Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Советы к овладению речевым мастерством.

Относится к   «Риторика»

Советы к овладению речевым мастерством.

Совет 1-й: "Найди самого себя, свой образ оратора, индивидуальный стиль личности". Действуя в речи, необходимо стремиться утвердить свои взгляды и убеждения, повлиять на людей. Однако нельзя навязывать свою речь или свои взгляды, необходимо "быть уместным" и убеждать только ту аудиторию, которая готова выслушать вашу речь.

     В иных ситуациях необходимо "взять паузу" и промолчать - не исключено, что доказать свою точку зрения удастся в другом разговоре. В речи должны чувствоваться личность, воля и своеобразие говорящего. Аристотель определяет это так: "Чтобы убедить кого-то в чем-то, необходимо показать себя человеком известного склада", то есть найдти свой уместный образ оратора, маску говорящего.

     О б р а з      о р а т о р а - центральное понятие риторики, совокупное выражение характеристик человека в речи. Образ или "маска" - то, каким предстает говорящий для слушающих в содержании речи, словах, произношении, телодвижении. Формирование образа или "маски" говорящего должно осуществляться применительно к собственным возможностям, особенностям аудитории, места и времени речи.

     Совет 2-й: "Учитесь говорить практически, приобретайте опыт речевых "сражений". Практика будет постепенно оттачивать ваше искусство. В тепличных условиях оратор не может сформироваться, поэтому если хочешь научиться говорить, - г о в о р и! Оратором становятся только в реальной практике, живых столкновениях, речевой борьбе. Не зря древние говорили: "поэтами рождаются, ораторами становятся".

     Совет 3-й: "Анализируйте собственные и чужие выступления, учитесь находить в них достоинства и недостатки, перенимая первые и отказываясь от последних". Даже если вы сетуете на свою "плохую" речь, это уже верный признак того, что вы на ней задумались. Это уже начало риторической учебы. Значит, завтра вы постараетесь не повторять вчерашних ошибок, а послезавтра забудете про них. Активное отношение к недостаткам собственной речи, самоанализ и стремление совершенствоваться, наблюдение над другими ораторами ведут нас к следующему совету:

     Совет 4-й: "Найди образец и у него учись!" Каждый из нас тайно восхищался чьей-либо речью, значит мы чувствуем, что имеются образцы речевого творчества, которым хочется подражать. В детстве такими образцами бывают родители или родственники (авторитетные в глазах ребенка), когда мы взрослеем, такими образцами нередко становятся старшие товарищи, а в школе - понравившиеся учителя.

     Ответьте же сами себе честно: кому я следую в жизни (при том, что каждый из нас, конечно, стремится к самостоятельности)? Имея "образцы" перед глазами, необходимо анализировать, в чем причина их успеха, а затем формировать свой собственный облик, "образ", стиль как индивидуальную манеру поведения. Собственно, этим мы и заняты всю жизнь: ищем свой "облик", свое "лица необщее выраженье". Вот почему, кстати, не стоит в публичном обсуждении присоединятся к "мнению предыдущего оратора".

     Совет 5-й: "Изучай законы и правила риторики". З а к о н а м и называются теоритические положения, выведенные из практики ораторского красноречия или речевого общения в целом. Эти законы показывают речевую реальность и распространяются на разные виды общественно-речевой практики. Из законов выводятся п р а в и л а для практического пользования речью. Сами правила есть следствия удачного или неудачного применения речевых законов.

     Совет 6-й: "Знакомься с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей". Невозможно стать хорошим оратором (говорящим), не зная образцовых сочинений той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность. Всякий человек, входящий в культуру, стремиться овладеть результатами деятельности, познакомится с классическими примерами.

     Так, для русской художественной культуры образцами литературного творчества являются сочинения Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В зависимости от идеологических установок эпохи состав образцовых авторов смещаться или меняться: в конце XX века мы отмечаем, что вместо сочинений Горького, Маяковского, Шолохова (авторитетных советских авторов) за образцы литературного стиля берутся сочинения Пастернака, Булгакова, Ахматовой, Зощенко и др..

     Кто является образцом русской ораторской классики? Ответить на этот вопрос непросто, потому что ораторика (ораторское искусство) не являлась предметом специального школьного образования. Тем не менее, в каждом виде ораторского красноречия можно найдти свои исторические образцы: для судебного красноречия - известные судебные деятели второй половины XIX - начала XX веков Плевако, А.Ф.Кони, Пороховщиков); для акадимического красноречия - профессора университетов историки Т.П. Грановский, В.О. Ключевский, филологи И.И. Давыдов, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский в XIX веке, Н.И. Конрад, В.В.Виноградов в XX веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы.

     Самый сложный вопрос - образцы политичекой риторики, поскольку многие авторитетные для своего времени политики были критикованы впоследствии. Кроме того, в русской политической истории сравнительно невелик собственно парламентский период, где зафиксированы открытые политические споры и столкновения. Между тем, образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Напалеона, и в Государственных думах начала XX века (речи Столыпина, Витте и многих других).

     Несомненно и то, что лидеры советского коммунистического государства считались не только главными идеологами, но и прекрасными ораторами, чьи идеи и слова раскололи нацию и по-разному оценивались разными сторонами. Если мы обратимся к ораторской практике Ленина, Сталина, Кирова, Калинина, то увидим, что именно речевая пропоганда обеспечила им политический успех.

     Совет 7-й: "Упражняйся и практикуйся в написании и произнесении речей". Упражнения необходимы, чтобы представить себя в будущих ситуациях речевой борьбы. Если солдат не участвовал в учениях и не прошел боевой подготовки, не отточил навыки поведения в боевом строю, он не сможет учавствовать в сражении. Футболист, прежде чем выйти на поле в составе известной команды, тренируется ежедневно. Ежедневной муки тренировок и репетиций требуют искусство балета, музыки, тетра, цирка, любой вид спорта... Не странно ли, что именно искусство речи не удостаивается чести и внимания со стороны тех, кто реально, каждодневно пользуется языком?

     Ответ на этот вопрос интересно поискать. Во-первых, языком пользуются все люди, причем, пользуются даже не ежедневно, а ежечасно и ежеминутно (на необитаемом острове Робинзон Крузо продолжал разговаривать с БОГОМ и самим сабой). Большинство людей усыплены обладанием "словесного дара" - им кажется, что они умеют говорить - и этого достаточно... И множество обстоятельств отвлекает нас от этих насущных вопросов, решение которых сделало бы человеческую жизнь счастливее и благополучнее.

     Совет 8-й: "Разбирайте и декламируйте вслух образцовые тексты". Следует выбрать понравившийся вам текст (он может быть и прозаический и поэтический), разобрать его с точки зрения содержания и стиля, а затем читать вслух, постепенно выучивая наизусть. Это могут быть и занятия с учителем, режиссером (вот почему полезен театр), но если нет рядом наставника, занимайтесь самостоятельно.

     Полезно записать себя на магнитофон или на видеокамеру - тогда вы сами увидите недостатки своего образа оратора (например, неумение стоять или двигаться), услышите убыстренный темп речи, отсутствие пауз, словесные повторы, однообразие интонаций и т.д. А затем все будет зависеть от того, сколько спросить с себя: ни один оратор или просто хороший профессионал в своем деле не складывался без самостоятельной работы над собой.

     Результатом же работы над декламацией или чтением ораторских речей будут разработанное дыхание, яркий голос, отсутствие боязни говорить и ненужной состредоточенности на себе. В результате вы забудите о себе и сосредоточитесь на слушателях и материале своей речи. А это то, что приведет к успеху.

     Совет 9-й:: "Занимайтесь техникой речи". Эти занятия предполагают комплекс упражнений на постановку дыхания, развитие ясного и четкого произношения, "полетного" голоса. Надеемся такие занятия уже начались в вашем классе и увлекли вас.

     Конечно, вы должны ясно понимать, что риторика - это не "красивоговорение". И одной техники речи недостаточно, чтобы стать удачным ритором. Но согласитесь, что грусно наблюдать людей, умеющих мыслить и имеющих слова, однако не способных выразить свои намерения в звуках, жестах, мимике, тембре голоса, интонации, голосоведении.

Выводы:

1. Ищи и формируй свой уместный образ ритора;
2. Учись практически в реальной речевой борьбе;
3. Анализируй критически свою и чужую речь;
4. Найди образец и у него учись;
5. Изучи законы и правила риторики;
6. Знакомься с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей;
7. Упражняйся и практикуйся в написании и произнесении разных текстов;
8. Читай и декламируй образцовые тексты;
9. Занимайся техникой речи;





Обсуждение Еще не было обсуждений.


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Простые способы повысить эффек... | Большая советская энциклопедия | Во сколько дети начинают разговаривать: информация и советы специалистов | Избранные советы и наставления святых отцов на все случаи жизни | Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов | Россия захватила Америку. Бравые американские тинейджеры ведут партизанскую войну против советских захватчиков | Звуковая и речевая коммуникация попугаев | Собачий мозг обрабатывает речевую информацию почти так же, как человеческий | Речевые нейроны распределили по звукам | Речевые нейроны распределили по звукам | Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет) | Детекторы побудительной значимости речевого сигнала | Локализация речевых зон | Зависимость речевых способностей от особенностей 1 гена
Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на статью

Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:46065523

Авторские права сайта Fornit