Первые попытки научить животных общению в самом полном смысле этого слова были безуспешны. До сих пор время от времени предполагается, что некоторые животные способны думать, размышлять и общаться. В 1937 году насчитывалось более 70-ти видов так называемых «думающих» животных – собаки, кошки и лошади. В 1950-х несколько подобных предположений было высказано относительно дельфинов. Позже в число претендентов попали шимпанзе и гориллы. Первые попытки обучения этих приматов общению оказались безуспешными. Предполагалось, что эти первые попытки потерпели крах, потому что животные физиологически неспособны производить звуки, необходимые для устной речи. Затем возникла идея обучения общению иными средствами, чем звук. В 1960-х наблюдалась волна попыток обучения американскому языку глухонемых и другим типам языка, не требующим вокализации, тех, кого считали ближайшими родственниками человека. Один шимпанзе действительно обучился производить и распознавать 125 знаков. Психологи из университета Невады научили шимпанзе по имени Уошо использовать 132 знака. Самка гориллы, названная Коко, по сообщениям, выучила более 400 знаков.
Сегодня многие психологи и антропологи считают, что эти животные не научились использовать язык, – скорее то, что интерпретировалось как использование языка, было в действительности реакцией на условные рефлексы. Один исследователь дошел до предположения, что все эти животные на самом деле являются примерами того, как Homo sapiens был превращен в прислугу для человекообразных обезьян. Животные усвоили, что применение определенных знаков или символов способствовало получению вознаграждения, и это вознаграждение, а вовсе не желание сообщить мысли или понятия, было тем, ради чего они старались. Посредством этих символов или знаков «хитрые обезьяны» заставляли человека обеспечивать их всем желаемым.
Большой резонанс вызвало образование антропоидами предложений и комбинаций слов. Одно животное, говорят, обозначило арбуз, как «пить плод», лебедя – «водная птица», а зебру – «белый тигр». Такое возможно, хотя это не является примером предложений или словосочетаний. Человекообразные обезьяны могли видеть лебедя, плавающего по воде, и показали сначала символ, означающий воду, а затем символ, означающий птицу.
Существует одна сложность – это субъективность исследователя при выборе показаний, проблема не необычная среди эволюционистов. Например, одну обезьяну попросили сделать знак, означающий «пить», и она сделала правильный жест за тем исключением, что вместо рта потрогала ухо. Исследователь объяснил это недоразумение не предположением, что животное ошиблось, а что оно шутит. Если животное улыбается, когда его просят нахмурить брови, то говорят, что это проявление «понимания противоположности». Очевидно, если ошибки могут быть объяснены таким путем, то многое из того, что на первый взгляд кажется ошибками, можно использовать для подтверждения чьего-либо тезиса и для демонстрации наличия понимания и способности использовать символы у человекообразных обезьян. Это все та же старая история с подбором фактов.
Возможно, наиболее важные исследования в этой области были произведены с молодым шимпанзе по имени Ним. Его полное имя Ним Шимпский, каламбур из имени профессора Нэма Шомского из Массачусетского Технологического института, твердого сторонника того, что способность использовать язык является биологически уникальной особенностью человека. Исследователь Герберт Террэйс, как ожидалось, должен был доказать, что Шомский не прав, и продемонстрировать, что другие существа, кроме человека, действительно способны овладеть синтаксисом и соединять слова в предложения.
Ним был отправлен на 34-х месячные интенсивные курсы языка символов, где с ним обращались, как с нормальным человеческим ребенком. Хотя первые результаты казались благоприятными, Террэйс сообщает, что Ним так и не преодолел даже зачатков грамматики или конструирования предложений и что его «речь» не усложнялась. Фразы, произносимые ребенком, возрастают как по продолжительности, так и по сложности по мере его взросления; средняя длина высказываний Нима оставалась 1,5 знака на протяжении последних двух из четырех лет его тренировки. Более того, 88 процентов времени он говорил только в ответ на специфические вопросы своего учителя.
В результате этих наблюдений Террэйс начал пересматривать отчеты и видеозаписи других экспериментаторов и пришел к выводу, что изредка встречались какие-то случайные изречения. То, что казалось на первый взгляд оригинальным предложением, оказывалось преимущественно имитацией знаков учителя или ответами, выученными обезьяной в связи с получением вознаграждения. Действительно, в ситуации с Нимом в 40 процентах случаев он просто повторял знаки, сделанные преподавателем без добавления новых, собственных. Даже выходя за рамки использованных учителем знаков, он был склонен использовать новые знаки, не добавлявшие никакой новой информации [1].
Работа Террэйса критиковалась по ряду причин, но он твердо стоял на своем, утверждая, что мало подлинных свидетельств в пользу способности антропоидов использовать язык. Многие из этих работ с антропоидами сейчас считаются примерами эффекта «умный Ганс».
Приблизительно столетие назад отправленный на пенсию школьный учитель по имени Вильгельм вон Остен показывал немецкого скакуна, который явно умел считать, что демонстрировал, выстукивая копытом нужное число. Несомненно, вон Остен искренне верил, что он научил Ганса, так звали коня, решать арифметические задачи, складывать и вычитать. О чем не догадывался хозяин, так это о том, что он сам невольно подсказывал коню решение, а именно – когда прекращать стучать копытом. Очевидно, в большинстве случаев вон Остен подавал неосознанно знак движением головы, может быть едва заметным, а Ганс был способен определить это перемещение головы. В других случаях это были изменения в выражении лица, темпе дыхания, или даже размере зрачков, так что Ганс усвоил, когда ему следует перестать топать [2].
Это так же верно и для других исследований мыслительных способностей животных. Первые серьезные исследования интеллекта животных были произведены последователем Дарвина Джорджем Романсом, он опубликовал свою работу в 1882 году. Сегодня считается, что, хотя основные его идеи прозвучали, эта работа была скомпрометирована его эволюционистским порывом изобразить разум животного, как предтечу человеческого разума. Он сообщал о наблюдении за норвежскими мышами, которые складывали грибы и ягоды на сухие лепешки коровьего навоза и толкали их через реку, используя хвосты в качестве рулей, очевидно, в подражание людям на пристанях.
Карл вон Фриш много работал с так называемым танцевальным языком пчел. Согласно Джеймсу Гоулду, биологу из Принцетона, танец удовлетворяет определению языка. Еще он считает, что танец и его толкование «впечатаны» в нервную систему пчелы, потому что пчела может исполнять танец, которого никогда не видела.
Беннет Галеф из университета Мак-Мастера в Онтарио – другой исследователь, который не спешит соглашаться с тем, что животные думают. Он развенчал множество мифов о передаче в животных сообществах традиций от поколения к поколению. Обычно считается, что традиции передаются посредством сложного социального обучения – такого, как обучение путем подражания. Галеф провел исследование пищевого предпочтения у крыс. После того как однажды их любимую пищу отравили, крысы Галефа стали избегать ее, также поступали их потомки. И все-таки обучение посредством подражания здесь ни при чем, поскольку молодые крысы, которые никогда не видели своих родителей питающимися ею, проявляли такую же неприязнь к этой пище. Галеф определил, что пища крыс придает определенный запах молоку кормящей матери и что крысята развивали свое пищевое предпочтение в процессе вскармливания.
Галеф скептически относится к другим сообщениям об обучении – таким, как поведение британских певчих птиц, которые, как считается, обучались открывать алюминиевые крышки молочных бутылок, чтобы полакомиться сливками. Он полагает, что это не представляет собой обучения посредством подражания, а скорее является обучением путем «проб и ошибок».
Он также сомневается, можно ли объяснить подражанием традицию мытья пищи у макак из японского обезьяньего центра. Здесь он подозревает, что макаки поощрялись человеком. Он предполагает, что «мыслительная схема на самом деле находится в голове экспериментатора, а не у животного» [3].
Шери Линн Гиш, исследовательница из Национального зоологического парка, отрицает предположение, что дельфины обладают сложным символьным «гуманоидным» языком, заявляя, что большинство исследований описательны, не количественны и содержат множество допущений. Она считает, что нет оснований для предположения о первоочередной важности для дельфинов акустического общения. В природных условиях они взаимодействуют постоянно посредством акустики, зрения и тактильных органов. Она утверждает, что согласно ее наблюдениям за поведением дельфинов акустические средства общения начинают использоваться, когда животные находятся в мутной воде с пониженной видимостью или когда они физически разделены. Она допускает, что дельфины способны обмениваться некоторой простой информацией, но мы не знаем как, если они действительно ею обмениваются [4].
Разрыв между человеком и антропоидами сохраняется, и
способность использовать язык все еще остается уникальной человеческой
особенностью.
Ссылки:
1. H. S. Terrace, L. A. Petitto, R. J. Sanders, and T. G. Bever, «Can An Ape Create a Sentence?» Science 206 (1979):891 - 902. Jean L. Marx, «Ape Language Controversy Flares Up», Science 207 (1980):1880-84.
2. Nicholas Wade, «Does Man Alone Have Language? Apes Reply in Riddles and a Horse Says Neigh», Science 208 (1980): 1349-51.
3. Leslie Roberts, «Insights Into the Animal Mind», BioScience 33 (1983): 362-64
Общение животных, биокоммуникация, связи между особями одного или разных видов, устанавливаемые с помощью приёма производимых ими сигналов. Эти сигналы (специфические — химические, механические, оптические, акустические, электрические и др., или неспецифические — сопутствующие дыханию, движению, питанию и т.п.) воспринимаются соответствующими рецепторами: органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности, органами боковой линии (у рыб), термо- и электрорецепторами. Выработка (генерация) сигналов и их приём (рецепция) образуют между организмами каналы связей (акустическую, химическую и др.) для передачи информации разной физической или химической природы. Информация, поступающая по различным каналам связи, обрабатывается в разных частях нервной системы, а затем сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма. О. ж. облегчает поиски пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий. Без О. ж. невозможна встреча особей разного пола, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп (стай, стад, роев, колоний и др.) и регуляция отношений между особями внутри них (территориальные отношения, иерархия и т.п.).
Роль того или иного канала связи в О. ж. у разных видов
неодинакова и определяется экологией и морфо-физиологией вида, сложившимися в
ходе эволюции, а также зависит от меняющихся условий среды, биологических ритмов
и др. Как правило, О. ж. осуществляется при использовании одновременно
нескольких каналов связи. Наиболее древний и распространённый канал связи —
химический. Некоторые продукты обмена веществ, выделяемые особью во внешнюю
среду, способны воздействовать на «химические» органы чувств — обоняние и вкус,
и служат регуляторами роста, развития и размножения организмов, а также
сигналами, вызывающими определённые поведенческие реакции др. особей (см.
В общении водных животных важную роль играет восприятие органами боковой линии локальных движений воды. Этот вид дистантной механорецепции позволяет обнаруживать врага или добычу, поддерживать порядок в стае. Тактильные формы О. ж. (например, взаимная чистка оперения или меха) важны для регуляции внутривидовых отношений у некоторых птиц и млекопитающих. Самки и подчинённые особи обычно чистят особей-доминантов (преимущественно взрослых самцов). У ряда электрических рыб, миног и миксин создаваемое ими электрическое поле служит для маркировки территории, помогает при ближней ориентации и поисках пищи. У «неэлектрических» рыб в стае образуется общее электрическое поле, координирующее поведение отдельных особей.
Визуальному О. ж., связанному с развитием светочувствительности и зрения, обычно сопутствуют образование структур, приобретающих сигнальное значение (окраска и цветовой узор, контуры тела или его частей) и возникновение ритуальных движений и мимики. Так происходит процесс ритуализации — формирование дискретных сигналов, каждый из которых связан с определённой ситуацией и обладает неким условным значением (угроза, подчинение, умиротворение и др.), уменьшающим опасность внутривидовых столкновений. Пчёлы, найдя медоносные растения, способны с помощью «танца» передать др. сборщицам информацию о местоположении найденной пищи и расстоянии до неё (работы немецкого физиолога К. Фриша). Для многих видов составлены полные каталоги их «языка поз, жестов и мимики» — т. н. этограммы (см. рис.). Эти демонстрации часто характеризуются маскировкой или преувеличением тех или иных особенностей окраски и формы. Визуальное О. ж. играет особенно важную роль у обитателей открытых ландшафтов (степей, пустынь, тундр); значительно меньше его значение у водных животных и обитателей зарослей.
Акустическое общение наиболее развито у членистоногих и позвоночных. Его роль как эффективного способа дистантной сигнализации возрастает в водной среде и в закрытых ландшафтах (леса, заросли). Развитие звукового О. ж. зависит от состояния др. каналов связи. У птиц, например, высокие акустические способности присущи главным образом скромно окрашенным видам, тогда как яркая окраска и сложное демонстрационное поведение обычно сочетаются с невысоким уровнем звукового общения. Дифференциация сложных звуковоспроизводящих образований у многих насекомых, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих позволяет им производить десятки разных звуков. «Лексикон» певчих птиц включает до 30 основных сигналов, комбинирующихся между собой, что резко повышает эффективность биокоммуникации. Сложная структура многих сигналов позволяет узнавать персонально брачного и группового партнёра. У ряда видов птиц звуковой контакт между родителями и птенцами устанавливается, когда птенцы ещё находятся в яйце. Сопоставление изменчивости некоторых характеристик оптической сигнализации у крабов и уток и звуковой — у певчих птиц указывает на значительное сходство разных типов сигнализации. По-видимому, пропускные способности оптических и акустических каналов сопоставимы между собой.
Т. о., комплекс сигнальных структур и поведенческих
реакций, в ходе которых они демонстрируются, образует специфическую для каждого
вида сигнальную систему. У изученных видов рыб число специфических сигналов
видового кода колеблется от 10 до 26, у птиц — от 14 до 28, у млекопитающих — от
10 до 37. Явления, подобные ритуализации, могут складываться и в эволюции
межвидового общения. В качестве защиты от хищников, разыскивающих добычу по
запаху, у видов-жертв вырабатываются отпугивающие запахи и несъедобность тканей,
а для защиты от хищников, пользующихся при охоте зрением, — отпугивающая окраска
(см.
Лит.: Наумов Н. П., Экология животных, 2 изд., М., 1963; Наумов Н. П. [и др.], Средства общения у животных и их моделирование, в кн.: Вопросы бионики, М., 1967; Шовен P., Поведение животных, пер. с франц., М., 1972; Signals in der Tierwelt, Hrsg. D. Burkhardt, Münch., 1966; Marler P., Hamilton W., Mechanisms of animal behaviour, N. Y. — L. — Sidney, 1968; Animal communication, ed. T. A. Sebeok, Bloomington — L., 1968; Approaches to animal communication, ed. T. A. Sebeok, A. Ramsay, The Hague — P., 1969; Ternbrock G., Biokommunikation, Tl 1—2, В. — Oxf. — Braunschweig; 1971; Dingle Н., Aggressive behaviour in stomatopods and use of information theory in the analysis of animal communication, в кн.: Behaviour of marine animals, v. 1, N. Y., 1972.
Этограмма сигнального поведения каменки-плешанки (Oenanthe pleschanka): а—г — различные формы территориального и угрожающего поведения самца, д — то же самки; е—и — брачное поведение самца, к — то же самки. Стрелки обозначают одно- или многократные движения головы и крыльев.
Н. П. Наумов.
В данном разделе мы
встречаемся с признаками, в своей основе наследственными и прочно
зафиксированными, но их проявление может меняться. Если, например, строение
конечности у лошади разрешает представителям этого вида в основном одинаковый и
весьма ограниченный объем движений, то лицо шимпанзе позволяет любой особи этого
вида производить целый ряд мимических действий и индивидуально реагировать на каждую ситуацию в данный
момент. Мимика для животных не столь характерна, ею обладают всего несколько
групп высших млекопитающих, функционально же ее полностью заменяет многообразная
система различных телодвижений и поз,
дающая животным широкую возможность взаимной коммуникации того, что в большинстве своем совершенно точно обозначается словом (общение).
Точно обозначить понятие общения у животных нелегкая задача. Читателю это может показаться странным, но до сих пор нет общепринятого определения, так как каждая отрасль науки, занимающаяся исследованием поведения животных, подходит к нему со своей точки зрения. Наука, изучающая поведение животных в естественных условиях (этология), включает в понятие общения все внешние проявления животных, которые тем или иным образом влияют на поведение других особей. В таком широком смысле роль средств (сигналов) общения может играть, например, и простое выделение продуктов метаболизма в воду,
что известно прежде всего у самых низкоорганизованных животных. Такая примитивная форма общения, не имеющая в своей основе никаких специализированных устройств и находящаяся в пределах общего восприятия внешней среды и ориентации в ней, называется неспецифической сигнализацией. Наряду с ней у большинства животных сформировалась широкая система специализированных сигнальных устройств и отвечающая им система рецепторов, которая делает возможным использование очень сложных средств общения, относимых к группе специфических сигналов.
Эти сигналы имеют в основном внутривидовую направленность, а это значит, что их принимают особи того же вида. Только некоторые из них получили межвидовое значение, поскольку на них реагируют и представители других видов животных, обычно обитающие в той же среде. Как правило, это сигналы опасноcти или сигналы, обладающие широким смыслом. Например,
предупреждающий крик сойки или свист сурка предостерегающие сигналы, на которые реагируют остальные животные; они даже могут присоединиться ним с собственными сигналами того же значения. Правильную функцию межвидовых сигналов обеспечивает, одной стороны, их взаимное сходство у тех видов животных, в окружении которых они проявляются, а с другой всеобщая известность, которая достигается на основе индивидуального опыта. Если же это условие не выполняется, могут произойти осечки, приводящие к самым разным последствиям. Примерами служат происшествия в зоопарках, где совместно содержались животные с различными системами сигналов.
Одним из известных случаев такого рода явилось содержание оленя с кенгуру: олень бросался на кенгуру всякий раз, как тот садился на задние лапы. Для оленей поза на задних конечностях является пипичным сигналом к атаке, у кенгуру же это обычная поза отдыха.
Огромное многообразие форм общения животных, основанного на средствах специфической сигнализации, возможно прежде всего благодаря тому, что отдельные сигналы могут не только изменяться по интенсивности, но еще и комбинироваться друг с другом самым разным способом.
Птенцы куриных скрываются только в том случае, если модель летящей птицы двигается в направлении, указанном стрелкой (сходство с хищником). (По Тинбергену.) Сигнальные признаки временного действия по сравнению с вышеописанной группой намного более многочисленны и имеют ряд бесспорных преимуществ. Они проявляются только в определенных ситуациях и внезапно, лаправлены только в сторону врага или партнера, и их интенсивность меняется в зависимости от конкретных условий. Поэтому они намного динамичнее, и животные применяют их в таких сложных ситуациях, как, например, проверка взаимоотношений в группе или при выполнении ритуальных действий. К самым древним формам этого типа зрительной сигнализации относятся изменения в очертаниях тела, или, точнее говоря, увеличение его размеров. При этом совершенно ясно, что настоящие изменения в объеме тела в этой ситуации исключение. Так, хамелеоны увеличиваются за счет того, что надуваются, наполняя выросты легких воздухом. Подобным же образом увеличивают свое тело некоторые рыбы (иглобрюхи)
растягивание кожистых воротников у агам, растягивание и раскрывание спинных и
грудных плавников рыб. Наиболее известный
примерповедение австралийской бородатой ящерицы, которая может внезапно
увеличить голову, растянув кожистый воротник, сложенный в состоянии покоя
складками вокруг шеи. Млекопитающие и птицы используют для этого главным образом
значительную подвижность перьев и волосков: ощетинивая или укладывая их, они
достигают значительных перемен в размерах тела. Совы, поднимая контурные перья,
могут почти вдвое увеличить свой зрительный объем по сравнению с тем состоянием,
когда оперение тесно прижато к телу. Млекопитающие достигают того же эффекта
ощетиниванием волосков на всем теле или на некоторых его участках. Эти места
обычно имеют более длинные или особо окрашенные волосы (скажем, грива льва).
Шимпанзе увеличивают размеры тела, взъерошивая шерсть на голове, спине и плечах.
Отдаленное сходство с этой реакцией имеет вставание волос дыбом и так называемая
гусиная кожа, сопровождающие у некоторых людей сильные и неприятные ощущения.
Следует отметить, что настоящее или поддельное увеличение размеров, как правило,
относится не ко всему телу. Та или иная его часть увеличивается неравномерно в
только со стороны противника, с другой же стороны, наоборот, размеры
соответствующей части тела или вовсе не меняются, или даже уменьшаются. Очень
показательно в этом смысле всем известное расширение капюшона у кобры. Оно вызвано разведением в
стороны шейных ребер натягивающих кожу так, что, расширяясь в направлении
противника, шейная часть тела сплющивается с другой стороны.
Факты свидетельствуют: некоторые животные способны говорить на человеческом языке.
И ЭТО не дельфины, которые если и выражают свои мысли, то с помощью сигналов — свиста и стрекота, и не обезьяны — как принято думать, наиболее близкие к человеку живые существа. А, например, слоны. Самый уникальный из них проживал в Карагандинском зоопарке. Невероятная история его словесного общения с людьми началась с того, что однажды вечером, запирая ворота зоопарка, рабочие услышали трубный голос: «Напоите слона!» В обезлюдевшем пространстве этот возглас мог принадлежать только одному существу — слону по кличке Батыр, оставшемуся на ночь без привычного ведра с водой.
Разумеется, говорящего слона стали одолевать журналисты, лингвисты, зоопсихологи. И не разочаровались. «Батыр хороший», «Батыр молодец» — не уставал нахваливать себя слон.
Ученые считают, что артикуляционный аппарат животных не позволяет им произносить звуки человеческой речи, в особенности губные согласные. Чтобы преодолеть это препятствие и заговорить, слону Батыру приходилось засовывать кончик хобота в рот и прижимать его губами.
В науке факт признается достоверным только в случае его повторений. И не так давно в Индии обнаружился брат по разуму карагандинского слона, к сожалению, уже отошедшего в мир иной. Джумбо, обитатель штата Махараштра, в отличие от Батыра — не экспонат зоопарка, а рабочий слон. Соответственно образ жизни, характер и набор слов «индуса» вполне пролетарский, богатый ненормативной лексикой. Джумбо не дурак выпить, причем водку хлещет не стаканами, а ведрами.
Естественно, возникает вопрос: верить ли подобным сообщениям? Ответ на него вот уже несколько лет ищет известный ученый — доктор биологических наук, профессор Александр Дубров.
Самым, пожалуй, гениальным животным, на след которого вышел ученый, был кот Мэси, проживший в доме бакинской семьи Бабаевых 22 года. К сожалению, Александр Петрович не был лично знаком с Мэси. Но, бывая в Баку у Бабаевых, наслушался столько историй про говорящего кота, опросил столько свидетелей, что уже не сомневается в правдивости этих сообщений.
Гюльчохра Бабаева, подобравшая котенка во дворе, сутками не спускала его с рук, разговаривая с ним, как с младенцем. Мэси рос в любви и ласке, без чего, по мнению ученых, интеллект животного не развился бы до такой степени.
На азербайджанском и русском языках кот знал десятки слов.
«Сколько тебе лет?» — спрашивали кота.
«Двенадцать», — называл он свой истинный возраст.
«Зачем приехали журналисты?» — «Писать в газету про Мэси».
А уж такие элементарные для воспитанного человека слова, как «спасибо», «до свидания», кот употреблял к месту, вовремя и без лишнего напоминания.
Однажды, разыгравшись, Мэси повис на занавеске. Услышав резкое требование немедленно спуститься, нахально ответил, глядя хозяйке в глаза: «Не сойду».
Бакинский журналист Мохаммед Ахмед Бахарлы, близкий друг семьи Бабаевых, вспоминает, что был близок к обмороку, когда, сидя на диване в их доме, ощутил властное постукивание мохнатой лапой по плечу и услышал: «Вставай с моего места!».
Сотрудниками Института проблем экологии и эволюции и Научно-исследовательского центра распознавания образов было проведено научное исследование. Изучив частотные характеристики записей, ученые пришли к однозначному выводу: эти фразы человек произнести не мог, будь он самый талантливый пародист или чревовещатель.
Таким образом, никаких сомнений в подлинности записей, а значит, в интеллекте и способностях кота не осталось. Значит ли это, что Мэси был по интеллекту близок к человеку — ну хотя бы к трехлетнему ребенку? Именно так и считают ученые. Правда, с оговоркой, что этот кот был таким же уникумом, как, например, человек, извлекающий в уме квадратные корни из десятизначных чисел. Чтобы животное заговорило по-человечески, оно должно быть гениальным, и воспитывать его должны так, чтобы развивать врожденные способности.
После выхода в свет книги профессора Дуброва «Говорящие животные» посыпались сообщения об интеллектуальных братьях наших меньших. Оказалось, говорящие собаки живут в Петербурге, Пензе и Рязани. Москвичка Жаклин, 11-летняя афганская борзая, владеет двумя десятками слов. На вопрос «Как дела?» светским тоном отвечает: «Нормально». Однажды, когда уборщица в магазине принялась ворчать: «Ходят тут с собаками, одна грязь от них», Зоя Игумнова, хозяйка Жаклин, шепнула борзой: «Назови ее «дура». «Дура», — прямо глядя в глаза уборщице, произнесла Жаклин. Бабка, едва не лишившаяся чувств, выронила ведро. Впрочем, собака не щадит и любимую хозяйку. Когда Зоя надолго задержалась на работе, Жаклин сказала: «Мама дура».
Однажды, выступая в одном из подмосковных домов культуры, автор этих строк рассказал несколько баек о говорящих животных. Из зала пришла записка от девочки: «Моя собака давно называет меня мамой, а мою маму — бабушкой». А потом 14-летняя Даша искренне удивилась: «Разве другие собаки не разговаривают?»
Аля | ![]() |
15:51, 9 июня 2005 |
у нас семилетний кот породы «экзот»,
иначе — короткошерстный перс. Он чемпион породы
и производитель, т.е. приглашаем кошек на вязки,
подрабатываем продажей котят.Естественно он не
кастрирован, но никогда в жизни не метил,
впрочем этим отличаются все его дети и родственники,
и вообще это свойство данной породы. Но все эти навороты не мешают ему быть умнейшим котом. Он знает 16 команд, выучил их сам, пока мы дрессировали своих собак. Выполняет СИДЕТЬ, ЛЕЖАТЬ, КРУТИТЬСЯ ЛЕЖА, ДАЕТ ЛАПУ И «ДРУГУЮ» ЛАПУ, МАШЕТ ЛАПОЙ «ДО СВИДАНЬЯ», ПРЫГАЕТ В КОЛЬЦО И ЧЕРЕЗ НОГУ, ПРОИЗНОСТ «МАМА», КОГДА ПОПРОСИШЬ, ВЫПОЛНЯЕТ КОМАНДУ РЯДОМ (ОБХОДИТ ПРИ ЭТОМ ХОЗЯИНА, КАК ПОЛОЖЕНО), ШАГАЕТ «ЗМЕЙКУ» МЕЖДУ НОГ ХОЗЯИНА И проч. По моим наблюдениям, в целом кошки умнее собак, но не часто любят проявлять свой ум, потому что вообще не нуждаются в чьем-либо поощрении. Собака готова для одобрения хозяина сделать все что угодно. Кошка может делать еще больше, но не делает, поскольку мы ей на фиг не нужны. Она относится к нашим ласкам также, как мы к ее мурлыканью, т.е. просто с удовольствием, не больше. Кто умнее коты или кошки — до сих пор не знаю. у каждого свой ум, который в чем-то может превосходить другого, а в чем-то отставать. Несмотря на все вышеизложенное, собак я все равно люблю больше. Они искреннее и честнее, они любят нас, даже если мы этого не заслуживаем. Кроме того, прямо скажу, что в говорящих кошек и собак я совершенно не верю. Максимум их возможностей произносить звуи типа «мама», при этом они никогда не обращаются даже с этим словом прямо по адресу, т.е. например к женщине, которая их кормит. Это просто звуки, которые они произносят, выполняя это как команду. В природе,к которой даже самые породистые животные гораздо ближе, чем самый дикий человек, нет обращений животных друг к другу, нет и необходимости в передаче вербальной информации. Животные общаются друг с другом (и соответственно с человеком) посредством взглядов, поз, запахов. Поэтому не тратьте время, пытаясь научить свое животное разговаривать. А еще всем любителям животных я советую прочитать только что вышедшую у нас книгу Дайаны Джессал «Пес, который говорил с богами». Хотя автор рассказыывает там про говорящую собаку, возможность чего я отрицаю, главное в этой книге о том, что нам надо пересмотреть свое оитношение к животным. Мы слишком жестоки с ними. И нам многому надо у них научиться. Всем привет! |
