Поиск по сайту

Короткий адрес страницы: fornit.ru/7051
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Список тематических статей"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Познай самого себя: Развитие умений

Продолжаю публикацию глав книги, отредактированных в первом приближении. Буду постепенно их так вот выкладывать для того, чтобы все заинтересованные в качестве конечного продукта, могли вовремя высказать замечания и предложения, чему буду чрезвычайно благодарен.

Относится к разделу Главы книги Познай самого себя

Познай самого себя: Оглавление

 

В книге про великого скрипача Н. Паганини написано, что в детстве отец запирал его в чулане на целый день со скрипкой и заставлял постоянно учиться играть, повторяя одно и то же. И сегодня учителя скрипки предлагают разучивать новые фрагменты повторением изо дня в день пока не станет получаться. Но, что очень опечаливает, наработанное множеством повторений совершенство уходит как в песок, если только его постоянно не поддерживать. С. Рихтер признался: "Если я не играю один день – это замечаю только я сам, если два дня – это замечают друзья, а если три дня – это слышат все слушатели в зале". Это - типичный результат естественной и неминуемой дезадаптивности для наработанного рефлекторно, методом повторений.

Мы заканчиваем школу и от полученных "знаний" в голове почти ничего не остается так, что даже попытка использовать простейшие сведения из геометрии для практического подсчета вызывает необходимость опять искать эти намертво забытые формулы. Пословица: "Повторение - мать учения" - отражает типичный для современного образования менторский метод, приводящий к тому, что выученное помнится лишь до экзаменов. Попытка же сказать учителю, что усваивается только то, что интересно ученику и важно для него, вызывает праведный гнев и непонимание, ведь учение - дело серьезное, при чем тут личный интерес?! Так что этот общий контекст - большая беда педагогики, в результате которой люди 10-11 лет ходят в школу, а некоторые затем еще 5 лет в институт, но выходят совершенно невинными, смутно помня лишь о существовании каких-то видов сведений. Только начав работать, человек по-настоящему осваивает то, что ему в само деле важно и нужно.

Это касается не только обучения в школе, а буквально всего, чему возникает необходимость научиться, в том числе двигательным навыкам. И на уровне более высоком, чем рефлекс, эти навыки закрепляются сознанием за один раз, не требуя повторений. Нам достаточно один раз обжечься и пережить эту опасность, чтобы больше не прикасаться к раскаленному. Мы запоминаем за один раз множество значимых новых событий, и эта память не угасает, а воспоминание возникает в подходящем контексте. Общаясь с иностранцем на плохом школьном языке, мы замечаем, что всего за день осваиваем немало актуальных словоформ совершенно без зубрежки.

Оказывается, нужно не повторять движение или мысль множество раз, добиваясь совершенства и запоминания, а нужно заинтересовано обратить внимание на каждый элемент цепочки движения или мысли так, чтобы он был осознан. Если звено действия осознанно, значит его значимая новизна была выше всего остального в данный момент. В случае мышечного действия очень важны те сигналы верности его совершения, которые в каждом звене корректируют его так, чтобы потом оно совершалось, уже не требуя осознания. Это приводит к возникновению "чувства" движения, а не просто его механическому воспроизведению.

 

В ходе развития механизмов адаптивности развилась способность формировать мыслительные модели явлений. Это - качественно отличает способ формирования просто рефлекторных реакций тем, что позволяет использовать очевидные прогнозы, учитывать уверенность, учитывать то, что может повлиять.

Можно сколько угодно пробовать бросить нож в мишень, но чувства ножа не возникнет. После множества повторений будет найдено то положение и усилие, которое на данной дистанции приведет к попаданию лезвием в мишень, но стоит сдвинуться чуть вперед или назад и опять потребуется множество бездумных попыток. Мало того, через некоторое время после перерыва уже наработанный рефлекс окажется утраченным. Люди тратят десяток лет и более, чтобы таким образом сделать навык метания ножа автоматическим и безупречным. Инструкторы показывают позу и метод, при имитации которого удается чисто механически попасть острием в мишень, но на этом все и останавливается - нет ощущения уверенности в результате и знания - как нужно бросить чуть в другой ситуации. Только из-за того, что механическое повторение, все же, сопровождается осознанием, продвигается обучение.

