Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Чему учат наших детей на уроках религии

Относится к   «Роль религии в современном обществе»

С 1 сентября во всех российских школах начали преподавать новый предмет

Православие в школах дети проходить будут, но православные ценности им навязывать никто не собирается.

С этого учебного года по распоряжению правительства в школах ввели новый предмет - «Основы мировых религиозных культур». Значит ли это, что в России теперь официально появился «Закон Божий»? И вообще нужен ли этот предмет да еще в формате школьной обязаловки? Корреспонденты «Комсомолки» Елена Кривякина и Андрей Моисеенко отправились на урок в одну из школ Москвы.

«ПРАВОСЛАВИЕ - ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ»

Школу мы выбирали не сами. Нам ее порекомендовали в столичном Департаменте образования. Школа № 1747 не простая, а с этнокультурным (русским) компонентом образования. Впрочем, учатся здесь не только русские.

- Кого у нас только нет: и осетины, и лезгины, корейцев много, правда, все хорошо говорят по-русски. А еще несколько лет назад как бывало: приходят в нашу школу выходцы с Кавказа и из Средней Азии, прочтут, что школа с этнокультурным компонентом, и разворачиваются, идут в другую. Ну и слава богу, думали мы, - рассказывает нам одна из учительниц, попросив не называть ее имени.

Какую из религий взять за основу нового предмета, учителя решали вместе с родителями. Из шести вариантов папы и мамы, решив не будить лихо, выбрали нейтральный - «Основы мировых религиозных культур».

- Православие - дело семейное. Хотят глубоко изучать православие - пусть идут в православные школы. У нас еще ничего, а вы посмотрите, что, например, в Восточном округе творится! Сколько там детей мигрантов. В некоторых школах русский язык уже стали преподавать как иностранный! Какое тут православие! - замечают учителя.

- На уроке мы будем проходить тему «Религия и культура», - сообщает четвероклассникам юная обаятельная учительница Юлия Пермякова.

У нее в руках и на столах у детей цветные ксерокопии страниц из учебника.

- Книгами по предмету пока не обеспечены. Мы его сами отксерили, - поясняют нам...

КОРАН, ДАЦАН И ГУСИНЫЕ ПЕРЬЯ

- Какие заповеди вы знаете? - спрашивает у ребят учительница.

- Чти отца и мать! - раздается в ответ.

- Правильно. А чего делать нельзя?

Дети с трудом пытаются вспомнить.

- Упоминать бога! - выпаливает один из мальчишек, видимо, забыв слово «всуе».

- Спорный вопрос, - улыбается учительница.

Дальше - главное.

- Религия может объединить и бедняка и богача, который купается в земных благах! - внушает учительница.

Собственно, предмет для того и ввели, чтобы объяснить детям, что мир многогранен, что одна вера не должна враждовать, с другой, что нужно быть толерантными. На интерактивной доске появляются изображения религиозных сооружений. Дети должны объяснить, чем мечеть, синагога и дацан отличаются от православного храма.

- Я могу сказать про мечеть! - поднимает руку одна из девочек. - Вечером около шести часов их, так сказать, отец заходит в одну из башен и читает молитвослов!

- Коран, - поправляет учительница.

- Да, Коран! - сообщает девочка.

- Ксюша была в Арабских Эмиратах. Наши дети много путешествуют, - поясняет учительница.

- Дети, у христиан - церковь, у мусульман - мечеть, у иудеев - синагога, у буддистов - дацан, - в который раз как мантру повторяет учительница. - У церкви наверху крест, у дацана крыша по углам загнута вверх.

Кстати, после урока мы спросили у ребят, кто такие иудеи. Самый близкий к правильному ответ: «Мы их летом видели в Иерусалиме».

Потом учительница рассказывает, как тяжело было первым христианам переписывать священные книги от руки. Вспоминает монахов Кирилла и Мефодия - изобретателей кириллицы. Чтобы ребята могли это прочувствовать, учитель раздает на класс четыре гусиных пера, баночки с чернилами и предлагает каждому написать: «Россия», «храм», «православие», «Москва». Детям идея нравится. Но урок не резиновый, а пером писать - не авторучкой. По нашим наблюдениям, успели «окунуться в древность» человек восемь из 22 учеников.

- Повторите, как называется религиозное сооружение у буддистов? - уже, наверное, раз в пятый спрашивает учительница.

- ДОцЕн! - чуть ли не хором ошибаются ученики.

Православие в школах дети проходить будут, но православные ценности им навязывать никто не собирается.

РЕЛИГИЯ «СЪЕЛА» УРОК РУССКОГО

Чтобы начать преподавать «Основы религиозных культур...», Юлии Пермяковой, как и другим учителям, пришлось пройти курсы повышения квалификации. Проводили их не священники, а светские педагоги. А вот как вести сами уроки, никто особо не объяснял. Положились на творческий подход учителей. Часы на новый предмет в 1747-й выкроили из уроков русского языка. Дополнительно ввести новый предмет нельзя, нормативы не позволяют.

- То есть «жи-ши» мы теперь, условно, проходим не пять часов, а четыре, - поясняет Юлия Пермякова.

- Это был важный час? - уточняем.

- Да, важный. Но тут уже все зависит от мастерства учителя: пострадает та или иная дисциплина или нет.

Большинство ребят в классе - представители титульной нации, но из их родителей более-менее регулярно посещают храм лишь три-четыре человека. Остальные грамотных представлений о какой либо религии не имеют. Приглашать к детям священников в школе пока не собираются. Экскурсии в церкви также не планируются.

- У нас есть батюшки, которые готовы дать учителям любую консультацию. Но приглашать их в школу постоянно вести уроки - это лишнее, - объясняет директор школы Марина Сотникова...

МНЕНИЯ

ЗА

Любовь нужно преподавать!

Дети нынче невероятно подкованы. Они без малейшего труда управляются с айфонами, айпадами, знают нюансы андроида и всевозможных приставок и примочек. Они читают умные книжки, могут без труда раздобыть любую информацию в Интернете, стильно одеваются, ездят в загранпоездки и довольно хорошо говорят на иностранных языках. Одним словом, к взрослой жизни готовы и место под солнцем себе найдут. Но за всей этой мишурой забывается главное. Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются? В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета. Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются. Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять - десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож. Уроки религии в школе - пусть маленький, но все же шажок в этом направлении.

Елена КРИВЯКИНА

ПРОТИВ

Лучше дайте больше времени на таблицу умножения

Мне непонятно, почему «Основы религиозной культуры...» (не важно какой - православия, буддизма, ислама...) решили изучать в начальной школе. У меня у самого дети - четвероклассники. Это совсем маленькие люди. Они еще безоговорочно верят взрослым - родителям и учителям. В их головы можно накрепко вбить что угодно. Например, что есть «правильная» вера и все остальные. И поэтому одни люди заслуживают уважения, а других можно и вовсе не считать таковыми. Кем выйдет школьник после такого урока, зависит только от личных взглядов и педагогического мастерства учителя.

А кто учитель? Для «Основ...» их «слепили» за пару недель из учителей-гуманитариев, тех, кто захотел получить дополнительные часы и, следовательно, дополнительный заработок. На региональных курсах их переподготавливали тьюторы - тоже наспех наученные в Москве педагоги. Фундаментальный подход, ничего не скажешь.

И еще: религия - тонкая материя, которая окутывает многие сферы жизни человека. Как вместить ее в курс, идущий по одному уроку в неделю? Лучше дайте малышам больше времени на зазубривание разнообразных «жи-ши» и таблицы умножения. А о религии ребенок гораздо больше узнает летом, когда поедет с родителями в отпуск и увидит православные храмы Киева или Владимира, побывает на Святой земле Иерусалима или окунется в воды Ганга.

Андрей МОИСЕЕНКО

Никто не хотел выбирать

А после похода наших журналистов в школу мы пригласили в редакцию авторов учебников по новому предмету, экспертов и религиозных деятелей, чтобы подвести итоги первого месяца обучения

Вывод из бурного разговора, на мой взгляд, один: запущен очень сырой курс. И пока непонятно, чего в итоге будет больше. Пользы от того, что с трудом рожденные «Основы религиозной культуры и светской этики» (на педагогическом сленге уже называемого по аббревиатуре - ОРКСЭ) все-таки стали преподавать? Или вреда от того, что один из самых сложных предметов взвалили на плечи учителей, не обеспечив ни нужными методиками, ни учебниками в достаточном количестве, снова понадеявшись: наши педагоги, приученные «сеять разумное, доброе, вечное» и тут сдюжат, разберутся, прикроют собой огрехи чиновников.

Вот такие листы заявлений с уже проставленным модулем раздавали родителям в одной из подмосковных школ.

ШЕСТЬ УРОКОВ ДЛЯ ОДНОГО

Как-то так получается, что наши люди, если на них не давят и ими не понукают, оказываются разумнее, мудрее власти, которая хочет их облагодетельствовать. Когда новый предмет только разрабатывали, нас убеждали: ОРКСЭ будет учить толерантности, учитывая интересы всех граждан многоконфессиональной страны. Поэтому в конце концов предмет и приобрел форму шестиголового чудища. В одном курсе собрали модули «нейтральные» - «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» и модули, посвященные четырем традиционным религиям России, - «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры».

В идеале, напомню, схема преподавания предлагалась такая: ребенок вместе с родителями выбирает модуль, который ближе их семье. А школа обеспечивает преподавание именно его. Скажем так: если в классе десять детей из православных семей, семь - из мусульманских, шесть - из тех, которые не декларируют открыто приверженность определенной религии, один - из буддистов и один - из иудеев, то в школе ОРКСЭ идет в виде пяти уроков. На одном сидят те, кто слушает модуль про основы православия, на другом - те, кому по душе светская этика или основы мировых религиозных культур... И так далее.

Психологи уже тогда говорили: ни к чему хорошему такое разделение не приведет. Наоборот, подчеркнет различия среди одноклассников. Не сгладит углы, а выпятит.

Слава Богу (общему и единому) - в жизни такого разделения не произошло. Я не знаю ни одного класса в стране, где бы учителя вели сразу несколько модулей. Если у вас такой класс, пожалуйста, напишите нам в «КП» и расскажите, как у вас с таким делом справляется педагог (адрес: milkus@kp.ru).

Но причина не в психологии и не в понимании того, что разделение детей по разным аудиториям межнациональную и межконфессиональную дружбу не укрепляет. Школам при таком варианте элементарно не хватает денег на зарплаты учителей, да и самих педагогов мало. С ОРКСЭ в идеальном варианте выходило бы так: если один учитель ведет несколько модулей - ему нужно платить за несколько уроков, пусть даже на уроке сидит один ученик. А как это сделать при условии нормативно-подушевого финансирования, когда в основе расчета зарплаты - человекочасы?!

На ОРКСЭ бросили где учителей ОБЖ, где историков, где преподавателей мировой художественной культуры, где просто переподготовили на курсах при институтах повышения квалификации учителей начальной школы (предмет-то проходят в 4-м классе). У них и своих забот выше крыши.

В результате в лучшем случае какой модуль выбрать, решали всем классом. В худшем решение спускалось сверху. Таким образом в Ингушетии все школьники «выбрали» «Основы исламской культуры». В Чечне - примерно такой же результат, только около сотни ребят получили возможность изучать «Основы православной культуры». В Татарстане поступили тоньше. Республика, которую прежде обвиняли в исламизации всех сфер жизни, наверное, после нескольких ваххабитских терактов против авторитетных имамов, придерживающихся канонов традиционного ислама, вся как один выбрала «Основы светской этики».

Во многих регионах, в том числе и в Москве, мудрые родители выбрали светскую этику. Даже верующие. Они справедливо предположили: своей религии лучше пусть учат батюшки в воскресной школе, чем наспех проштудировавшие курс учителя.

РАЗДЕЛИЛИСЬ

В итоге страна снова разделилась. По модулям. Идея познакомить ребят с культурно-нравственными особенностями всех основных религий России скукожилась до шести уроков. Столько в программе заложено на беглое знакомство с другими, не входящими в выбранный модуль, направлениями. (Всего курс рассчитан на 34 урока.)

Но неожиданно для меня участники «круг­лого стола» в «КП» посчитали, что такое разделение не так уж плохо.

- Если ребятам ОРКСЭ поможет проникнуться «своей» религией - той, которую исповедуют в их семьях, - они и к представителям других культур будут относиться с большим уважением. Культурный человек - толерантный человек, - считает зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Игорь Метлик.

Другой вопрос: потянут ли ее учителя? Похоже, далеко не все. Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагоги должны были прослушать в институте повышения квалификации курс - 72 часа. Всего две недели на постижение глубин православия, ислама, иудаизма и основ всех религий?! (Учителя по идее после курсов должны быть готовы провести на «отлично» любой из шести модулей.) В результате кое-где преподавание культурологического предмета превратилось в «Закон Божий»: его сельской учительнице - прихожанке местной церкви провести проще.

- Проблема в психологической неготовности учителей к преподаванию совершенно нового предмета, - рассказывает руководитель центра образовательных проектов издательства «Просвещение», автор книги для родителей по новому предмету Александр Данилюк. - Курсы повышения квалификации, которые проводились и сейчас проводятся Минобрнауки, не охватывают того количества преподавателей, которое нужно.

В результате в Курске на уроке по «Основам православной культуры» я слышал, как учительница говорит детям: «Если вы будете есть мясо в пост, то вы попадете в ад». С точки зрения традиций она права. Но педагог не учитывает детское восприятие. В итоге одна девочка из класса вообще перестала есть мясо.

У учителей, вышедших 1 сентября к доске, до сих пор нет даже официально одобренных методичек. Учителя выкручиваются сами. Итог? В одном из пособий, сотворенных местными авторами, детям предлагается заполнить таблицу, в которой перечисляются 7 заповедей: не укради, не лги, и т. д. И среди них - не прелюбодействуй. И объяснить, почему этого делать нельзя. Это в 4-м классе...

- Техническое задание на разработку методических пособий для курса ОРКСЭ поступило от Минобрнауки только полтора месяца назад, - объясняет Данилюк. - В декабре мы должны закончить их и согласовать с представителями всех конфессий. Это фантастически сжатые сроки!

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

ДОСЛОВНО

«Курс «Основы религиозных культур и светской этики», который с сентября 2012 года включен в обязательную часть программы четвертого класса, должны преподавать профессиональные педагоги, а не теологи. Я обращаю внимание на то, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. Они могут приглашаться, это нормально абсолютно, но это все-таки светский курс, а не теологический курс», - заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа.

Глава правительства поручил руководителям регионов СКФО взять контроль над ситуацией и подготовить необходимые предложения.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Поспешили?

- Изначально и мне, и многим коллегам казалась сомнительной идея давать этот предмет в 4 - 5-м классах. Лучше было его перенести хотя бы на 6-й класс, после того как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше, - считает автор учебника по «Основам иудейской культуры» Михаил Членов. - Представить религию как культурно-нравственное учение в младшей школе очень трудно.

Может, стоило не спешить? Плохо или хорошо, что ОРКСЭ пошли повсеместно? Не стоило ли годик подождать и потом уже «ударить из всех орудий»? Наши эксперты говорят: нет. Во-первых, и без того во многих регионах предмет, аналогичный «Основам...», есть. Причем кое-где он действительно по программе напоминал «Закон Божий». Нужна была единообразная культурологическая программа,единообразный подход.

Да, признают специалисты, четвероклашкам и их учителям в этом году будет гораздо труднее, чем тем, кто придет следом. Но даже преподаваемый «на коленке» курс ОРКСЭ лучше, чем его отсутствие.

- Мы только закладываем основы нормальной системы, которая выстроится через 5 - 10 лет, - объясняет Александр Данилюк. - Кто-то говорит, что мы в школу вводим религию. Это не так. Что такое религиозное воспитание и образование? И что такое культурологическое образование? Религия - это единство веры и культа. Где есть культ - есть религия. Если культа нет, то и религии нет. Даже если там говорят о Боге. В Гимне России есть строчка: «хранимая Богом родная земля». Можно ли говорить, что исполнение гимна - религиозный культ? В учебниках есть слова о Боге, о молитвах, опубликованы иконы - но это часть нашего культурного наследия.

- Мы никогда не добьемся того, чтобы введение какого-то нового предмета поддержало 100% населения, - говорит Игорь Метлик. - Но есть данные опросов Общественной палаты и Академии госслужбы по результатам апробации курса в 21 регионе страны. От 80 до 90% родителей посчитали, что он полезен.

Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.

>

ВОПРОС ДНЯ

Чему могут научить детей уроки религии?

В российских школах начали преподавать новый предмет - «Основы мировых религий».

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

- Дети смогут лучше изучить историю своей страны, классику русской и зарубежной литературы, ведь религия - это часть мировой культуры. Единственно, должны появиться профессиональные преподаватели этого предмета.

Алексей ОВЧИННИКОВ, лучший учитель России 2011 года:

- В будущем эти знания помогут быть терпимее к представителям других религий.

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:

- Подобные уроки расширяют познания, ведь религия сыграла в истории человечества великую роль. Это очень важно для понимания многих вопросов, в том числе и исторических событий.

Александр ФЕДОРОВ, ректор Педагогического университета (Нижний Новгород):

- Вряд ли эти уроки смогут дать глубокие знания в истории религии, поскольку преподаются в начальной школе. Но ведь это только первый этап проекта, который, уверен, будет меняться.

Светлана ИВАНОВА, актриса (сериал «Вербное воскресенье»):

- Подобные уроки научат думать. Религия - это реальность нашей жизни. Мы с ней живем, даже если о ней не думаем.

Аркадий БАБЧЕНКО, писатель:

- Лишь бы на этих уроках не было никаких оценок! Двойка по религии - прямой путь в еретики!

Отец КОНСТАНТИН, настоятель храма Крестовоздвижения:

- Церковь не учит - церковь помогает понять. В любом случае подобные уроки должны рассказывать не только о православной вере, но и о других конфессиях, о мировой истории веры.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА, олимпийская чемпионка:

- Я жду, что моему ребенку расскажут о духовном становлении человека с древних времен до наших дней. Как зарождались религии, как изменялось сознание людей. Но ни в коем случае не вдалбливали в него веру. Чтобы фанатиков от религии не допускали до класса. Зная нашу любовь к перегибам, думаю, такое тоже возможно.

Екатерина, слушательница Радио «КП»:

- Трудно говорить или спорить о Боге, не зная историю религии.

Ирина, читательница сайта KP.RU:

- Надеюсь, что ЕГЭ по этому предмету не введут.

Уже месяц в школах преподают «Основы религиозной культуры». Что изменилось?



Дата публикации: 2018-02-22

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Зачем мы живем | Как найти смысл жизни | О картине мира и чем они обосн... | Осознанные сновидения | Поиск смысла жизни | практика осознанного сновидения | Религиозные теории | Смысл человеческого существова... | Философия религии | Цель существования разума | Адаптивное обучение - будущее рядом - Дистанционный обучатель | Скандал в Высшей школе экономики: лжеученые учат студентов кодировать воду и продают лекарства на CD - Online812 | Чему учат в школе муравьев? | Что делать, если вашего ребенка принуждают изучать «основы православной культуры» | Мировоззрение - наше единственное оружие в жизненной борьбе | Мистификации нашего столетия | Мошенничество на нашем здоровье. Информационная память воды. | Наше неформатное псевдо | Наши предложения | Детские книги | Академическая наука уйдет из Академии Наук в университеты? | Библия на детекторе лжи | Визуализация механизма формирования речи у детей | Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей | Во сколько дети начинают разговаривать: информация и советы специалистов | Урок сущности зомбирования в школе | Фильм Секрет - уроки прикладного неоязычества | Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования | Виртуальные уроки - Блеф или реальность? | Уроки музыки | Базовые представления о мире | Бог | Мистические теории | Научная картина мира | Научная религиозная картины мира | Непознанное | окружающий мир | Определение религии | Потустороннее существование
Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Рефлексы

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:171183

Авторские права сайта Fornit