ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ОЦЕНКИ ДЛИНЫ
РУКИ С ВОЗРАСТОМ
Т. Б. Киреева1, Ю. С. Левик1, Н. В. Холмогорова2
Институт проблем передачи информации РАН, Москва, Россия;
2Московский Государственный педагогический университет, Москва, Россия
Между уровнями ЦНС, планирующими движения в системе координат внешнего пространства, и исполнительными органами имеется необходимый промежуточный элемент: внутренняя модель или схема конечности, схема тела. Под ней мы понимаем устойчивую центральную организацию, являющуюся основным источником данных о теле, его стабильных характеристиках (последовательностях и длинах звеньев, количестве степеней свободы и объемах движений в суставах и др.). Она служит основой, благодаря которой обеспечивается единство и целостность организма в двигательном поведении.
Считалось, что такая схема постепенно формируется в детстве, по мере того, как тактильные, мышечные и суставные афферентации устанавливают ассоциацию друг с другом или со зрительными ощущениями, так что одни могут вызывать другие. Однако, такое толкование оказывается слишком ограниченным. Так, по мнению Мерло-Понти, схема тела является не суммой следов привычных проприоцептивных ощущений, а законом, по которому они формируются. Введение термина «схема тела» будет плодотворно лишь в том случае, если мы примем, что пространственно-временное, интерсенсорное или сенсо-моторное единство тела играет главенствующую роль, что оно не ограничивается произвольными ассоциациями совпадающих по времени ощущений, что оно в некоторой мере предшествует им и делает возможной их ассоциацию. Иными словами, не проприоцепция формирует схему тела, а сама проприоцепция формируется на основе схемы тела.
Согласно Н.А.Бернштейну, пространственное восприятие человека можно рассматривать как иерархическую систему со многими уровнями, каждый из которых имеет свой ведущий афферентный вход. На каждом возрастном этапе развития эта система имеет свой ведущий уровень. В соответствии с концепцией П.К.Анохина процесс развития можно рассматривать как переход от одного к другому ведущему уровню афферентации. Данный подход позволяет рассматривать схему тела как последовательно формирующуюся с возрастом функциональную систему, изменяющую взаимоотношение афферентных входов. Доля их участия может изменяться с возрастом. В связи с этим представляло интерес исследовать развитие схемы тела с возрастом, в процессе приобретения жизненного опыта.
Обследовали взрослых (18 – 20 лет) и детей 6 – 11 лет (всего более 100 человек). Группы детей составлялись на основе биологического возраста. Испытуемый сидел, положив правую или левую руку на стол. Указательным пальцем другой руки через каждые 2 минуты он показывал положение локтевого и лучезапястного сустава и конца среднего пальца. Чтобы на результаты опыта не влияло прикосновение к обследуемой руке, она помещалась под полупрозрачный плексигласовый экран, приподнятый над поверхностью стола. Исследование проводилось с закрытыми глазами за исключением группы детей 11 лет, которые выполняли также серию с открытыми глазами. При открытых глазах ставилась задача смотреть прямо перед собой. Регистрировали истинное положение точек и показания испытуемого с указанием времени. Общая продолжительность эксперимента составляла 30 минут.
Неподвижность руки приводила к уменьшению сигналов от динамических окончаний веретен и к адаптации тактильных рецепторов, что снижало проприоцептивную афферентацию. В этих условиях у детей, как и у взрослых, происходило кажущееся изменение длины руки и ее сегментов. Независимо от возраста кисть укорачивалась примерно одинаково – на 40 % от истинной длины. У детей 4-6 лет на 40 % уменьшалась и длина руки в целом, у взрослых тенденция укорочения всей руки была выражена меньше (на 15 - 18%). Следует отметить, что в основном у детей укорочение наступало быстрее, чем у взрослых (со 2-ой минуты). Иллюзорные изменения длины у детей имели менее стабильный характер, чем у взрослых. Периоды кажущегося укорочения могли сменяться периодами удлинения, чего не было у взрослых. С возрастом эта тенденция к иллюзорному увеличению длины снижалась. Результаты для детей 11 лет приближались к уровню взрослых. Однако при выполнении той же задачи с открытыми глазами у школьников 11 лет и у взрослых наблюдались отличия. Как было показано ранее [Гурфинкель, Левик, 1986] открывание глаз у взрослых приводило к исчезновению кажущегося укорочения руки. В отличие от взрослых у детей 11 лет выполнение той же задачи с открытыми глазами не всегда устраняло кажущееся укорочение и смещение конечности.
15 детей 6 – 7 лет дополнительно выполняли психологический рисуночный тест «Дом, дерево, человек», который проводили специалисты из МППУ РАО Н.Я. Семаго, М.М.Семаго. Оказалось, что чем лучше было качество выполнения рисунка, тем больше было кажущееся укорочение руки (меньше длина руки, показываемая испытуемым, коэффициент корреляции r = – 0,6).
Таким образом, и у детей, и у взрослых много общего в оценках длины звеньев. Поэтому можно считать, что схема тела уже сформирована на довольно ранних этапах онтогенеза. Тем не менее, есть отличия – в большей степени укорочения предплечья у детей, в изменении точности при наличии зрительного окружения. По всей видимости, взрослые отличаются от детей по точности внутренней оценки длин звеньев и по успешности коррекции этих представлений на основе зрительной информации, т.е. по эффективности согласования внутренней модели тела и модели окружающего пространства, формируемой преимущественно на зрительной основе.
Работа поддержана РФФИ (грант № 02-04-48234).
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: О сути бытового уровня интерпретации на примере авторской теории |
| ||||||||||||