Поиск по сайту
Изданы две книги сайта Форнит
Научно-популярная: «Познай себя» и специализированная: «Основы адаптологии» - обе доступны.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/7062
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Список тематических статей"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Познай самого себя: Философские проблемы

Продолжаю публикацию глав книги, отредактированных в первом приближении. Буду постепенно их так вот выкладывать для того, чтобы все заинтересованные в качестве конечного продукта, могли вовремя высказать замечания и предложения, чему буду чрезвычайно благодарен.

Относится к разделу Главы книги Познай самого себя

Познай самого себя: Оглавление

 

Многие проявления психики порождают философские размышления и попытки найти правдоподобное объяснение. Очевидно, что как-то использовать эти явления очень актуально, но для этого необходимо понимание устройства. И люди всегда пытались предположить то, как же образуется психика, сначала наделив ее душой, потом придумав информационное поле космического разума (трансперсональное К. Юнга), предложив множество самых разных толкований, в которых начали выделяться общие слова-понятия вроде "эмоция", "мысль", "интеллект", "сознание" и "бессознательное" и много других для описания наблюдаемых проявлений психики.  

Все это время проявления психики были как "черный ящик" - понятие, введенное кибернетиком У. Р. Эшби, т.е. об этом ящике известно только то, чем он проявляется внешне. Правда, черный ящик психики позволял заглядывать в него самому субъекту, мысленно наблюдая за его свойствами.

Когда начали вырисовываться механизмы внутреннего устройства психики, оказалось, что многие ее явления неверно истолковывались, но слова для их обозначения стали слишком распространенными и актуальными, чтобы от них отказаться, и поэтому оказывается необходимым придать им более адекватную значимость настолько, насколько возможно.

Философские размышления всегда предваряют глубокое исследование предмета, которое строит систему аксиоматики, описывающую модель в своей взаимосвязи. В философии аксиоматика заменяется на произвольно предполагаемую систему постулатов, откуда и исходят размышления. Сколько постулатов столько и философских концепций получается. Как утверждают сами философы, самое первое разветвление бесконечных миров предположений начинается в зависимости от основного допущения идеального или материальной первоосновы всего. Эти допущения принимаются совершенно произвольно, в зависимости от личной предрасположенности и личных предпочтений.

Философское направление, предполагающее материальную первооснову, все же, не отрицает само понятие нематериального - как формы материального. В самом деле, говоря о кубе мы не рассматриваем то, из чего состоит куб, а важна его форма, вне зависимости от содержания, что и является главным критерием для того, чтобы распознать умозрительную абстракцию, которая не существует в природе сама по себе.

Распознавать субъективную и объективную реальности необходимо, чтобы избавиться от иллюзий, когда что-то в голове представляется существующим в реальности и на этом строится какой-то расчет. Огромное число таких самых различных иллюзий влияет на людей с глубокой древности и до сих пор даже в наиболее передовых представлениях специалистов, приводя к несоответствию субъективной и объективной реальностей, ошибкам и ложным направлениям.

Форма, выделяемая нашим вниманием, отвлечённая от содержания, может рассматриваться совершенно независимо, как абстракция и затем использоваться в размышлениях. Например, в математике и не только, - там, где эта форма имеет какое-то определённое значение и получает условное символьное обозначение. Так, абстракция, называемая кубом, имеет для нас в рассуждениях практическое значение: это тела с такой формой, что способны пролезть в квадратное отверстие с размерами сторон, не менее размера стороны куба, и такие сопоставления мы используем для нашей адаптивности. Хотя в природе нет кубов, а они есть только в нашей голове, использование такой абстракции позволяет нам практически предсказывать возможные действия с объектом. Это определяет возможную произвольность наших действий по сравнению со случайными природными процессами, когда куб просеивается в сито с ячейками квадратного сечения (например, из ткани) только если он случайно окажется подходящего размера и попадет в ячейку с подходящей ориентацией сторон.

То, что никаких кубов или других форм нет в природе можно показать достаточно очевидно. Самые идеальные кубы под достаточным увеличением станут щербатыми, а затем и вовсе станут кишащими от температуры молекулами, а еще глубже в структуру - и кипение будет при любой температуре за счет флуктуации вакуума, постоянно обменивающегося с веществом квантами (это - концепция вовлеченности этих флуктуаций во взаимодействия, проявляющаяся, например, при сдвиге спектральных линий или в спонтанном излучении "накачанных" энергией электронов). На таком уровне рассмотрения уже вообще не будет постоянной формы чего-либо. Форму выделяем мы, как отвлечение от реальности при восприятии того, что вызывает в мозге активность распознавателей такой формы. И эти абстракции мы используем потому, что они отражают те свойства неоднородности реального, которые мы можем учитывать.

Но, встает вопрос о том, насколько сама мысль, оперирующая абстракциями, материальна.

 

Вопрос о материальности мысли философы ставят очень давно, но сейчас с этим нет проблем понимания. Форма при восприятии окружающего выделяется уже самыми первыми распознавателями примитивов восприятия, так, что возникает то, что не существует на самом деле в природе, хотя и отражает свойства воспринимаемого, свойства, выделенные рецепторами, анализируемые по точкам поля рецепторного восприятия и синтезируемые сначала распознавателями простейших форм, а на их основе всех остальных самых сложных. И это все есть только в голове, оно не материально (fornit.ru/1132), не зависит от содержания, и имеет условно связанную с этим субъективную значимость, придающую определенный смысл в каждом из контекстов ситуации. Осознаваемая значимость чего-то соответствует приданному смыслу, отражающему зависимость состояния гомеостаза от данного фактора в восприятии, его влияния, попытки повлиять на него и т.д. Но этот смысл сознательно может быть произвольно изменен.

Получается, что ни формы, ни значимости, ни смысла нет в природе точно так же, как нет формы куба, хотя есть материальное содержимое того, что нами с какой-то точки зрения и масштаба воспринимается как куб (но видов такого наполнения куба может быть сколько угодно), что все это - лишь абстракции в голове.

Точно так же и в компьютере нет Windows, которая только для знающих ее людей проявляет себя определенным, заранее условленным образом, а для остальных - просто бессмысленный набор узоров на экране.

 

Само по себе выяснение материальности или нематериальности в практическом плане ничего не значит и никак не используется: пусть наш вкус и ощущение голода будет материально или нематериально - ничего для нас не изменится в отношении бутерброда, который мы едим, кроме тех субъективных выводов из этого, что мы делаем сами. Но те, кто посчитают мысли материальными, поднимают вопрос об их составе и структуре, которую можно бы выделить из мозга в чистом виде, как физики выделяют элементы даже живущие мгновения, но вполне материальные для взаимодействий. Те, кто посчитают мысли не материальными, просто оставляют это в качестве условной философской абстракции и больше не грузят себя заботами об этом. Но наше ощущение голода не выделяется в чистом виде и не существует в природе в виде чего-то материального, и поэтому не стоит больше на этом останавливать внимание. Но при понимании критериев различия можно не грузить себе в голову и проблемы существования в природе того, что есть только в голове и не обманываться в исследовании окружающего или не обманываться страхами, которые есть только в голове, не считая, что они имеют власть над нами.

Специфика организации иерархии распознавателей выделила из окружающего то, чего в нем нет в виде самостоятельно существующего, и появились такие чрезвычайно полезные абстракции как числа и буквы, параллели и меридианы, пространство и время, силовые линии поля, энергия и сила. Но для людей все это оказывается на уровне существующего и некоторые даже полагают, что меридианы и параллели на самом деле есть. А очень многие полагают, что время и пространство есть в виде самостоятельных образований. Даже многие математики думают, что математические законы являются информационной основой вселенной (fornit.ru/693). Ну, а что мысль материальна кажется настолько очевидным, что у психофизиологов всерьез возникают вопросы: "Каким образом мысль способна оказать воздействие на физический объект?" (fornit.ru/1714).

