Научная методология - основа любой науки.
Если определить под научностью исследований соблюдение научной методологии, а без такого соблюдения говорить о науке невозможно, то, рассматривая множество существующих работ, опубликованных как в журналах ВАК, в диссертациях и новостных сообщениях, можно убедиться, что во многом они не соблюдают отдельные или даже многие
Эвристическая оценка того, насколько опубликованная работа, в среднем среди общего их числа, соответствует полностью научной методологии для России составляет не более нескольких процентов, и для США и Великобритании - не более 20 процентом, что на первый взгляд может показаться даже абсурдным. В данном случае важна не столько точность оценки, как констатация низкого качества. Эти оценки касаются, во-первых, методологии планирования и проведения эксперимента (в том числе даже метрологии), во-вторых, методологии сопоставлений и обобщений и, наконец, методологии определений и утверждений. Можно сказать, что большинство работ носит качество алхимических поисков методом "научного тыка", т.е. не основываясь на предположительной модели системы участвующих в явлении процессов, дополняя и развивая ее для новых граничных условий, а является попыткой опытной проверки некоторых достаточно оторванных от такой системы в реальности отдельных предположений.
Научная методология оказывается не достаточно присущей академической науке.
Множество публикуемых интерпретаций и популяризаций отдельных исследователей в еще большей степени показывают, что они довольно смутно представляют себе принципы научной методологии, конечно же, зная отдельные из них, но не имея целостной мировоззренческой картины. Это не удивительно при том, что до сих пор в вузах не уделяется должного внимания обучению научной методологии, а в школе это вообще почти не упоминается.
Мало того, начиная со школы, практикуются порочные методы обучения потому, что педагоги любого уровня пока очень плохо представляют себе даже базовые
Все это придает множество негативной специфики в организации академической науки и проявлениях, когда компетентность явно конфликтует с авторитетностью. И все это потому, что понимание научной методологии на уровне формирования адекватного реальности мировоззрения - все еще даже в основе не решенная и не реализованная задача. Ее решение возможно при условии кардинального изменения представлений о науке и научных исследованиях в культуре общества так, чтобы это находило воплощение, начиная уже с дошкольного подготовительного воспитания, с учетом передиодизации развития, времени и особенностей прохождения критических периодов развития.
Важнейшим таким периодом является период доверчивого обучения, когда основным фактором усвоения нового является отзеркаливание опыта авторитетных особей, чаще всего - родителей. С этого момента закладываются потенциальные возможности и способности, определяющие эффективность последующего обучения и наработки навыков исследования.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||