Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение». Другие книги:
«Познай себя», «Основы адаптологии», «Вне привычного» и Лекторий МВАП.
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/7776
Вернуться к исходному документу
Обсуждение статьи Религия в современном научном представлении.
(Для начала - 10 последних)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 ВСЕ 
   alexfox список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества alexfox, оцененные другими пользователями Оценок: 5 Род: Мужской Сообщений: 1155  Сообщение № 9423 показать
ответ -только после авторизации

автор: Psina сообщение 9421

 

религия как "инструмент стимулирующий познание"?

Psina:"...стимулирующим его, не напрямую, а являясь частью объективных социально-экономических процессов." 

как с этим дело обстоит на современном этапе в современном научном представлении?

Не касаясь клерикализации только по этой части,

Psina, а вот я бы сказал наоборот, есть как раз явно заметный обратный процесс. Это как раз на религию влияет постоянно развивающееся познание реального, окружающего нас мира, природы психических процессов, механизмов эволюции. Религия, церковь, вынуждена приспосабливаться, поскольку этот процесс не она и "стимулирует" как ты выразился. Ну посмотри сам у того же Гараджы, "Религиоведение" которого ты использовал для своей статьи, в подразделе этой главы. Александр Марков, ссылка на обсуждение в его LJ была у меня выше, (еще на эту тему) кстати заметил о том же, что есть и у Гараджы, что теология вынуждена приспосабливаться, и так как действительно познанием религия не занимается, то теологам остается только развивать свою апологетику, или продолжать все отрицать.



26.01.2012г. 10:08:18
 
  Psina список всех сообщенийScorcher God Качества Psina, оцененные другими пользователями Оценок: 3 Род: Мужской Сообщений: 401  Сообщение № 9426 показать
ответ -только после авторизации

alexfox,
>>Psina, а вот я бы сказал наоборот, есть как раз явно заметный обратный процесс. Это как раз на религию влияет постоянно развивающееся познание реального, окружающего нас мира, природы психических процессов, механизмов эволюции. ...теологам остается только развивать свою апологетику, или продолжать все отрицать.
Так это ж естественно. Всё влияет на всё. Мы обсуждали как религия влияет на науку, но и наука влияет на религию - и на бизнес, и на власть, и на искусство. Только так как у науки и религии совершенно разные задачи, то и взаимное влияние их мало. В современном обществе наука занимается своими делами, религия своими.
Но вот например церковь выступила против клонирования человека или академик Гинзбург написал письмо против теологии в ВУЗах - взаимное влияние есть, но оно опосредовано через властные институты, через социально-экономические и национальные процессы. Точно также общество влияет на бизнес и наоборот.

Наука и религия и раньше были точно так же далеки друг от друга по своей сути, но раньше церковь была частью власти и, соответственно, её догмы имели силу закона. В тоже время отсутствие научной методологии делало сказку и реальность вполне совместимыми и неконфликтующими в сознании учёного того времени. Но естественный процесс разделения труда, накопления опыта, в том числе и опыта научных изысканий, естественным образом привёл к разделению функций, и религиозные догмы перестали ограничивать познание.
Но научные достижения не отменяют бога, мы же уже обсуждали отсутствие прямой корреляции между образованностью общества и религиозностью. Есть некоторые вехи взаимного пересечения (если можно так выразиться) - например теория Дарвина. Но всё это религия пережила - опять же, потому что вера не основана на объективном знании того, что бог есть - это не наука. Это другая сторона человеческой натуры. Это смыслополагание, где бог - источник всего, который явно может позволить себе всё, что угодно, в том числе и эволюцию, и Дарвина, и бозоны/фермионы. )))
В общем, не думаю, что теологи сильно волнуются. Скорее, они заняты думами о том как приспособить религию к Твиттерам и Ай Падам. )))

27.01.2012г. 19:49:32


Псина - можно по-русски.
 
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: STR, XYZ
  XYZ список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества XYZ, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 216  Сообщение № 9427 показать
ответ -только после авторизации

"То, что субъективно кажется объективным, зачастую объективно является субъективным!" © XYZ

Давай, Psina, попробуем разобраться в том, чего мы понаписали... По последнему твоему посту у меня складывается впечатление, что ты, с одной стороны, вроде бы до уточняешь написанное мною, а, с другой стороны, высказываешь несогласие...

Итак,

автор: XYZ сообщение №9414
Существуют ли объекты если всё находится в движении?! Мой ответ: и да и нет. Объекты - это условное выделение некоторых условно устойчивых процессов + социальная договорённость о названиях.


Для меня слово "объект" означает нечто постоянное, неизменное, по крайней мере, в моём лексиконе "объект" значительно более постоянен, чем "процесс". Я этим словом "объект" пользуюсь как и многие другие. Но уже относительно давно я понял, что неизменных объектов не существует: все объекты всё время находятся в "процессе изменений" в той или иной степени. И, следовательно, только условно можно считать объект неизменным. Поэтому я уточнил про условность и про процессы + социальную договорённость о названиях. Если по этой части есть вопросы - всегда плиз!

автор: Psina сообщение №9421
Все ощущения изначально соответствуют выделенным во внешнем мире границам значимости.


Для меня фраза выглядит скорее эмоционально-абсолютизирующей, чем логичной, либо как некий "конструкт ума"...:
- абсолютизация: например, "все ощущения", или "изначально" (от какого начала считаем?!..),
- "значимость" и "ощущения" - субъективная личностная оценка, и тогда фраза целиком для меня означает: "Субъективные оценки соответствуют субъективным оценкам во внешнем мире". Либо во фразе "выделенным во внешнем мире границам значимости" есть логическая ошибка - и тогда её нужно переформулировать, либо я чего-то не понимаю,- что впрочем - одно и тоже.
Так где же находятся эти границы (во внешнем или внутреннем мире), и как строго разделить внешний и внутренний миры?!.. Я считаю, что эти разделения/границы "относительно условны".

автор: Psina сообщение №9421
Таким образом в нашей голове есть только то, что мы когда-то видели, слышали или ощущали как-нибудь.


Разве?!.. опять некоторая эмоциональная абсолютизация. Поясню свою позицию: в нашей голове не только "впечатления", но и "наследственность". И, вообще, когда строго начинается наше "Я"?! Не приблизительно, а вот так: Отсюда "Я", а там и тогда "не-Я"?!..

автор: Psina сообщение №9421
Проводя эксперименты в разных условиях, мы можем выделить границы объекта/явления


"...МОЖЕМ..." - для меня это ключевое слово. Можем выделить так, а можем вот так, а можем и вообще не замечать в силу разных причин.

P. S. "Карта - не есть территория." Альфред Коржибски.
(Соотношение карты и территории)


26.01.2012г. 15:36:48


Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.
 
   alexfox список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества alexfox, оцененные другими пользователями Оценок: 5 Род: Мужской Сообщений: 1155  Сообщение № 9428 показать
ответ -только после авторизации

религия как "инструмент стимулирующий познание"?

Psina:"...стимулирующим его, не напрямую, а являясь частью объективных социально-экономических процессов." 

 автор: Psina сообщение №9426

Всё влияет на всё. Мы обсуждали как религия влияет на науку

Верно, обсуждали это, но как традиционная религия и церковь на нее влияет или скажем пытается это делать, с выступлениями об ограничениях или запретах, или внедрением в образование, используя для этого политические рычаги, понятно. Но на то, что выше, касательно современного положения дел ты так и не нашелся что сказать кроме общих фраз.

автор: Psina сообщение №9426

религиозные догмы перестали ограничивать познание.

Михаил, ты обрати внимание на контекст вопроса который возник к тебе тут в обсуждении твоей статьи. Если религиозные догмы перестали ограничивать познание, то это ведь не значит что они стали его "стимулировать" "не напрямую") "Не прямое стимулирование" со стороны религии(ее представителей) это что ли попытки протащить Закон Божий в школьном образовании?

автор: Psina сообщение №9426

отсутствие прямой корреляции между образованностью общества и религиозностью

Сомнительно, что такой корреляции нет(и как уже заметил sergish что: "наличие религиозной веры, конкретных религиозных представлений, очень часто связано с отсутствием конкретных знаний"), с чего ты взял, вот еще раз из "Религиоведение" Гараджы:

"Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая. Однако число верующих - хотя и важный, но не единственный и, пожалуй, не главный показатель действительного уровня религиозности. Проведенные в 80-х годах в США опросы показали, что только 6% отрицают существование Бога, а более 80% верят в Бога, "как они его понимают". Но при этом оказалось, что большая часть из них представляют себе Бога не так, как учит церковь, - не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум. Вселенную и т. д. Те, кто верит в такое абстрактное начало, могут отрицать все сверхъестественное и, по существу, быть людьми вовсе не религиозными. Американские социологи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в Бога как личность упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 г., примерно на одну треть."

Или ты знаком с другими исследованиями конкретно на эту тему, есть пруф?

 



29.01.2012г. 16:56:37
 
   alexfox список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества alexfox, оцененные другими пользователями Оценок: 5 Род: Мужской Сообщений: 1155  Сообщение № 9429 показать
ответ -только после авторизации

автор: Psina сообщение 9426

В общем, не думаю, что теологи сильно волнуются. Скорее, они заняты думами о том как приспособить религию к Твиттерам и Ай Падам. )))

:) Так это, зато уже есть такая инет "технология", щас покажу. Попалась в блоге у Е.Волкова как-то статья с openspace.ru,  там в ней, кроме прочего интересного, и не очень, есть такая ссылка, вот http://www.pecherskiy.nne.ru/treby/  Все "работает" удаленно.)



26.01.2012г. 16:18:38
 
  Psina список всех сообщенийScorcher God Качества Psina, оцененные другими пользователями Оценок: 3 Род: Мужской Сообщений: 401  Сообщение № 9430 показать
ответ -только после авторизации

alexfox,
>>Но на то, что выше, касательно современного положения дел ты так и не нашелся что сказать кроме общих фраз.
Вот полная цитата: "Религия может быть как инструментом ограничивающим познавательный процесс, так и стимулирующим его, но опять же не напрямую, а являясь частью объективных социально-экономических процессов. Что легко можно увидеть в исторической перспективе (об этом есть в статье)."
Имелось в виду, что такое стимулирование "может быть" в исторической перспективе, что я и показал в примере. Но, тем не менее, и в современном обществе всё взаимосвязано, прогресс складывается из всех составляющих социальной и политической жизни. Теперь, что я имею в виду под этими "общими фразами"... )))
Например запрет на клонирование человека можно представить как тормоз для науки. Однако, в обществе есть как, условно говоря, "такие" силы, выражающие мнение определённой части населения, так и "другие" силы, выражающие мнение других людей. Общество сможет гармонично развиваться, только когда мнения и тех и других будут учитываться. Вот это не пустые слова: "Религия помогает реализовать одну сторону человеческой натуры, бизнес другую, наука третью, и т. д.. Всё вместе - разные люди одной культуры, нация, страна." Наука существует в обществе, где есть разные люди и разные мнения, ни одно из которых само по себе не эталон. Поэтому запрет на клонирование есть не тормоз науки, а выражение общественных интересов, - когда клонирование животных достигнет успехов и станет привычным, скептиков поубавиться и запрет будет пересмотрен без лишних эмоций. (Есть и другие варианты, но сути они не поменяют)
В естественном ходе исторических процессов церковь, как и бизнес или судебная система, отделена от государства, но, тем не менее, выражает настроения определённой части общества. Среди этой части есть и учёные, и бизнесмены, и политики, и люди искусства. Это не противники науки или прогресса, а люди, которые считают, что вера нужна обществу - она сплачивает, морализует и т.д., и т.п.. У них есть противники - атеисты, которые считают, что религия ограничивает свободу мышления догмами. В анализе аргументов и тех и других "рождается истина". Вот это и есть прогресс, в котором всё имеет значение и работает на общий результат. В таком соперничестве происходят все общественные процессы, иначе - диктатура с "нашими" и "не нашими".
Что касается попов в школе, то верный аргумент здесь не "догмы" - религиозность не препятствует мышлению, а свобода совести. Школа должна быть отделена от навязывания любого частного мировоззрения. Каждый имеет право самостоятельно выбирать путь самореализации.

По поводу уровня образования и религии - нет прямой связи. В социально-экономическую составляющую просвещение входит как один из факторов. Но его значение может значительно корректироваться другими факторами - экономическими, национальными, политическими и т.д.. Во многих странах с похожим уровнем образования религиозность существенно отличается.
Вот: http://elementy.ru/news/431139

Про "атеистическую" веру я уже писал: "Можно верить в бога, осознавая, что его нет или даже не задумываясь об этом, - просто посчитать идею бога по каким-то причинам ценной для себя." Вот это и есть вера в абстрактные начала. Большинство людей именно так и верят, в разной степени соединяя своё и церковное. Тем не менее, эти люди симпатизируют церкви, осознавая нужность религии в той или иной степени. В целом, это, опять же, следствие эволюционной дифференциации общественных институтов, когда потребность в сверхстимуле в сочетании с возможной удалённостью церкви от повседневной жизни, приводит к такой "неформализованной" "естественной" религиозности.


XYZ,
Ты имеешь в виду противопоставление объективной реальности и нашего представления о ней. Я же писал только о нашем представлении о реальности - субъективном и объективном.
Мы действительно видим мир не таким какой он есть. Во-первых наши органы чувств рассчитаны на определённую среду обитания и способ существования, поэтому например следить за уровнем радиации нам не было смысла. Во-вторых даже в пределах существующих возможностей мы реагируем только на то, что имеет для нас какое-то значение, смысл.
Но из этого нельзя делать вывод, что наше представление об окружающем не объективно. Всё дело в границах.
В теме про Гёделя я показал, что "безграничного" или "истинно объективного" знания быть не может, следовательно знать что-то можно только в неких границах - но в этих границах знание будет полностью соответствовать реальному миру. Объективное знание об объекте/явлении всегда ограничено измеряемыми параметрами и точностью их измерений. Соответственно, любые изменения объектов мы также можем измерить, рассчитать и прогнозировать процесс. И получать не условный результат, а абсолютно объективный - в тех границах, которые нам доступны.
Что касается границ значимости. Разный рецепторный ответ соответственно создаёт разный опыт. Вот эти границы разного опыта - разных ощущений - и есть границы значимости. По этим границам мы отделяем один объект от другого. Наш опыт так же объективно соответствует реальности в пределах возможностей рецепторов.
Я - это актуализированная осознанием часть памяти. Информация от рецепторов сравнивается с тем что есть в памяти, в результате образуется новый опыт - новая информация. В этом сравнении мы понимаем, что мы ощущаем и, что это мы ощущаем, так как в каждом осознании окружающего есть и восприятие собственного состояния.

26.01.2012г. 23:23:04


Псина - можно по-русски.
 
   alexfox список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества alexfox, оцененные другими пользователями Оценок: 5 Род: Мужской Сообщений: 1155  Сообщение № 9431 показать
ответ -только после авторизации

автор: Psina сообщение №9430

По поводу уровня образования и религии - нет прямой связи (да и откуда ей взяться). В социально-экономическую составляющую просвещение входит как один из факторов. Но его значение может значительно корректироваться другими факторами - экономическими, национальными, политическими и т.д.. Во многих странах с похожим уровнем образования религиозность существенно отличается.Вот: http://elementy.ru/news/431139

 Знаком с этой статьей(и конечно обратил внимание на то, что она есть у тебя в дополнительных ссылках), но о чем она, и что она показывает? Когда: "Основным результатом является обнаруженная Полом сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости». Эта корреляция хорошо видна как при сопоставлении комплексных показателей PRVSS и SSS, так и при анализе индивидуальных показателей религиозности и социально-экономического благополучия. Иными словами, оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот"

Но в этой статье-обзоре конкретно параметр "уровень образования" все же не упомянут никак, по крайней мере не упоминается в переводе, т.е. для анализа был составлен комплексный индекс из социально-экономических показателей, не все из которых перечисленны в обзоре. Поэтому я и поинтересовался на основании чего ты делаешь этот вывод. Дело в том, что такое исследование(его результаты) в котором бы рассматривался конкретно этот параметр в этой связи (по соотношению с религиозностью), доступно на ресурсе ВЦИОМ: http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/96/10-96_2010_Kofanova.pdf

Что там видим:

[...] Для изучаемых стран характерна также следующая тенденция: религия имеет больше значения для менее образованных респондентов. Так, в России доля принадлежащих к конфессии в группе учившихся не более 11 лет, составляет 53%, свыше 15 лет - 48%, сильно вовлечённых в религиозную жизнь - 26% и 18% соответственно, очень религиозных 8% и 5%.

Относят себя к конфессии респонденты, обучавшиеся не более 11 лет, чаще, чем те, кто учился 15 лет и более, в 18 странах. Сильно вовлечены в религиозную жизнь в первой группе чаще, чем во второй, в 20 странах. Первые чаще крайне религиозны, чем вторые, в 14 странах.

Религиозные традиции более других чтут самые образованные респонденты лишь в Латвии и Швеции и то лишь отчасти.

Аналогичная картина складывается, если мы определяем уровень образования не по количеству лет, сколько человек обучался, а по стадиям образования. Согласно данным Европейского социального исследования, относят себя к конфессии 74% россиян с начальным образованием и только 48% с высшим и незаконченным высшим. Сильно вовлечены в религиозную жизнь 49% и 18% опрошенных в этих группах, крайне религиозны 13% и 5%.

Эта закономерность проявляется, когда речь идёт не только об уровне формального образования, но и о склонности респондента к непрерывному обучению. Как правило, религия играет меньшую роль в жизни тех, кто продолжает обучаться. Принадлежат к конфессиям 40% тех россиян, кто в течение последнего года посещал курсы, тренинги, и 52% тех, кто не обучался за это время; сильно вовлечены в религиозную жизнь 15% обучающихся и 22% не обучающихся.

Подтверждает общее правило и отношение к религии людей, обладающих навыком пользования Интернетом, и не обладающих этим навыком. В России принадлежат к конфессии 44% тех, кому приходилось пользоваться Интернетом, и 52% тех, кто не имеет доступа в сеть; сильно вовлечены в религиозные ритуалы соответственно 11 и 22%; крайне религиозны 3% и 6% в этих группах.

Сходные тенденции прослеживаются и в большинстве других исследуемых стран. В 21 государстве обладающие данным навыком респонденты реже относят себя к конфессии, чем те, у кого нет доступа в Интернет. В 24 странах первые реже бывают сильно вовлечены в религиозную жизнь (исключение - Румыния, где показатели примерно равны). В 21 стране первые менее религиозны, чем. Отметим также, что Интернетом чаще других поколений пользуется молодёжь, которая уделяет религии в различных её аспектах меньше внимания, чем старшие поколения.

Таким образом, в большинстве стран выявляется устойчивая зависимость: чем выше уровень образования респондентов, чем более они склонны участвовать в обучении на протяжении всей жизни (long life learning), тем менее они вовлечены в религиозную жизнь и тем менее религиозны. Религия имеет большее значение для социально незащищённых групп населения, мало образованных, не имеющих привычки непрерывно обучаться, не владеющих навыком пользования Интернетом. Эти группы получают низкие доходы и у них меньше шансов приспособиться к быстро меняющимся требованиям на рынке труда.

В жизни финансово неблагополучных респондентов религия играет более значимую роль, чем в жизни опрошенных с высокими доходами. Принадлежат к конфессии 56% тех россиян, чей семейный доход составляет менее 150 евро в месяц, и 41% тех, чей доход превышает 1000 евро; сильно вовлечены в религиозные ритуалы 28% и 13% в этих группах, религиозны — 8% и 3% соответственно.

Аналогичная закономерность выявляется, когда вместо конкретной суммы доходов используется субъективная оценка уровня доходов. Среди тех, кто не испытывает материальных затруднений, относят себя к конфессии 48% россиян, а среди тех, кому очень трудно жить на имеющийся у них доход, - 55%; сильно вовлечены в религиозную жизнь - 16% и 28%, соответственно; очень религиозны - 5% и 8% соответственно.

Вывод, что хорошо материально обеспеченные респонденты, как правило, придают религии меньше значения, подтверждают и результаты ESS в других странах 

...

Таким образом, ESS показало, что в современной России (и в других европейских странах) к религии обращаются в первую очередь наиболее уязвимые слои населения. Религия занимает больше места в жизни женщин (чем мужчин), а также людей пожилого возраста, менее образованных респондентов, не имеющих привычки к непрерывному обучению на протяжении всей жизни, с низкими доходами, не обладающих властным ресурсом - т. е. в жизни людей, менее защищённых в социальном плане.

...

Несмотря на видоизменение социального портрета верующего в сторону его «осовременивания», менее образованные и незащищенные социальные слои остаются хранителями традиционности.[...]

А дополнительно к этому, на "элементах" есть обзор исследования в котором также параметр "образовательный уровень" учитывался и рассматривался по США:  http://elementy.ru/news/431472 Оно кстати взаимосвязано с первым, которое ты привел, по автору и направлению исследований, дополняет его. И оно как раз показывает: "Новое исследование, проведенное американским социологом Жоржем Деламонтанем (Georges Delamontagne), не подтвердило гипотезу о прямой причинно-следственной связи между неблагополучием и религиозностью в США. В свете новых данных более вероятной кажется версия о том, что оба явления представляют собой независимые следствия общей причины — социального, имущественного и образовательного неравенства."

И как тебя понимать, что значит "откуда ей взяться"? Когда этот параметр напрямую коррелирует с бедностью и необразованностью. Могут ли, и как, эти факторы корректироваться, учитывая что включают еще и личностные особенности человека, помимо социальных условий и доступности качественного образования,  вопрос заинтересованности с разных сторон, включая политическую, и в чем-то зависит от экономической ситуации. Если культивировать невежество, продвигая при этом религию, эффект немного предсказуем.



27.01.2012г. 4:11:22
 
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: STR
  STR список всех сообщений УДАЛЕН

Качества STR, оцененные другими пользователями Оценок: 11 Род: Мужской Сообщений: 1348 ICQ: 425961341
 Сообщение № 9435 показать
ответ -только после авторизации

Значит, не верно полагать, что религия и наука отражает различные стороны человеческой сущности. Одно замещается другим. 



27.01.2012г. 8:28:16


Да не согласен я...
 
  Psina список всех сообщенийScorcher God Качества Psina, оцененные другими пользователями Оценок: 3 Род: Мужской Сообщений: 401  Сообщение № 9440 показать
ответ -только после авторизации

alexfox,
Я писал - "По поводу уровня образования и религии - нет прямой связи. В социально-экономическую составляющую просвещение входит как один из факторов. Но его значение может значительно корректироваться другими факторами - экономическими, национальными, политическими и т.д.." Именно это в твоих ссылках по сути и написано.
Во-первых:
В твоих ссылках упущено одно важное обстоятельство - нет процентов по странам. Дело в том, что в разных странах разная социальная ситуация. Если исходить только из твоих выводов, то количество верующих в разных странах будет одинаковым в группах с одинаковым уровнем образования. На самом деле в разных странах в группах с одинаковым уровнем образования будет разный процент верующих. Что говорит о том, что религиозность не зависит напрямую от образования.
Религиозность коррелирует с социальными факторами - условно говоря, это социальное и экономическое благополучие и общая ситуация в стране. Вполне естественно, что более образованные люди в целом более благополучны и менее нуждаются в религиозных ориентирах.
Во-вторых:
Религиозность коррелирует ещё и с национальным фактором. В разных странах уровень религиозности разный, хотя уровни образования и социального благополучия схожи. Для примера:
США 73%,
Италия 62%
Испания 48%
Германия 41%
Британия 35%
Франция 27%
ОАЭ... нет данных, но, полагаю, больше, чем в США.
В итоге: Религиозность населения не коррелирует напрямую с образованием, значительно корректируясь всем комплексом социально-экономических и национальных особенностей. Что я и утверждал.
В целом (не учитывая национальные особенности), совершенно естественно, что чем увлечённее человек, чем более он реализован, чем менее он озабочен собственным прошлым и будущим, будущим страны, детей и т. д., тем менее ему нужен некий дополнительный смысл, сверхстимул. И в целом, чем менее он благополучен, чем менее благополучны люди вокруг него, чем больше неопределённостей он видит в будущем, тем нужнее ему ощущение общности, поддержки, смысла, которое даёт религия.
Образование в этом смысле определяет понимание происходящего. Где малообразованный человек видит неопределённость, образованный видит понятную закономерность и решение. То есть не религиозность влияет на благополучие, а благополучие на религиозность. Или, по аналогии с твоим заключительным выводом, - "продвижение" религии никак не связано с невежеством, так как религиозность не имеет отношения к познанию.

"...По мнению Пола (как и ряда других авторов), всё указывает на то, что между уровнем массовой религиозности и общественным благополучием действительно существует причинная связь... ...Иными словами, чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии."
"...Полученные результаты, по мнению автора, скорее свидетельствуют о том, что религиозность — относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый отход от веры в Бога-творца, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий."

Всё в полном соответствии с научной теорией. Просоциальная функция религии нужна обществу пока не заработают другие механизмы социализации - социальная защищённость, уверенность в будущем, гуманистические ценности. Но даже в самом идеальном будущем остануться, очень условно говоря, "неблагополучные" люди, которым религия будет необходима.

П. с. "откуда ей взяться" - я удалил ещё до твоего ответа. В общий стиль не попадала. )


STR,
>>Значит, не верно полагать, что религия и наука отражает различные стороны человеческой сущности. Одно замещается другим
Именно разные. Просто ссылки надо трактовать верно. )))

27.01.2012г. 13:27:36


Псина - можно по-русски.
 
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: XYZ
   alexfox список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества alexfox, оцененные другими пользователями Оценок: 5 Род: Мужской Сообщений: 1155  Сообщение № 9445 показать
ответ -только после авторизации

автор: Psina сообщение №9440

Просто ссылки надо трактовать верно.

автор: Psina сообщение №9440

"продвижение" религии никак не связано с невежеством

 Ну что ж, занятная трактовка. Спасибо за общение, пока :)



28.01.2012г. 10:01:47
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 ВСЕ 

Войти под своим ником или зарегистрироваться- авторизация

! Сообщение пропало?! посмотреть причины...

Написать простое сообщение (только текст)

Написать сообщение полноценным редактором



Последняя активность на сайте >>


Яндекс.Метрика