Получается так, что не просто какой-то внешний стимул вызывает безусловную автоматическую реакцию, а выделенные абстракции, связанные с личным отношением к ним в данной ситуации, определяют направленность действия после того, как с этим производятся некоторые мыслительные действия, описанные в разделе про уровни сознания. И отвлеченность не только абстракций, но и отношения к ним как наблюдателя создаёт то, что мы называем произвольностью.

 

Философы очень давно пытались понять и объяснить, что такое мысль. При самонаблюдении мысль плохо ухватывается, невозможно понять откуда она возникает и управлять ею, хотя было бы заманчиво иметь метод правильного мышления и решения задач. Понятие, что такое мысль, начинает формироваться только при понимании, что последовательность перемещения фокуса осознанного внимания порождает то, что потом может быть вспомнено в виде такой последовательности происходящего в виде мысли о ней, давая возможность останавливаться на отдельных ее звеньях, вызывающих каскад прогностических следствий - так же в виде мыслей, если за ними наблюдать (fornit.ru/1609).

Мысль - всегда осознаваемая цепочка переживаний или цепочка последовательности перемещения фокуса сознания по звеньям, каждое из которых имеет свою связанную с ней значимость, каждое из которых может порождать опережающее возбуждение в виде прогноза, каждое из которых может быть переосмыслено с изменением связанной с ним значимости. Все это уже рассматривалось ранее достаточно подробно.

Так же в главе Интеллект и сознание были раскрыты основы этих понятий с точки зрения механизмов организации поведенческой адаптивности. Интеллект - неосознаваемая часть жизненного опыта, а сознание обеспечивает механизм формирования новых навыков и коррекции старых для новых условий.

Навыки, доступные для осознания и коррекции, развивающиеся для новых ситуаций, так же называют знаниями. И это следует отличать от полученных сведений - чужого формализованного в виде слов или текстов опыта, но пока еще не применявшегося субъектом в своем поведении. Такие сведения часто называют информацией, но здесь необходимо определить границу применимости слова "информация" потому, что не все сведения информативны для воспринимающего, а только те, которые могут быть адекватно распознаны. Для восприятия информации нужна подготовленность, в том числе в виде условно принятых обозначений. Так, книга для кошки или неграмотного человека не является информативной, а - всего лишь предмет с бессмысленными закорючками.

У передатчика и приемника информации должна быть условленность о том, как понимать передаваемое. В бытовом общении об этом не задумываются, и передаваемые сведения могут у разных людей быть истолкованы по-разному. Таким образом, информация - нематериальная, условно принятая абстракция и не может существовать в природе сама по себе в виде чего-то.

Информация - сведения, связанные с их значением, с их смыслом в данном контексте для данной личности. У каждого система значимости уникальна и только относительно небольшая часть символов является условно согласованной с другими носителями схожих символов: fornit.ru/487.
В раннем детстве единственный способ выжить - безусловно и бездумно (пока думать нечем в самом прямом смысле) имитировать целенаправленную деятельность взрослых, и этим занимаются все стадные животные потому, что слишком большой багаж адаптивности невозможно передать наследственными механизмами. Передаются чистые сведения, и такой авторитарный способ сопровождает человека всю жизнь и при воспитании, и при освоении тонкостей профессии. В момент готовности воспринять смысл этих сведений такой же, какой им придают источники сведений, возникает возможность передачи и усвоения информации.

В точности, как компьютерная программа, мы по большей части состоим из переданных алгоритмов, которые были выработаны не нами и, по предложенному определению, нашим интеллектом не являются. Но мы их используем пока не возникают негативные последствия в каких-то новых, неучтенных обстоятельствах, для которых в нашем поле реакций нет ветвлений. И тогда мы вынуждены развивать собственный интеллект в данном направлении. Собственного, самобытного интеллекта, подходящего для передачи другим, у большинства людей очень немного.

