В процессе развития экономической теории возникало немало  дискуссий о теории стоимости, сформулировано множество концепций,  теорий. Но ни одна не получила абсолютного признания, поскольку все они  характеризовали различные аспекты стоимости в процессе ее эволюции. 
        Одной из наиболее распространенных является трудовая теория  стоимости, проводимая представителями классической политической  экономии Вильямом Петти, Адамом Смитом, Давидом Рикардо, а позже  завершена основоположником нового направления в политической экономии Карлом Марксом.
       Ее сторонники утверждали, что стоимость - это общественное  свойство вещи. Определить ее непосредственно в товаре с помощью  определенных физических или химических исследований невозможно. Она  проявляется лишь в отношениях между товаропроизводителями. Основой  трудовой теории стоимости является признание труда источником  богатства, а экономический мир является огромной мастерской, где  разворачивается соперничество между различными видами труда в целях  создания общественного богатства. Наиболее важную роль в росте  производительности труда и национального богатства играет разделение  труда, благодаря которому совершенствуются навыки каждого работника,  обеспечивается экономия времени за перехода от одной операции к другой,  происходит облегчение и сокращение процесса производства. Стоимость, за  А. Смитом, определяется потрачено трудом не одного конкретного  человека, а средним, необходимой для определенного уровня развития  производительных сил, трудом, а создается продуктивной работой.  Разделение труда - главная предпосылка повышения ее производительности.  Стоимость товара образует не только труд, затраченные непосредственно  на его производство, но и труд уречевлена. 
        Уречевлена труд - общественно необходимое (абстрактная) труд, воплощенная в жизненных благах, в товаре. 
        
      Значительный вклад в разработку трудовой теории стоимости сделал  К. Маркс, разработав положение о Двойственный характер труда,  воплощенной в товаре. Еще до него экономисты пришли к выводу, что товар  имеет два свойства: стоимость и потребительскую стоимость, но они не  понимали, что эта двоедина свойство вызвана двойственным характером  труда. Оппоненты К. Маркса и сегодня считают это утверждение  абстрагованим, оторванные от практики. 
        
      Трудовая теория стоимости вошла в противоречие с прикладными  исследованиями, практическими реалиями. Например, нередко цены не  только отклоняются от стоимости, но и формируются вокруг  «контролирующего стержня», который отличается от нее. Не всегда  согласуется с практикой и положения о едином стоимостной-создавая  фактор. 
        
      Согласно трифакторною концепцией, основой стоимости являются  такие факторы производства - земля, капитал, труд. Один из  родоначальников трифакторнои концепции французский экономист первой  половины XIX вв. Жан-Батист Сэй (1767-1832) считал, что в производстве  взаимодействуют и дополняют друг друга предприниматели, землевладельцы  и рабочие. Участники производственного процесса не противоречат, а  наоборот, дополняют друг друга. Каждый фактор производства создает свою  часть стоимости: капитал - процент, труд - заработную плату, а земля -  ренту. 
        
      Весомый вклад в теорию издержек производства сделали Фредерик  Бастиа (1801-1850, Франция), Джеймс Милло (1773-1836, Англия), Джон  Мак-Куллох (1789 - 1864, Англия), которые пытались синтезировать  различные точки зрения на эту проблему. Рассматривая издержки  производства как основу миновои стоимости и цен, они пришли к выводу,  что новая стоимость создается не только живым, но и уречевленою трудом.  Ценность блага зависит от количества труда, необходимого для его  производства, но на нее также могут влиять другие факторы. Дж. Милло  иллюстрирует это так называемым «парадоксом старого вина»: затраты на  производство молодого и старого вина одинаковые, а цены существенно  отличаются. Отсюда вывод - определяя ценности, необходимо учитывать не  только трудовые затраты. 
        
      Принципиально новые подходы к определению и анализу стоимости  начали формироваться в 70-е годы XIX в. Если трудовая теория стоимости  и теория издержек производства давали ответ на вопрос - что является  основой формирования стоимости в процессе производства, то  представители нового направления отвечали на вопрос - что является  основой спроса на товар, как формируется спрос, от чего зависят  поведение, выбор покупателей. Эти проблемы стали центральными в их  исследованиях и начали разработку теории предельной полезности, которая  стала исходным пунктом маржинализму, т.е. теории предельных величин.  Приверженцами этого направления были экономисты Уильям Джевонс  (1835-1882, Англия), Карл Менгер (1840-1921, Австрия), Фридрих Визер  (1851-1926, Австрия), Евгений Бэм-Баверк (1851-1914, Австрия), Леон  Вальраса ( 1834-1910, Шейцария), Михаил Иванович Туган-Барановский  (1865-1919, Россия) и другие. 
        
      Согласно теории предельной полезности, стоимость товара  определяется его предельной полезностью, т.е. той ценностью товара,  которую потребитель предоставляет последней единицы товара, потребление  которой удовлетворяет его наименее требовательном потребность в этом  товаре. Теория предельной полезности основой стоимости (ценности)  считает не объективные факторы ее образования (производство товаров), а  субъективный фактор - полезность, которую предоставляет благо  потребитель. Поэтому эта теория ориентирована на изучение интересов и  мотивов деятельности потребителей, что способствовало созданию теории  потребительского поведения, которая стала неким компромиссом между  различными направлениями экономической науки, в том числе и теории  стоимости. Она была разработана английским математиком и экономистом  Альфредом Маршаллом (1842-1924). Основой теории потребительского  поведения является изучение проблем взаимодействия спроса и предложения  как сил, которые определяют рыночные процессы. На этом основании  Маршалл предложил компромиссную теорию цен, акцентируя внимание на  значении количественных оценок побуждая мотивов и поступков людей,  измерении их с помощью «денежной цены». Он считал, что издержки  производства, интенсивность спроса, предел производства и цена продукта  взаимно регулируются. Анализ потребностей, спроса и полезности  позволяет построить модель равновесной цены.