Владимир БОТАНОВ, физик
Напомню вкратце содержание аналитического исследования. На основании прочитанных книг Д. Верищагина и личного отрицательного опыта нахождения в подобного рода системе я констатировал псевдонаучный, оккультный характер системы ДЭИР, системы, разрушительной для психики, ничего положительного не дающей для личности и приносящей лишь беды. Проведенное исследование позволило мне классифицировать ДЭИР как мини - тоталитарную секту оккультного характера.
После выхода статьи в школе № 48, где арендовала помещение группа ДЭИР, состоялось родительское собрание 4 "д" класса (будущего 5 "д"). Родители вместе с классным руководителем обсудили поднятую проблему: нахождение секты в стенах общеобразовательной школы. Интерес к этому вопросу был вызван тем, что дети этого класса в следующем учебном году будут заниматься в кабинете, арендуемом дэировцами. Это вызывало законную обеспокоенность родителей. Они выразили свое несогласие по поводу присутствия секты в школе и адресовали директору В. Зорину заявление с просьбой "отказать в аренде помещений" последователям Д. Верищагина. Под заявлением поставили подписи 13 человек - все присутствующие на собрании.
Мне удалось побывать в управлении образования и в школе № 48. Состоялся обстоятельный и интересный разговор. В частности, ответственное лицо сообщило, что при составлении договора аренды помещения в школе № 48 преподаватель местной группы ДЭИР Е. Колмакова говорила о проведении лекций по книгам Д. Верищагина, что якобы позволит слушателям поправить свое здоровье. Но управление образования не предполагало, что лекции превратятся в оккультную практику. То есть имел место самый обыкновенный обман.
Интересно и то, что для ознакомления с ДЭИР Е. Колмакова передала руководителям управления образования несколько книг, причем только первой ступени, самой безобидной и не показывающей истинный характер системы, способной воздействовать на людей, программировать и зомбировать. Это типично сектантский прием: утаивание информации об истинном характере занятий.
Исполняющая обязанности начальника управления образования Галина Михайловна Новикова посетовала, что у нее сразу не лежала душа к семинарам по книгам Д. Верищагина, она пыталась как можно дольше оттянуть оформление договора об аренде помещений. "Если бы выступление в "Нейве" о характере системы ДЭИР появилось в то время, то ни о каком договоре аренды не было бы и речи", - утверждает Г. Новикова.
С директором школы № 48 Вячеславом Васильевичем Зориным мы обменялись мнениями по проблеме, затронутой в статье "Поезд, идущий в никуда". Я с пониманием отношусь к тому, что школа сейчас вынуждена зарабатывать деньги самостоятельно, но не считаю, что для этого все средства хороши. Надеюсь, и директор школы в дальнейшем будет более внимателен к предложениям об аренде помещений.
Лица, с которыми удалось побеседовать, поразили меня своим глубоким пониманием проблемы и видением причин ухода людей в секты. Порадовало, что благодаря инициативе исполняющей обязанности начальника управления образования Г. Новиковой секта ДЭИР покинула школу № 48. Думаю, не последнюю роль в этом сыграли выступления средств массовой информации, активность учителей и родителей. Только объединив усилия, мы сможем противостоять, сектам и защитить наших близких, родственников, знакомых, уберечь наших детей от их вредного воздействия.
ДЭИР потерпела фиаско в школе № 48, но вскоре нашла себе пристанище в одном из корпусов МИФИ-2 по адресу: Герцена, 18. Мне удалось побеседовать с ректором института Алексеем Петровичем Дягилевым. Он сказал, что ему о нахождении секты по Герцена, 18 ничего не известно. Этот учебный корпус выведен из учебного процесса по санитарному состоянию и там никого не должно быть, кроме охраны.
Д. Дягилев заверил, что он во всем разберется, и если это действительно имеет место, то он запретит нахождение Е. Колмаковой и ее группы в этом здании. После подтверждения информации ДЭИР попросили освободить занимаемый офис. Последователям Д. Верищагина указали на дверь, но, зная их цепкий характер, у меня остаются сомнения: действительно ли они покинули стены МИФИ-2?
Последний случай очень характерен: видно, как обманным путем, в обход ректора института, без оформления договора аренды помещения секта проникает в учебный корпус МИФИ-2. Обращает на себя внимание настойчивое желание дэировцев слиться с образовательным учреждением и их тактика действий - цель оправдывает средства.
Когда писалась статья "Поезд, идущий в никуда" и делался вывод о сектантском характере ДЭИР, я не ожидал, что этот вывод найдет так быстро себе подтверждение. Любая секта очень болезненно относится к любой критике в свой адрес. Как только высказывается противоположное мнение, следует мгновенная реакция - нападение на "обидчика".
Нападение последовало сразу: редакцию "Нейвы" из штаб-квартиры секты ДЭИР уведомили о возможном, выступлении с исковым заявлением, автора обвинили в клевете, требовали опровержения на статью и запросили данные автора для подачи на него искового заявления в суд.
Интересно, что ни Д. Верещагин, ни другие руководители системы ДЭИР не пытались выяснить источники моей информации, а литература, указанная в статье, наверняка не была изучена, так как на это требовалось время, а факс из Санкт-Петербурга был получен сразу же после выхода статьи. Руководитель головной организации ДЭИР К. Титов пригрозил судом и заявил, что "уже запущено следствие". Это наводит на мысль, что его по-настоящему беспокоит не сама статья и высказанная в ней точка зрения, а моя деятельность, цель которой - дать людям правдивую информацию о ДЭИР. Видимо, моя статья показывает реальную, а не парадно-показушную деятельность системы ДЭИР. Именно этого верищагинцы и их защитники боятся больше всего.
Хотя в статье "Поезд, идущий в никуда" я критиковал систему Д. Верищагина, но от самого создателя ДЭИР никакой реакции не последовало. Неясно также, уполномочивал ли последний господина Титова защищать его интересы в средствах массовой информации и в суде. Все это наводит на мысль: "А существует ли реально человек, называющий себя Дмитрием Верищагиным, или это удачно сконструированный миф?".
Как я понял, больше всего беспокоило ДЭИР то, что их назвали тоталитарной сектой, хотя сами себя они таковыми не считают. Но точно так же и душевнобольной никогда не признает себя неполноценным, или алкоголик будет с жаром отрицать свою зависимость от спиртного. Поэтому я хочу напомнить самое простое и наиболее часто употребляемое определение тоталитарной секты.
Тоталитарными или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методики, называющейся "контролированием сознания". (Д. Дворкин. "Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным". Русская Православная церковь. Изд. Моск. Патриархии, 1998, стр. 16).
Сколько существует человечество, столько существуют и секты, состоящие из группы преданных людей, следующих за неким духовным лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое - систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Контролирование или манипулирование сознанием в системе ДЭИР есть. Этот факт установлен в информационно-аналитической записке "Оккультный характер деятельности последователей Д. Верищагина" руководителя миссионерского отдела Екатеринбургской Епархии священника Владимира Зайцева, Оспаривать его трудно, хотя секты всегда это делают, О контролировании сознания, мыслей, чувств и поведения говорят и книги Д. Верищагина. Это видно даже неспециалистам при внимательном их прочтении.
Угроза - тоже чисто сектантский прием, рассчитанный на запугивание. Стремясь подавить всякую попытку критики, секта, как правило, инициирует один за другим судебные процессы против своих оппонентов, ставя целью физически измотать неугодного автора, заставить его потратиться на суды, на адвокатов, морально и материально обескровить обидчика. Сектантские организации очень богаты и денег на это не жалеют. И хотя суды секты, как правило, проигрывают, но, зная их скандальный характер, люди впоследствии предпочитают с ними не связываться. На этом и строится главный расчет.
Последние действия сектантов еще более укрепили мою уверенность в том, что в Новоуральске мы имеем дело с новой тоталитарной сектой.
При встрече с руководителем местных дэировцев мне было предложено дать опровержение а газету - я отказался. Е. Колмакова заявила, что мой ответ будет передан в Санкт-Петербург в головную организацию ДЭИР. Таким образом, я на деле убедился в существовании жесткой иерархической структуры в секте: ДЭИР оказалась не мини-тоталитарной сектой местного значения, как я вначале предполагал, а разветвленной организацией, построенной по принципу пирамиды, с сильной верхушкой в Санкт-Петербурге и жестко подчиненными клубами на местах. Верхушка спускает низам конкретные инструкции, которые беспрекословно выполняются.
Почему же так забеспокоились в Санкт-Петербурге? Неужели одна статья с противоположным мнением может навредить репутации ДЭИР в масштабе всей страны? Ответ прост: видимо, критика системы Верищагина была достаточно серьезной и последователи его не так уж уверены в своей непогрешимости.
Интересно и то, что руководитель местной ячейки ДЭИР не смогла мне объяснить конечную цель своей школы. Ответ был очень расплывчатый "У каждого свои цели". Но я не спрашивал про цели "каждого", я интересовался конечной целью проповедуемой ими системы. Действительно, конечная цель секты известна только ее создателю или очень узкому кругу посвященных людей. Неудивительно, что местные члены организации не знают ее.
Оговорюсь сразу, что мои публикации касались системы ДЭИР и совершенно не распространяются на людей, сознательно или по незнанию попавших под ее влияние.
Интересные подробности о методах работы дэировцев сообщил один из представителей управления образования. Интересовались, действительно ли управление образования поддерживает ДЭИР? Это вызвало законное возмущение человека. Поскольку он не только не поддерживает, но, напротив, высказывается очень негативно о системе Д. Верищагина после ознакомления с книгой первой ступени и посещения занятий, проводимых Е. Колмаковой. Я упоминаю это потому, что миф о поддержке системы ДЭИР управлением образования и лично некоторыми должностными лицами настойчиво распространяется руководителем местных дэировцев. Это обычная тактика психологического давления, которую используют все секты, не останавливаясь даже перед обманом.
К сожалению, одна из городских газет опубликовала интервью Е. Колмаковой и руководителя санкт-петербургской головной организации ДЭИР К. Титова. Эта публикация носит чисто рекламный характер, а факты, изложенные в материале, проверке не поддаются.
И еще одно наблюдение: К. Титов в своем интервью говорит о "честности, открытости, корректности", а на деле опускается до прямых оскорблений неугодного автора словечками вроде: "вранье", "позорный столб", "трусость", "бред", "клевещущий на школу Ботанов все время применяет коды для слушателей" (а почему не "читателей"), и т. д. То есть цена "корректности" нам показана. Конечно, с руководителем санкт-петербургского отделения ДЭИР можно было бы подискутировать, если бы он привел конкретную аргументацию. Но, кроме рекламных экзальтированных высказываний и петушиных наскоков на меня, в его выступлении нет серьезного осмысления публикации. Его высказывания очень эмоциональны, без единой конкретной ссылки на мои статьи, без доказательств, без аргументированных рассуждений, без ссылок на серьезных, авторитетных авторов или ученых. Другой реакции трудно было ожидать.
Почему же люди идут в секты? Кто пополняет их ряды? В секты приходят самые разные люди, но с одним и тем же умонастроением: они хотят потребить некую готовую духовную истину и так ее потребить, чтобы было просто, комфортно и "без отрыва от основного производства". Мы живем в технологическом обществе, и современный человек во всем ищет технологии, чтобы было просто, как в инструкции: сделал то-то, получил обещанный результат. И секта дает подобные инструкции: как стать "духовным", как достичь материального благополучия, как стать "счастливым". То есть стремление к комфорту, потреблению, максимальному упрощению своей жизни, к жизни под девизом "нет проблем" - приводит людей в секты. В рассматриваемой системе ДЭИР особенно силен именно этот побудительный мотив. Но и никак не могу понять, почему люди, пришедшие на семинары по книгам Д. Верищагина, не видят простых вещей? Почему не видят, что ДЭИР - это идеология, которая в принципе отрицает существование человека? Человек в ДЭИР - это "энергоинформационная структура", а не личность (Д, Верищагин. "Освобождение: неуязвимым для болезней и неудач". СПб. 2000 г., стр. 17). Хорошо, человека там нет, но, может быть, там есть душа, может, через что-то идет приобщение к духовности, к какому-то более высокому идеалу, чем просто комфорт, благополучие, иллюзорная свобода? Оказывается, что души в ДЭИР тоже нет, а есть "матрица, по которой построена вся наша энергетическая оболочка" (Д. Верищагин. "Зрелость: сила вашей души". СПб. 1999 г., стр. 50). Вот такая странная религиозность, скрывающаяся за квазинаучной (мнимонаучной) терминологией: человек в ДЭИР оказывается не личностью, а "энергоинформационной структурой", а его душа - "матрицей".
Квазинаучный язык ДЭИР многих сбивает с толку, и новичок зачастую не видит оккультной и религиозной подоплеки, спрятанной за этим внешне безобидным термином - "школа ДЭИР". Думаю, неслучайно для внешнего употребления используется именно слово "школа", а не термин "система", который имеет чисто внутреннее употребление. Действительно, вдумайтесь в это: ведь слово "школа" имеет совсем другие психоэмоциональное звучание и окраску.
Но вернемся к встрече с руководителем местного клуба ДЭИР, на которой я был с товарищем, проявившим повышенный интерес к системе Д. Верищагина, имеется магнитофонная запись нашего разговора. Я понял, что преподавателя Е. Колмакову мало интересуют пропагандируемое ею учение или служение людям - цели более приземленные. На мой вопрос о том, что ей дала ДЭИР, мы с приятелем услышали ответ, что у Елены Станиславовны не было ни денег, ни работы, не был решен квартирный вопрос, а когда она занялась ДЭИР - все появилось.
Обучение первой ступени ДЭИР в нашем городе стоит 750 рублей или 25 долларов США. Но не надейтесь, что, заплатив эти деньги, вы достигнете материального благополучия и решите все свои проблемы.
Поговорим о другой причине, по которой люди уходят в секты. Обратите внимание какие секты имели самый серьезный успех в России. Те, которые предполагали подвиг, те, которые были самыми радикальными: "Белое братство" "Аум Синрикё", "Богородичный центр", "Церковь Христа". Те, которые говорят: "Оставь все, забудь все, сожги свою прошлую жизнь и иди за мною". Здесь есть тот феномен, который еще Ф. Достоевский назвал "русские мальчики": жажда полноты, жажда абсолюта, жажда всецелой правды, жажда подвига поэтому нужно честно сказать: в секты уходят лучшие люди. Это не изгои, это не сумасшедшие, это не те мимо которых общество может пройти и сказать: "Ну мало ли, каждый сходит с ума по-своему". Нет. Это то меньшинство, которое определяет цвет духовной жизни всей нации. Это люди, готовые во имя высоких духовных идеалов идти на подвиг, на лишения, на страдания - лишь бы достичь высокой цели. Те, кто уходят в секты зачастую духовно наиболее способны, здоровы, трезвы. Но, увы, пробудившись от спячки, от материального рабства, они пошли за фальшивой духовностью. И там, в секте, их душа может поломаться, а поломавшись, уже неправильно срастись.
Самая яркая иллюстрация - это пример Игоря Сорина из группы "Иванушки Интернешнл". Талантливого исполнителя, поэта, композитора. Я не берусь утверждать, что это было именно так, но мне кажется, что в один прекрасный момент Игорь осознал, что он - нечто большее, чем просто певец, что его сердце глубже того, что окружает его извне, что жизнь не сводится только к потреблению и комфорту. Он понимает, что его душе нужно нечто большее, и тогда он ищет Бога, ищет самого себя. К сожалению, в эту минуту его личного духовного пробуждения с ним рядом не оказалось мудрого духовного руководителя и его пробуждение, его стремление к высшим идеалам потекло по мнимому руслу. И. Сорин пошел за ложным фетишем, который первым возник в духовном смысле у него перед глазами: он ушел в тоталитарную секту "Рэйки". Жизнь, несмотря на материальный достаток, славу и успех, не сделала его счастливым, и он идет в секту в поисках счастья. Но счастья там не находит. Его жизнь оборвалась в самом расцвете сил очень трагически - он выбросился из окна. Именно таким образом: самоубийством, в рабстве у секты, за решеткой или в сумасшедшем доме заканчивает свою жизнь большинство сектантов. Так, в погоне за призраком счастья, человек отдает секте самое дорогое, что у него есть, - жизнь и свою бессмертную душу.
Незадолго до окончания верстки номера на автобусных остановках города появились листовки, приглашающие в школу дальнейшего энергоинформационного развития. Секта вновь "вышла на охоту и раскинула свои сети". Сколько же наивных простачков попадут в них?
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||