Пока в голове не возникнет модель полета ножа, броски будут случайными или рефлекторно заученными. Что это такое?

Попробуйте подбросить мяч так, чтобы он упал в недалеко стоящее ведро. Такой бросок - почти у всех хорошо наработанный навык и перед броском возникает достаточно четкое представление как мяч полетит и как его нужно бросить, чтобы он попал в ведро. А для новых навыков еще нет такого почти зримого представления. Еще пример. Если идти по тротуару с разными пятнами, трещинами, лужицами на нем, то за несколько шагов уже возникает представление, какая нога окажется ближе к краю. И, в самом деле, вы подходите и именно эта нога оказывается там. Это полезно для прыжков с разбега, чтобы точно оттолкнуться у самого края.

Если нет какого-то навыка и просто тупо совершать действия, находя момент, когда оно оказывается удачным, то модели действия не формируется, а навык будет долго и не надежно тренироваться. Суть предлагаемой методики - способ создания модели навыка так, чтобы она зримо начала придавать уверенность действию, и оно оказывалось предсказуемо удачным.

 

Для проверки методики пошагового осознания движения при формировании навыков, я начал обучаться метанию ножа, и уже в первый месяц возникло "ощущение ножа", - опережающий прогноз того, как он достигнет мишени в данном броске, дающий уверенность в результате. Через несколько месяцев я мог метать нож в широком диапазоне дистанций несколькими способами, после чего опубликовал статью о методике такого обучения с иллюстрациями и видеороликом того, как я метаю разными видами ножей и предметов (fornit.ru/6412). Эта методика универсальна и ее принцип годится для формирования и исправления любых навыков, двигательных или мыслительных.

 

Есть несколько наиболее общих моментов в методике оптимального формирования поведенческих навыков.

1. Попытка выработать новый вариант поведения мысленно всегда в реальности приводит к значительным отклонениям от ожидаемого. Поэтому всегда измышленный вариант должен проверяться реальным действием с корректировкой нежелательного.

2. Чем в большем разнообразии ситуаций и условий осознанно отработан навык, тем он становится более уверенным и меньше вероятность того, что он подведет в несколько новой ситуации.

3. Первым условием возможности выработки нового навыка является его необходимость, искренняя уверенность в его насущной нужности. И эту искреннюю уверенность можно создать произвольно, сознательным и убедительным приданием нужной силы значимости. Бесполезно пытаться что-то выучить через силу, в ленивом бессмыслии попыток. Обязательно должна быть высоко-мотивирующая цель - в виде позитивного конечного результата решения новой проблемы.

4. Наиболее быстрое и эффективное формирование нового навыка или его коррекция происходит при осознании всех последовательностей составляющих звеньев его цепи.

Все это касается как развития нового навыка, так и избавления от нежелательной привычки, в том числе патологического зависимого состояния.

 

Пример метода произвольного придания значимости.

Если человек всегда воспринимал ледяную воду как неприятную и даже опасную для тела субстанцию после всех своих практических столкновений с этой средой (голыми ногами в ледяной луже, обливание ледяной водой), но ему показали пример закаляющего и даже вызывающего положительные эмоции погружения в ледяную воду и предложили повторить этот опыт, то, первым делом, оказывается, нужно в данной ситуации с некоторым доверием заменить закрепленную значимость "неприятно и опасно" на предполагаемую значимость: "бодрящее и полезное приключение".

Это открывает диапазон ранее недопустимых действий с целью получить желаемый новый результат. Выбранный вариант действий теперь нужно выполнить, чтобы получить желаемое. Если бы это не было связано с ранее закрепившимися негативными переживаниями, то действия бы выполнись даже без раздумий, сразу. Но теперь могут снова и снова возникать сомнения и те стрессовые реакции подготовки организма, которые характеризуют адаптационные усилия вообще. Попытка осуществить действие в таких условиях субъективно воспринимается как усилие воли.

В самом деле, требуется не малая мыслительная работа с тем, чтобы максимально себя обезопасить в этом рискованном опыте, но и объективно требуемая стрессовая консолидация организма представляется несомненным усилием. После того, как доверие к новому выбранному варианту превысит нерешительность и сомнения, действие будет выполнено, возможно, что частично, с последующей переоценкой насколько результат соответствует ожидаемому. В зависимости от этой оценки данное поведение в этих условиях или будет еще более избегаться или станет приемлемым и более не потребует осознаваемых усилий.

Если результат действия оказывается негативным, то мы убеждаемся: так делать, все же, нельзя и впредь остерегаемся продолжать действовать в таком направлении. Для следующей попытки потребуется гораздо большая сила воли или убедительность тех, кто советует этот вариант.

Собственно методика, поэтапно:

·       Обязательно - необходимоe осознание актуальности - как собственное убеждение, а не отклик доверчиво воспринятых представлений о правильном.

·       Поэлементное медленное выполнение с осознанием каждой фазы действия, которое должно составить наработанный навык без попыток повторить на лету за учителем сразу все, и только если все фазы действий оказываются верными, можно позволить не останавливать на них внимания, ускоряя выполнение действий.

·       Не избегать трудностей самих по себе, ведь именно в этом месте и есть пока не освоенное: там, где труднее достигнуть желаемого, необходимо более медленно и тщательно отрабатывать все на более элементарном уровне, возможно, что нужно заняться отработкой более простых основ, необходимых для действия.

·       Если возникли ошибки из-за слишком поспешного освоения последовательности действий, которые уже не осознаются, нужно как можно раньше прекратить наработку навыка на несколько дней, после чего все замеченные огрехи пропадают сами в виду того, что уже были сознательно связаны с оценкой неверности результата и в силу дезадаптации повторяющегося неосознанно. Кроме того, слишком быстро созданный стереотип с ошибками будет легко перекрыт из-за пока не прочно зафиксированной связи. Это - очень действенный в практическом плане метод, касающийся не только двигательных, но и мыслительных навыков. Полезно после интенсивного освоения чего-то делать, перерыв на несколько дней и затем опять к этому вернуться уже на новом уровне качества. Давно известен прием у писателей: "пусть отлежится рукопись". Случайное и предвзятое на время работы исчезнет, останется важное и станет возможным посмотреть более объективно на результат со стороны своего нового Я.

·       Наиболее сложные в освоении навыки следует нарабатывать непосредственно перед сном, чтобы во время сна было выделено контрастирование остаточных активностей развиваемого навыка и закреплена основа значимости составляющих элементов действий. Повторить следует сразу после сна. Тоже - очень действенный прием.

·       Отказаться от социально навязанного стереотипа, что нужно стремиться к позитивному самому по себе, ища средства, доставляющие радость (самое простое - наркотики). Негатив так же не следует воспринимать сам по себе как нечто неприемлемое, что нужно избегать, а - лишь как оценку неудачности конкретного действия, т.е. признак того, что в этом месте необходимо еще найти решение проблемы. Такое отношение - очень необычно для сложившихся традиций: не горевать, когда умер близкий человек потому, что его смерть - не по причине твоих действий и не радоваться праздникам, которые так же давно или вообще не являются результатами твоих действий. Но это - верная стратегия личного психологического контекста отношения ко всему вокруг и к себе, обеспечивающая оптимальное творчество и оберегающая от множества психопатологий. Соблюдение ритуалов и традиций этим не отменяется, но нужно различать свое истинное состояние от того, что этически требуется демонстрировать окружающим. Праздники тоже не перестают быть частью сопереживаемой культуры, но без искусственной эйфории. Это очень необычно и кажется совершенно неприемлемым без глубокого понимания причин такого подхода.

Практический тренинг для освоения принципа.

Попытайтесь научиться расписываться как на картинке:

Если сделать попытку сразу быстро воспроизвести чужую подпись, то она наверняка окажется неудачной: какие-то детали значительно различаются, а то и вообще вся подпись получится не похожей. Это происходит потому, что подпись отражает особенности и предпочтения в существующей индивидуальной системе мышечных действий, как бы мышечный характер владельца подписи. Попытка быстро воспроизвести другим человеком задействует уже другой характер так, что если характеры не были достаточно схожи или если тот, кто воспроизводит не обладает наработанными навыками подобного копирования, то получаются существенно разные результаты.

Можно делать много таких быстрых попыток с малым успехом. Но если начать осваивать написание по отдельным небольшим элементам подписи, обращая на них внимание, то точность копирования будет быстро увеличиваться. Через несколько таких последовательных проходов, корректирующих замеченные неточности, сделав перерыв чуть больше получаса для фиксации автоматизма, можно будет уже не задумываясь сделать копию.

Бывает, что отдельные элементы написания оказываются настолько не поддающимися даже вдумчивому воспроизведению, что им придется уделить особе время. Конечно, если человек вообще не имеет опыта рисования и письма, то таких моментов будет очень много: придется сначала учиться делать более простые элементы действий.

Этот метод действенен для формирования или исправления любых поведенческих навыков, в том числе - исправления заикания, дрожания в руках, неуверенности в общении. Важно только потом освоенный навык еще попрактиковать в разных условиях и скорректировать нежелательные моменты.

 

Дополнительные материалы: fornit.ru/lib27

 

Воспитание и обучение

Квартиры, в которых сегодня вырастают дети с рождения, - это искусственно ограниченное от природных звуков, запахов и видов помещение, где родители как могут сами устраивают окружение ребенка, влияющее на то, какие из примитивов распознавания формируются в критических периодах развития его мозга. Но родители обычно не представляют, что нужно для того, чтобы в последствии не оказались ограничены какие-то возможности человека, влияющие на его адаптивность. В лучшем случае они знают, что грудным детям нужно подвешивать яркие игрушки.

С одной стороны, развиваются и усложняются каналы восприятия всех видов, а, с другой, - каналы моторных действий из элементов спонтанных движений всех мышц.

Так, примерно в 2-3 месяца дети начинают лепетать, произнося случайные и самые разнообразные звуки, что влияет не только на речь, но и способность произвольно издавать желаемые звуки, в том числе петь. А в 5 месяцев эти звуки похожи на произношения языка, из чего складывается базовые моторные навыки речи. Но очень важно, чтобы родители еще раньше разговаривали с ним. Этот период лепетания на псевдоязыке занимает всего месяц. Примерно в 10 месяцев ребенок оказывается способным подражать звукам, которых не было в его лепетании. Это - важнейший период основ для формирования речи.

Так же развиваются сначала элементарные движения ног и рук, которые затем используются в более сложных движениях, состоящих из простых.

Связь между элементами восприятия и действия начинает формироваться рано, так, слухо-моторные связи начинают возникать в возрасте 7-8 недель в виде самых простейших рефлексов. В 10 недель ребенок поворачивается к источнику звука над головой, в 3 месяца уже хорошо локализует источник звука, проявляя первые признаки ориентировочного рефлекса.

Был описан случай в Калифорнии, когда отец психопат полностью изолировал девочку в возрасте 20 месяцев в маленькой комнате, привязав к стулу. Когда ее обнаружили она не могла жевать, выпрямлять конечности, не понимала слов и не могла говорить. После шести лет работы психолога она научилась говорить на уровне 2-3 летнего ребенка и пользоваться простейшими предметами.

Обычно трудно заметить недостаточность тех или иных распознавателей в первичных наборах потому, что это компенсируется созданием распознавателей уже ассоциативного уровня, но при этом теряется оперативность. Так, мгновенная и точная оценка числа предметов в кучке обычно не слишком востребована, но многие бы хотели обладать таким умением, а не заниматься подсчетами поштучно. Обычно такая способность ограничивается моментальной оценкой до 4-6 штук и, при необходимости выработать умение мгновенно распознавать 7, тем более для 10 штук потребуются длительные тренировки, но такой оперативности как получается, если бы распознаватель количества был сформирован в первичной зоне мозга, уже не достичь.

Это касается буквально всего во всех каналах восприятия и действия. "Музыкальный" слух, способность по звуку определять ноту, обоняние парфюмера, спортивные способности, гибкость, сила, в общем все основные характеристики формируются в определенном возрасте. Поэтому в школу балета принимают с двух лет, чтобы обеспечить формирование необходимых качеств.

Каждый слой усложняющихся примитивов восприятия и действия требует своего уровня сложности воспринимаемого и совершения движений, и очень важно в этот период обеспечивать максимальное разнообразие того, что может быть востребовано в жизни. К сожалению, определить точно границы этих периодов по внешним признакам сегодня невозможно потому, что нет исследований, которые бы выявили и надежно систематизировали такие признаки, нет методик как определять эти границы для родителей. Существующие нейропсихологические тесты способны определять только некоторые из этапов развития и явно недостаточно адаптированы для применения родителями.

Но известно, что каналы восприятия и формирования речи развиваются примерно до шести лет, а развитие речи, в свою очередь позволяет развивать сложные социальные функции.

Зрительный канал развивается до 15 лет и наиболее критичен в 1,5-2 года, вплоть до 6 лет. За это время проходит развитие распознавателей уже довольно сложных зрительных образов, и оно включает в себя множество промежуточных критических периодов последовательного созревания слоев распознавателей.

Слуховой канал наиболее интенсивно формируется в 2-3 года, начиная формирование первых распознавателей еще до рождения, в утробе матери. А завершает развитие примерно в 13-16 лет.

Вместе с каналами восприятия и действия достаточно рано развиваются и каналы распознавания значимости текущего состояния, а также канал механизмов сознания и мышления. Это - еще более сложная для поддержки родителями цель создания оптимальных условий. Примерно до 2 лет формируется непосредственное отношение к воспринимаемому и результатам действий, без вмешательства собственной произвольности. Этот период называют периодом базового (не)доверия к окружающему. Центром формирования значимости, кроме его собственных откликов распознавания выхода параметров гомеостаза из нормы и возврата в норму, становятся его родители, точнее те люди, которые оказываются постоянно рядом с ним и занимаются им.

От 2 до 4 лет формируется базовая произвольность выбора с проявлением упрямства типа "Я сам!". При этом начинают фиксироваться личное отношение к результатам собственных действий, - осознанное формирование поведенческих навыков. Характерным проявлением периода является игра и интенсивная деятельность.

Очень важным воздействием на развитие в этом периоде оказывается демонстрация отношения к совершаемому ребенком взрослыми. То, к чему проявляется демонстрируемый позитивный интерес вызывает желание продолжать это делать - основа формирования личных социально востребованных интересов.

Те родители, которые безучастны к совершаемому своими детьми, получают простых потребителей жизни, которых интересует только то, что в тренде у ровесников. Они не имеют своих собственных интересов и собственного, самобытного мнения, которое способно отличаться от общепринятого в окружении, возникающее как результат развития навыков в определенном направлении. Развитие таких людей завершается примерно в 25 лет, у них затруднена профессиональная специализация и освоение нового, характерен уход из реалий жизни путем самоудовлетворения, обычно алкогольного и суррогатом социальных отношений. После изменения привычного окружения возникает острая инвалидность потери той части себя, что была приспособлена под это окружение, сопровождающаяся депрессивными состояниями с ощущением ненужности и чуждости окружающего. Сегодня такие люди значительно преобладают в современном обществе.

Положение усугубляет существующая система образования, которая так же не дает обратной связи от сделанного обучающимся к формированию его оценки, насколько это нужно и важно. Собственно, в период школьного и вузовского образования учащийся вообще ничего не делает самостоятельно, не решает актуальные проблемы, а лишь зубрит сведения к очередному сроку их проверки. Именно метод повторения неинтересного материала оказывается в педагогике самым востребованным, т.е. метод дрессировки, приводящий к возникновению рефлекса, а не осознанного знания. При менторском повторении множества раз иностранных слов, таблицы умножения и формул, названий объектов различных дисциплин, значений дат событий - в лучшем случае возникает запоминание условных сведений (рефлекторных ответов), но не становление личных знаний в виде навыков понимания и действия.

