Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Кыргызстан - страна религиозных конфессий: состояние и перспективы

Относится к   «Культура и стабильность»

Автор: Абытов Б.К. доктор исторических наук, профессор ОшГУ

Общеизвестно, что Кыргызстан, как часть Ферганской долины – это одна из редких стран мира, где сохранились пласты различных культур и цивилизаций с древнейших времен до сегодняшнего дня. Благодаря своему выгодному историко-географическому положению, он оказался на территории трансконтинентальной трассы Великого Шелкового пути, что давало возможность обмениваться не только политичес­ки­ми, социально-экономическими, торгово-мате­риаль­­ными, но и культурными цен­нос­тями различных цивилизаций, стран и наро­дов. Здесь на протяжении мно­гих веков тесно переплетались интересы и культуры таких крупных этносов как иранцы, китайцы, тюрки, монголы, кыргызы, русские и другие. Здесь мирно сосу­щес­тво­вали, а време­нами жестоко противостояли друг другу, четыре мировых религии: зоро­астризм, буддизм, христианство и ислам.

Ислам в общественно-политической, культурной и духовной жизни мно­гих народов стран средних веков, нового и новейшего периода играл такую же значительную роль, как и на территории Кыргызстана. В обществен­ную жизнь Кыргызстана и стран региона ислам во­шел как своеобразный синтез религии, поли­ти­ческих и правовых норм, нрав­ственно-моральных, бытовых предписаний. Не секрет, что для многих ис­тин­ных мусульман ислам – и вера, и образ жизни. Более того, история свидетельствуют, что многие государства на территории Кыргызстана, в прошлом, ислам объяв­ляли государственной религией.

Особое отношение не только к исламу, но другим религиозным конфессиям сло­жи­лись в годы советской власти. Ряд историко-политических фактов свиде­тель­ствуют об ограниченности деятельности рели­гиоз­ных конфес­сий в период социа­лиз­ма. В годы советской власти и коммунистической идеологии деятель­ность религиозных конфессий была строго ограничена. До 1990 г. население Кыргызстана причисляло себя в основном к двум религиоз­ным кон­­фессиям – суннитскому исламу и православному христианству. Кро­ме них бы­ли течения христианства - Свидетели Иеговы и католики, которые регис­три­ро­вались органами государственной влас­ти в 1956 г. и 1969 г. соответ­ственно. Позже, из-за возведения атеизма в ранг государственной политики, ввоз рели­гиоз­­ной литературы из-за рубежа был строго запрещен, а деятельность религиозных конфессий  фактически запрещена.

Обретение республикой суверенитета и независимости, рост национального самосознания ее граждан снял все запреты и ограничения на свободу вероисповедания. Во многом обеспечение новых реаль­ных условий демократизации общества в первые годы независимости способ­ствова­ло полноценному развитию религий и религиозных конфессий в респуб­ли­ке. Как-то неожиданно, но прочно вошло в общественную жизнь кыргызстанцев ряд доселе неизвестных кон­фессий, во многом чуждого для местного населения.

В последние пятнадцать лет суверенитета республики с проникновением в страну ряда нетрадиционных религиозных течений, возникла в некоторой степе­ни угроза самому исламу. Стра­на становится многоконфессиальной. Дело в том, что наблюдается отход опреде­лен­­ного количества мусульман от ислама, причем не только молоде­жи, но и впол­не зрелых людей. В чем причина отхода кыргызов от веры отцов и дедов? Почему лю­ди, чьи пред­ки веками веровали в ислам, вдруг стали уходить из исла­ма?

Это связано с тем, что кардинальные изменения произошли не только в общественно-политической и культурной жизни республик бывшего СССР, но и в его религиозной составляющей. Новая жизнь создала необходимые условия для существенной сме­ны ре­ли­гиоз­ной ситуации. Сво­бо­да вероиспове­да­ния граждан приве­ла и к неогра­ни­­чен­ной свободе веры. В результате чего на терри­то­рии Кыргызстана появилось множество религиоз­ных течений, учений, об­щин, и даже ре­ли­гиозных партий экстремистского и тер­рористического толка. Конец ХХ и начало ХXI века ознаменовались появлением доселе неведомых религиозных тече­ний, которые повели активную борьбу за духовную жизнь людей. Так, за период независимости Кыргызская Республи­ка стала многокон­фес­­сиальной страной. На сегодняшний день на территории Кыргызстана насчиты­вается более 30 религиозных конфессий. Это прежде всего:

