Дирижёр - это профессия очень загадочная, и ей научиться очень сложно. Очень сложно и непонятно - как.
(знаменитый Владимир Федосеев)
Так нужен ли оркестру дирижёр?
Моё искреннее мнение - в некоторых случаях не нужен совершенно. В частности, это касается исполнения несложных пьес. В эстрадных и джазовых оркестрах, а также прочих духовых и милицейских, при их репертуаре он там совершенно ни к чему. Но, в таких случаях, дирижер обычно и администратор, и лицо официально представляющее, и продюсер-сопродюсер, и в кайф ему при его должности просто побыть в центре внимания, он руководил всем процессом - должны же быть какие-никакие моральные ништяки. У музыкантов то, что он будет делать на концерте, ехидно называется "танцы под оркестр". Справедливости ради отметим, что он будет делать также и некоторые полезные вещи, типа вместе начали-вместе закончили, равномерно ускорились-равномерно замедлили, а также если кто-то из трубачей заколебался считать 40 тактов, которые он молчит вначале, высока вероятность того, что дирижёр справится со своими первейшими обязанностями и покажет ему момент вступления, также и другому солисту или оркестровой группе.
Показательно, что небезуспешные попытки исполнять «большую» музыку без дирижёра тоже были. Однако, как считают исследователи, смутное возвышенное начинание сгубили разногласия многочисленных бет в отсутствии исторически обусловленного альфы. Я понимаю, дело было так: кларнет и тромбон не смогли договориться, кто из них главней, женщины начали непотребно громко кричать, демократия снова накрылась.
Дирижёрское искусство, которому в современном мире обучают музыкальных альф, начинается с жуткой отсидки задницы в консерве, когда сабж в совершенстве овладевает предметом под названием "Читка партитур". На высоком уровне это выглядит так. Чел берёт партитуру, например, какой-нибудь зашкаливающей (с точки зрения нас, нормальных любителей Киркорова) музыки современного японского композитора, которая должна исполняться на фестивале японского искусства, и тихонько её листает.
Страница партитуры симфонической поэмы "Прометей" А.Н.Скрябина
После двух-трёх часов такого листания маэстро:
а) "прослушал" всю симфонию внутренним слухом (т.е. это не шутка - реально услышал всё, что еще не звучало, как мы, глядя на стих, можем внутри себя его прослушать голосом Лукашенко или Путина, например, только там контрфагот и корнет-а-пистон, соответственно :) ;
б) определил и интерпретировал форму - где накал страстей, где расслабец, где надо ввалить по полной. Это возможно потому, что у него в голове сидит сто возможных аналогий, знание истории музыки, особенностей стилей и т.д., короче, не груши он пинал в консерве и на предыдущих работах;
в) с большего запомнил (основные темы, какие-то яркие места).
г) высший пилотаж - обходиться без фортепиано (и без карандаша :).
На первой репетиции начинается дрючка оркестра. Это шоу будет сильно депенд от того, насколько музыканты оркестра круты, или же студенты чуть менее, чем полностью. В последнем случае первая попытка будет напоминать вой ветра в водосточных трубах, сдобренный криками бешеных животных. Потом начинается детальная работа. Например, классный дирижёр сразу же указывал музыкантам на ошибки переписчика, и они ошибки эти в нотах поправляли (ну, звучит в жутко сложном аккорде вместо додиеза до у третьей трубы, нам сто лет бы пофиг было, а маэстро в нотах видит одно, слышит другое, его ломает :). Ну ладно, щас комп при перепечатке не ошибается. Вообще, диригент в этот момент один из всех ста собравшихся знает, про что пестня, потому как остальные в ужосе озабочены только тем, чтобы в нужное время нужным пальцем просто нажать на кнопку, и ни о каком "как" речи не идёт. И так, потихоньку, полегоньку, он незнакомую никому музыку разжёвывает, показывает жестами - вы тут потише, вы тут поотрывистей, словами объясняет, как это надо сыграть флейте свои пассажи с точки зрения интерпретации замысла композитора в общем контексте. Короче, после четырёх часов дрючки народ с сопилками уже расслабляется с большего и начинает слышать, об чём та музыка.
Приятно, когда начинаешь видеть в глазах музыканта, что он начинает понимать, что он делает.
(знаменитый Владимир Федосеев)
Но это в идеале. Если все такие динозавры вдруг однажды поумирают (высока все же вероятность, что этого не случится), то у нас имеется запасной (и достаточно распространенный) вариант номер два. Дирижёр обыкновенный (conductor ordinarium) надыбывает запись на виниле или CD и слушает, как слабали до него более продвинутые в плане понимания, глядя в ноты и пытаясь не потерять глазами место партитуры, соответствующее прослушиваемой музыке. Если записи нет - хана, будет вешаться у рояля, играя основные темы и пытаясь представить, чё этот японский композитор ваще от него хотел. Дня через два (или через неделю) он с большего представит треть того, как эта музыка звучит, и пойдёт мучить оркестр. Если музыканты еще хуже, чем он, возможно, будет пытаться объяснять, как им надо играть то или иное место. Если умный, а музыканты крепкие - будет просто показывать, где кому вступать, управлять темпом и, с большего, динамикой (громкостью, акцентами - потому как в нотах всё это и так проставлено). Ну и танцевать для зрителей и для своей души :).
Самое смешное, что большинство в зале оценит (и запомнит) именно дирижёрские танцы. Поэтому, с точки зрения успеха, для крутого дирижера тоже важен артистизм. Преображение же дирижера типа два, обладающего только артистизмом, в крутого, осуществляется путем упорной и занудной ежедневной работы, требующей большого количества времени и самопожертвования в честь искусства, с сомнительными видами на будущее, к чему далеко не все склонны. Талант же, по свидетельству очевидцев, тут совсем не главное - достаточно некоторых способностей. Может быть, определяющей является просто любовь к тому, чего делаешь?
Кроме того, рассуждая о необходимости наличия дирижера, учтём, что нормальный план нормального оркестра - делать программу (полтора часа игры) за месяц, например, две симфонии. Возможность тщательного выучивания сложной музыки и исполнения ее без общего руководителя – дирижёра – существует, но в реальной гастрольно-концертной жизни (а не в сувенирно-экзотическом эксперименте) фактор количества произведений, интерпретацию которых нужно тщательно запомнить сотне человек, обессмыслит всю затею.
Итак, подытоживая. Хороший дирижер нужен. И он очень крут. У него большой мощный мозг с полным пакетом знаний музыки, о музыке и за музыку разных времён и народов, у него отличная техника рук, он обладаем большим жизненным опытом пережитых радостей, горестей и прочих психодрам, в результате чего чрезвычайно чувствителен и эмоционален, а иногда может выражать свои эмоции также через пластику тела (артистизм). Но может и не выражать, а просто очень скупыми жестами управлять оркестром, как стадом гоблинов в варкрафте с помощью джойстика (только вместо джойстика у него - тоненькая палочка из священного самшита с горы Тимбукту). И тоже будет моща. Он - необходимый оркестру альфа. Но это вначале надо доказать, поэтому по дефолту незнакомого дирижера оркестр не любит.
Первая репетиция нового дирижёра с оркестром. Один из музыкантов набором однозначно интерпретируемых взглядов, жестов и поз показывает, как новый дирижёр ему дорог. Через полчаса нервы маэстро сдают и он обращается к оркестранту:
- Уважаемый, видимо, вас каким-либо образом не устраивает то, что я делаю. Так может быть, вы будете так любезны, встанете сюда, на мое место, и покажете всем, как это будет правильно?
- Нет, что вы, маэстро! Я тоже не умею...
(быль, судя по всему)
В дальнейшем любовь определяется как искусством дирижера найти компромисс между профессиональной натяжкой оркестрантов и поливанием их елеем (среди них бывают всякие ох очень непростые седые профессора лауреаты конкурсов международных), так и привлечением многочисленных хлебных работ. В этом смысле дирижеры, главный дар которых заключается в умении совершать разнузданные телодвижения под оркестр, иногда даже способны обскакать действительно классных.
P.S. Действительно счастливой была выпавшая в жизни возможность общаться с замечательным человеком, благодаря которому формировалось моё понимание этой профессии. Светлая ему память.
Народный артист России, Заслуженный артист Республики Беларусь, Лауреат Государственной премии Республики Беларусь Геннадий Проваторов.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Майкла Газзанига Сознание как инстинкт | Топик ТК: Матрица, как симулякр-среда для симулякров |
| ||||||||||||