Кузнецова Т.Г.
ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН Выделяются три уровня неспецифических реакций саморегуляции:
1.Врожденные (безусловнорефлекторные) реакции, возникающие помимо воли человека, направленные либо на усиление стремления к удовлетворению насущной потребности, либо на его ослабление.
На начальных этапах в ситуации невозможности удовлетворения потребности отмечается усиление стремления, которое постепенно переходит в его ослабление.
2.Приобретенные (условнорефлекторные) реакции перво- и второсигнального уровней (довербального и вербального мышления), имеют то же назначение, что и врожденные. Но они легче управляются через сознание. Среди приобретенных реакций выделятся реакции ординарного и бинарного действия. Ординарные реакции саморегуляции однозначно полезны для здоровья и сохранения жизни, бинарные реакции несут в себе и полезное и вредное для человека начало.
3.Врожденно–приобретенные реакции связаны с организацией достижения цели, где можно выделить реакции, направленные на достижение цели и реакции, связанные с отказом от ее достижения.
Стремление к достижению цели или отказ от него определяется не только ценностью цели, но и условиями ее достижения: расстояние до цели, скорость ее приближения, время ее достижения, вероятность ее получения. По-видимому, это не полный перечень поведенческих реакций саморегуляций.
Приведенная классификация создает предпосылки для целенаправленного изучения реакций саморегуляции с точки зрения их зависимости от типов психосоматической деятельности, условий обучения, воспитания, уровня развития в филоонтогенетическом, эволюционном, половом и других наравлениях.
При этом следует учесть, что длительное доминирование одной из реакций саморегуляций, будет вызывать дисгармонию во взаимодействии всех реакций, что неизбежно будет приводить к появлению функциональных расстройств.
Анализ и паспортизация реакций саморегуляции – одна из важнейших фундаментальных и практических задач, учитывая, что реакции саморегуляции это психологическая защита организма от перенапряжения нервных процессов.
Касаясь анализа процесса достижения цели у человека, следует учитывать и особенности организации у него воли.
С нашей точки зрения психофизиологическая основа воли – это интеграл из реакций сосредоточения, положительных эмоций, активных отрицательных эмоций или интеграл, обеспечивающий реализацию системы достижений. Вместе с этим волевые усилия взрослого человека управляется с помощью слов-сигналов: «надо», «сделаю» и т.д., организующих процесс достижения цели.
Включение воли усиливает систему достижения цели, переводя в субдоминантное состояние систему антипод. В обычных же условиях существует динамическое равновесие между ними, что и обеспечивает такое состояние организма, когда активация и релаксация оптимально чередуются, что является залогом сохранения здоровья. При длительном доминировании воли в организации процесса достижения цели закономерно ослабляются системы ориентировочного рефлекса, пассивных отрицательных эмоций, сна. Неукротимая воля и стремление к достижению цели неизбежно ослабляет ориентировочный рефлекс, притупляет ощущение неудовольствия от собственных ошибок, чувство сопереживания и сострадания, нарушает сон.
Изучение целенаправленной деятельности на довербальном и вербальном уровнях по методике приближающейся цели позволило нам вывести несколько закономерностей, определяющих процесс достижения цели.
Процесс достижения цели организован таким образом, что физические величины (константы): расстояние до цели, скорости ее приближения, время ее достижения активируют систему положительных эмоций, реакцию сосредоточения или эмоционально отрицательные реакции. Переход от одной константы к другой связан с появлением ориентировочно – исследовательской реакции. В процессе достижения цели с изменением указанных параметров, вероятности достижения цели и ее ценности изменяется характер активационных реакций (положительных и отрицательных эмоций, сосредоточения). На каждом этапе достижения цели ответная реакция организма определяется взаимодействием всех активационных систем, с переменным доминированием каждой из них. Влияние пространственно–скоростного, временного и вероятностного континуума возрастает при мало значимой и уменьшается при высоко значимой цели. С возрастом константы пространственно – временного, ценностного и вероятностного континуума меняются. У детей их значение меньше, чем у взрослых.
Знание этих закономерностей дает возможность учителю и воспитателю составить реабилитационную программу, снимающую нервное напряжение, утомление, стресс. Однако знание этих закономерностей при обучении и воспитании детей не есть универсальное средство решения всех проблем. Это лишь один из элементов психофизиологической грамотности, необходимой для совершенствования обучения и воспитания.