И Из формализованного океана сведений каждый предположительно понимает только небольшую часть, из которой лишь немногое требует освоения на собственном опыте в новых условиях (обычно - в специфике личного использования), приобретая личные знания (понимание почему именно нужно реагировать так, а не иначе) и только совсем ничтожная часть является результатом собственного творчества и формализована так, чтобы это могли понять другие в виде сведений.

Знание и понимание, по сути, - одно психическое явление - проявление личной оценки (не)удачности данного действия в данных условиях, т.е. связывание результата действия с личным смыслом того, что это представляет в данных условиях для себя (или любой другой субъективной модели, относительно которой производится попытка адаптивности). Под знанием обычно подразумевается результат понимания. Конечно же, чтобы сопоставлять эти понятия необходимо разобраться с проблемой понимания: что вообще такое понимание: fornit.ru/1073.

Слово "разум" - философское понятие для обозначения проявлений высшего уровня функционирования сознания: творческого с элементами анализа, сопоставления и обобщения. Но часто это слово используют для обозначения способности мыслить вообще, т.е. оперировать элементами эпизодической памяти. Очень многие животные, даже не относящиеся к высшим животным, обладают такой способностью в виду наличия у них систем выделения значимого нового в канал корректирующего наблюдения, что обеспечивается совершенно определёнными структурами мозга.

Тестировать разум нужно именно как способность обращать внимание на новое и важное и, при этом, демонстрировать способность находить новые варианты поведения в ситуациях, когда старый вариант в привычных условиях приводит к нежелательным последствиям. Без адаптационного контекста все тесты на разум теряют смысл и будут приводить к абсурду.
Про тестирование уровня разумности - как альтернативе теста на разумность А. Тьюринга можно прочесть в статье fornit.ru/atr и пройти сам тест: fornit.ru/tr.

 

Смысл - одна из сакраментальных составляющих религиозной философии, считающей, что смысл есть у всего сущего, включая смысл существования человека и человечества. Конечно же, этот смысл, в конечном счете, определяет высшее существо, на крайний случай - гуру, который говорит от имени высшего существа. Понятно, что нечто под названием “смысл” в природе не существует в виде объективной реальности (нет такой сущности), это - абстракция, условно обозначающая значимость чего-то для кого-то. И когда даются такие многозначительные определения как: “Смысл — внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности.”, то значение этого “феномена” в оправдании его существования или его значение в иерархии “его места в некоторой целостности” - достаточно условные, личные оценки значимости при произвольном выделении “феномена” из окружающего.

Все встает на свои места, если под словом “смысл” понимать значимость, приданную лично для данных обстоятельств, а для других обстоятельств смысл одного и того же объекта внимания может быть другим до противоположности.

Общепринятая в обществе значимость чего-то составляет его смысл в этом обществе для его носителей, но не тех, кто не имеет об этом представления. Значимость жизни человека оценивается им и другими, и эти оценки могут быть очень разными. Смысл жизни зависит от того контекста, в котором оценивается значимость и так же может быть очень разным.

О смысле жизни с точки зрения модели адаптивности: fornit.ru/1323" target="_blank">fornit.ru/1323.Большая подборка материалов про смысл жизни: fornit.ru/59" target="_blank">fornit.ru/59.

Множество других интерпретаций философских проблем в контексте понимания механизмов организации психики предлагается на сайте Форнит: fornit.ru/lib33

 

 

Далее




Обсуждение Сообщений: 1. Последнее - 20.03.2017г. 4:29:17
Дата публикации: 2016-03-03

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Алгоритмы распознавания | Базовые представления о мире | Безусловная вера | Бог | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Гносеология | книга Марины Шадури Незримое, ... | Методология познания | Мистические теории
Последняя из новостей: В статье рассмотрена особенность субъективных моделей, негативная для адекватности понимания - зависимые состояния: Модели понимания и зависимость.

Библейские события — миф, утверждают израильские ученые
Израильские археологи после проведения многолетних раскопок на территории Иерусалима пришли к выводу, что большинство событий, описанных в Священном Писании — не более чем выдумка.
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:44
Всего:359438

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика