Заключение
Мы рассмотрели ряд базовых понятий, на которых следует останавливаться при изучении связей и развития не отдельной области знаний о «системе природа—общество—человек», а науки в целом. При этом мы показали, что объединяет и что различает научное и интуитивное мировоззрение, включая религиозное мировоззрение, философию, искусство, обыденную жизнь. Мы специально обратили внимание на сложный характер взаимоотношений между научным и интуитивным мировоззрением, на их взаимопроникновение и взаимодополнение. Мы постарались показать, почему проверенные временем и научным методом законы — истины науки — становятся общеобязательными для всех. Общие законы, открываемой наукой, общеобязательны потому, что они совпадают с действительным миром и это подтверждается проверкой. Мы рассмотрели понятия «знание» и «научное знание» и показали, что знание приобретает статус научного в том случае, если его можно измерить. Мы показали, что логика проектирования устойчивого развития и основана на измерении того, что необходимо изменять для сохранения развития в системе «природа—общество—человек». Мы обратили внимание на существование универсальной основы точного знания и показали элементы научного мировоззрения, которые обеспечивают его развитие.
Выводы
1. Мировоззрение — это обобщающая форма знаний о системе «природа—общество—человек», выражающая отношение к окружающему миру в целом.
2. Научное мировоззрение — это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом.
3. В основе научного мировоззрения лежит метод — средство, которым знание подвергается проверке.
4. Принципиальной особенностью научного мировоззрения является то, что общие законы природы, как составная часть научного мировоззрения, являются общеобязательными для всех.
5. Научное и интуитивное мировоззрение находятся в тесном взаимодействии. Интуитивное мировоззрение является питательной средой, источником идей. Научное мировоззрение обогащает религию, искусство, обыденное сознание — дает новые возможности глубже понять окружающий мир.
6. Знание в собственном смысле — это результат мышления, выраженный в форме принципов и понятий, раскрывающих содержание системы.
7. Научное знание — это знание, которое можно доказать.
8. Доказать — это логически и экспериментально воспроизвести знание.
9. Требование доказуемости — это требование измерения знания. Без измерения и вне измерения невозможно отделить фантомы субъективного восприятия от действительных процессов реального мира.
10. Логика проектирования устойчивого развития — это правила принятия решений о том, что нужно сохранить и что изменить, чтобы обеспечить сохранение развития в системе «природа—общество—человек».
11. Универсальной основой любого точного знания является Пространство и Время. Эти понятия являются фундаментальными в философии и науке. Нераздельность пространства — времени есть эмпирически подтвержденное научное положение, прочно вошедшее в научную работу.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||