Beast - искусственное живое существо программной реализации, имеющее ограниченное восприятие.
Мир Beastпроявляется в нескольких десятках воздействий, которые могут причинять боль или радость, а также приводить к другим последствиям для гомеостаза и рецепции.
Есть только один канал полноценной коммуникации, который дает Beastпреимущество перед проблемой общения со слепоглухонемыми: восприятие символьных последовательностей кириллицы и латиницы, так что Beastможет освоить любой язык с такими символами.
В итоге с Beastможно общаться только словами, передавая настроение и интонацию и подкрепляя эти слова различными позитивными, нейтральными и негативными воздействиями в изменяющиеся условиях состояния гомеостаза.
Способность слышать и выполнять речевые инструкции дается ребенку не сразу. Даже прекрасно понимая, что его просят взрослые, ребенок долгое время (до 3-4 лет) часто не может выполнить их просьбу. Умение регулировать свое поведение, тесно связано с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы только-только формируются к 7 годам, до этого периода управление поведением затруднено. (fornit.ru/49522). Только в возрасте 5-6-ти лет начинает формироваться образ Я (fornit.ru/64933).
Нормой для ребенка одного года считается развитие словаря до 10-12 слов. При этом, развитие понимания речи намного опережает активный словарь ребенка. Затем, начиная 1,5 лет идет быстрое пополнение активного словаря ребенка, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Как отмечают исследователи, такой большой скачок в количественном развитии словаря детей раннего дошкольного возраста осуществляется не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.
Так что проблема социализации требует очень долгого формирования многих промежуточных навыков.
Для социализации Beastбудет полезно использовать существующие методики обучения, в первую очередь, слепоглухонемых и вообще методики для ранних периодов жизни детей.
Вот методика начальной коммуникации со слепоглухим ребенком.
"Можно, например, наблюдать, что ребенок охотно качается. Ребекка сажают на колени и начинают качать, сопровождая качание словами «оп, оп». В какой-то момент качание прекращают и ждут от него определенного знака, показывающего, что ребенок хочет продолжить качание, соединить ноги и т. д. Как только ребенок дает один из этих сигналов, исследователь сразу же продолжает желательное для ребенка действие. В зависимости от того, как быстро ребенок обучается таким действиям, можно судить и о его учебных возможностях.
Ребенок стоит, прижав нос к стеклянной двери, и бьет рукой по стеклу, испытывая интерес к вызываемым им вибрациям. Внимательный воспитатель присоединяется к этому действию, действуя как бы в унисон, начиная вместе с ребенком стучать по стеклу. Учитель и ребенок могут таким образом вступить друг с другом в тесный контакт.
Во всех случаях это будет реакция, исходящая от самого ребенка, а воспитатель должен на нее реагировать." (fornit.ru/68085).
Для случая с Beastвозможно вместо качания использовать одно из позитивных воздействий, например, засмеяться или обрадоваться, сопровождая их словом и ожидая реакции. Так можно использовать и другие виды воздействий.
"Ребенок очень хочет пить. Ему дают вначале почувствовать или показывают с очень близкого расстояния, что любимый напиток наливается из бутылки. Затем бутылку закрывают пробкой и наблюдают, пытается ли ребенок снова открыть бутылку".
В случае с Beastможно использовать голод, утоляя его после определенных слов и затем ожидая, что он сам попробует произнести схожие слова.
Это следует проделывать в игровом режиме, а проверять в обычных режимах. "...поскольку главная деятельность дошкольника - это игра, то первым шагом на пути к речевому общению может стать совместная со взрослым игра. Но игра не предметная и даже не ролевая, а игра с правилом... Начинать игру можно с самого простого. Например, вы изображаете автомобиль, а ребенок - птичку, которая скачет по дорожке. Как только "загорается" красный свет, птичка должна убежать в свое гнездышко и спрятаться, а автомобиль спокойно и важно проедет по свободной дороге. С появлением зеленого сигнала птичка опять может выскочить на дорогу попрыгать. Эта простая игра, которую любят уже 2-3-летние малыши, приучает ребенка вовремя выполнять определенные действия и сдерживать свою двигательную активность ".
Как реализовать правила игры - вопрос далеко не первых этапов воспитания.
"На первом году жизни игрушка для ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости – изучает ее физические свойства. Если взрослый не переводит эти действия на более высокий, игровой уровень, ребенок на долгие годы застревает на таком способе использования предметов.
На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой, похожий на него. Например, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, которые есть в его игровом уголке.
В целом второй год жизни – период зарождения интереса к игре, формирования простых игровых навыков в совместной игре со взрослым и постепенный перенос игровых действий на новые предметы." (подробнее периодизация и методика: fornit.ru/68084).
У Beastнет зрительных образов, с которыми связаны большинство слов и нет тактильных ощущений, связанных со зрительными образами. Для слепоглухонемых, которые могут ощупывать предметы, была выработана методика:
"Для начала мы взяли предметы, которыми человек пользуется каждый день, как, например, ножи, вилки, ложки, ключи и т.п., и наклеили на них ярлычки с названиями, отпечатанными выпуклыми буквами. Девочка тщательно их ощупывала и, естественно, вскоре заметила, что извилистые линии, обозначающие «ложку», так же мало похожи на линию «ключа», как сама ложка на ключ. Затем ей стали давать ярлычки уже без предметов, и вскоре она сообразила, что на них оттиснуты те же знаки, что и на ярлычках, наклеенных на предметы." (fornit.ru/68086).
Слово уже доступно Beastкак проявление внешнего, и оно может заменить собой зрительные, тактильные, вкусовые и любые другие образы, сочетаясь с придаваемой этому слову значимостью в разных условиях - с помощью дополнительных воздействий. В принципе этого достаточно для того, чтобы построить чисто словесное взаимодействие, к которому приходят взрослые.
"Дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах (явлениях и т.п.), о которых они узнают только со слов взрослого ... Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и, прежде всего, причинно-следственные отношения. ...
Около 4-х лет начинается интенсивное развитие способности совершать так называемые внутренние действия ("в голове", "про себя") не только с цифрами, но и с образами и представлениями о предметах. Способность по словесному описанию представить себе предметы, явления и т.п. и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них, играет решающую роль в познавательном и интеллектуальном развитии. Она дает возможность мысленно расширить границы познаваемого мира, в своем познании "выйти" за пределы того, с чем ребенок непосредственно сталкивается сам. Поэтому, начиная с данного возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах (явлениях и т.п.), о которых они узнают только со слов взрослого. А задача взрослого состоит в том, чтобы формировать у ребенка целостную систему взаимосвязанных представлений о каких-либо удаленных сферах и областях жизни (с чем ребенок не может непосредственно контактировать). " (fornit.ru/65467).
Для начала следует добиться, чтобы Beast сам догадался о значения слов типа "дай", "возьми", "хочу", "не хочу", "буду", "не буду".
Сначала предмет внимания ничего не значит и не замечается. Но, к примеру, если уколоть иголкой, то с образом иголки связывается эффект. Для такого придания значимости словам и существуют возможности воздействий. Из-за того, что число имеющихся воздействий ограничено, многие слова станут просто связываться с позитивной или негативной значимостью, а их сочетания - порождать более сложные значимости.
О том, как слово получает определенное значение у ребенка есть немало обобщений исследований. Рассмотрим некоторые в контексте того, как это может использоваться при социализации Beast.
"Слово как единица речи осознается ребенком на третьем году жизни благодаря общению со взрослым. В этом возрасте достаточно частотны вопросы ребенка: «Какое слово ты сказала?». Можно заметить, что именно на третьем году жизни ребенок начинает обращать внимание на инструмент общения – язык, во взаимодействии с взрослым пытается выделять единицы языка и речи.
Обращая внимание детей на этикетные, плохие, ласковые, хорошие и т.п. слова, взрослые также способствуют появлению у ребенка понимания, что он использует данную единицу – слово. При этом ребенок может освоить только звуковую форму слова, не понимая его значение.
Особо отметим, что сегодня такая особенность речевого развития ребенка наиболее ярко проявляется, когда дети воспроизводят рифмованные рекламные тексты, фрагменты рекламных текстов, состоящие из одного слова. Акцентируя внимание на звуковой форме слова, ребенок уже на третьем году жизни в определенных ситуациях пытается объяснить значение слова, определить его. В соответствии с собственной предметно-практической деятельностью при определении значения слова ребенок опирается на наглядность, например: обозначая свое состояние глаголом «думаю» (Ты что делаешь? – Думаю), принимает позу думающего и делает соответствующее выражение лица.
Обычно определение значения слова у ребенка четвертого года жизни наблюдается при появлении словообразовательных инноваций. ...ребенок сознательно идет «в обход» нормы, производя своего рода лингвистический эксперимент с целью пошутить, поиграть с языковой формой и значением (понимая, что созданные им слова или значения не существуют в языке взрослых).
Ребенок пытается услышать толкование значений практически всех непонятных для него слов. В случае непонимания значения слова ребенок обозначает этот процесс, используя преимущественно фразу: «Не понял».
К определению значения слова ребенок обращается с третьего года жизни и использует толкование значения слова в процессе овладения его семантикой на протяжении всего дошкольного возраста, рефлектируя таким образом в процессе овладения языком и речью. Объектами толкования обычно выступают собственные инновации ребенка, новые для ребенка слова, лексемы, которые, с точки зрения ребенка, не совсем точно использованы взрослым." (fornit.ru/68090).
"Малыши с раннего детства так или иначе реагируют на слова окружающих. Например, если сопровождать какое-либо действие определенным словом, то девятимесячный ребенок «выучит» его. Например, при фразе «дай кубик» выполнит соответствующее действие, если ранее взрослый совершал такое же движение, приговаривая именно эти слова. В этом возрасте дети соотносят слова только с совершенно конкретным предметом. Если кубик окажется другого цвета или размера, то ребенок его не возьмет, поскольку не соотносит слово «кубик» с предметами кубической формы вообще.
В 12 — 18 месяцев ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение. То есть если мама попросит показать кису, то малыш укажет и на домашнее животное, и на картинку с изображением кошки, и на плюшевую игрушку. Для него слово уже оторвется от строго конкретного предмета (отвлечение), и будет обозначать его вообще на основе наиболее важных признаков (обобщение).
Во время первого года жизни у ребенка закладываются важные предпосылки и условия речи, хотя ее овладения еще нет. Этот период называется довербальным.
Ребенок учится пониманию речи, то есть происходит развитие речевого слуха и пассивной речи.
Малыш учится произносить отдельные звуки и их сочетания. Развивается речевая вокализация, которая является предшественницей собственной активной речи.
Что касается речевых вокализаций, то они могут появиться рано, еще до 6 месяцев. Это могут быть громкие эмоциональные вскрики, гуканье (короткие согласные), гуление (протяжные гласные звуки). Более-менее четкие звуки, которые называются лепетом, появляются позже, в 6-7 месяцев. Лепет к году превращается в длинные тирады, имеющие определенную интонацию, такое «говорение» всегда обращено к взрослому. Постепенно оно превращается в отдельные простые слова. Обычно у годовалых малышей наблюдается около 10 слов, которые имеют конкретный смысл («мама», «баба», дай»). " (fornit.ru/68091).
"Со второй половины второго года ребёнок говорит предложения, состоящие уже из трёх – четырёх слов. К концу второго года речь малыша становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Словарь небольшой – от 100 до 300 слов. Но к трём годам словарь достигает 1,5 тысяч слов, а к четырём в пределах 2-х тысяч. Это происходит за счёт заимствования слов из речи взрослых, овладения способами образования слов. Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы понятно выражать свои мысли, желания, цели словами, а не жестами. В речи детей преобладают существительные и глаголы, но постепенно ребёнок начинает пользоваться местоимениями, наречиями, числительными.
Исследования доказывают, что ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.
Для того чтобы приблизить понимание речи у детей к нашему, нужна систематическая работа с ними. Уровень обобщения, получаемого с помощью слова, не есть что-то постоянное, раз навсегда данное: в зависимости от количества систем условных связей, выработанных на слово, уровень обобщения этим словом может быть больше или меньше; при угашении этих связей обобщающее действие слова утрачивается.
М.М. Кольцова, изучавшая пути формирования обобщений (1973) выделяет четыре степени обобщений.[8,C.46]
1 степень обобщения – слово обозначает чувственный образ предмета (например, кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась тесная связь. Эта степень обобщения доступна уже детям конца первого – начала второго года.
2 степень обобщения – слово обозначает уже группу однородных предметов («кукла» относится к любой кукле, независимо от её размера, материала, из которого она сделана, и т.д.). Значение слова здесь шире, и вместе с тем оно уже менее конкретно. Эта степень обобщения может быть получена у ребёнка к концу второго года жизни.
3 степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т.д.) так, слово игрушки обозначает и кукол, и мячи, и машинки и другие предметы, которые предназначены для игры. Сигнальное значение такого слова очень широко, вместе с тем оно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения достигается детьми в три – три с половиной года.
4 степень обобщения – в слове как бы дан итог ряда предыдущих уровней обобщения, т.е. слово достигает высшей стадии интеграции (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, даваемые словами игрушки, посуда, мебель и т.д.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такой уровень обобщения доступен детям лишь на пятом году жизни.
А.И.Лаврентьева выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
Итак, на первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексики является неупорядоченным.
На втором этапе словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы малыша о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка ассоциацию с другими элементами этой группы. Этот этап А. И.Лаврентьева определяет как ситуационный, а группы слов – как ситуационные поля.
В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии («большой – маленький», «хороший – плохой»). При этом противопоставление «большой – маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных («длинный – маленький», «толстый – маленький»), а противопоставление «хороший – плохой» – все варианты качественно-оценочных прилагательных («злой – хороший»).
Особенностью четвертого этапа развития лексической системы является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых. " (fornit.ru/68092).
Приведенные материалы исследования в достаточной степени отражают известные данные о методах и последовательности развития значений слов у реденка и могут быть использованы для процесса социализации Beast. Но Beast - не ребенок, а специфическое живое существо, обладающее своими особенностями, хотя и отражающее известные принципы природных систем индивидуальной адаптивности. Так же как воспитание собак или обезьян требует своей методики, для Beastдолжна быть выработана - своя.
Кроме того, попытки воспитания могут выявить необходимость коррекции параметров и функциональности адаптивных систем Beast, в общем предстоит огромная работа по обкатке возможности социализации.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||