Обычно операцию сопоставления сводят к сравнению.
"Операция обобщения — логическая операция, в процессе которой производится переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; при этом содержание понятия становится беднее. В основе операции обобщения — отношение подчинения: Легковая машина — машина — транспортное средство.
Обобщением является не только переход от вида к роду, но и переход от индивида к виду, при котором происходит отбрасывание индивидуальных признаков: Московский Кремль — Кремль — строение.
Обобщение как операция мышления включает в себя отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объёма, но менее конкретного содержания; форма превращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции".
И сопоставление, и обобщение относят к "логическим", мыслительным операциям.
Еще эти операции относят к приемам формирования понятий, и такая интерпретация выглядит намного более понятной и адекватной действительности:
"Процедура формирования понятий. Для определения единичных свойств необходимо осуществить анализ, другими словами, мысленно разделить объект в целом на его составляющие элементы, единичные свойства, а после реализовать противоположную процедуру - синтез (мысленное соединение) элементов объекта, отдельных его признаков в единое целое. С целью отделения значимых свойств необходимо отстраниться (абстрагироваться) от неважных свойств, их, как правило, большое количество в любом объекте. Этому содействует сравнение или сопоставление объектов.
Понятие создаётся на базе обобщения существенных свойств (качеств, взаимоотношений), которые присущи классу предметов одного рода".
Как психические явления, сопоставление и обобщение доступны наблюдателю только в виде результата осмысления, но не в виде ясного видения процесса мышления. Никто не может сказать, как именно он это проделывает, но уже потом становится возможным предположить некую последовательность "логических" действий, обычно из-той или иной теории "логического мышления". Но никакого логического мышления не существует, и эти два процесса осуществляются вне зоны осознанного отслеживания действий, а результаты возникают как бы сами себе, но сильно зависят от накопленного опыта в таких видах деятельности.
Сам процесс мышления - столь же туманен для самонаблюдения и результаты возникают как бы ниоткуда в виде готового ответа. При этом часто путают многоуровневый процесс осмысления ситуации и процесс решения поставленной проблемы - мышление - в рамках уровней осмысления.
При осмыслении актуальной ситуации решение может быть известно как привычный автоматизм. Хотя оно и проверяется перед исполнением на приемлемость в данных условиях, но это - очень быстрый прогностический этап. И только если нет уверенного автоматизма для данной ситуации, осмысление прибегает к более медленному процессу подбора наиболее подходящего действия для данной ситуации. Мы можем довольно быстро выполнять действия, например, в шахматной игре, если такие действия уверенно извлекаются из памяти прошлого: после таких-то цепочек действий и ответов на них оппонента, следует выполнить то, что раньше приносило успех. Для этого используются известные Правила (fornit.ru/67560), каждое из которых представлено тройкой образов: Стимул->Действие->Эффект последствий, отражающих причину и следствие в данных условиях.
И только если возникает неуверенность, недостаточность опыта, то приходится прибегать к мышлению - решению проблемы иными способами.
Все это становится очевидным при моделировании системы индивидуальной адаптивности, действующая модель которой Beast (fornit.ru/beast) позволила выявить иерархию процесса осмысления - для решения актуальных проблем отсутствия привычного автоматизма в данной ситуации.
Так что процессы сопоставления и обобщения не относятся к мышлению, хотя и участвуют в циклах мышления.
Приводится следующий пример составления понятия (точнее, понимания ситуации): "если человек вошёл в комнату и увидел детей, держащих в руках фломастеры, а затем увидел каракули на всех стенах, логика подсказала бы, что на основании представленной информации дети рисовали фломастерами на стенах".
"Логика" при осмыслении ситуации - это обобщенное представление о причинно-следственных событиях, возникающее на основе опыта накопленных Правил.
Образы "дети с фломастерами" и "разрисованные стены" позволяют сразу сделать вывод о том, что стены разрисовали дети фломастерами, а не инопланетяне с целью ввести в заблуждение. У размышления была цель: понять причину разрисованности стен.
Модель детей в голове представлена кадрами эпизодической памяти опыта, когда взрослый ранее видел разрисовывающих предметы (в том числе стены) детей. При сопоставлении с моделью стен (фактически тот же опыт) сразу возникает самый общий результат, и цель проблемы размышления достигается. При этом нет никаких логических рассуждений по формальным правилам какой-то из логик. А есть просто функциональный результат обобщения моделей.
Функции способов сопоставления и обобщения задаются не опытом, а наследственными предопределенными структурами в мозгу по типу цепочек безусловных рефлексов. Чем большие возможности и охват информационных функций в голове особи, тем и больший потенциал сопоставлений и обобщений ей доступен. Известно, что никаким опытом не может быть развит навык обобщений, хотя отдельные приемы и могут быть как переняты у других особей, так и развиты самостоятельно. Но самое главное - сама функция процессов сопоставления и обобщения - данность данного мозга (наравне со многими другими встроенными наследственно информационными функциями).
Ниже будет показано, в чем различие информационной функциональности и накапливаемого ментального опыта.
Информационная функциональность предоставляет особо ценное качество исследователя - способность к эффективным обобщениям для построения непротиворечивой модели системы представлений.
Сопоставление - это не просто сравнение чего-то с чем-то по каким-то признакам. Если есть несколько образов воспринимаемого (которые, в свою очередь, могут состоять из более простых образов), то в контексте текущих условий и конкретной ситуации в этих образах важным оказывается то, что позволяет достичь уже имеющейся, поставленной цели. В разных условиях и, тем более для разных целей, в массиве образов могут оказаться актуальными разные элементы, обладающие различной значимостью.
Важность, значимость элементов данной совокупности образов определяется личным опытом ранее полученных Правил - тем, к чему приводили элементы образов ранее в данных условиях. Уверенность такого прогноза тем выше, чем больше было ранее получено эпизодов такого опыта. Значимость эпизода прямо (де)мотивирует действия с ним и в этом состоит адаптивная функция процесса сопоставления.
Выделенные актуальные элементы всех сопоставляемых образов позволяют получить обобщенный эффект и сформировать новое Правило, объединяющее несколько актуальных элементов образов в одной группе (совокупностей элементов образов).
Все это значит, что процессы сопоставления и обобщения - сугубо субъективны и зависят от личной оценки последствий опыта с данными образами. Конечно, можно чисто статистически обработать опыт разных людей, получив некую общую модель, но даже в этом случае детский опыт отличается по значимости эпизодов от взрослого и - от полученного в разных обстоятельствах. Поэтому практиковать общую лингвистическую модель в отрыве от условий и ситуаций мало продуктивно.
Полная схема Beast и Пульта связи с окружающей средой доступна в открытом коде. Здесь будут приводиться элементы такой схемы.
Сопоставление и обобщение в системе Beast применяется на 5-й стадии развития, при работе с доминантами нерешенной проблемы (dominanta.go).
Обобщение всегда сводится к выявлению "длинных" Правил. Если простое Правило - это Стимул->Ответ->Эффект, то длинное может состоять из нескольких стимулов подряд, нескольких ответов и одного общего эффекта.
Образ "цифра два" вместе с образом "операция сложения" и с образом "цифра три" дает составной Стимул обобщения. Образ составного действия, которое определяет алгоритм в отношении обработки образов стимула, дает результат обобщения с оценкой его значимости и уверенности в нем.
Эффект зависит от того, насколько верным оказывается Ответ. В разных условиях Эффект одного и то же Правила может оказаться разным.
Дерево эпизодической памяти, хранящее простые Правила, является самым примитивным видом обобщения. Но из нескольких таких правил (сопоставляемых между собой) может быть сформировано одно обобщение, которое включает в себя подходящие сопоставляемые правила.
При сопоставлении образов длинного текста, содержащего слова с известным смыслом (Модель понимания образов), могут выявляться обобщающие их сочетания и строится предполагаемое обобщающее правило, которое затем может быть проверено в подходящих условиях (наличие сочетания стимулов обобщения) реальным запуском Ответа данного обобщения.
При неполном распознавании фразы так же оказывается полезным обобщение.
Для сопоставления обобщений данного вида образов, используются специализированные информационные функции. Так, для процессов с участием слов и фраз используется infoFunc30: "Анализировать длинную или неопределенную фразу и найти обобщающие данные".
Для различных видов сопоставлений и обобщений длинные правила могут формироваться уже на основе имеющихся правил эпизодической памяти (fornit.ru/67560). Кроме того, исходной информацией могу служить цепочки действий в структуре автоматизма (Automatizm.ActionsImageID -> Automatizm.NextID), а в структуре каждого действия так же могут быть ветвления (ActionsImage.ActID []intесли член ActIDимеет ID>prefixActionIdValue).
В самом общем плане процесс получения длинных Правил при обобщениях приводит к формированию жизненного опыта ментальных методик решения проблем.
В системе Beast есть несколько видов ментальных Правил решения проблем.
Дерево ментальной эпизодической памяти (episodic_mental_memory_tree.go), которое сохраняет длинные цепочки последовательностей применения информационных функций в циклах мышления (fornit.ru/66140).
Инфио-функции формирования длинных Правил из различного вида образов.
Самым же элементарным в этом плане (основополагающим) оказывается дерево эпизодической памяти (episodic_memory_tree.go) с эпизодами Правил и эпизодами Модели понимания (understanding_model.go).
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||