Psina список всех сообщенийScorcher God Оценок: 3 Род: Сообщений: 401 Сообщение № 9396 показать ответ -только после авторизации |
nan список всех сообщений - админ Оценок: 39 Род: Сообщений: 12275 E-Mail Сообщение № 9397 показать ответ -только после авторизации |
я прекращаю участие в этой "дискуссии" :)
alexfox список всех сообщений - unlimited Оценок: 5 Род: Сообщений: 1155 Сообщение № 9399 показать ответ -только после авторизации |
>>Т.е. я к тому, что нужна определенность в отношении какой религии, психопрактики, деятельности, в конкретных ее проявлениях(в том числе не исключая "традиционных" религий), рассматривать возможный "вред", а не обобщенно его отрицать, опираясь на некую "официальную" академическую точку зрения(социология религии) как ты это пытаешься представить(и как видишь и некоторые социологи религии эту вероятность не отрицают).
>>Psina:На теорию относительности тоже есть разные точки зрения, но "академическую" точку зрения это, тем не менее, пока не умаляет. Тоже самое и в религиеведении, социологии или психиатрии - есть разные точки зрения, но описанная в статье - общепризнанная. Статья написана на основе учебного пособия - в ней только основные положения, считающиеся доказанными.
Можно, в принципе, провести такую аналогию: (...)
Приветствую Psina. Оne moment please, а причем здесь теория относительности, и намек на маргиналов которые имеют свою точку зрения относительно нее? Вообще-то Айлин Баркер известный социолог религии, как бы там ни было, ее работы вполне академичны, в научном сообществе этого направления она не маргинал.) Если ты поинтересуешься вопросом ты это увидишь. А полемика там, в том о чем я упоминал выше между разными сторонами ведется и острая(Баркер привлекалась в судебных разбирательствах в качестве эксперта, отсюда неофициальные, неформальные обвинения в ангажированности и предвзятости в отношении нее, например выдвигаемые представителями от РПЦ, тем же А. Дворкиным, который тем не менее сам ангажирован чуть менее чем полностью, так как конфессионально ориентирован, что заметно невооруженным взглядом)
Я кстати не говорю об общем тотальном "вреде" всегда и везде, не зависимо от видов и деятельности, социальной активности представителей, религиозной (психо)практики, т.е. о явлении в целом без какой-либо конкретики. Речь как раз о другом, что он возможен в конкретных ее проявлениях и деятельности ее представителей, на мой взгляд упомянутая тобой саентология тому пример.
Насчет аналогий, то не лишним будет напомнить об опасностях аналогий), о том, что сама по себе аналогия не является доказательством (правильности) чего-либо, а выводы опосредованные аналогиями в которых образность сравнения идет всегда в ущерб точности и правомерности сопоставления, принимаемые за таковые, могут быть просто не верны.
Можно заметить, что ты обходишь стороной вопрос о дезинтегрирующей роли религии в современном обществе, т.е. не достаточно обращаешь внимание на то, что не подкрепляет твою позицию, но относится к обсуждаемой сфере роли религии.
>>sergish: Поэтому я предлагаю понимать "вред" (религии) главным образом в отношении познания.
>>Psina: Понимать можно. Но такого вреда от религии нет. Религия не влияет на мышление, делая человека не способным к научной работе (см. пост выше). Религия может быть как инструментом ограничивающим познавательный процесс, так и стимулирующим его,
К слову, по этой части в LJ у Александра Маркова, с примерами верующих ученых: http://macroevolution.livejournal.com/23662.html
Религия "инструмент стимулирующий познание"? Как? В чем? Где? (Но не расплывчато общими фразами о "социально-экономических процессах" и неких "сверхстимулах", а на конкретных примерах.) Опять к тебе просьба раскрой тему плиз:)
STR список всех сообщений УДАЛЕН Оценок: 11 Род: Сообщений: 1348 ICQ: 425961341 Сообщение № 9400 показать ответ -только после авторизации |
автор: Psina сообщение №9393
Вопрос о вреде или пользе религии не может идти вообще (это и по моему, и по научному). Так как в религии нет каких-то специфических, не свойственных нерелигиозному человеку, механизмов воздействия, мышления, которые могут быть признаны только вредными или полезными. Поэтому речь может идти только о вреде или пользе конкретных религиозно-мотивированных поступков - точно так же как, скажем, атеистически-мотивированных поступков и т. п., а не от религии или религиозности в целом или атеизма в целом. Вредно не быть религиозным, а совершать неадекватные поступки или - полезно быть не религиозным, а адекватным вызовам. И то и другое может быть религиозно мотивировано. |
нет возражений
автор: Psina сообщение №9393
Обобщая проявления религиозности в социально-историческом контексте, мы уже приходим к выводу не о вреде или пользе конкретных религиозно-мотивированных поступков, а о функциональной роли религии в жизни общества. Это роль, если коротко, - социально-интеграционная. Поэтому и коррелируется религия не с уровнем образованности, а с социальными и национальными факторами. Сами по себе религиозные идеи не являются преступными, а их видимая "сказочность" не может трактоваться в категориях обмана, являясь по сути необходимым условием для создания просоциального сверхстимула подобного масштаба. |
Если так исторически сложилось, достаточное ли это основание для того, что бы и дальше продолжать эксплутатировать этот механизм консолидации общества?
Psina список всех сообщенийScorcher God Оценок: 3 Род: Сообщений: 401 Сообщение № 9401 показать ответ -только после авторизации |
XYZ список всех сообщений - unlimited Оценок: 2 Род: Сообщений: 216 Сообщение № 9402 показать ответ -только после авторизации |
XYZ список всех сообщений - unlimited Оценок: 2 Род: Сообщений: 216 Сообщение № 9403 показать ответ -только после авторизации |
alexfox список всех сообщений - unlimited Оценок: 5 Род: Сообщений: 1155 Сообщение № 9404 показать ответ -только после авторизации |
>>Psina:Я так понял, ты написал мне, что мол есть разные мнения, следовательно, не всё так ясно, как я описал в статье. Вот я и сообщил, что разные мнения есть по любому даже самому ясному вопросу. Но они не являются сами по себе аргументами.
>>Более того, мнение Баркер показалось мне вполне взвешенным и логичным. Я не вижу у себя расхождений с её позицией. ...То есть в посте я её не критиковал нигде, если ты это имеешь в виду. И спасибо за ссылку на неё.
Было несколько риторическое, скажем так высказывание, не критика. На мой взгляд аргументом является то, что соотносится с действительностью и может быть проверено фактически. Баркер в том интервью как раз не отрицает возможный "вред" и "потенциальную опасность различных религий". Акадэмично и "официально".) В действительности это подтверждается конкретными примерами. Некую "сферическую" ""официальную" точку зрения"(твое выражение) про которую ты упоминал здесь, выводить не совсем ну как бы корректно из учебного пособия, я про это.
>>Но приводить аналогии всё-таки стоит, это помогает оценить ситуацию под другим углом, в другом контексте.
Я добавил в своем сообщении выше там на счет аналогий. Аккуратнее надо быть с углами, возможны искажения.)
>> Но ведь логично рассматривать роль религии именно в том обществе, где эта религия существует, а для этого общества религия интеграционный фактор.
Казалось бы.. Но, дело в том, что в одном и том же социуме может наблюдаться некоторая многоконфессиональность, тогда политика с упором на одну какую-то конфессию, в разных регионах по своему, может приводить и к дезинтеграции этого общества, более того, способствует сепаратизму. Религии имеют не малый потенциал к разделению людей.
>>Хотя можно, конечно, вспомнить, что раньше школы и лаборатории были только при монастырях, потому что светского образования как такового не существовало.
"Конечно, между научным пониманием и религиозным случались столкновения, но в этой борьбе наука обрела самостоятельность, выкристализовавшись в понимание, согласно которому мир может быть объяснён из него самого."
Ну да, можно еще вспомнить, как первые университеты образовались, не у нас, на Западе. У нас это происходило не так, не "в лоне церкви".) Но только все развите науки изначаль ведь и состояло в отходе от религиозных догматов и религиозной веры. Какой там религия как "инструмент стимулирующий познание"?
>>церковь - это необходимые обществу институты, в сосуществовании которых и возможно гармоническое развитие общества. Конечно, пока общество нуждается в этих явлениях, пока они пользуются популярностью.
Да, необходимы определенной части общества, но необходимы они не всем. А популярность же можно поддерживать) чем религиозные деятели организованных религий и заняты, тем более что есть то происходящее в обществе, что этому способствует, примерно как в нашей стране. При этом модели государственного устройства заметно поменялись со времен средневековья, а теократические государства явно проигрывают по многим параметрам. Хотя с рождаемостью там(в странах с повышенной религиозностью) на ура, кое-где, но как-то только в этом по большей части
alexfox список всех сообщений - unlimited Оценок: 5 Род: Сообщений: 1155 Сообщение № 9405 показать ответ -только после авторизации |
XYZ
Я не сторонник "ярлыковости", но добавить немного дегтя в эту бочку меда для сопоставлений не вредно ведь? Кхе, кхе,) к слову, XYZ, а ты не находишь, что то, что есть в статьях приводимых тобой из википедии довольно противоречиво? В смысле что одно опровергает другое.
ну вот оттуда: "Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира."
и "Объектом религиозного познанания... является Бог"
sergish список всех сообщений - unlimited Оценок: 6 Род: Сообщений: 1482 Сообщение № 9406 показать ответ -только после авторизации |
Что конкретно кажется размытым? |
Как сейчас понятно, бытовавшее на ранних стадиях изучения религии, противопоставление науки и религии лишено смысла. |
Рост научного знания не приводит к вытеснению религиозной веры. ... это факт. Он не исчезнет от твоего к нему отношения. |
Опровергаются отдельные религиозные мифы, но основные положения религии не смогут быть опровергнуты никогда. |
! Сообщение пропало?! посмотреть причины...
Написать простое сообщение (только текст) Написать сообщение полноценным редактором |