Олька | 17:49, 31 мая 2005 |
(cамым хвастливым голосом)Ну мой котик —
«голубой»! В смысле «русский
голубой»…:-)))) И тоже умеет двери открывать :-))) Он вообще терпеть не может закрытые двери — просто Плачидо Доминго отдыхает — у закрытой двери каждые раз исполнялась ария на тему «Вы чё закрылись? Мясо, поди, едите без меня?!» Дочка решила пойти по стопам Куклачева. Я наблюдала сцену обучения кота: на чистом русском языке, с вкраплениями подростковых жаргонизмов, «мадмуазель Куклачева» объясняла коту, что для того чтобы открыть дверь, нужно повиснуть на ручке двери. При этом она показывала сама, как это делается — стоя на четвереньках. Потом стала «вешать» кота на дверной ручке. Кот норовил убежать, но дрессировщица была настойчива. Что вы думаете! через несколько дней — кот таки научился открывать двери! Сначала минут по 5 прыгал на дверную ручку, потом приспособился за один прыжок. Сейчас открывает двери «одним мизинцем» — один изящный прыжок … и на пороге котик: «Вы не звали — а мы приперлись…» Теперь, когда у нас остаются ночевать гости — мы их всегда предупреждаем — это не приведение по ночам ходит — это кот! |
Elsa | 00:25, 29 мая 2005 |
Мирра когда я болела жуткой формой ветрянки, а во взрослом возрасте это довольно жестоко, ---------- Не поверите, но я переболела такой же формой ветрянки месяца три назад. Знаю эту гадость не понаслышке. Но моего любимого кота Лёлика не было со мной, чтобы подбодрить. Прошлым летом он погиб смертью храбрых, съев на улице какую-то живность, она у него застряла в пищеводе. Потом он не перенес опрерации, умер в ветлечебнице. То, что у кошек есть интеллект — безусловно. По их манере поведения, когда они чувствуют себя в доме хозяевами, а нам только разрешают жить с ними, можно судить, что они уверены в том, что превосходят нас в уме. Добывать себе пищю Лёлик научился, когда ушел гулять на пасху (он не был кастрирован) и гулял 1,5 года, не давая о себе знать. Потом в один из вечеров, он подошел ко входной двери и просто сказал «мяу», я открыла дверь: на пороге стоял наш гулящий кот. Он меня узнал сразу, сам же был грязный и ободранный с рваным ухом, поэтому я побежала за его фотокарточкой, вставленной в рамочку, чтобы сверить морду-лица. Но вовремя опомнилась, стало стыдно, что я, как в милиции, не поверила Лёлику, который меня узнал сразу. Кот же побежал к своей кормушке, на ходу, мурлыча и ласкаясь. И зажили мы счастливо, пока весной он не вышел на охоту птиц, на чем и погорел. Но его жизнь не была напрасной он научил нас любви и преданности, и мы его никогда не забудем, как всех котов и кошек, живших у нас. Я живу с котами и кошками всю жизнь. Уже родился для нас новый котеночек, младший братик Лёлика, а мама их, от моей Петербургской кошки Феди, про которую у меня есть отдельный рассказ, за который я даже получила приз, из рук самого Куклачова. Но это другая история :-))) |
Gray | 12:21, 28 мая 2005 |
И в чем заключается отличие этой породы
от других? === В необычайном интеллекте. Кот, конечно, не говорит… Но нашу речь прекрасно понимает, и помнит, кто что сказал. Смешно выражает возмущение, если сказали, по его мнению, «неправильно». |
Позы, акустические сигналы, касания, химическая (“обонятельная”) информация (фрагмент из лекции по курсу "Общая психология")
Взаимоотношения “общественных” животных достигает порой значительной сложности. Уже у животных с ганглиозной нервной системой, живущих большими объединениями, можно наблюдать не только сложное инстинктивное поведение, но и необычайно развитые инстинктивные реакции на “язык” отдельного представителя сообщества. (Под “языком” будем понимать всякую систему сигнализации, всякое средство передачи информации).
Так, было установлено, что пчела, возвращаясь в улей со взятком и совершая определенный узор движений (“танец”), информирует тем самым все пчелиное сообщество о расположении медоносных цветов.
“Язык” животных с ганглиозной нервной системой – это позы, акустические сигналы, химическая (“обонятельная”) информация, всевозможные касания.
Поведение насекомых в сообществе поражает наблюдателя общей целесообразностью и согласованностью. Однако эта согласованная целесообразность обусловлена стереотипными реакциями животных, принимающих информацию. В их реакциях нет ни малейшего осмысливания, никакой переработки информации; сразу после получения сигнала возникает выработанное в эволюции действие. То есть большинство коммуникационных взаимодействий у животных формируется не в процессе научения, а на основе сочетания врожденных способностей одних особей передавать жизненно важную информацию, а других – адекватно на нее реагировать. Классический пример такого рода – общение взрослых серебристых чаек со своими птенцами. Вылупившийся птенец клюет красное пятно у основания клюва взрослой чайки, что вызывает у нее отрыгивание частично переваренной пищи в рот птенцу. Здесь пример двухстороннего обмена информацией, то есть общения.
В сообществе высших животных (птиц, млекопитающих) существуют определенные формы взаимоотношений. При этом всякое объединение животных в какое-либо сообщество неизбежно вызывает появление “языка”, необходимого для контакта членов сообщества.
Во всяком сообществе установлено биологически рациональное неравенство – сильные животные подавляют слабых. Сильным достается лучшая часть пищи, они наиболее свободно держатся среди членов сообщества. Слабые животные, являясь добычей животных других видов, служат гарантией спасения лучших экземпляров своего вида. Слабые животные, в свою очередь, располагают средствами, обеспечивающими им относительную безопасность внутри сообщества. К числу таких средств относится особая “поза подчинения”, которой животное, терпящее поражение в столкновении с более сильным противником, сообщает о неспособности продолжать борьбу.
Так, австрийскому этологу Лоренцу удалось наблюдать следующую ситуацию: молодой волк, чувствуя прилив сил, напал на вожака стаи. Однако матерый волк очень быстро дал почувствовать молодому претенденту на место вожака, что клыки у него еще достаточно крепки. Молодой немедленно принял позу подчинения: подставил под пасть разгоряченного соперника свою шею, то место, которое обычно так охраняют животные в борьбе. Воинственный пыл матерого моментально остыл – подействовал инстинкт, выработанный в течение жизни тысяч поколений.
Кроме “языка” поз, касаний, существует еще “язык” слышимых сигналов. Описана сложная сигнализация у врановых птиц, дельфинов, обезьян. Издаваемые звуки выражают эмоциональное состояние животного. Анализ голосовых реакций шимпанзе показал, что каждое звукопроиведение обезьяны связано с определенной рефлекторной деятельностью. Установлено несколько групп звуков: звуки, издаваемые при еде, ориентировочно-оборонительные, агрессивные, звуки, связанные с проявлением половых функций и другие.
Животные одного сообщества ориентируются на голосовые реакции друг друга. Голосовые реакции дополнительно информируют членов сообщества о состоянии собратьев и тем самым позволяют ориентировать поведение внутри сообщества. Голодные перемещаются туда, где раздается аппетитное похрюкивание, издаваемое поедающим что-либо животным; на агрессивные звуки дерущихся обезьян мчится вожак, чтобы навести в стаде порядок; тревожный сигнал опасности срывает с места все стадо.
Также большую роль в коммуникации животных играют химические стимулы. Они могут распространяться в воздушной или в водной среде и восприниматься, соответственно, обонятельными и вкусовыми рецепторами. В любом случае выделение различных по химической природе веществ позволяет передавать широкий спектр специфических сообщений.
Многие химические сигналы служат для привлечения к особи ее сородичей. Широко распространены, в частности, высокоспецифические вещества, называемые половыми аттрактантами и используемые для привлечения полового партнера в период размножения.
Некоторые химические сигналы используются, главным образом, для межвидового общения. Например, отвратительный запах, разбрызгиваемой скунсом жидкости отпугивает людей, собак и многих других потенциальных врагов этих животных. Аромат цветущих растений привлекает к ним насекомых-опылителей. Это также пример межвидовой химической коммуникации.
Одного только нельзя обнаружить в “языке” животных – “язык” животных, в отличие от людей, не может служить средством передачи опыта. Поэтому даже если предположить, что какой-либо отдельный выдающийся экземпляр в своем индивидуальном опыте найдет ряд способов наиболее легкого добывания пищи, то он будет не в состоянии передать свой опыт средствами, имеющимися в арсенале “языка” животных.
УЧЕНЫЕ ИЗ ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ
ЭКОЛОГИИ И ЭВОЛЮЦИИ им. А.Н. СЕВЕРЦЕВА СЧИТАЮТ, ЧТО РЕЧЕВОЙ
СИГНАЛ АФГАНСКОЙ БОРЗОЙ ЖАКЛИН СООТВЕТСТВУЕТ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ
ВНЕЗАПНО
ЗАГОВОРИВШИЙ ПОПУГАЙ МОЖЕТ ДОВЕСТИ ДО ИНФАРКТА, ОСОБЕННО ЕСЛИ ПТИЦА
НЕ ПРОСТО БАНАЛЬНО ПОПРОСИТ КУСОЧЕК САХАРУ, А ПРОИЗНЕСЕТ ЧТО-НИБУДЬ
ВРОДЕ «ТРЕБУЮ ПЕРЕВЫБОРОВ». А ВИДЕЛИ ЛИ ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ГОВОРЯЩУЮ
КОШКУ ИЛИ СОБАКУ? НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО, ЛУЧШЕ
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К ПИТОМЦАМ ПОВНИМАТЕЛЬНЕЕ.
Всем знакомо то детское удивление, которое возникает при виде попугая, способного разговаривать, считать, выбирать. Умения попугаев, ворон, пересмешников кажутся просто волшебством, особенно когда они преподносятся под соответствующим соусом. Однако ученые думают иначе.
– Если говорить о пернатых, загадок почти не осталось, – рассказала «Родной газете» ученый секретарь Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН Наталья Феоктистова. – После того как ученый Алис Пиперинг из США 20 лет непрерывно исследовала способности серого жако Алекса, ей удалось «разговорить» птицу до такой степени, что словарь попугая превысил 2000 слов. И это не предел, хотя с птицами он почти достигнут. Пересмешники обладают огромными способностями в звукоподражании, однако их мыслительные способности крайне малы.
По мнению ученых, самыми умными птицами считаются вороны и серые жако, хотя по сравнению с млекопитающими их умственные способности крайне малы. Все те, кто держит домашних питомцев, будь то кошка или собака, знают, насколько развит интеллект у этих животных. Собаки запросто понимают ваши слова, идут, когда их зовут, скулят, когда нам плохо, и так далее. Единственное, что мешает нашим четырехлапым питомцам заговорить, – это строение их гортани, которое не позволяет им воспроизводить звуки человеческой речи.
Все было бы просто …если бы не появились свидетельства того, что некоторые собаки все-таки сумели перешагнуть порог, отделяющий их от человека. Известны случаи, когда собаки здоровались со своими хозяевами, просили есть и звали на прогулку, пролаивая «пойдем», причем вовсе не в виде «абыр-валг», как однажды описал собачью речь великий Булгаков.
– Иногда «высказывания» животных приводят меня в шок, – рассказал «Родной газете» заслуженный артист России, укротитель Эдгар Запашный. – Однажды я услышал, как орангутанг произнес слово «мама». Когда идешь по ночному цирку и слушаешь животных, с ума сойти можно! Все интонации, манеры неподражаемы. Бывает, что в «разговорах» зверей проскальзывают и человеческие слова. Доказать это в суде я не берусь, но разговоры ходят. Особенно разговорчивы львы, хотя переговариваются исключительно между собой: их семейные связи по-настоящему крепки.
Эволюция – это непрекращающиеся мутации. Ученые предсказывают, что в недалеком будущем эти мутации приобретут массовый характер. Тогда говорящими собаками и кошками нас уже будет не удивить. Но некоторые все равно будут вздрагивать, услышав воробьиный писк «хлебушка», доносящийся зимой с подоконника.
ГРЯЗНАЯ РУГАНЬ ДВОРНЯЖКИ
Пес по кличке Сабир из Благовещенска Амурской области знает 12 слов.
Правда, большинство из них ненормативные.Когда любимый четвероногий питомец сказал хозяйке Людмиле Кузнецовой матерное слово, удивлению женщины не было предела. Сабир – пес с «серьезным» характером. Слова он не копирует, а, как утверждает хозяйка, которая содержит в своей квартире еще нескольких собак и кошек, вылаивает совершенно осмысленно, пусть и немного картаво.
Людмила Кузнецова жалуется, что теперь приходят в гости не к ней, а к ее питомцу. Посмотреть на интересную собаку идут даже незнакомые люди. Сабир, конечно, может их запросто облаять. Но может и газету принести.
Для своих питомцев Людмила Кузнецова ничего не жалеет. На кроватки своим кошкам и собакам даже пододеяльники и подушки сшила. И теперь шутит, что в таких человеческих условиях любой заговорит. Правда, непонятно, почему тогда пес матерится?
ИГОРЬ БАКШЕЕВ, собкор Агентства Национальных Новостей Благовещенск, Амурская область
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ольга Силаева, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН:
–Феноменальными способностями могут обладать далеко не все животные, а лишь «гении». Они такие же уникальные, как люди, перемножающие в уме пятизначные цифры. Конечно, подобных особей очень мало, и каждое «говорящее» или «поющее» животное представляет интерес для науки.
Многие владельцы собак уверены, что их питомцы прекрасно понимают человеческий язык. Жаль только, что сами говорить не умеют. Hо недавно японская компания Takara разработала автоматический переводчик с собачьего на японский. Hебольшое устройство, получившее название Bowlingual, анализирует собачий лай и переводит его в такие выражения, как "Достаточно" или "Что-то скучно, давай поиграем". Скоро ошейники-переводчики появятся в продаже -- всего за $100. При этом японских изобретателей, по-видимому, совершенно не волнует многолетняя научная дискуссия о том, существует ли у животных язык и где проходит граница между интеллектом животного и человека.
Попытка ответить на вопрос, обладают ли животные разумом, упирается в необходимость выбрать критерий для измерения интеллекта. Поскольку человеческое мышление невозможно без использования языка, самый распространенный критерий разумности животных -- это их способность понимать язык человека или использовать свою собственную, достаточно сложную систему знаков и символов для коммуникации. Другим критерием, довольно популярным еще со времен Энгельса, считается орудийная деятельность: разумными можно считать тех животных, которые способны, подобно человеку, изготавливать и использовать орудия. Многие ученые измеряют интеллект животных, предлагая им задачки на сообразительность: найти выход из запутанного лабиринта, установить аналогии между двумя парами стимулов и т. п. Под интеллектом также может пониматься способность к обману или к передаче приобретенных знаний потомству.
Животные разных видов демонстрируют поведение, отвечающее одному или нескольким таким критериям, но никогда -- всем сразу. И поэтому выбрать среди них самого умного оказывается не так-то просто.
Многие животные общаются между собой с помощью движений, криков, запахов. Однако этот язык имеет мало общего с языком человека -- с помощью которого можно передавать отвлеченные понятия и сообщать информацию об отдаленных во времени и пространстве объектах.
...Семья Гарднеров обучила шимпанзе по имени Уошо языку глухонемых. Уошо обучалась с 11 месяцев до 5 лет и за это время освоила 132 знака. Она самостоятельно научилась комбинировать эти знаки в цепочки из двух-пяти слов. В частности, обезьяна выдумала слово candy drink ("сладкое питье") для обозначения арбуза, а лебедя назвала water bird, "водяной птицей". Hекоторым знакам она присваивала собственные значения. Hапример, Уошо научили знаку "цветок", когда показывали ей настоящий цветок. Она освоила этот знак, но пользовалась им также для обозначения аромата табака, запахов кухни. Возможно, шимпанзе связала знак с запахом цветка и обобщила его на другие запахи. Уошо прожила долгую жизнь и родила несколько детей, которых самостоятельно обучала человеческому языку. Примечательно, что дети освоили человеческий язык гораздо быстрее, чем мать.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Наука сознания. Современная теория субъективного опыта Майкла Грациано, 2021г | Топик ТК: Зачем нужно изучать «квалиа» |
| ||||||||||||