Поиск по сайту
Изданы две книги сайта Форнит
Научно-популярная: «Познай себя» и специализированная: «Основы адаптологии» - обе доступны.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/6581
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Сознание: тестирование, социальная обусловленность, следствия"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Тестирование уровня сознания

Тест позволяет определить состояние функции сознания. Само наличие сознания бывает определить не просто в виду того, что подавляющая часть психики базируется на автоматизмах и только в отдельные моменты актуальной новизны проявляется адаптирующая функция сознания.

Сначала прочтите инструкции прохождения теста внизу.
Окно тестирования:

 

Это тестирование имеет смысл в контексте представлений о функциональности сознания - как обеспечивающим механизмы индивидуальной адаптации к новому, изложенные в Основы адаптологии. Именно на уровнях вовлечения механизмов сознания в процесс адаптивности и построено это тестирование.

Важно, чтобы смысл изображенного не сразу был очевиден и распознан автоматически, а требовал бы некоторых усилий, в наиболее полном привлечении сознания - творчеких волевых усилий.
Само наличие сознания бывает определить не просто в виду того, что подавляющая часть психики базируется на автоматизмах и только в отдельные моменты актуальной новизны проявляется адаптирующая функция сознания. Именно поэтому столь беззаботно раньше проводили лоботомию, не замечая последствия. К старости и в результате некоторых патологических процессов сознание может вообще не проявляться при том, что сохраняется субъективность восприятия и действия.

 

Условно разделим уровни сознания на три основных:

1. Пассивная отслеживающая функция - осознание наиболее актуальных моментов происходящего, которая проявляется при сильном алкогольном опьянении или при отсутствии активной деятельности и актуальных стимулов. Характеризуется привлечением осознанного внимания за счет "ориентировочного рефлекса".

2. Активное отслеживание - так же - осознание наиболее актуальных моментов происходящего, но в случае, если опережающий прогноз предупреждает о нежелательном последствии привычного поведения в этих условиях, выбирается другой вариант поведения, который был ранее освоен. Например, на дороге оказалась лужа, которую нужно перешагнуть, если она большая - перепрыгнуть, если очень большая - обойти. Это происходит почти на автомате, с неосознаваемой коррекцией выбора ветвления вариантов действия в нужный момент.

3. Творческий уровень - то же, что и предыдущее, но только сразу не находится достаточно подходящий вариант решения из заготовленных опытом и нужно выработать новый, проверить его, оценив желательность результата, и если он подходящий, запомнить - как новый рабочий вариант для такой специфики условий, а если нет, то искать другой. Для реализации третьего уровня сознания действие прерывается для осмысления. Но иногда актуальность немедленного выполнения действий настолько высока, что времени на осмысления нет и тогда выбирается наиболее подходящий вариант из существующих, т.е. сознание функционирует на втором уровне.

Итак, чтобы выявить возможность функционирования сознания на этих уровнях и предложен этот тест, основой которого является всегда уникальная "абстрактная" картинка. Щелкните по кнопке "Запуск изображения" чтобы ее сгенерировать и проследовать далее описанию хода тестирования.

1-й вопрос: Что напоминает изображение на центральной части картинки? Если, несмотря на отвлекающие эффекты, дан вполне правдоподобный ответ (т.е. это и в самом деле чем-то похоже на сказанное), то первый уровень, говорящий о способности привлечения осознанного внимания подтверждён. Обычно при отрицательном результате на следующий день не сохраняется воспоминание об проделанном опыте.

2-й вопрос: Что еще напоминает картинка? Если дан альтернативный и правдоподобный ответ, то подтверждается способность выбора варианта, не являющегося основным привычным.

3-й вопрос: Какое необычное практическое применение может быть у первого распознанного объекта? Если дан ответ, показывающий в самом деле какое-то нетривиальное использование объекта, то это говорит о возможности третьего уровня - наработки нового варианта. Для подтверждения этого стоит задать еще вопрос: Чем можно было бы дополнить картинку, чтобы более очевидным стал второй объект узнавания? Если дан разумный ответ и на второй вопрос, то третий уровень функционирования сознания подтверждается.

 

Во всех вопросах важно время реакции, позволяющее оценить затруднения: чем меньше время реакции, тем более уверенный результат тестирования. При этом следует учитывать, что картинка может оказаться слишком ни на что не похожей и тогда рекомендуется запустить другую картинку.
Понятно, что если в исходном наборе графических примитивов у тестируемого нет ничего схожего с элементами картинки, то и рассмотреть он ничего не сможет, так что в этом смысле все индивидуально и это нужно учитывать: человек, проживший в узко ограниченных условиях (глухая деревня) имеет и ограниченный набор примитивов восприятия. Но волевое усилие, которое требуется для фокусировки внимания и распознания, является дополнительным фактором тестирования так, что при положительных ответах гарантируется наличие данного уровня сознания.

 

Второй и третий уровень допускает самотестирование, например, для того, чтобы контролировать текущие свои когнитивные способности, и если будут возникать систематические затруднения со вторым и третьим вопросом, то это - тревожный симптом.

Но наиболее результативным и достоверным будет тестирование с контролирующем партнером, находящемся в заведомо отличной психической форме, а в случае клинического контроля - с опытным психотерапевтом.

 

Тестирование не стоит использовать как некий тренажер воображения и творческих способностей в виду большой субъективности ассоциаций в условиях случайных изображений.

 

Тест можно использовать для контроля развития способностей у детей, в соответствии с представлениями статьи Дети. Его можно использовать для развития наиболее общих когнитивных функций у детей с возраста разумного восприятия речи и до школьного возраста, не боясь последствий фиксации неадекватностей потому, что в таком возрасте это хорошо поддается коррекции. Только нужно этому придавать игровую форму, чтобы меньше была связь с реально практикуемыми ассоциациями.

 

Дополнительно:

·       Определение сознания

·       Сознание: тестирование, социальная обусловленность, следствия



Обсуждение Сообщений: 6. Последнее - 12.11.2015г. 1:09:29
Дата публикации: 2015-11-11

Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 1
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
 посетителейзаходов
сегодня:811
вчера:610
Всего:16852104

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика