|
|
Когда видишь древнюю вещь, возникает ни на что не похожее чувство. Ты соприкасаешься с давно минувшей реальностью, и ее часть как бы открывается заново, позволяя заглянуть в прошлое и ощутить его дух и другие законы, в то время царящие. Увидев старинную мебель, старинную икону, каким-то образом сразу понимаешь, что да, это - древность. Подделка не дает такого ощущения. Разве возможно сымитировать бесконечное количество мельчайших деталей, многие из которых даже не осознаются! На Памире я забирался в старинные мазары, и не было никакого сомнения насколько же они древни. Да кто же такое вообще станет подделывать и зачем? И тогда особенно отчетливо начинаешь понимать огромное разнообразие реальностей, и те, что были и те, что еще будут, но даже самые древние из них все еще существуют во множестве неизменившихся за миллионы лет напоминаниях о себе. Ты чувствуешь преемственность времен. Представьте себе зуб коровы, увеличенный до размеров большого утюга. Передо мной лежала челюсть бронтозавра, плотно набитая такими зубищами, основательно потертыми от ежедневного пережевывания тонн растений. Сотни миллионов лет назад ею было перемолото тысячи тонн реликтовых папоротников и хвощей вместе с ветками, средние зубы не выдержали: эрозия обнажила внутреннюю костную структуру. Зубы нуждались в ремонте. Я прикинул необходимые размеры бормашины, звук, который она бы издавала и мороз прошел по спине. В детстве я смотрел на изображения динозавров в книжках, сам рисовал и лепил их из пластилина. Где-то в далекой Москве был музей, где царили их скелеты и я мечтал туда попасть. На зоофаке сельхозинститута, где работал отец, было помещение со скелетами коров и других животных и, стоило немного дать волю воображению, как они вздымались в хищно-безжалостных оскалах высоко и грозно. Вот он, наконец, - московский музей палеонтологии. Вокруг стилизованного здания с красно-кирпичными бастионами крепостных стен, широким простором вздымался густой лес. И это в самом городе! Билет - всего 45р, плюс 30- разрешение на фото-киносъемку. В вестибюле - продажа специфических сувениров, гардероб, вход в кафе. Высоко над головами парит огромный скелет когда-то летающего ящера. Фрески, витражи, гигантские художественные панели, удобные скамьи и тишина. В общем - дань как развлекаловке, так и комфорту. Вверх по ступенькам, мимо бдительной и незаменимой билетной контролерши, проход в систему демонстрационных залов. Судя по первому залу, животная жизнь на Земле зарождалась неприхотливыми, но надежными в своей простоте и крепости панцирными формами, а верх брала количественным валом. Для наглядности тут же можно видеть, во что эти формы превратились к настоящему времени. Разница небольшая! Раковины моллюсков и тогда были достаточно причудливы и разнообразны. Неужели ЭТО жило миллиард лет до нас?! Не увлеклись ли ученые в своих подсчетах? С момента возникновения атмосферы, космические лучи пронизывают ее и, попадая в молекулы газов, своей огромной энергией разрушают и видоизменяют их. Но среди осколков атомов только изотоп углерода имеет очень большой период полураспада. Поэтому в атмосфере всегда постоянно поддерживается постоянная концентрация этого изотопа. А углерод с углекислым газом поглощается живыми существами. Вся органика состоит из углерода, содержащего первоначальный процент нестабильного изотопа. Когда живое существо умирает, в его тканях начинает очень медленно уменьшаться концентрация распадающегося изотопа. И всегда можно сказать, когда это существо было еще живым. Этот метод очень прост и точен. (Про этот и другие методы датирования см. Хронология далекого прошлого). "Эти образцы Вы можете осторожно потрогать руками!" - вывеска на ничем не защищенном стенде. Оказывается это - не просто для удовлетворения познавательных рефлексов нашего предка-манки. Может быть, необычная текстура и рельеф образцов, но ощущение возникает завораживающее: соприкосновение с невообразимой древностью. В следующем зале огромные туши рыбин, которых лучше всего ловить было бы на корабельный якорь. Вот нечто, похожее на огромного лягушкообразного зубастика из фантастического фильма. Если такое с обезоруживающей напористостью и резвостью выскочит из кустов, успеешь только похолодеть от ужаса. Огромное многообразие тварей, одни из которых специализируются на раздирании плоти, а другие - на пассивной броневой защите от раздирания. Прообраз современной градации типов: паразиты и честные труженики :) ? Все это натуралистично и убедительно во множестве деталей, от всего веет неподдельным духом былого. Невольно начал перебирать в памяти множество мистических теорий мироздания, которыми наелся за последнее время до идейной отрыжки. Каким же убогими и надуманно-наивными они здесь казались! В них ну ни как не желало вписывать все то, что я здесь видел. Убедительно отрезвляюще действовало эти реликтовые экспонаты. Не столько гигантскими размерами, как фактом своего существования. Когтистая лапа, толщиной с мое тело, вздымалась вверх колонной берцовой кости, коленный сустав которой находился над моей головой. Сверху распахнула зубастую челюсть био-машина для растерзания, которая пролила когда-то цистерны чужой крови. Голова другого реликтового джентльмена саблезубо ухмылялась вечности. А вот как выглядела башня броневика, способного безмятежно пастись среди хищных джентльменов своей эпохи. На форуме один кекс засомневался, что все это всамомделишнее, а не козлы-ученые понаделали муляжи :) Даже если не привлекать радиоуглеродный метод датирования, стоит вглядеться в любой из экспонатов, чтобы увидеть как неповторимо сложно организована его структура. Чтобы подделать такое требуется огромная работа и все равно не будет такой неподдельной естественности во всех деталях. А число таких экспонатов огромно и находили их самые разны люди в разных местах. Есть религиозные, как правило очень недалекие и невежественные люди, нахально обвиняющие в фальсификации и подделках науку, основанную на огромном количестве ископаемых данных. А это раскинул ветвистые рога прародитель лосей и оленей. К этому времени (а его прошло не мало!) пора было снять напряжение, что я и сделал, посадив на загривок оленя-монстра некую веселую даму. А чтобы не испытывать терпение служителей храма костей, пришлось пойти на некоторый компромисс, отдельно сфотав оленя, а даму - на моем загривке вместо лосиного. В конце зрелищ предстали останки питекантропов и других протолюдей. Там весело и беззаботно ухмылялся длинными клыками один смышленый парень, сумевший так ловко сохранить себя для потомков. "Мой парент" - вздохнул я, немного завидуя его вечной славе. Множество рисунков первобытных творцов запечатлевали их замыслы, пусть не понятные нам, но нетленные. К ним невозможно относиться равнодушно, даже если не проникся давно забытыми в веках идеями. Еще фотографии экспонатов (1,7mb). |