Новейшие исследования показывают, что речевое развитие ребенка
начинается с эмбрионального периода развития. Плод слышит слова или, точнее,
псевдослова в утробе матери, и именно на основе получаемых в эти месяцы
впечатлений в будущем человеке формируется первый языковой «опыт», который в
дальнейшем отразится на его способностях к изучению языков. Во всяком случае, к
такому выводу пришли специалисты, чей доклад опубликован в Proceedings of the
National Academy of Sciences.
Оказывается, уже к 27-й неделе внутриутробного развития зародыш воспринимать
и различать звуки, в том числе и звуки внешнего мира. Именно в этого времени
эмбрион начинает знакомство с голосом матери, родным языком, отрывками речи. Вся
получаемая им информация остается в головном мозгу, обеспечивая первичную
«матрицу» и способствуя образованию новых межнейронных связей. Последние можно
обнаружить в процессе мониторинга активности мозга с помощью
электроэнцефалограммы.
Исследование, упомянутое выше, состояло в том, что будущим мамам после 29
недели беременности проигрывали сочетания различных псевдослов типа «та-та-та» и
«то-то-то». Проигрывания сочетаний сопровождались вариациями громкости, частоты
и высоты воспроизведения. После того, как дети родились, им воспроизвели те же
самые звуки, одновременно замерив активность и реакцию их мозга на звуковой
раздражитель. Активность нейронов головного мозга оказалась повышенной, что
доказывает образование новых нейронных связей. Аналогичный эксперимент был
проведен и с контрольной группой детей, которые слышали до своего рождения
только слова матери.
Таким образом, можно считать доказанным, что нейролингвистическое
«программирование» ребенка начинается с внутриутробного периода. Дети, которые
слышат разнообразные и сложные звуки речи, в будущем будут лучше различать и
высоту звука, и фонетические особенности речи, и нюансы в длительности и
интенсивности гласных звуков. Следовательно, постоянные разговоры с еще не
родившимся ребенком носят полезный подготовительный характер. В то же время,
«белый шум» и неразборчивые звуковые потоки оказывают разрушительное воздействие
на будущие языковые способности ребенка