Чтобы не путаться в словах, нужно разграничивать страх смерти - как рефлекторную реакцию самосохранения с соответствующим эмоциональным контекстом (ужас, активное или пассивное неприятие) и то, о чем говорится в статьях про эго. В страхе смерти никакие рассуждения не участвуют, просто есть страх и нежелание смерти и баста. Речь идет о вполне осознанном отношении. То, что осмысливается как исследование нового с выработкой соответствующего отношения, которое уже способно и перекрыть страх смерти, но не неподконтрольном сознанию уровне, а в зависимости от конкретных ситуаций. когда нужно решать насколько возможный уход оправдан или не допустим.
Именно с такой позиции и даны все доводы в статьях про эго, показывающие, что основы самоощущения у всех живых существ, использующих один общий принцип адаптивного поведения через механизмы личности, - одни и те же. Отсюда прямой вывод о том, что типа все мы братья-сестры в том однозначном смысле, что, независимо от личных начальных предрасположенностей (кто-то слепым родился, кто-то тупым), все развивают в текущих условиях одну базу самоощущения по принципу сопоставления себя относительно окружающего. И в мире все параллельно ощущают, сопоставляя себя и окружающее однотипно. Один заснул - другие сопоставляют :) Разница - в личном опыте, набранном по жизни. У каждого есть эта разница и в отношении самого себя: вчера ты был другим, а завтра станешь думать так, что и не предположишь заранее.
Если кого-то мгновенно дублировать - станет двое с быстро расходящимся опытом. Если одного убить как только он войдет в режим восприятия, ничего, ни в принципе ни субъективно, не изменится: появился дубликат опыта и тут же исчез.
Будет ли что-то недопустимо-"трагическое" из-за того, что кто исчез? И для кого конкретно? Вот в чем вопрос. Я пришел к выводу, что для ушедшего - точно не будет даже в преддверии, если он сможет осознать то, что он - уже вокруг в других ипостасях, - ничем не хуже того, что он был раньше другим в этом же теле :) И все больше проникаюсь пониманием того, почему не будет. Вот это и стоит акцентировать в понимании. Все остальное - побочно вытекает из основного.
Точно так же с небольшим изменением встает вопрос и о смерти того, кто прожил, а не просто дублировался. Трагичность в этом случае равна потери его личного опыта, если он его не передал другим. И больше ни в чем ее нет, т.к. в остальном это - вариант смерти дубля. Последовательность развития индивида это реализует, т.к. личность меняется кардинально.
Обязательно в развитии индивида наступает момент ретроградства, когда даже прежде нужный опыт становится во вред, и уже не корректируется из-за истощения потенциальных возможностей обучения.
Конечно, актуальный опыт терять жаль, даже не в виде формализованных умений, а опыт самобытности восприятия. Каждый человек в чем-то отличается от других.
В обществе опыт передается ученикам, преемникам. Чем более развиты системы коммуникабельности, тем эффективнее передача личного опыта даже в неформализуемом словами плане. В случае предельно высокой коммуникабельности (типа "фасеточный разум"), приобретаемый опыт тут же становится достоянием всех заинтересованных и достаточно подготовленных. Возникает другое качество жизни и смерти.
Все это - вовсе не означает каких-то практических рекомендаций в отношении смерти :) Думаю, что никто не вправе распоряжяться собой из будущего, - тот может быть остро не согласен. Да и ценность личного существования в социальном или личном плане не определяется: вот у ребенка нет никакого полезного социуму навыка, то ведь потом это будет и никто не скажет насколько удачно. Даже у того же дубля есть потенциальное будущее и возможность сделать что-то уникальное. Вообще клево было бы уметь раздубливаться на столько частей, сколько не хватает на задуманное. Правда многие и одну жизнь тратят без видимой отдачи, - просто утекает в песок времени.
В личном же плане у каждого формируется свой целеобразующий смысл жизни (если, конечно :) в тонком моменте настоящего, где корректируется прошлая личность и создается новая.
16.03.2009г. 18:27:27