Поиск по сайту
Изданы 4 книги сайта Форнит (бумажные и электронные версии).
Научно-популярная: «Познай себя» и специализированная: «Основы адаптологии».
Литературно-художественная интерпретация: двухтомник «Вне привычного».

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5278
или fornit.ru/ax1-31-269

Почему нельзя одновременно внимательно читать и внимательно слушать

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Сознание (nan)
  • раздел: Внимание (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Канал осознаваемого внимания - только один и работает с раздражителями поочередно.
    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    Зрение и слух борются за один «ресурс внимания» в нашем мозгу, поэтому сосредоточенность на книге, фильме или газете часто делает нас глухими к такому шуму, который, казалось бы, нет никакой возможности не заметить.

     

    Зоны мозга, ответственные за зрение, слух, речь и «думание» (фото <noindex><a target=_blank href=http://sciencephoto.com>Wellcome Dept. Of Cognitive Neurology</a></noindex>).
    Зоны мозга, ответственные за зрение, слух, речь и «думание» (фото Wellcome Dept. Of Cognitive Neurology).

     

    Каждому в той или иной степени знакомо чувство погружённости в себя, когда не замечаешь и не слышишь ничего из того, что творится вокруг. Интересная книга может заставить нас забыть о шуме и ругани в транспорте — или, в более драматичном случае, задумавшийся, замечтавшийся или засмотревшийся на рекламный щит водитель может не слышать сигнала другой машины. Группа психологов из Лондонского университетского колледжа (Великобритания) решила поподробнее изучить феномен такой «глухоты невнимания».

    Более сотни добровольцев прошли серию компьютерных тестов, в которых им предлагалось различить два предмета. Некоторые задания были просты: к примеру, следовало сказать, различаются ли предложенные объекты по цвету; для других требовалось значительное сосредоточение и концентрация внимания (например, при небольших различиях предметов по длине). Каждому испытуемому на уши надевались наушники, через которые транслировался некий текст. В какой-то момент в звучавшее вклинивался посторонний звук. После этого эксперимент останавливался и у испытуемых спрашивали, не слышали ли они чего-нибудь необычного. Если в это время выполнялось простое задание, большинство фиксировало неожиданный писк в наушниках, и только в двух случаях из десяти испытуемые ничего не замечали.

    Если же сложность задания повышалась, 80% тестируемых «глохли», не замечая ничего необычного.

    В статье, готовящейся к печати в журнале Attention, Perception, & Psychophysics, исследователи сравнивают происходящее с перегрузкой процессора. Данные, поступающие к нам извне, наталкиваются на ограниченные возможности нашего внимания, и это касается не только слуха. Всем известен эксперимент, получивший название «Невидимая горилла», когда испытуемые настолько внимательно следили за играющими в мяч, что не замечали переодетого в костюм гориллы человека, который проходил между игроками.

    Учёные приходят к заключению: чем сложнее задание, выполняемое мозгом, тем больше вероятность чего-то «не заметить» или «не услышать». Слух считается древнейшей «системой сигнализации»: якобы сигнал тревоги, воспринимаемый на слух, может пробиться сквозь любую невнимательность. Авторы статьи позволяют себе не согласиться с этим утверждением. За них говорит и статистика дорожных аварий, случившихся из-за того, что водитель отвлёкся и не заметил сигнала, светофора или пешехода.

    У человека нет отдельно «зрительного» или «слухового» внимания, поэтому упрекать кого-то в невнимательности можно только с известной осторожностью: он не невнимателен, просто его внимание направлено на что-то иное.

    Подготовлено по материалам Wellcome Trust



    Источник: Невнимательность от внимательности, или Почему нельзя одновременно внимательно читать и внимательно слушать
    Дата создания: 28.05.2011
    Последнее редактирование: 19.01.2017

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Сознание":
  • Активность структур мозга при осознавании
  • Контроль выполнения фаз автоматизмов сознанием
  • Назначение сознания
  • Эволюционное обоснование появления сознания
  • Осознаваемое - фокус бессознательного
  • Функция сознания
  • Сознание
  • Обучение – превращение незнакомой ситуации в знакомую
  • Скорость субъективного времени
  • Нелокальность активности, связанной с сознанием
  • Пациенты в коме способны на обучение
  • Негативная и позитивная осознанная оценка
  • В человеческом мозге обнаружен оценщик принимаемых решений
  • Фильмы-воспоминаний
  • Крысы оценивают свою уверенность в принятии решений
  • Ящерицы проявили смекалку в новой для себя задаче
  • Связь размера гиппокампа и необходимость в адаптации к новому
  • Память о последовательности событий
  • Использование мыслительной цепочки воспоминаний
  • У шимпанзе и орангутанов нашли мыслительную память
  • ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ОНТОГЕНЕЗА СОЗНАНИЯ
  • Прерывания при осознании
  • А. Р. ЛУРИЯ Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга
  • Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления при поражении префронтальных отделов мозга
  • Сознание - ежесекундно прерываемый процес
  • Воспоминания о случившемся, основы мысли, функциональность мысли
  • Образование цепочки мыслительной памяти
  • Фильмы воспоминаний - последовательность касаний сознанием самых разных образов восприятия
  • Гиппокамп необходим для восприятия контекста и осознания смысла предложений
  • Об отделах мозга, отвественных за перезапись воспоминаний
  • Память работает по принципу «испорченного телефона»
  • Способность удерживать 5-7 отложенных дел одновременно
  • Проблема регрессии гомункулуса

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя
  • Яндекс.Метрика