Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/7776
Вернуться к исходному документу
Обсуждение статьи Религия в современном научном представлении.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 ВСЕ 
  Psina список всех сообщенийScorcher God Качества Psina, оцененные другими пользователями Оценок: 3 Род: Мужской Сообщений: 401  Сообщение № 9396 показать
ответ -только после авторизации

sergish,
>>Противопоставление науки и религии лишено смысла.
>>Если понимать как глубинный конфликт между способами понимания мира - научным и религиозным, - то нет. ...На протяжении нескольких веков наука опровергала и вытесняла религиозные догмы.
Основные религиозные "догмы" не могут быть опровергнуты наукой, потому что не имеют к ней никакого отношения. Религия и наука разные вещи, они не могут вытеснять друг друга и влияют друг на друга только опосредованно, являясь частью социально-экономических процессов.
Уменьшение влияния религии в среднем по всем странам также факт, но происходит это также в результате социально-экономических процессов, научные достижения только часть которых. Всё это есть в статье.

>>Рост научного знания не приводит к вытеснению религиозной веры.
>>Не могу принять это утверждение.
Но это факт. Он не исчезнет от твоего к нему отношения.

>>Да, история поучила, что попытка искоренить религию не удалась, а привела к возникновению новой религии, новым монстрам, очень напоминающим режим инквизиции и мракобесия. И множеству несчастий.
Поэтому, наверное, стоит прислушиваться к мнениям учёных.

>>Но говорить, что религия вернулась на прежние места, и предала анафеме Дарвина и эволюционистов - по-моему слишком сомнительно.
Кто это говорит? Утверждать такое не просто сомнительно - это глупо. )
Увеличивающееся в некоторых обществах влияние религии не "предаёт анафеме Дарвина", а служит показателем общественной потребности в самоидентификации, единению, самоопределению. В Америке религия так популярна потому, что ещё совсем недавно объединяла очень разношёрстное общество иммигрантов, являясь стимулом к просоциальной интеграции людей из разных стран. Но наука в Америке от этого не пострадала именно потому, что религия и наука не связаны друг с другом напрямую.

>>Поэтому я предлагаю понимать "вред" (религии) главным образом в отношении познания.
Понимать можно. Но такого вреда от религии нет. Религия не влияет на мышление, делая человека не способным к научной работе (см. пост выше). Религия может быть как инструментом ограничивающим познавательный процесс, так и стимулирующим его, но опять же не напрямую, а являясь частью объективных социально-экономических процессов. Что легко можно увидеть в исторической перспективе (об этом есть в статье). Роль религии в обществе не двигать науку или тормозить её, а являться сверхстимулом к просоциальному поведению и т.п..

>>Ты здесь понимаешь "вред" как противозаконность. ...Например, закон не запрещает садиться за стол с грязными руками, но медицина говорит, что это опасно и вредно
Вред я понимаю именно как вред, в том числе и позиций вреда здоровью, и т.д.. Медицина - это учёные. Религия, религиозно-мотивированное поведение изучется именно учёными разных областей и именно наука говорит о том, что расматривать религию в целом только как вред или пользу нет смысла.

>>Но при этом надо говорить и о другом - о противопоставлении религией интегрируемого ею общества другим обществам.
А с позиций какого общества правильно смотреть, по твоему?
Если оставаться объективным, не занимая ничью сторону, то мы как раз и придём к фунциональной роли религии, а не представлению о её вреде или пользе.
Если же встать на сторону какого-либо конкретного общества или конкретного человека, то опять же можно говорить не вреде религии в целом, а о вреде конретных религиозно-мотивированных процессов, поступков. Об этом написано и в статье, и много в посте выше.

>>Ученый может веровать, пока его вера не столкнется с наукой.
Если бы всё было так просто, религии давно бы не было. Суть религии не объяснять мир, а задавать просоциальное мировоззрение, культурные нормы данного общества. Опровергаются отдельные религиозные мифы, но основные положения религии не смогут быть опровергнуты никогда. Поэтому, опровергая какой-то миф, учёный не опровергает своё религиозное воззрение в целом, соответственно, у него не стоит проблемы выбора в таком категорическом ключе. Наука и религия не коррелируют напрямую.
Среди учёных меньше верующих потому, что у увлечённого человека, и необязательно учёного, меньше времени на что-либо ещё. В ссылках всё есть.

>>Странно, что, не добившись четкой базы для взаимопонимания, ты призываешь поставить скороспелые подписи под заключением твоей статьи.
Я не должен добиваться базы и не прошу ставить подписи. Я показываю и обосновываю научную точку зрения в статье и ответах на твои вопросы, например. Моя задача только в том, чтобы показать её максимально непредвзято и понятно.

>>Что по мне, так я считаю формулировки заключения твоей статьи как минимум слишком размыты, чтобы соглашаться с ними или не соглашаться.
Что конкретно кажется размытым?
Краткая суть заключения в том, что есть разные люди и мировоззрение никого из них не может служить эталоном.

24.01.2012г. 5:49:28


Псина - можно по-русски.
 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12231 E-Mail  Сообщение № 9397 показать
ответ -только после авторизации

я прекращаю участие в этой "дискуссии" :)



24.01.2012г. 7:17:05


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
   alexfox список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества alexfox, оцененные другими пользователями Оценок: 5 Род: Мужской Сообщений: 1155  Сообщение № 9399 показать
ответ -только после авторизации

>>Т.е. я к тому, что нужна определенность в отношении какой религии, психопрактики, деятельности, в конкретных ее проявлениях(в том числе не исключая "традиционных" религий), рассматривать возможный "вред", а не обобщенно его отрицать, опираясь на некую "официальную" академическую точку зрения(социология религии) как ты это пытаешься представить(и как видишь и некоторые социологи религии эту вероятность не отрицают).

>>Psina:На теорию относительности тоже есть разные точки зрения, но "академическую" точку зрения это, тем не менее, пока не умаляет. Тоже самое и в религиеведении, социологии или психиатрии - есть разные точки зрения, но описанная в статье - общепризнанная. Статья написана на основе учебного пособия - в ней только основные положения, считающиеся доказанными.

Можно, в принципе, провести такую аналогию: (...)

Приветствую Psina. Оne moment please, а причем здесь теория относительности, и намек на маргиналов которые имеют свою точку зрения относительно нее? Вообще-то Айлин Баркер известный социолог религии, как бы там ни было, ее работы вполне академичны, в научном сообществе этого направления она не маргинал.) Если ты поинтересуешься вопросом ты это увидишь. А полемика там, в том о чем я упоминал выше между разными сторонами ведется и острая(Баркер привлекалась в судебных разбирательствах в качестве эксперта, отсюда неофициальные, неформальные обвинения в ангажированности и предвзятости в отношении нее, например выдвигаемые представителями от РПЦ, тем же А. Дворкиным, который тем не менее сам ангажирован чуть менее чем полностью, так как конфессионально ориентирован, что заметно невооруженным взглядом)

Я кстати не говорю об общем тотальном "вреде" всегда и везде, не зависимо от видов и деятельности, социальной активности представителей,  религиозной (психо)практики, т.е. о явлении в целом без какой-либо конкретики. Речь как раз о другом, что он возможен в конкретных ее проявлениях и деятельности ее представителей, на мой взгляд упомянутая тобой саентология тому пример.

Насчет аналогий, то не лишним будет напомнить об опасностях аналогий), о том, что сама по себе аналогия не является доказательством (правильности) чего-либо, а выводы опосредованные аналогиями в которых образность сравнения идет всегда в ущерб точности и правомерности сопоставления, принимаемые за таковые, могут быть просто не верны. 

Можно заметить, что ты обходишь стороной вопрос о дезинтегрирующей роли религии в современном обществе, т.е. не достаточно обращаешь внимание на то, что не подкрепляет твою позицию, но относится к обсуждаемой сфере роли религии.

>>sergish: Поэтому я предлагаю понимать "вред" (религии) главным образом в отношении познания.

>>Psina: Понимать можно. Но такого вреда от религии нет. Религия не влияет на мышление, делая человека не способным к научной работе (см. пост выше). Религия может быть как инструментом ограничивающим познавательный процесс, так и стимулирующим его,

К слову, по этой части в LJ у Александра Маркова, с примерами верующих ученых: http://macroevolution.livejournal.com/23662.html

Религия "инструмент стимулирующий познание"? Как? В чем? Где? (Но не расплывчато общими фразами о "социально-экономических процессах" и неких "сверхстимулах", а на конкретных примерах.) Опять к тебе просьба раскрой тему плиз:)

 



24.01.2012г. 11:15:16
 
  STR список всех сообщений УДАЛЕН

Качества STR, оцененные другими пользователями Оценок: 11 Род: Мужской Сообщений: 1348 ICQ: 425961341
 Сообщение № 9400 показать
ответ -только после авторизации

автор: Psina сообщение №9393

Вопрос о вреде или пользе религии не может идти вообще (это и по моему, и по научному). Так как в религии нет каких-то специфических, не свойственных нерелигиозному человеку, механизмов воздействия, мышления, которые могут быть признаны только вредными или полезными. Поэтому речь может идти только о вреде или пользе конкретных религиозно-мотивированных поступков - точно так же как, скажем, атеистически-мотивированных поступков и т. п., а не от религии или религиозности в целом или атеизма в целом. Вредно не быть религиозным, а совершать неадекватные поступки или - полезно быть не религиозным, а адекватным вызовам. И то и другое может быть религиозно мотивировано.  

нет возражений

автор: Psina сообщение №9393

Обобщая проявления религиозности в социально-историческом контексте, мы уже приходим к выводу не о вреде или пользе конкретных религиозно-мотивированных поступков, а о функциональной роли религии в жизни общества. Это роль, если коротко, - социально-интеграционная. Поэтому и коррелируется религия не с уровнем образованности, а с социальными и национальными факторами. Сами по себе религиозные идеи не являются преступными, а их видимая "сказочность" не может трактоваться в категориях обмана, являясь по сути необходимым условием для создания просоциального сверхстимула подобного масштаба.

Если так исторически сложилось, достаточное ли это основание для того, что бы и дальше продолжать эксплутатировать этот механизм консолидации общества? 



24.01.2012г. 9:22:53


Да не согласен я...
 
  Psina список всех сообщенийScorcher God Качества Psina, оцененные другими пользователями Оценок: 3 Род: Мужской Сообщений: 401  Сообщение № 9401 показать
ответ -только после авторизации

alexfox,
>>Приветствую Psina. Оne moment please, а причем здесь теория относительности, и намек на маргиналов которые имеют свою точку зрения относительно нее?
Я так понял, ты написал мне, что мол есть разные мнения, следовательно, не всё так ясно, как я описал в статье. Вот я и сообщил, что разные мнения есть по любому даже самому ясному вопросу. Но они не являются сами по себе аргументами.

>>Вообще-то Айлин Баркер известный социолог религии, как бы там ни было, ее работы вполне академичны, в научном сообществе этого направления она не маргинал.) Если ты поинтересуешься вопросом ты это увидишь.
Более того, мнение Баркер показалось мне вполне взвешенным и логичным. Я не вижу у себя расхождений с её позицией. ...То есть в посте я её не критиковал нигде, если ты это имеешь в виду. И спасибо за ссылку на неё.

>>Насчет аналогий, то не лишним будет напомнить об опасностях аналогий), о том, что сама по себе аналогия не является доказательством (правильности) чего-либо.
Сложно не согласиться. Но приводить аналогии всё-таки стоит, это помогает оценить ситуацию под другим углом, в другом контексте.

>>Можно заметить, что ты обходишь стороной вопрос о дезинтегрирующей роли религии в современном обществе, т.е. не достаточно обращаешь внимание на то, что не подкрепляет твою позицию, но относится к обсуждаемой сфере роли религи
Крестовые войны или вообще религиозно-мотивированные войны - это с одной стороны интеграция, а с другой дезинтеграция - только смотря для кого. Но ведь логично рассматривать роль религии именно в том обществе, где эта религия существует, а для этого общества религия интеграционный фактор.
В современном обществе то же самое. Появление новой секты например - это интеграция людей "под флагом" новой религии. Процессы интеграции не вредны и не полезны сами по себе. Поэтому я и пишу только об интеграции, но не о пользе или вреде и никак не нахожу здесь предвзятости. Например инквизиция или запрет свободомыслия так же интегрирующий фактор, если подумать. В каждом времени и в каждом обществе религия имеет свои особенности, но функциональная роль одна.

Но эволюция общества зависит не только от религии, тут весь комплекс социологических причин, все из которых важны одинаково, иначе их не было бы.

>>Религия "инструмент стимулирующий познание"? Как? В чем? Где? Опять к тебе просьба раскрой тему плиз
Для этого важно привести цитату до конца: "...так и стимулирующим его, но опять же не напрямую, а являясь частью объективных социально-экономических процессов."
Важно, что не напрямую, не буквально это нужно понимать. Хотя можно, конечно, вспомнить, что раньше школы и лаборатории были только при монастырях, потому что светского образования как такового не существовало. Но в этой фразе я всё-таки имел в виду другое. Наука как и религия, церковь - это необходимые обществу институты, в сосуществовании которых и возможно гармоническое развитие общества. Конечно, пока общество нуждается в этих явлениях, пока они пользуются популярностью.
Я, пожалуй, соглашусь, что в цитате можно было бы постараться выразиться более точно - как в статье: "Конечно, между научным пониманием и религиозным случались столкновения, но в этой борьбе наука обрела самостоятельность, выкристализовавшись в понимание, согласно которому мир может быть объяснён из него самого."

STR,
>>Если так исторически сложилось, достаточное ли это основание для того, что бы и дальше продолжать эксплутатировать этот механизм консолидации общества?
Тут постановка вопроса несколько, на мой взгляд, не такая. Мы же не можем запретить религию или наоборот насильно её навязывать. Её столько, сколько есть. А сколько её конкретно в неком обществе - тут много факторов. Обобщённо, - социально-экономических и национальных. Это не отменяет ни атеизм, ни религиозную пропаганду - это всё входит в эти факторы, как их часть.

24.01.2012г. 10:57:17


Псина - можно по-русски.
 
  XYZ список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества XYZ, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 216  Сообщение № 9402 показать
ответ -только после авторизации

Я уже писал про неопределённость в данном обсуждении терминов "ЗНАНИЕ" и "ПОЗНАНИЕ". Решил воспользоваться ("не мудрствуя лукаво") самым современным "творческим" студенческим подходом: Ctrl-C - Ctrl-V
Более того, всего из одного источника: ВИКИПЕДИЯ...
Итак:

"ЗНАНИЕ: (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5)

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

3на́ния фиксируются в образах и знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].

Знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть

эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей)...

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания объединяются общим понятием — эзотеризм[1].

Основным местом хранения знаний была и остаётся человеческая память. (выделение моё)"

***

"ПОЗНАНИЕ: (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%29)

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Формы познания

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание[3], причем к последнему относятся обыденное и художественное познание[4], а также познание мифологическое и религиозное[5].
[править] Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
[править] Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
[править] Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
[править] Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
[править] Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[источник не указан 938 дней] и формирует в его сознании требование нравственного обновления."
***

От себя очень коротко: Знание - это память. Познание - процесс запоминания чего угодно: от всех основных математических теорем и физических констант, до всех религиозных ритуалов, а также основных рок-музыкантов в Нигерии...

... или запоминания технологии создания андронного коллайдера.

24.01.2012г. 11:28:23


Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.
 
  XYZ список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества XYZ, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 216  Сообщение № 9403 показать
ответ -только после авторизации

О "ПОЛЬЗЕ" И "ВРЕДЕ" чего-угодно, в данном случае это применимо к религии...

Я не сторонник абсолютизации, т. к. "сдохнуть можно как от голода, так и обжорства"...

Надеюсь, всем известен ответ на вопрос "Чем лекарство отличается от яда?"
На всякий случай ответ: "Дозировкой".

А так же, возможно, многие смотрели фильм "Брат":
"-Что русскому хорошо, то немцу смерть."

Мне видится в обсуждении определённая "ярлыковость": "Религия" - ЗЛО!
Псина попытался, на мой взгляд, сказать, что это явление существует - значит имеет нечто для кого-то полезное. И попытался проанализировать "функционал" религии. А "ярлыковость", имхо, не позволяет рассмотреть то, как он это сделал.

Моё мнение в отношении религии я постарался высказать цитатами...

24.01.2012г. 11:47:55


Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.
 
   alexfox список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества alexfox, оцененные другими пользователями Оценок: 5 Род: Мужской Сообщений: 1155  Сообщение № 9404 показать
ответ -только после авторизации

>>Psina:Я так понял, ты написал мне, что мол есть разные мнения, следовательно, не всё так ясно, как я описал в статье. Вот я и сообщил, что разные мнения есть по любому даже самому ясному вопросу. Но они не являются сами по себе аргументами.

>>Более того, мнение Баркер показалось мне вполне взвешенным и логичным. Я не вижу у себя расхождений с её позицией. ...То есть в посте я её не критиковал нигде, если ты это имеешь в виду. И спасибо за ссылку на неё.

Было несколько риторическое, скажем так высказывание, не критика. На мой взгляд аргументом является то, что соотносится с действительностью и может быть проверено фактически. Баркер в том интервью как раз не отрицает возможный "вред" и "потенциальную опасность различных религий". Акадэмично и "официально".) В действительности это подтверждается конкретными примерами. Некую "сферическую" ""официальную" точку зрения"(твое выражение) про которую ты упоминал здесь, выводить не совсем ну как бы корректно из учебного пособия, я про это.

>>Но приводить аналогии всё-таки стоит, это помогает оценить ситуацию под другим углом, в другом контексте.

Я добавил в своем сообщении выше там на счет аналогий. Аккуратнее надо быть с углами, возможны искажения.)

>> Но ведь логично рассматривать роль религии именно в том обществе, где эта религия существует, а для этого общества религия интеграционный фактор.

Казалось бы.. Но, дело в том, что в одном и том же социуме может наблюдаться некоторая многоконфессиональность, тогда политика с упором на одну какую-то конфессию, в разных регионах по своему, может приводить и к дезинтеграции этого общества, более того, способствует сепаратизму. Религии имеют не малый потенциал к разделению людей.

>>Хотя можно, конечно, вспомнить, что раньше школы и лаборатории были только при монастырях, потому что светского образования как такового не существовало.

"Конечно, между научным пониманием и религиозным случались столкновения, но в этой борьбе наука обрела самостоятельность, выкристализовавшись в понимание, согласно которому мир может быть объяснён из него самого."

Ну да, можно еще вспомнить, как первые университеты образовались, не у нас, на Западе. У нас это происходило не так, не "в лоне церкви".) Но только все развите науки изначаль ведь и состояло в отходе от религиозных догматов и религиозной веры. Какой там религия как "инструмент стимулирующий познание"?

>>церковь - это необходимые обществу институты, в сосуществовании которых и возможно гармоническое развитие общества. Конечно, пока общество нуждается в этих явлениях, пока они пользуются популярностью.

Да, необходимы определенной части общества, но необходимы они не всем. А популярность же можно поддерживать) чем религиозные деятели организованных религий и заняты, тем более что есть то происходящее в обществе, что этому способствует, примерно как в нашей стране. При этом модели государственного устройства заметно поменялись со времен средневековья, а теократические  государства явно проигрывают по многим параметрам. Хотя с рождаемостью там(в странах с повышенной религиозностью) на ура, кое-где, но как-то только в этом по большей части



24.01.2012г. 12:39:50
 
   alexfox список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества alexfox, оцененные другими пользователями Оценок: 5 Род: Мужской Сообщений: 1155  Сообщение № 9405 показать
ответ -только после авторизации

XYZ

Я не сторонник "ярлыковости", но добавить немного дегтя в эту бочку меда для сопоставлений не вредно ведь? Кхе, кхе,) к слову, XYZ, а ты не находишь, что то, что есть в статьях приводимых тобой из википедии довольно противоречиво? В смысле что одно опровергает другое.

ну вот оттуда:  "Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира."

и "Объектом религиозного познанания... является Бог"



24.01.2012г. 13:24:50
 
  sergish список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества sergish, оцененные другими пользователями Оценок: 6 Род: Мужской Сообщений: 1482  Сообщение № 9406 показать
ответ -только после авторизации

автор: Psina сообщение 9396
Что конкретно кажется размытым?

Вынуждаешь повторяться:

Как сейчас понятно, бытовавшее на ранних стадиях изучения религии, противопоставление науки и религии лишено смысла.

- Про неопределенность употребленного "противопоставление" я говорил выше. Ты не уточнил.

Рост научного знания не приводит к вытеснению религиозной веры.
... это факт. Он не исчезнет от твоего к нему отношения.

Может и факт, только формулировка, которой ты его описываешь, звучит неопределенно. Приходится додумывать:
* наверно ты хотел сказать "не приводит полностью"
* может, ты имел в виду "никогда / в принципе не приведет к вытеснению" или
* "пока не привело к вытеснению"

Логика требует вот этих (одного из перечисленных вариантов) дополнительных слов: "...полностью", "никогда" или "пока". Потому что категоричное "не приводит к вытеснению", типа "вообще не вытесняет", в очень многих случаях как раз противоречит фактам - конкретным проявлениям вытеснения научными взглядами религиозных. А наличие религиозной веры, конкретных религиозных представлений, очень часто связано с отсутствием конкретных знаний.

Опровергаются отдельные религиозные мифы, но основные положения религии не смогут быть опровергнуты никогда.

- Да, эти положения относятся к классу непроверяемых. Не опровергаемых и недоказуемых. Но проблема в том, что религиозные проповедники склонны называть эти положения "истинами". Почему-то не гипотезами, не предположениями. Я бы так и сформулировал конфликт "наука <-> религия" - борьба за право на свой способ понимания слова "истина". Ситуация выглядит так: наука вцелом нарабатывает репутацию, вес слову "истина", разделяя предельно четко и однозначно утверждения на истинные и ложные, бессмысленные и неоднозначные, а религии потом эксплуатируют это слово, безосновательно и некорректно давая оценку "истинно" своим утверждениям, девальвируя тем самым вес и конкретный смысл слова "истина". Похоже на паразитизм, однако.

24.01.2012г. 13:38:41
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 ВСЕ 

Чтобы оставлять сообщеня нужно аворизоваться.

! Сообщение пропало?! посмотреть причины...

Написать простое сообщение (только текст)

Написать сообщение полноценным редактором



Последняя активность на сайте >>