Что такое смысл       Короткий адрес страницы: fornit.ru/7339


Что такое смысл

Что такое смысл - в понимании организации психики, понятие, механизмы, связь общепринятого толкования и сути психических процессов.

Понятие "смысл" не имеет какого-то удовлетворительно описания на уровне психофизиологических коррелятов, и поэтому во всех справочниках его толкование носит поверхностный характер того, что обычно имеется в виду, когда произносят это слово, не более того. Так, в Википедии: "Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности. ... Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью." и т.п. В Философской энциклопедии: "Смысл — внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности.".

В Российской академической науке есть разнопонимание уже на уровне определения функциональности нейрона, в зарубежной - где-то на уровне принципов распознавания (что практически воплотилось в создании обучающихся распознаванию нейросетей с выходом на действия, отвечающие результатам распознавания). Но отдельные работы исследователей уже вплотную дают фактические данные для того, чтобы иметь возможность собрать сопоставленные сведения их результатов в общую картину. Эти работы описаны в материалах сайта Fornit, прослеживающих развитие представлений и эволюцию уровней индивидуальной адаптивности.

В самом общем плане смысл, который имеет что-то для нас в определённых условиях, как раз и делает наши ощущения и переживания субъективными, личностными. Один и тот же объект внимания в разных условиях может иметь самый разный, до противоположности смысл. Кроме того, для разных людей один и тот же объект их внимания может иметь свой самобытный, непередаваемый смысл. Поэтому смысл - это то, какую значимость чего-то при осознании придает субъект объекту осознанного внимания. Этот смысл уникален и нигде, кроме как при осознании субъектом чего-то, не встречается в природе в виде некоей сущности или свойства. Именно субъект придает смысл всему, причем, у него есть возможность менять этот смысл произвольно, и этим смысл отличается от более низкоуровневой значимости, ассоциированной с воспринимаемым и результатам наших действий.

Смысл возникает на определенном, осознанном уровне индивидуальной адаптивности, - на уровне осознания. И вот краткий перечень последовательности формирования уровней индивидуальной адаптивности.

Самый первый уровень индивидуальной адаптивности - наследственно предопределенные реакции, которые при жизни особи согласуются с поддержкой регуляции внутренней среды организма и, тем самым, обеспечивают выживание в некоем диапазоне стабильных для этой системы условий. Это называют безусловными рефлексами. Этот вид управляющих связей в мозге использует рецепторы отклонения внутренней среды от нормы и возврата в норму. На этом уровне нет субъективной интерпретации этих отклонений как плохо или хорошо, это - чистый автомат для которого характерны связи типа стимул-ответ: почти непосредственные связи между рецепторами и эффекторами.

Следующий уровень стал возможным после образования третичных или ассоциативных областей коры мозга, где распознаются сочетания всех видов рецепции, точнее - распознавателей сочетаний различных рецепторов (примитивов восприятия), в том числе и системы регуляции гомеостаза.

Еще на уровне вторичных структур организация распознавателей оказывается контекстно-зависимой, т.е. результат распознавания зависит от наличия сопутствующих основному стимулу признаков условий. Это можно было бы обозначить как второй уровень организации адаптивности, но он не выделен в описании развития сложности видов, и он имеет слишком размытые границы и виды организации так, что невозможно сказать, что вот этот вид еще не использует контактность, а это уже использует. Тем более, что ассоциативный уровень дополняется более древним изобретением эволюции - нейромедиаторной регуляцией поведения в зависимости от условий, что организует контекстность за счет признаков отклонения от нормы гомеостаза и возврата к ней (т.е. контекст есть уже у очень простых организмов, т.к. у них уже используется баланс неспецифических нейромедиаторов).

Такая регуляция образует то, что на высшем уровне осознания переживается как эмоции, а на более простых представляют собой систему организации основных стилей поведения, которые могут быстро переключаться в зависимости от обстоятельств (пищевое поведение, поисковое, половое, оборонительное).

Ассоциация распознавателей признаков необходимости переключения стилей с текущим активным образом восприятия-действия (в цепочках управления поведенческими программами) образует звено восприятия-значимости-действия, которое определяет то, что означает воспринимаемое в данных условиях и то, каким ветвлением программы действий на это нужно реагировать. В последующем развитии такие звенья могут стать осознаваемым мыслительным образом.

С появлением возможности удержания такого образа в активном состоянии даже если стимул временно пропадает из восприятия, возникает возможность действовать уже не столько автоматично на основе только внешнего, но и на основе возникшей собственной поддерживающейся активности - основа субъективной произвольности.

Условия образования связей на этом уровне требуют множества повторений при сочетании всех активных признаков и формирование того, что наиболее воспроизводимо проявляется при том, что приводит к возврату нормы гомеостаза, т.е. при совершении удачных действий. Этот уровень описывается как условные рефлексы.

На этом уровне организации уже есть субъективная значимость, приобретаемая жизненным опытом, но нет ее осознания и субъективного переживания, позволяющего произвольно противодействовать привычным реакциям тогда, когда для этого возникает резон при осмыслении ситуации. Осмысление - следующий уровень адаптивности с образованием механизма совершенно иного принципа запоминания, с использованием механизма удержания запоминаемого образа при его связи с другими актуальными, что позволяет прогнозировать происходящее и вовремя произвольно вмешиваться, изменяя реагирование с привычного рефлекторного на произвольное.

При этом жестко закрепленная значимость произвольно меняется, переопределяется как по результатам предположительного прогнозирования, так и по результатам пробного действия по новому произвольному варианту. У такой новой значимости есть своя локализация, отличная от более древней, что составляет мотивационные элементы субъективных моделей понимания для формирования целей адаптации и удержания их.

Смысл на этом уровне организации - осознаваемая в фокусе осознанного внимания значимость, которой может быть придан отличный от гомеостатической значимости, произвольный смысл (в процессе интерпретации активной моделью понимания) того, что можно ожидать от объекта внимания в личном плане или интерпретируя его воздействие на что-то внешнее. И тогда вместо негативной боли от накалывания тату, можно испытывать удовлетворение от того, как круто теперь будет смотреться тело.

 

Все это - очень непростые механизмы, которые прослеживаются в организации адаптивности особей различных видов и хорошо описаны во множестве результатов фактических исследований. С системным обобщением (не зависимым от множества возможных способов реализации) можно ознакомиться в материалах сайта при условии их последовательного заинтересованного рассмотрения. В наиболее популярной и, в то же время, достаточно полной форме это описано в главах книги

 

 Есть немало многозначительных зрительных иллюзий, в которых разные люди узнают совершенно разные изображения. Есть те, которое могут увидеть только один какой-то смысл или вообще не видят ни одного.

 

Другие легко различают два заложенных смысла:

  

И тогда они как бы переключаются с одного на другой: человек видит одно, а потом, вспомнив про другой смысл, видит совершенно иное.

Вот на этом примере хорошо можно понять, что значит смысл, придание смысла, передача смысла другому. Ведь стоит рассказать не видящему, что он мог бы увидеть и тот буквально прозревает.

Смысл придает увиденному свою интерпретацию и этим дополняет увиденное так, что оно приобретает зримые формы.

  

Вот почему даже в подчас очень скупых рисунках угадывается смысл и рисунок как бы мысленно дорисовывается.

 

Еще есть те (их очень немного и для них стоит вопрос о нормальности психики), кто способен в любом изображении увидеть сколько угодно разных смыслов, у них так и прут почти галлюцинаторные видения.

Что такое смысл

В предметном указателе: Алгоритмы распознавания | Гносеология | Головной мозг | Голографический принцип | Интеллектуальные механизмы | Истина | Критерии истины | Мозг | Наука | Нейрофизиологические механизмы... | Как найти смысл жизни | Поиск смысла жизни | Проблема смысла жизни | Смысл жизни | Смысл человеческого существова... | Цель существования разума | Что такое смысл | Fornit О смысле жизни | А. Шаманаев В чем различие между целью и смыслом жизни? | А.Р.АБДУЛЛИН ДИАЛОГ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Яндекс.Метрика