Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5410
или fornit.ru/ax1-8-154

Концепция временной организации памяти

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Сохранение памяти (nan)
  • раздел: Реверберация возбуждений (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Существование следа памяти в виде реверберирующих электрических им­пульсов — необходимое условие для перехода эпграммы в долговременную па­мять. Прерывание или предотвращение реверберации должно приводить к физи­ческому разрушению следа памяти и его исчезновению.
    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    В опытах ио запоминанию слогов психологи Дж. Мюллер и А. Иильцекер еще в 1911 г. обнаружили, что заучивание второго ряда ухудшает запоминание первого. Такое тормозящее влияние одного обучения на другое объясняли нарушением ре­верберации процессов, развившихся после первого заучивания. Дж. Мюллер и А.Пильцекер применили эту идею для объяснения ретроактивного торможения, а позже она стала основой гипотезы консолидации следа памяти (Д. О, Хебб). Вре­менная концепция памяти возникла па основе этой гипотезы.

    Временная организация следа памяти подразумевает последовательность раз­вития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации приоб­ретенного опыта. Основные понятия, которыми оперируют теория консолидации и другие теории, созданные в рамках концепции временной организации памяти, следующие: консолидация — процесс, приводящий к физическому закреплению энграммм, и реверберация — механизм консолидации, основанный на многократ­ном пробега!ши нервных импульсов но замкнутым цепям нейронов. Длитель­ность консолидации — интервал времени, необходимый для перехода следа иамяти из кратковременного храпения, в котором он находится н виде реверберирующей импульсной активности, в дол­говременное, обеспечивающее длительное существова­ние эпграммы.

    Основными в концепции временной организации яв­ляются понятия о кратковременной и долговременной памяти. Подразумевалось, что при фиксации происходит смена одной формы существования эпграммы на другую. Представления о кратковременной и долговременной форме существования следа базируется на предположе­нии  о разных нейрофизиологических, молекулярных, биохимических и морфофупкцнональиых основах диграммы па разных стадиях се жизни. Предполагалось, что след памяти в своем становлении проходит два эта­па — этап кратковременной памяти и затем этап долговременной памяти. В крат­ковременной памяти след находится в течение ограниченного отрезка времени (предполагалось, что не более нескольких минут), а в долговременной — в течение времени, соизмеримого с продолжительностью жизни данного живого существа. Физиологическим механизмом следа в кратковременной памяти является ревер­берация электрической активности по замкнутым цепям нейронов. Согласно Хеббу, в обучение вовлекаются определенные нейроны. При многократном дей­ствии одного и того же стимула происходит формирование замкнутого «клеточ­ного ансамбля». По цепи нейронов многократно проходит — реверберируетп — электрическая активность. Продолжаясь определенное время, реверберация при­водит к морфофункцпональным и биохимическим изменениям в синапсах. Это и есть консолидация, которая составляет основу долговременной памяти. Много­кратное использование одних и тех же синоптических контактов улучшает прове­дение импульсов и приводит к формированию специфических белков.

    Существование следа памяти в виде реверберирующих электрических им­пульсов — необходимое условие для перехода эпграммы в долговременную па­мять. Прерывание или предотвращение реверберации должно приводить к физи­ческому разрушению следа памяти и его исчезновению.

    Чтобы проверить правильность этой гипотезы, проводили опыты с использо­ванием методов экспериментальной ретроградной амнезии. В первой фазе (крат­ковременной памяти) эпграмма была неустойчива, ее можно было разрушить дей­ствием амиестического агента (например, электрошока). Эта ее неустойчивость и уязвимость объясняется тем, что реверберирующую активность легко прервать. Но тогда не произойдет и перехода следа в долговременную память. Предполага­ли, что переход следа из кратковременного в долговременное хранение осуществ­ляется за несколько секунд или минут. Полученные результаты в целом подтвердили генеральную идею: действительно, ампестический агент (например, электро­шок), примененный через короткий интервал времени после обучения, вызывал нарушение памяти в форме ретроградной амнезии. Однако появились факты, которые не могли быть объяснены в рамках временной концепции. Самыми важ­ными являются данные о восстановлении памяти, потому что они резко проти­воречат тезису о физическом уничтожении следа, если он до амнестического воз­действия не прошел стадию консолидации.



    Источник: Психофизиология под редакцией Ю.И.Александрова
    Дата создания: 22.06.2008
    Последнее редактирование: 26.08.2014

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Сохранение памяти":
  • Длительность следовых процессов
  • Фиксация памяти
  • Клеточная организация памяти
  • Забывание
  • Процессы при сохранении памяти
  • Забывание 2
  • Значимость и память
  • Консолидация
  • Эрик Кандел
  • Роль реверберации
  • Механизм фиксации памяти
  • Принципы организации памяти мозга
  • Можно ли забыть незабываемое?
  • Дрозофилы обладают пространственной памятью
  • Время удержания кратковременной памяти до ее гашения
  • Принимая решение, пчелы учитывают свой прошлый опыт и время суток
  • Визуальное наблюдение адаптивного поведения нейронов
  • Отдыхающий мозг формирует долговременную память
  • Как страх закрепляет воспоминания
  • Роль активации системы отношения в формировании ложных воспоминаний
  • Искусственный гиппокамп
  • Нейроны получают эпигенетические метки при формировании ассоциативной памяти
  • Особенности функции гиппокампа
  • Нейрогенез в гиппокампе для поддержки новых образов
  • Системы головного мозга и память
  • Во время переобучения долговременная память не формируется заново, а модифицируется
  • Запоминание без гиппокампа (без осознания)
  • При воспоминании память всегда модифицируется
  • Бессознательные воспоминания оказались полезны для усвоения новой информации
  • Образование цепочки мыслительной памяти
  • ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПОМИНАНИЙ НУЖЕН 10-МИНУТНЫЙ ОТДЫХ
  • В мозгу человека нашли аналог кэш-памяти
  • Последовательность формирования элементов субъективных моделей понимания
  • Зеркальные нейроны и модели понимания
  • Извлечение эпизодической памяти, как и запоминание, использует структуры гиппокампа

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя
  • Яндекс.Метрика