  1. Суннитский ислам;
  2. Православное христианство (Русская православная церковь);
  3. Храм покрова Божей матери (сторонники старого православия);
  4. Евангельская церковь христиан-баптистов;
  5. Христиане Адвентисты седьмого дня;
  6. Христиане пятидесятники (представлены в двух ветвях «Союз цер­квей хрис­­тиан Веры Евангельской и религиозное объединение «Кудай жамааты»);
  7. Евангелистско-лютеранская община;
  8. Евангело-христианские церкви;
  9. Евангельско-христианская пресвитерианская церковь;
  10. Религиозный центр Свидетелей Иеговы;
  11. Христианская церковь полного Евангелия («Сун Богом»);
  12. Христиане Новоапостольцы (община);
  13. Поместная церковь Иисуса Христа;
  14. Союз церквей христиан Веры Евангельской;
  15. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней;
  16. Лютеране;
  17. Саентологическая церковь;
  18. Лютеранская церковь «Конкордия»
  19. Община бахаи;
  20. Общины католиков;
  21. Общины протестантов;
  22. Буддийская община;
  23. Иудейская община;
  24. Мессианская еврейская община «Бейт Ешуа»
  25. Община русской православной церкви (не относящаяся к РПЦ);
  26. Община древнеправославных Христиан-поморцев (староверов-поморцев, не относящиеся к РПЦ);
  27. Неденоминированные религиозные организации протестантского направ­ления (представлены 13 церквями);
  28. Универсальная церковь (деятельность которой, на сегодняшний день при­оста­новлена);
  29. Ахмадийское общество мусульман и др.

Кроме них на территории Кыргызстана нелегально действует ряд рели­гиозных организаций и отдельные ячейки религиозно-экстремистских пар­тий. Следуют отметить, что экстремизм и незаконность их действий определены Вер­хов­­ным судом Кыргызской Республики, Духовным управлением мусульман Кыр­гыз­­стана и Уз­бекис­тана и силовыми структурами двух республик. В их числе:

  1. Хизб ут-Тахрир аль Ислами («Исламская партия освобождения», в Кыр­гыз­стане появилась в середине 90-х годов ХХ в.);
  2. Группа «Акромия» (откололась от партии Хизб ут-Тахрир в 1997 г.);
  3. Группа «Хизб ан Нусра» («Партия победы», откололась от партии Хизб ут- Тахрир в 1999 г.);
  4. Вахха­биты (ортодоксальные мусульмане);
  5. Фалунгунь;
  6. Церковь объединения Сен Мен Муна;
  7. Белое братство;
  8. Синий лотос;
  9. Сатанизм;
  10. Учения культа Шри Чинмоя;
  11. Международное общество сознания Кришны;
  12. Школа менеджмента Махариши и др.

На сегодняшний день только на юге Кыргызстана дей­ствуют, и ве­дут свою агитационно-пропагандистскую работу среди мест­но­го на­се­ления, в т.ч. и молодежи, верующих в ислам, одновременно около 20 кон­­фес­­сио­наль­ных тече­ний: Храм Аристратига Божий Михаила (Русская пра­во­­славная церковь); Храм покрова Божией матери (сторонники старо­го право­славия); Евангельская церковь христиан-баптистов; Поместная церковь Ад­вен­тистов 7-го дня; Церковь огонь Божий (пятидесятники); Еван­гель­ско-лютеранское об­щина; Евангело-христианская церковь Сло­во бога; Евангель­ско-христиан­ская цер­ковь «Ынтымак»; Евангельско-христианская церковь «Умут жыйыны»; Хрис­тианский церковь полного Евангелия («Сун Богом»); Поместная цер­ковь Иисуса Христа; Община Ба­хаи; Ахмадийское общество мусульман и др. Это только те религиоз­ные течения, которые прошли регистра­цию в Ошском областном отделе Государственной комиссии по делам религии при прави­тель­стве Кыргызской Республики. В числе указанных только в первых двух течениях нет представи­телей коренного населения. Во всех остальных боль­шинство прихо­жан состав­ляет молодежь, люди сред­него и пожилого возраста - представители мест­ного населения. Более того в 4-5 из вышеуказанных конфес­сий богослужения ведутся на кыргызском языке И нет никакого сомнения в том, что их количество в дальнейшем еще больше увели­чится.

Для традиционного общества Кыргызстана такие явления не типичны. Реальное обеспе­че­ние государством прав человека, включая право на вероисповеда­ние и религиоз­ное убеждение, создало условия для развития многоконфес­сиаль­ности в об­ществе и возникновению ряда новых, не традиционных и чуждых для населе­ния Кыргыз­стана религий и религиозных течений разных мастей. Многоконфессиальное пространство Кы­­ргызской Респуб­лики за столь короткий срок сформировалось за счет сле­дую­щих факторов: во-первых, новые возможности независимого Кыргызста­на - демократизация об­щес­тва и обес­печение реальных прав и свобод лю­дей, обеспечение всех норм прав че­ло­ве­ка, в том числе и на вероисповедание. Во вто­рых, легализация ряда религиозных кон­фес­сий, ранее не получивших офи­циаль­­ного признания. В-третьих, это результат интеграционных процессов, благодаря кото­рым на территорию Кыргызстана проникли ряд новых, ранее неиз­вестных рели­гиозных конфессий. Все это соз­да­ло благоприят­ную почву для возникновения, создания и развития в республике много­чис­ленных конфессий. Вышеприведенные аргументы дают нам право ут­вер­­ждать, что Кыргызстан сегодня – это многоконфессиальная страна. Разумеется, большинство конфес­сий в своей деятельности придерживается принци­па мирного сосуществования. Однако проблемой является то, что не все стремятся к этому. Многие вышеперечисленные конфессии в борьбе за умы людей, все чаще используют недопустимые, нелегаль­ные методы и пути привлечения новых сторонников.

В настоящее время новые религиозные течения обладают круп­ными финан­совыми средствами, мощной материально-технической базой, огромным опытом миссионерской деятельности. Приш­лые конфессии свободно закупают эфирное время на радио, коммерческих каналах телевидения, арендуют престижные залы, крупные и заметные здания для открытого проведения массовых миссионерских акций. Идет самая настоящая борьба между конфес­сия­ми за умы и духовную жизнь насе­ления, которые вполне могут привести к межконфессиональным конфлик­там. Уже сейчас многие представи­тели духовенства и народов Кыргызстана выра­жают обеспокоенность и выступают против открытого проведе­ния различных акций богатыми западными религиозными сектами и течениями, чтобы не допус­тить дальнейшего обострения межрелигиозных отношений. В то же время не вид­но должной озабоченности со стороны местных властей, по попустительству которых, религиозные конфессии действуют без каких-либо ограничений, тем самым, оказывая негативное влияние на общую межконфессиальную стабиль­ность в стране.

Кыргызстан сегодня является объек­том борьбы разных конфессий за духовную жизнь людей, идет процесс их религиозно-идейного соперничества. Страна превратилась в своеобраз­ную аре­ну противодействия двух полюсов: с одной стороны, тради­цион­ные, классические религии – ислам, христианство и буддизм. С другой стороны – новые, нетра­ди­ционные, которых насчитывается уже более тридцати.

В целом в среде как местных, так и зарубежных ученых, экспертов еще не сформировалась единая точка зрения по данной проблематике. Вместе с тем, учи­тывая специфические особенности республики, большинство полагает, что Кыргызстан, во всяком случае, в настоящее время, не является активным субъек­том только одной ислам­ской или какой-либо другой конфессии. В стране мирно сосуществуют более 30 религиозных конфес­сий, течений и сообществ. Это есть исторический факт сегодняшнего дня многоконфессиального Кыргызстана. Однако возникает вопрос: хватит ли и у коренного населения терпимости для мирного сосуществования рядом с исламом и христианством иных экзотических религий?



Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Материя | Пространство время материя | Роль мотивации в изучении инос... | Простые способы повысить эффек... | Абсолютное пространство | В мире распространяется атеизм | Восприятие времени в космическом пространстве | Восприятие пространства и времени | Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов | Каковы итоги «цветных революций» в странах СНГ? | Базовые представления о мире | Научная картина мира | Научная религиозная картины мира | О картине мира и чем они обосн... | окружающий мир | Религии мира | Религиозное мировоззрение | Религиозные картины Мира | Религиозные теории | Философия религии | Гипноз | Измененные состояния сознания | Сессии холотропного дыхания | Эффекты ЛСД | Генетические свойства юмора как эффективное средство преодоления кризисных состояний личности | Гипнотические состояния | Зависимые состояния | Крупнейшие и самые устойчивые мировые состояния | Онейроидное состояние | Научение и память: системная перспектива Ю.И. Александров | О перспективах искусственного интеллекта
Последняя из новостей: Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.

Ученые создали первый в мире искусственный организм с одной хромосомой
Вооруженные генетическим редактором CRISPR ученые сумели создать вполне жизнеспособный искусственный организм, геном которого состоит всего из одной хромосомы. Тем самым, как сообщает авторитетный журнал Nature, был установлен новый мировой рекорд.
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:11
Всего:18942134

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика