только позитивные переживания (т.е. получение позитивных переживаний - самоцель, как вид самостимуляции). Такие рекомендации очень наивны или рассчитаны на наивных, они следуют из как бы очевидного: все негативное - только мешает, причиняет страдания.

Это совершенно не согласуются с главным принципом формирования всех осознанных реакций: избегать нежелательного и следовать удачным действиям. Эзотерические гуру даже не задаются мыслью о том, что для того, чтобы научиться хоть чему-то, необходимо совершить множество проб и ошибок для того, чтобы знать, чего избегать впредь. Очень многие действия требуют преодоления неудобств, затрат энергии, часто - получения боли. Женщины, чтобы вырвать ненавистные ими волосы из подмышек косметическим воском, преодолевают немалую боль, посильнее зубной у стоматолога. О роли боли и отношении к боли, а также всем негативным переживаниям на примере боли написано в статье "Боль - как психическое явление" (fornit.ru/189):

...Как и любая базовая эмоция, боль может иметь как негативную, так и позитивную значимость (см, например, Позитивное отношение к боли — залог легких родов!), ассоциируясь с наиболее общим контекстом: хорошо или плохо.

...Осознанное решение совершить что-то, сопровождающиеся болью, может оказаться полезным для достижения желательного в немалом числе случаев, требующих волевых усилий, например, чтобы совершить предельное физическое усилие ( штангисты, у которых, бывает, рвутся сухожилия), чтобы получить желаемый результат, несмотря на боль (предельный случай был иллюстрирован в кинофильме о том, как попавший в каменную ловушку альпинист отрезал кисть руки, чтобы освободиться), многие медицинские вмешательства не избегают боли, спортивные и не только поединки и т.п.

Боль - не зло, а реальный помощник и участник поведенческого акта во всех тех случаях, когда она сопровождает получение желаемого и, соответственно, с ней связывается позитивное отношение, если только личность способна на осуществление достаточного волевого усилия. Поэтому боль можно и нужно наделять тем отношением, которое отражает ее поведенческую специфику: избегать ее причину, если она сигнализирует о неоправданных травмирующих воздействиях и делать ее позитивным союзником, если сопутствует получению желаемого, как было в примере об осознанном отношении к боли при родах. Придавать такое отношение можно научиться довольно легко, выработав навыки для наиболее востребованных в жизни ситуаций.

Творчество, в отличие от ремесленничества, вообще не бывает без постоянных негативных переживаний потому, что оно является следствием мотивации решения важной проблемы, необходимости преодоления чего-то нежелательного. Нерешенная проблема становится доминирующей, постоянно возвращающей внимание на себя, см "Основные механизмы творчества" (fornit.ru/970). Неудовлетворенность существующим (fornit.ru/870) является движущей силой прогресса.

В противовес мошенническим теориям тех гуру, которым важнее выпускать бестселлеры на продажу, проводить платные семинары и курсы по привлечению удачи, стоит ознакомиться с личными стратегиями, соответствующими реальным механизмам поведенческой адаптивности: fornit.ru/lib1.

Чрезвычайно важно выработать навык не любить свои идеи, а тщательно соотносить их с реальностью чтобы избежать характерной психопатологии: fornit.ru/lib2.

Для развития навыков требуется наработка умения прикладывать волевое усилие, а для этого нужно понимать, что такое воля (fornit.ru/262).

Для реализации себя как социального существа (наиболее оптимистичная альтернатива - беззаботность домашнего животного) необходимы навыки творчества. Творчество - всегда имеет личные мотивы, цели и воплощение, даже если это называется коллективным творчеством. И это - не стезя только отдельных особо одаренных личностей, а то, что позволяет оставаться в связке с обществом, быть социально востребованным: Об эффективности поведенческой адаптации fornit.ru/301.

Развитие базового мировоззрения - достаточно сложный и кропотливый путь приобретения множества разного типа и приложения навыков, который невозможно пройти по книжкам или на курсах осчастливливания. Но это вовсе не означает погружение в нескончаемые трудности и насилие над собой в силу того, что существует психогигиена минимизации усилий fornit.ru/728.

Формирование верного базового мировоззрения, согласующего понимание самых разных аспектов реальности, позволяет развить способности к минимальным, но эффективным затратам. Это то, что составляет оптимальную методологию исследования (fornit.ru/956) - основу науки в самом широком смысле - науки постижения нового в любой форме, в быту и труде.

 

О психогигиене в науке

Организация науки вовсе не означает успешность самой науки, воплощенной в виде навыков следования научной методологии познания и методологии формализации результатов познания. Организуют науку живые люди со своими достоинствами и недостатками. Организация науки в виде "академической науки" в нашей стране сегодня претерпевает множество реформаций в виду исторического отставания в понимании сути реализации научной методологии и необходимости в преодолении многих консервативных представлений и форм организации, которая все еще далека от совершенства и просто адекватности существующим сегодня реалиям. Это касается многих понятий, ключевых для академической науки и отражения этих представлений в культуре, которые раскрываются в следующих материалах: fornit.ru/lib3.

Психогигиена в творчестве и исследовательской деятельности заключается в практическом понимании принципов научной методологии, исключающем личные иллюзии восприятия, методологические и системные ошибки и обеспечивающем обоснованный и достоверный результат формализации. И эта методология применима во всем в жизни, в понимании сути отношений с людьми в обществе, в семье и на работе.

 

Корпоративная психогигиена

На работе возникает несколько специфик взаимоотношений: отношения с начальством, с сотрудниками, в проведении совместных мероприятий.

Начальственный крик на подчиненных - очень частое явление в России. Это - попытка нарушить интимное личное пространство, что характерно для иерархии лидерства в стаях приматов, когда лидер может совершить насильственный половой акт с особями, требующими подтверждения лидерства или унизить их иным образом. Есть интимные услуги, которые можно купить за условленную сумму, в том числе садо-мазо, когда нарушение личного интимного пространства разрешено и оплачено. Но когда начальник кричит и унижает подчиненного, тот не получает никакой условленной компенсации, хотя позволяет вторгаться в свой интим из соображений меньшего зла или просто в силу признания за начальником такой лидерской привилегии.

Отношения с начальством строятся как на основе его навыков управления, так и на основе навыков реагирования на облеченного властью человека и негативные стороны в этом рассматриваются в статье: "Факторы агрессии на работе" (fornit.ru/1508):

...ясно, насколько важно с самого начала не допускать формирование патологических стереотипов, чем потом пытаться преодолевать уже намертво сформированные.

...Существует множество более-менее действенных рекомендаций, каким образом "правильно" поставить на место зарвавшегося начальника, но не оказаться уволенным. Если понимать и использовать вышеописанный главный принцип, то станет возможным научиться формировать наиболее подходящий ответ на лету, в зависимости от всех обстоятельств.

Что же касается взаимоотношений с сотрудниками, то, кроме обычных навыков коммуникации с людьми и приспособления к существующей корпоративной этике, есть фактор паразитирования, рассмотренный в разделе Проявления социального паразитизма (fornit.ru/980):

Во многих (практически в любых) учреждениях формируется и успешно существует целая система корпоративного паразитирования. Ведь развить навыки, чтобы убедительно демонстрировать свою значимость и незаменимость легче, чем быть на самом деле нужным и значимым. Поэтому те, кто развивает именно такие навыки, оказывается не только в неоспоримом преимуществе перед в самом деле компетентными специалистами, но и эффективно вводят в заблуждение руководство, которое просто не в состоянии достаточно глубоко и специализировано разбираться в итогах работы специалистов. Поэтому, какой бы правильной и адекватной обстоятельствам ни была отдача специалиста, паразиты всегда могут опорочить ее и представить в не выгодном свете перед руководством. Они просто должны это проделывать из самосохранения потому, что иначе окажется слишком очевидной значимость компетентного специалиста и ненужность паразита. Иногда это происходит не в резко антагонистических формах корпоративных инсинуаций, а в виде молчаливого согласия: ты работай, но на мою бесполезность не обращай внимания руководства. Любой компетентный специалист имел опыт конфликтов или симбиоза с корпоративными паразитами. Процветание корпоративного паразитизма зависит от того, насколько успешно и стабильно учреждение. В условиях нестабильности все начинает разрушаться по причине адаптивной деятельности паразитов: продуктивности экспертов уже не хватает, чтобы сохранить стабильность. Соотношение паразитов и продуктивных по численности бывает разительно несопоставимо: экспертов единицы, остальные - паразиты. Этим качественно отличается современное общество развитых стран.

Кроме всего этого, бывает, имеет место самая настоящая психопатология в форме психопатии, см. "Лжецы, мошенники, интриганы" (fornit.ru/6345). По этому большому и обстоятельному тексту - очень немало интересного и познавательного, того, о чем люди вообще обычно не задумываются и поэтому оказываются во власти таких психопатов.

 

О психогигиене в семье

К сожалению, практически все, кто организует семью, не является специалистами ни в психологии отношений, ни в педагогике, но при этом на родителей возлагается наиболее ответственная часть формирования психики детей и, в результате, практически не бывает так, чтобы эта психика оставалась достаточно полноценной и стабильной. Дети, как правило, переживают немало травмирующих периодов и эпизодов в своей жизни не только без должной поддержки родителей, но даже вследствие невежества родителей.

Дети с рождения психофизиологически сориентированы на оптимальное приспособление ко внешнему миру и изучают его, подчас, более корректно, чем ученые (fornit.ru/2349), но при обычном невежестве родителей вопрос стоит о том, чтобы, хотя бы, не навредить этому процессу. Даже социализация во многом проходит без участия родителей.

Путь к нормализации такого положения не столько в том, чтобы как-то обязать или замотивировать родителей стать в достаточной степени опытными в вопросах формирования личности, как в том, чтобы постепенно в общей культуре возникали нормы и этика, сами по себе обеспечивающие верность методов воспитания.

Но те, кто хотел бы, не дожидаясь столь отдаленного и благополучного будущего, сам постичь самое главное в понимании принципов развития, сегодня вполне имеет такую возможность: fornit.ru/lib4.

 

Психогигиена здоровья

Здоровье тела напрямую зависит от здоровья психики (а не только наоборот: "в здоровом теле - здоровый дух") потому, что гомеостатическая регуляция и, собственно, все виды поведенческой активности, направленные на ее поддержание, организуются в мозге (fornit.ru/324). Вегетативные реакции имеют относительно небольшую самостоятельность и регулируются общим тонусом поддержания систем адаптации, главным в которой является гормональный баланс в зависимости от текущего эмоционального состояния и необходимости адаптационного стресса (fornit.ru/1385) того или иного вида.

Наиболее оптимальное поддержание системы адаптивной регуляции обеспечивается привычными ритмами сна и бодрствования (привычность обеспечивает выполнение уже наработанных стереотипов неосознаваемых реакций, которые в известных условиях приводят к уверенно успешному результату).

Это означает, что необходимы навыки и привычки засыпания примерно в одно и то же время, просыпание через 8 часов, съедание в одни и те же часы желательно привычного рациона. Виды деятельности при бодрствовании так же желательно иметь привычными.

Поддержание оптимальной физической формы 1-3 подходами по 10-15 минут комплекса нагрузок из тех, что встречаются и необходимы повседневно с пиковыми нагрузками, несколько превышающими повседневные.

Это необходимые и достаточные условия обеспечения адаптивной регуляции, без чего она искажается от текущих проблем с самочувствием и затруднений в работе до назревания серьезных психосоматических последствий.

В медицине прогресс технологий воздействия опережает прогресс понимания сути патологий. Это при том, что узкая специальность медика ограничивает его представления и возможности системных обобщений. Возникает множество авторских теорий и методов, основывающихся на какой-то одной вдруг замеченной и не вполне во всем подтвержденной закономерности при общем довольно низком образовательном потенциале: дыхательные методики, методики питания, рефлексотерапии, методики лечебного голодания, - неимоверное количество других, вплоть до уринотерапии и всяческих "очищений" организма. Это нужно иметь в виду, распознавать такие методики и относиться к ним с максимальным сомнением.

У каждого человека возникает своя специфика развития и протекания патологических явлений, с которой лучше него никто не может быть знаком, и каждый человек должен становиться специалистом по своему здоровью, разумно позволяя в него вмешиваться только известным ему, понимаемым методом и средствами. Но большинство людей вообще об этом на думают, а слепо доверяются первым попавшимся им медикам, а это - тоже живые люди со своими проблемами и ошибками. Интересно, что многие автолюбители сегодня не склонны доверять свою машину слепо даже при прохождении техобслуживания, не говоря о серьезном вмешательстве потому, что они в немалой степени стали специалистами по специфике своей машины. Но те же люди наивно и беззаботно доверяют неизмеримо более сложную и бесценную для них технику своего организма в руки намного менее понимающих организм людей, чем те, кто ремонтирует автомобили. Пример: fornit.ru/535. Здесь есть, о чем очень серьезно подумать.

Более подробно о различных аспектах поддержания психогигиены здоровья: fornit.ru/lib5.

 

Делая выводы, все рассмотренные виды приложения психогигиены и способы ее осуществления, можно расположить по мере важности и основательности - в виде иерархии этих способов (эта иерархия естественно следует за иерархией развития систем адаптивности личности).

1. Самым основным является выработка навыка конструктивного и корректного отношения к собственным состояниям "хорошо-плохо" для максимально эффективного их понимания и использования.

2. На этой основе нарабатываются навыки скептического отношения ко всему важному и непосредственно касающемуся из всего воспринимаемого в виде сведений, в том числе собственных мыслительных предположений. Чем более важно, значимо что-то в возможных последствиях, тем более скептично, тщательно и корректно это должно быть исследовано и понято. Доверие позволительно только в экстремальных случаях, когда нет времени на осмысление, но при этом нужно понимать возможные последствия ошибки (см. "Личные жизненные стратегии" fornit.ru/659, в частности, "Про опасности" fornit.ru/1133). Вера же полностью закрывает возможность получения собственного опыта и возможности освоения в том, что эта вера затрагивает.

Оптимальная пропорция доверия и собственной инициативы зависит от текущего возраста и новизны проблемы: в раннем периоде доверчивого обучения преобладает безусловное доверие родителям, которое не должно достигать уровня безусловной веры (нельзя подавлять инициативу), а с опытом освоения области деятельности все более должно быть сомнений, в том числе и к собственным суждениям, что обеспечивает подстройку соответствия реальности. В начале освоения нового направления даже у взрослого уместен период доверчивого обучения, но в силу имеющегося опыта в других областях, которые в чем-то схожи, этот период осмысливается более системно и корректно, проходит быстрее и эффективнее в избегании ошибок.

3. Следующий уровень - наработка навыков в тех направлениях деятельности, которые предполагаются как наиболее желательные для обеспечения социальной востребованности. Это - всегда навыки творчества в данных выбранных областях.

Этот уровень - самый сложный в организации, и если он строится на основе первых двух, то минимизируются неудачи и разочарования, закрывающие данное направление для дальнейшего освоения за счет того, что успех предопределяется не столько случайными стечениями обстоятельств (fornit.ru/425), сколько системным пониманием сути направления.

Дополнительные материалы: fornit.ru/lib7, fornit.ru/lib5, fornit.ru/lib6.

 

Выводы

Целостные представления по организации механизмов психических явлений в главном их контексте - адаптивности открывают мир понимания субъективного и поэтому оказываются основой для понимания всего, в чем проявляется субъективность: буквально во всех аспектах деятельности и творчества, мировоззрения и совершенно конкретных, практических выводов во многих вопросах, в том числе тех, что ранее осмысливалось только на бытовом уровне. Это - слишком обширная область, чтобы пытаться даже перечислить ее. Но наиболее актуальные вопросы, которые возникали в ходе развития сайта Форнит (с марта 2003 года), формализованы в виде сборников материалов по темам или отдельными статьями.

В первую очередь это касается того, что нужно для понимания вообще предложенной модели для тех, кто не имеет достаточно добротных промежуточных представлений:

В мировоззренческом плане и выработке наиболее адекватного отношения к себе и окружающему:

И, наконец, подборка материалов по организации оптимального отношения ко многим воздействующим на психику факторам:

 

Список встречающихся в тексте наиболее значимых практических выводов.

Это, можно сказать,афоризмы книги: высказывания, претендующие на высокий уровень обоснованности и важности. Особенность этих высказываний - в их взаимосвязи между собой в общей системе индивидуальной адаптивности.

 

 

В методе случайного тыка ошибок бывает несоизмеримо больше, чем удач, поэтому почти все мутации оказываются вредными, и каждая удача требует огромного числа жертв. 

 

В любом придуманном новом есть ошибки, которые сразу не замечаются автором.

 

Буквально все, что создано субъективно, содержит ошибки и неточности, которые могут быть выявлены только по соответствию с объективной реальностью. 

 

Любые рассуждения, любые новые выводы, можно не сомневаться даже при полной очевидности, содержат пока не выявленные неадекватности реальности.

 

Негатив более важен, чем позитив в возможности адаптации к новому и позволяет учиться избегать нежелательных последствий.

 

И негатив, и позитив не предусмотрены для постоянного в них пребывания, а они нужны только для моментов изменения стиля реагирования в новой ситуации.

 

Осознаются и запоминаются те эпизоды происходящего, которые имеют наивысшую значимую новизну для субъекта как наиболее актуальное среди всего происходящего.

 

Искусственное придание слишком большой негативной или позитивной значимости отражает предположительные, а, значит, часто неверные приоритеты индивида.

 

Произвольность проявляется как волевое усилие, которое необходимо, чтобы действовать вопреки наиболее привычному стереотипу реагирования, а также для переоценки значимости происходящего. 

 

Выверенное на практике соответствие действительности определяет границы разумной произвольности.

 

Многозначительное художественное произведение понимается каждым в зависимости от того, к чему человек более склонен. Однозначность же способна угодить только тем, для кого она оказывается безусловно привлекательной.

 

Женщина, изображённая в полупрозрачной накидке, будит больше воображение и больше возбуждает, чем полностью обнаженная и не дающая возможности предположить наиболее желательное для данного человека. 

 

Безусловная вера, являющаяся основой религии, не допускает инакомыслия и всего, что ее попирает, наиболее сильно раскалывая культуру.

 

Чем опаснее ситуация, тем более непоправимыми и трагическими последствиями может обернуться полная уверенность, что требует баланса безрассудности и осмотрительности. 

 

Если есть время - лучше подумать и все взвесить, если нет времени, но необходимо действоват - нужно стать безрассудно отважным.

 

Проблемы, которые могут решаться только творчески, когда нет вообще подходящего варианта, тем самым не поддаются безрассудному преодолению.

 

Суть общей стратегия отношения: срановиться специалистом с максимальной социальной востребованностью. В этом - наиболее адаптивный смысл, личная значимость жизни любого эго.

 

Попытка придумать новый вариант поведения всегда в реальности значительно отличается от ожидаемого. Поэтому измышленный вариант должен проверяться реальным действием с корректировкой нежелательного. 

 

Чем в большем разнообразии ситуаций и условий осознанно отработан навык, тем он становится более уверенным и меньше вероятность, что он подведет в несколько новой ситуации.

 

Первым условием возможности выработки нового навыка является искренняя уверенность в его насущной необходимости. И эту искреннюю уверенность можно создать произвольно, сознательным и убедительным приданием нужной силы значимости.

 

Наиболее быстрое и эффективное формирование нового навыка или его коррекция происходит при осознании всех последовательностей составляющих звеньев его цепи.

 

Чтобы быть понятым важно не только определение, но смысл, в котором это сказано, - условия применения этого определения.

 

Сходство свойств, даже убедительно полное, не означает тождественность природы явлений.

 

Никакими рассуждениями, никакой чистой логикой не может быть ни выведено новое знание о реальности, ни показана верность предположения. 

 

Авторитет хотя и дает информацию, позволяющую с той или иной мерой доверчивости отнестись к сообщению, но ни в коем случае не может сам по себе быть критерием оценки истинности.

 

При обсуждении чего-то серьезного и требующего однозначности понимания, прежде всего, необходимо позаботиться об однозначном понимании смысла используемых слов: определить то, что важно для обсуждения.

 

Любое поверхностное осмысливание текущей оценки приводит к иллюзии понимания из-за множества субъективных различий составляющих элементов сказанного и воспринятого потому, что не существует совершенно идентичных ситуаций.

 

Даже в случае достаточной компетенции важно правило: сначала сказать, о чем идет речь в вопросе или утверждении, а только затем высказывать сам вопрос или делать утверждение. Иначе многие поймут по своему даже, казалось бы, очевидное.

 

Никто не может составить заранее баланс пользы и вреда, которые принесет ему в жизни то или иное умение, каким бы желанным и очевидно полезным оно ни казалось.

 

У людей нет ничего более важного для них, чем быть социально востребованными. Лишившись этого, человек становится социальным инвалидом и впадает в депрессию.

 

Любая деятельность и ее навыки развиваются только для определенного контекста, в котором возникает понимание ситуации, восприятие ее особенностей и выбор действий, прогнозирующих желательный результат. 

 

Любое субъективное представление может терять адекватность реальности и дальнейшее его развитие лишь мысленно будет порождать только еще большую неадекватность. Это - итог нагромождения последовательных выводов в рассуждениях без постоянной выверки истинности каждого промежуточного утверждения. 

 

Для взрослого, социализированного человека самое важное в его жизни, то, что придает достаточно высокую значимость или смысл, при этом являясь социально востребованным.

 

Общая стратегия адаптивности в опасных ситуациях: если время не позволяет обдумывать и искать решение проблемы и действовать необходимо в критически острой ситуации, необходимо отбросить все сомнения и положиться на уже имеющиеся навыки, действовать не рассуждая, но, если время позволяет, стоит максимально использовать его на осмысление ситуации и нахождение наиболее приемлемого варианта.

 

Проблемы, требующие нахождения нового варианта поведения, чаще всего не поддаются безрассудному преодолению потому, что все случайные варианты, как правило, приводят к ошибке.

 

Бесполезно пытаться что-то выучить через силу, в ленивом бессмыслии множества повторов. Обязательно должна быть мотивирующая цель - в виде позитивного конечного результата решения новой проблемы.

 

Чем в большем разнообразии ситуаций и условий осознанно отработан навык, тем он становится более уверенным и меньше вероятность того, что он подведет в несколько новой ситуации.

 

Система аксиом, не противоречащих одна другой в описании какой-то части мира, уже в гораздо меньшей степени оказывается зависимой от личных убеждений или веры - именно в силу свой непротиворечивости и верности описаний, позволяющей предсказывать события.

  

Мир познается, начиная с доступного своему "Я" и другого пути просто нет принципиально.

 

Далее




Обсуждение Сообщений: 89. Последнее - 08.01.2017г. 13:05:32
Дата публикации: 2016-03-04

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Алгоритмы распознавания | Асимметрия мозга | Безусловная вера | Бог | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Гносеология | Голографический принцип | Интеллектуальные механизмы | книга Марины Шадури Незримое, ...
Последняя из новостей: Статистика, сопоставления, обобщение: Почему нарастает неравенство.

Может ли нейробиолог понять микропроцессор?
Нейробиологи, вооружившись методами, обычно применяемыми для изучения живых нейроструктур, попытались использовать их чтобы понять, как функционирует простейшая микропроцессорная система — «Мозгом» был процессор MOS 6502.
 посетителейзаходов
сегодня:33
вчера:22
Всего:10211304

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика