автор: Finarfin сообщение 9184 sergish: .....а некоторыми экземплярами даже вопреки мнению большинства и порой без надежды на благодарность при жизни(!) и вопреки индивидуальным потребностям - не некое исключение из правил, не патология, а достижение эволюции, ее "передовая линия". Finarfin: ИМХО, это не передовая линия. Передовая линия учитывать коллективные вещи не вопреки индивидуальным потребностям Часто можно смухлевать и не стать героем в ущерб своей жизни. |
Здесь хотелось бы объясниться, потому что вот эта мысль для меня важна.
Я не утверждаю, что альтруизм должен быть "вопреки" индивидуальным интересам. Выделенный тобой фрагмент - это иллюстрация предельных и редких проявлений альтруизма. Заметь, я привел его чтобы предложить: при обсуждении держать внимание не на нем, не на драматических примерах, а на более повседневных проявлениях способности к общественному поведению, к социальному взаимодействию, к кооперации. Предложил иметь в виду еще и очень глубокие (и потому не бросающихся в глаза) автоматизмы общения, усваиваемые в раннем детстве, автоматизмы понимания и описания окружающего, выражения своих мыслей и намерений. Где без особого внутреннего действия - посмотреть на какой-то предмет, на себя "с позиции собеседника", "войти в положение" другого, в т.ч. коллектива - не бывает. С этим классом действий, выскажу подозрение, связана такая усиленная у человека способность к абстрагированию.
Мне непонятно, зачем делать такой хитрый "финт": на основании того, что любое поведение основывается на механизмах личной мотивации, объявлять любые поступки эгоистическими. Типа: ушлый дядя, построивший гараж на игровой площадке - эгоист. И пожарный, спасший
жизни людей ценой своей - тоже эгоист (комфорт для совести хотел, славу любил больше
жизни). А нафиг тогда само слово "эгоист"?
С чем сравнивается такая оценка?
Давайте посмотрим на развитие индивидуального сознания. Ребенок - вот уж образец эгоизма (такой милый
). Но это - ребенок - недозрелый человек. В процессе "воспитания" он учится сдерживать свои эмоции, контролировать их и направлять, использовать. И не только тормозить, а эффективно мобилизовать для достижения вырабатываемых целей. В частности в психологии этому можно найти соответствующий термин - "отложенное вознаграждение". И развитие этого навыка контроля напрямую связывается с
психическим здоровьем. То есть имеются клинические примеры личностной деградации. Алкоголиков или игроманов, например. На них прослеживается взаимосвязь между физиологическими дисфункциями мозга и то, как они проявляются в личностном плане, в поведении - неспособность сдерживать эмоции, активные автоматизмы, слабость в обучении, некритичность
мышления. То есть имеется некий медицинский
коррелят морали, в том числе сдерживания эгоизма.
Интересно, что и на нейрофизиологическом плане можно увидеть, как развитие основ эгоистического поведения постепенно приводит к общественному. Мне это видится в таком общем наблюдении, как тормозящее влияние эволюционно поздних (надстраивающихся) уровней регуляции
психики (слоев
нейронов, зон) на эволюционно ранние, иерархически нижележащие. Но это, конечно, грубо. Точнее сказать, "верхние уровни" делают активность более селективной, сложной,
адаптивной к среде. Им даны полномочия прерывать безусловные рефлексы, примитивные желания. Это еще вопрос, кто кого "использует" - эгоизм альтруизм или наоборот. Даже соглашаясь, что эгоистичность - основа. Но вот здесь согласен с тобой Finarfin мы, подходим к необходимости четко обрисовать понятия "эгоизм" и "альтруизм". Как всегда
В дискуссии уже явно прослеживается различия в понимании этих слов.
Разобраться с ними необходимо, коль скоро "эгоизм" заявлен фундаментом обсуждаемой концепции. Чтобы не городить на зыбкой почве замков. И не говорить каждый о своем.
Потом, когда приводятся аргументы в пользу эгоистичной природы человека - что он и каннибалом может стать, когда прижмет итп. Мы что, все живем в условиях осажденного города? Под угрозой голодной смерти? Доминирующие условия, согласитесь, другие. И вульгарный эгоизм для описания этих условий неприменим (вы же его не применяете, да?
)
В заключение. Честно говоря, как-то неуютно обсуждать это в теме про литературное произведение. Да еще и, как Alexfox уместно подчеркнул, из области политической философии, то есть политически ангажированное. Что само по себе подразумевает легальность попыток сагитировать читателя, увлечь образами и вымыслами, риторическими приемами. Проповедовать идеи, короче.
Есть же серьезная основа - соответствующие статьи на Форните.
23.12.2011г. 0:40:36