Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Язык и мир

Относится к   «Проза Олега Оранжевого»

Язык и мир

Открытое письмо носителям русского языка

Самоидентификация народа осуществляется через интеллектуальную элиту. Появление же последней обусловлено ростом местной экономики и возникновением потребности в законодательном закреплении складывающихся отношений, и как следствие, появляется чиновно-интеллектуальная прослойка со своими претензиями на жизненное пространство и независимые источники стабильного существования. Под эту потребность подводится и религиозная основа (вспомните - "нет власти аще не от Б-га"). А люди, составляющие абсолютное большинство народа - это просто сырье, из которого действующая властная элита извлекает и возвышает наиболее продвинутую часть для обеспечения стабильности установившегося миропорядка. Интеллект народа концентрируется в интеллигенции; это обычно и есть представляющая его в мире часть.
В истории Украины есть темные периоды, во время которых рушились устои и традиции, прерывались связи между прошлым и будущим народа.
Первый такой период наступил после разрушения Киева Батыем. Это событие стало важной вехой на пути к самоосознанию народом обособленности, отдельности от предавших его северных соседей.
Почти двести лет Киев практически пустовал; потом на Замковой горе выросла небольшая польская крепость, и Украина от Львова до Полтавы, от Чернигова до Умани стала домом для польско-литовской шляхты. А запорожская вольница, сложившаяся из беглых рабов, стала основой для новой своеобразной военно-демократической государственности.
Второй вехой стало "воссоединение" под рукой русского царя.
Третья веха - коммунистическая революция.
Но для осознания того, что происходило с "территорией, ныне называемой Украиной", нужно вернуться еще раньше, ко временам Владимира, крестившего Русь, в общем-то мелкого местного князька, прельстившегося именно проповедуемой христианством идеей божественности всякой власти и остро нуждавшегося в поддержке сильной Византии.
Летописи донесли до нас туманные сведения о диспуте, происходившем между христианским, мусульманским и иудейским священнослужителями, завершившемся крещением Руси.
В этом признанном факте часто забывают отметить важное - представители всех трех конфессий воспринимались как давно известные, проживающие совместно с народом, в массе своей идолопоклонствующим, в гуще его, разделяя с ним долгую и непростую судьбу.
Я не ставлю задачу анализировать причины, последствия, правильность принятого князем Владимиром решения. Все это общеизвестно и давно изучено и… забыто. Факт был именно таков, и с ним мы живем, спокойно признавая его, кто как Б-жью волю, кто как историческую данность. Христианство принесло народу свое понимание ценности человеческой жизни, свою мораль, преобразило картину восприятия мироздания.
"Чуждость" стала определяться принадлежностью к иной конфессии. Беру на себя смелость утверждать, что язычники были терпимее христиан (да и любых монотеистов) в вопросе выбора объекта поклонения. В конце концов, практически в каждой семье или роду из единого этнического пантеона выбирался свой, наиболее уважаемый или почитаемый Б -г, но соседский при этом вовсе не утрачивал Б-жественности и пожинал законную дань страха и уважения.
Религиозная терпимость сегодня, как и всегда, остается условием мирной созидательной жизни. До тех пор, пока эта тема не переходит в иную, чисто национальную плоскость рассмотрения.
Националистически настроенный украинец отнюдь не всегда выглядит воспрянувшим после долгого угнетения праведником. А вернее, многовековое угнетение вызвало естественную ксенофобическую реакцию. Естественную в смысле понятную, но от этого не становящуюся оправданной.
…Между вторым и третьим туром президентских выборов, когда уже ощущалось утомление, истощалось терпение народа, мы с внуком написали на обороте обоев плакат: "НАРОД ПОКА НЕ УСТАЛ!" и вечерами, выходя на Майдан, носили его по Крещатику. Слово "ПОКА" было написано на нем как эмблема "Поры". Люди аплодировали, показывали большой палец в знак одобрения.
Но как выяснилось, не всем участникам революции это понравилось. Один мой земляк, львовянин, остановил нас, и придирчиво спросил: "Якою це мовою? Я не знаю українською слова "пока"!" Его сосед, как бы извиняясь, пояснил: "А он по-русски принципиально не понимает!"
Я не стал объяснять степень идиотизма этого "принципа". Знание языка - это доступ в особый, присущий его носителю мир. Биография языка отражает историю народа, становления культуры. Чем больше заимствований, тем больше следов культурного взаимодействия в нем запечатлено. В истории народа есть эпохи экспансии и эпохи покорения внешним врагом. Первые проходят, почти не оставляя следов в языке, вторые характеризуются отпечатками чужой лексики, понятий, традиций.
Украинский язык богат диалектами. Я часто привожу в качестве примера с детства смешное проклятие, в котором смешались следы трех языков. Звучало это в повседневной речи моего детства так: "Шлях тобі трах!" Воспринималось это примерно как заклятие - чтоб тебе дороги не было!. Знающие польский язык произносили эту фразу немного иначе: "Нeх т?бе шлaг трaфье!", что означало "Чтоб тебя удар хватил", причем слово "шлаг" было прямым заимствованием из немецкого (австрийского) - "schlag", удар.
Большинство людей понимали суть выражения на уровне почти подсознательном, потому что все владели в той или иной степени польским, украинским, русским, многие - немецким или идиш - языком, впитавшим лексику всех народов Восточной Европы.
Поэтому мне была совершенно непонятна позиция моего земляка. В нашем детстве мы росли, несмотря ни на какие политические течения и перекосы, в атмосфере полного языкового взаимопонимания.
Но есть и другая, не лежащая на поверхности сторона вопроса о языке.
…Я наклеил на столбе листовку, призывающую по-украински к борьбе с коррупцией. Пожилой человек в шортах, прогуливавшийся с пекинесом, заглянул через мое плечо и с удовлетворением сказал: "На непонятном языке пишете. Народ этого не поймет!"
Это как раз та ксенофобия, что меня более всего поражает в некоторых носителях русского языка. Ведь язык этот прошел через Голгофу татаро-монгольского нашествия, немецкую оккупацию, ассимилировал десятки народностей, прошел горнило петровско-екатерининского окультуривания, обогатился тысячами слов немецкого, французского, английского и Б-г знает какого еще происхождения, став языком межнационального общения. Но по непостижимой для меня причине многие, даже образованные его носители категорически не приемлют необходимости владеть и общаться любым местным государственным языком. Поразительно, но я думаю, что если бы россияне массово эмигрировали, скажем, в Японию, то спустя 20-30 лет эти "ленивые и нелюбопытные" русские требовали бы принять свой язык в качестве второго государственного.
Это не просто свидетельство недостатка внутренней культуры и отсутствия любопытства. Сегодня это результат интенсивного внешнего поощрения со стороны руководства России с целью искусственного нагнетания несуществующей напряженности в межнациональных отношениях.
Написал это и остановился. Ошибка. Уже, благодаря именно политике России, некоторая напряженность стала свершившимся, неоспоримым фактом. К сожалению. И этот факт заставляет задуматься о будущем. Ведь провоцируя борьбу за признание русского языка вторым государственным, Россия сеет семена взаимного недоверия в Украине, из которых способен вырасти ядовитый урожай настоящего фашизма, с обеих сторон.
Я намеренно написал все это по-русски. Отец в детстве учил меня, что с людьми вежливо общаться на языке, наиболее понятном собеседнику. И он всегда следовал этому правилу, вызывая в людях симпатию и уважение.
Ему было это легко. Он, инженер, знал восемь европейских и шесть восточных языков, мечтал защитить диссертацию по немецкой филологии.
А вы?

Олег Оранжевый




Обсуждение Еще не было обсуждений.


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания

Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:774851

Авторские права сайта Fornit