Сначала рекомендуется ознакомиться со статьей Значимость -> Смысл -> Логика.
Понятие "смысл" не имеет какого-то удовлетворительно описания на уровне психофизиологических коррелятов, и поэтому во всех справочниках его толкование носит поверхностный характер того, что обычно имеется в виду, когда произносят это слово, не более того. Так, в Википедии: "Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности. ... Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью." и т.п. В Философской энциклопедии: "Смысл — внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности.".
Но отдельные работы философов и исследователей дают определенные данные для того, чтобы иметь возможность собрать сопоставленные сведения их результатов в общую картину.
В самом общем плане смысл, который имеет что-то для нас в определённых условиях, как раз и делает наши ощущения и переживания субъективными, личностными. Один и тот же объект внимания в разных условиях может иметь самый разный, до противоположности смысл. Кроме того, для разных людей один и тот же объект их внимания может иметь свой самобытный, непередаваемый смысл.
Самое общие понимание субъективного смысла - это то, какую значимость при осознании придает субъект объекту осознанного внимания.
Основа любой значимости – самое общее состояние организма: Плохо, Норма или Хорошо.
Поэтому любой смысл носит или позитивную или негативную или нейтральную окраску. Но каждое из общих состояний значимости имеет градации от наивысшей силы до нуля, и мы вполне ясно способны различать их. Не до миллионов как, бывает, способны различить градации цвета. Потому что если градации цвета очень информативны и позволяют с пользой различать объекты, то градации значимости не требуют этого.
Основа значимостей – различаемые и распознаваемые образы восприятия и действия, такие же как любые другие образы: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, но только это образы внутреннего состояния гомеостаза – общей характеристики совокупности жизненных параметров.
Любому образу вопристия или действия субъективно придается определенная в опыте его значимость в данных условиях, придавая ему, кроме качемв, определеяемых различными признаками свойств, определенную значимость. Значимость становится "внутренней" характеристикой образа, кроме тех характеристик, что отражают признаки объективного мира. Образ становится субьективированным.
Значимости нужны для того, чтобы видеть последствия наших действий, которые прямо или косвенно улучшают или ухудшают наше состояние или оставляют его неизменным. Если стало хуже, то, значит, так лучше больше не делать в данной ситуации. А если лучше, то такое действие становится увереннее в своей пользе.
Но мы способны произвольно менять значимость, если в результате получаем пользу. Значимость ожога – отрицательная и довольно сильная. Но мы идем на это во многих случаях, например, чтобы вытащить печеную картошку из углей. Получается, что правило “не суй туру в угли, будет больно” менее значимо в сравнении с правилом “вытащи вкусную горячую картошку из углей и будет хорошо”. И общая цепочка правил оказывается окрещена в позитивный смысл, позволяющий совершать такое действие.
Сталкиваясь с различными образами восприятия и совершая разные действия, образы которых возникают перед действием, по результату мы придаем этим образам значимость, позволяющую позже использовать ее для решения о действиях.
Таким образом значимость информирует нас о том, что мы можем получить, исходя из прошлого жизненного опыта. На основе правил и значимости образов, которые хранятся в памяти о ранее совершенном, мы способны подобрать подходящие действия даже для новых условий, когда привычная реакция кажется уже неприемлемой. Значимости образов в разных условиях образуют карту понимания смыслов того, что могут значит для нас эти образы.
В сложных образах, состоящих из более простых, имеющих самую разную свою значимость, при осознании возникает общая значимость или смысл того, что значит это в данной ситуации при данных условиях.
У людей в лобной коре есть множество специализированных механизмов, которые позволяют вытащить ту или иную значимость из разных видах памяти, сопоставить цепочки памяти и правил, найти общее в разных образах, т.е. получать самую разную информацию, которую мы ощущаем как общую картину происходящего и его смысл.
Этот смысл уникален и нигде, кроме как при осознании субъектом чего-то, не встречается в природе в виде некоей сущности или свойства. Именно субъект придает смысл всему, причем, у него есть возможность менять этот смысл произвольно, и этим смысл отличается от более низкоуровневой значимости, ассоциированной с воспринимаемым и результатам наших действий.
Смысл возникает на определенном, уровне индивидуальной адаптивности, - на уровне осознания. И вот краткий перечень последовательности формирования уровней индивидуальной адаптивности.
Самый первый уровень индивидуальной адаптивности - наследственно предопределенные реакции, которые при жизни особи согласуются с поддержкой регуляции внутренней среды организма и, тем самым, обеспечивают выживание в некоем диапазоне стабильных для этой системы условий. Это называют безусловными рефлексами. Этот вид управляющих связей в мозге использует рецепторы отклонения внутренней среды от нормы и возврата в норму. На этом уровне нет субъективной интерпретации этих отклонений как плохо или хорошо, это - чистый автомат, для которого характерны связи типа стимул-ответ: почти непосредственные связи между рецепторами и эффекторами.
Следующий уровень стал возможным после образования третичных или ассоциативных областей коры мозга, где распознаются сочетания всех видов рецепции, точнее - распознавателей сочетаний различных рецепторов (примитивов восприятия), в том числе и системы регуляции гомеостаза.
Еще на уровне вторичных структур организация распознавателей оказывается контекстно-зависимой, т.е. результат распознавания зависит от наличия сопутствующих основному стимулу признаков условий. Это можно было бы обозначить как второй уровень организации адаптивности, но он не выделен в описании развития сложности видов, и он имеет слишком размытые границы и виды организации так, что невозможно сказать, что вот этот вид еще не использует контекстность, а это уже использует. Тем более, что ассоциативный уровень дополняется более древним изобретением эволюции - нейромедиаторной регуляцией поведения в зависимости от условий, что организует контекстность за счет признаков отклонения от нормы гомеостаза и возврата к ней (т.е. контекст есть уже у очень простых организмов, т.к. у них уже используется баланс неспецифических нейромедиаторов).
Такая регуляция образует то, что на высшем уровне осознания переживается как эмоции, а на более простых представляют собой систему организации основных стилей поведения, которые могут быстро переключаться в зависимости от обстоятельств (пищевое поведение, поисковое, половое, оборонительное).
Ассоциация распознавателей признаков необходимости переключения стилей с текущим активным образом восприятия-действия (в цепочках управления поведенческими программами) образует звено восприятия-значимости-действия, которое определяет то, что означает воспринимаемое в данных условиях и то, каким ветвлением программы действий на это нужно реагировать. В последующем развитии такие звенья могут стать осознаваемым мыслительным образом.
С появлением возможности удержания образа в активном состоянии даже если стимул временно пропадает из восприятия, возникает возможность действовать уже не столько автоматично на основе только внешнего, но и на основе возникшей собственной поддерживающейся активности – это основа субъективной произвольности.
На этом уровне организации уже есть субъективная значимость, приобретаемая жизненным опытом, но нет ее осознания и субъективного переживания, позволяющего произвольно противодействовать привычным реакциям тогда, когда для этого возникает резон при осмыслении ситуации. Осмысление - следующий уровень адаптивности с образованием механизма совершенно иного принципа запоминания, с использованием механизма удержания запоминаемого образа при его связи с другими актуальными, что позволяет прогнозировать происходящее и вовремя произвольно вмешиваться, изменяя реагирование с привычного рефлекторного на произвольное.
При этом жестко закрепленная значимость произвольно меняется, переопределяется как по результатам предположительного прогнозирования, так и по результатам пробного действия по новому произвольному варианту. У такой новой значимости есть своя локализация, отличная от более древней, что составляет мотивационные элементы субъективных моделей понимания для формирования целей адаптации и удержания их.
Смысл на этом уровне организации - осознаваемая в фокусе осознанного внимания значимость, которой может быть придан отличный от гомеостатической значимости, произвольный смысл (в процессе интерпретации активной моделью понимания) того, что можно ожидать от объекта внимания в личном плане или интерпретируя его воздействие на что-то внешнее. И тогда вместо негативной боли от накалывания тату, можно испытывать удовлетворение от того, как круто теперь будет смотреться тело.
Все это - очень непростые механизмы, которые прослеживаются в организации адаптивности особей различных видов и хорошо описаны во множестве результатов фактических исследований. С системным обобщением (не зависимым от множества возможных способов реализации) можно ознакомиться в материалах сайта при условии их последовательного заинтересованного рассмотрения. В наиболее популярной и, в то же время, достаточно полной форме это описано в главах книги.
Есть немало многозначительных зрительных иллюзий, в которых разные люди узнают совершенно разные изображения. Есть те, которое могут увидеть только один какой-то смысл или вообще не видят ни одного.
Другие легко различают два заложенных смысла:
И тогда они как бы переключаются с одного на другой: человек видит одно, а потом, вспомнив про другой смысл, видит совершенно иное.
Вот на этом примере хорошо можно понять, что значит смысл, придание смысла, передача смысла другому. Ведь стоит рассказать не видящему, что он мог бы увидеть и тот буквально прозревает.
Смысл придает увиденному свою интерпретацию и этим дополняет увиденное так, что оно приобретает зримые формы.
Вот почему даже в подчас очень скупых рисунках угадывается смысл и рисунок как бы мысленно дорисовывается.
Еще есть те (их очень немного и для них стоит вопрос о нормальности психики), кто способен в любом изображении увидеть сколько угодно разных смыслов, у них так и прут почти галлюцинаторные видения.