Вот прошел урок биологии, щекотливая тема "размножение", и что осталось в голове? Смущение молодой учительницы, под сдавленные смешки класса рассказывающей про размножение, но ничего собственно по теме. Многих привлекает астрономия и до того, как ее исключили из школьной программы, этот урок отбивал любой уже имеющийся интерес к предмету нудными, никому не нужными на данном уровне понимания сведениями. Химию почти все ненавидят при том, что собственно химические опыты очень интересны. Ну а математику в школе не любят буквально все кроме единиц самодостаточных счастливчиков. И никто в школе не думает всерьез о том, чтобы сделать уроки привлекающими внимание к тому, что на них объясняется, чтобы вызвать интерес к предмету. Это кажется абсурдным: "делать цирк из школы", ведь учение - вещь серьезная и к нему нужно подходить ответственно, но как раз цирк с дрессировкой и делают. У людей с таким мышлением просто каша в голове вместо адекватного представления о том, что, почему и как запоминается. И учителя выкраивают устраивающую их "успеваемость", вытягивая оценки и создавая иллюзию обучения, чтобы не портить свое реноме.

В отличие от смысла итальянского слова маэстро, учителя в школах ближе к древнегреческому педагог, как называли рабов, следящих за посещением школы. В России, традиционно от повсеместного правила в СССР, после вуза, наиболее невостребованные для продолжения научной карьеры становятся учителями, в лучшем случае преподавателями того же вуза. Так что учителя сегодня - это явно не маэстро.

Трудно оценить тот колоссальный вред, который причиняет такая система как индивиду, так и обществу. Все альтруистические попытки отдельных преподавателей придать живой интерес урокам, увлечь учеников, оказываются не просто эпизодическими, но искореняются коллегами и руководством, которым не нужны эти сложности.

Наиболее эффективно передаются свойства и навыки в семьях профессионалов из поколения в поколение, но это заранее определяет жизнь ребенка, не позволяя ему выработать более адекватные современности интересы.

Поэтому было бы хорошо, чтобы ребенком в каждом критическом периоде развития занимался специалист по развитию характерного для этого периода в разных востребованных в обществе направлениях и, при этом обеспечивая развитие социальных функций и личного интереса в самых различных областях, все это - в игровом режиме (что очень важно), но с нацеливаем на получение социально востребованного результата. И так - вплоть до возраста 25 лет.

Понятно, что никакие родители не могут сами обеспечить такого развития. Мало того, родители сегодня очень грубо вмешиваются в это развитие с печальными результатами, а в возрасте инициативы, когда ребенок пробует асоциальные поступки, возникают неразрешимые семейные конфликты, и лишь время ставит постепенно все на свои места.

Для оптимизации воспитания и образования требуется кардинальное изменение представлений о семье в культуре и значимости отношений между родителями и детьми. Это предполагает высокий уровень взаимосвязей в обществе, объединяющих индивидов в нечто, подобное общности моделей личности в мозгу, что и происходит с развитием мирового общества, несмотря на множество разъединяющих интересы факторов. И особенно этому способствует развитие технических средств коммуникации.

Хотя это - дело далекого будущего, если понимать суть и значение периодов развития человека, возможно значительно улучшить возможности и способности ребенка и компенсировать вред, причиняемый обязательными формами образования.

  

Дополнительные материалы: fornit.ru/lib28

 

 

Далее




Обсуждение Сообщений: 18. Последнее - 05.03.2017г. 9:41:03
Дата публикации: 2016-02-28

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Алгоритмы распознавания | Без веры нет духовности | Безусловная вера | Бог | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Гносеология | книга Марины Шадури Незримое, ... | Методология познания | Мистические теории
Последняя из новостей: Издательский дом "Библио-Глобус" издал первый тираж книг "Основы адаптологии" и "Познай себя":
Изданы две книги сайта Форнит.

Может ли нейробиолог понять микропроцессор?
Нейробиологи, вооружившись методами, обычно применяемыми для изучения живых нейроструктур, попытались использовать их чтобы понять, как функционирует простейшая микропроцессорная система — «Мозгом» был процессор MOS 6502.
 посетителейзаходов
сегодня:67
вчера:44
Всего:9101092

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика