Автор: Абытов Б.К.
доктор исторических наук, профессор ОшГУ
Общеизвестно, что Кыргызстан, как часть Ферганской долины – это одна из редких стран мира, где сохранились пласты различных культур и цивилизаций с древнейших времен до сегодняшнего дня. Благодаря своему выгодному историко-географическому положению, он оказался на территории трансконтинентальной трассы Великого Шелкового пути, что давало возможность обмениваться не только политическими, социально-экономическими, торгово-материальными, но и культурными ценностями различных цивилизаций, стран и народов. Здесь на протяжении многих веков тесно переплетались интересы и культуры таких крупных этносов как иранцы, китайцы, тюрки, монголы, кыргызы, русские и другие. Здесь мирно сосуществовали, а временами жестоко противостояли друг другу, четыре мировых религии: зороастризм, буддизм, христианство и ислам.
Ислам в общественно-политической, культурной и духовной жизни многих народов стран средних веков, нового и новейшего периода играл такую же значительную роль, как и на территории Кыргызстана. В общественную жизнь Кыргызстана и стран региона ислам вошел как своеобразный синтез религии, политических и правовых норм, нравственно-моральных, бытовых предписаний. Не секрет, что для многих истинных мусульман ислам – и вера, и образ жизни. Более того, история свидетельствуют, что многие государства на территории Кыргызстана, в прошлом, ислам объявляли государственной религией.
Особое отношение не только к исламу, но другим религиозным конфессиям сложились в годы советской власти. Ряд историко-политических фактов свидетельствуют об ограниченности деятельности религиозных конфессий в период социализма. В годы советской власти и коммунистической идеологии деятельность религиозных конфессий была строго ограничена. До 1990 г. население Кыргызстана причисляло себя в основном к двум религиозным конфессиям – суннитскому исламу и православному христианству. Кроме них были течения христианства - Свидетели Иеговы и католики, которые регистрировались органами государственной власти в 1956 г. и 1969 г. соответственно. Позже, из-за возведения атеизма в ранг государственной политики, ввоз религиозной литературы из-за рубежа был строго запрещен, а деятельность религиозных конфессий фактически запрещена.
Обретение республикой суверенитета и независимости, рост национального самосознания ее граждан снял все запреты и ограничения на свободу вероисповедания. Во многом обеспечение новых реальных условий демократизации общества в первые годы независимости способствовало полноценному развитию религий и религиозных конфессий в республике. Как-то неожиданно, но прочно вошло в общественную жизнь кыргызстанцев ряд доселе неизвестных конфессий, во многом чуждого для местного населения.
В последние пятнадцать лет суверенитета республики с проникновением в страну ряда нетрадиционных религиозных течений, возникла в некоторой степени угроза самому исламу. Страна становится многоконфессиальной. Дело в том, что наблюдается отход определенного количества мусульман от ислама, причем не только молодежи, но и вполне зрелых людей. В чем причина отхода кыргызов от веры отцов и дедов? Почему люди, чьи предки веками веровали в ислам, вдруг стали уходить из ислама?
Это связано с тем, что кардинальные изменения произошли не только в общественно-политической и культурной жизни республик бывшего СССР, но и в его религиозной составляющей. Новая жизнь создала необходимые условия для существенной смены религиозной ситуации. Свобода вероисповедания граждан привела и к неограниченной свободе веры. В результате чего на территории Кыргызстана появилось множество религиозных течений, учений, общин, и даже религиозных партий экстремистского и террористического толка. Конец ХХ и начало ХXI века ознаменовались появлением доселе неведомых религиозных течений, которые повели активную борьбу за духовную жизнь людей. Так, за период независимости Кыргызская Республика стала многоконфессиальной страной. На сегодняшний день на территории Кыргызстана насчитывается более 30 религиозных конфессий. Это прежде всего:
Кроме них на территории Кыргызстана нелегально действует ряд религиозных организаций и отдельные ячейки религиозно-экстремистских партий. Следуют отметить, что экстремизм и незаконность их действий определены Верховным судом Кыргызской Республики, Духовным управлением мусульман Кыргызстана и Узбекистана и силовыми структурами двух республик. В их числе:
На сегодняшний день только на юге Кыргызстана действуют, и ведут свою агитационно-пропагандистскую работу среди местного населения, в т.ч. и молодежи, верующих в ислам, одновременно около 20 конфессиональных течений: Храм Аристратига Божий Михаила (Русская православная церковь); Храм покрова Божией матери (сторонники старого православия); Евангельская церковь христиан-баптистов; Поместная церковь Адвентистов 7-го дня; Церковь огонь Божий (пятидесятники); Евангельско-лютеранское община; Евангело-христианская церковь Слово бога; Евангельско-христианская церковь «Ынтымак»; Евангельско-христианская церковь «Умут жыйыны»; Христианский церковь полного Евангелия («Сун Богом»); Поместная церковь Иисуса Христа; Община Бахаи; Ахмадийское общество мусульман и др. Это только те религиозные течения, которые прошли регистрацию в Ошском областном отделе Государственной комиссии по делам религии при правительстве Кыргызской Республики. В числе указанных только в первых двух течениях нет представителей коренного населения. Во всех остальных большинство прихожан составляет молодежь, люди среднего и пожилого возраста - представители местного населения. Более того в 4-5 из вышеуказанных конфессий богослужения ведутся на кыргызском языке И нет никакого сомнения в том, что их количество в дальнейшем еще больше увеличится.
Для традиционного общества Кыргызстана такие явления не типичны. Реальное обеспечение государством прав человека, включая право на вероисповедание и религиозное убеждение, создало условия для развития многоконфессиальности в обществе и возникновению ряда новых, не традиционных и чуждых для населения Кыргызстана религий и религиозных течений разных мастей. Многоконфессиальное пространство Кыргызской Республики за столь короткий срок сформировалось за счет следующих факторов: во-первых, новые возможности независимого Кыргызстана - демократизация общества и обеспечение реальных прав и свобод людей, обеспечение всех норм прав человека, в том числе и на вероисповедание. Во вторых, легализация ряда религиозных конфессий, ранее не получивших официального признания. В-третьих, это результат интеграционных процессов, благодаря которым на территорию Кыргызстана проникли ряд новых, ранее неизвестных религиозных конфессий. Все это создало благоприятную почву для возникновения, создания и развития в республике многочисленных конфессий. Вышеприведенные аргументы дают нам право утверждать, что Кыргызстан сегодня – это многоконфессиальная страна. Разумеется, большинство конфессий в своей деятельности придерживается принципа мирного сосуществования. Однако проблемой является то, что не все стремятся к этому. Многие вышеперечисленные конфессии в борьбе за умы людей, все чаще используют недопустимые, нелегальные методы и пути привлечения новых сторонников.
В настоящее время новые религиозные течения обладают крупными финансовыми средствами, мощной материально-технической базой, огромным опытом миссионерской деятельности. Пришлые конфессии свободно закупают эфирное время на радио, коммерческих каналах телевидения, арендуют престижные залы, крупные и заметные здания для открытого проведения массовых миссионерских акций. Идет самая настоящая борьба между конфессиями за умы и духовную жизнь населения, которые вполне могут привести к межконфессиональным конфликтам. Уже сейчас многие представители духовенства и народов Кыргызстана выражают обеспокоенность и выступают против открытого проведения различных акций богатыми западными религиозными сектами и течениями, чтобы не допустить дальнейшего обострения межрелигиозных отношений. В то же время не видно должной озабоченности со стороны местных властей, по попустительству которых, религиозные конфессии действуют без каких-либо ограничений, тем самым, оказывая негативное влияние на общую межконфессиальную стабильность в стране.
Кыргызстан сегодня является объектом борьбы разных конфессий за духовную жизнь людей, идет процесс их религиозно-идейного соперничества. Страна превратилась в своеобразную арену противодействия двух полюсов: с одной стороны, традиционные, классические религии – ислам, христианство и буддизм. С другой стороны – новые, нетрадиционные, которых насчитывается уже более тридцати.
В целом в среде как местных, так и зарубежных ученых, экспертов еще не сформировалась единая точка зрения по данной проблематике. Вместе с тем, учитывая специфические особенности республики, большинство полагает, что Кыргызстан, во всяком случае, в настоящее время, не является активным субъектом только одной исламской или какой-либо другой конфессии. В стране мирно сосуществуют более 30 религиозных конфессий, течений и сообществ. Это есть исторический факт сегодняшнего дня многоконфессиального Кыргызстана. Однако возникает вопрос: хватит ли и у коренного населения терпимости для мирного сосуществования рядом с исламом и христианством иных экзотических религий?
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: О сути бытового уровня интерпретации на примере авторской теории |
| ||||||||||||