Наблюдатель и его Мир

Относится к   «Список теоретических статей»


Относится к разделу Альтернативная наука

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

Наблюдатель и его Мир

Вершинина Г.Н., Соловкин Э.Л.

                                                                                                                                                                

О некоторых базовых проблемах, связанных с традиционными представлениями о наблюдателе, его Мире и явлениях у него, и основах того, что определяет наблюдателя, явления у него и всё, что относится к этим основам, с позиций нетрадиционного миропонимания Г.Н. Вершининой и Э.Л. Соловкиным в их книге «Наблюдатель и его Мир».

Такое миропонимание позволяет по-новому взглянуть на объяснимое и необъяснимое в науке и обычной жизни. В частности, оно позволяет по-новому взглянуть на то, что такое жизнь и смерть, время и пространство, действительность и иллюзии, на многие другие важные понятия и на то, что такое сами понятия.

Согласно традиционным представлениям о мироустройстве, знания[1]человечества, выступающего в качестве наблюдателя[2], о самом себе ио том, что происходит вокруг него, формируются у него на основании своих созерцаний[3], своих наблюдений и предстают у него в виде явлений[4].

Вместе с тем до настоящего времени нет устоявшегося понимания[5] ни того, что такое наблюдатель и, соответственно, человек как наблюдатель, ни того, что такое явление у него.

До сих пор нет достаточно приемлемого представления о том, что такое «наблюдатель вообще» (любой наблюдатель), нет «теории наблюдателя». 

Один из современных учёных, физик А.В. Каминский, в статье «Необратимость как свойство сознания» [1] отмечает: «Наблюдатель - ключевой элемент в структуре самосогласованной физической теории. Поэтому, отсутствие теории наблюдателя тормозит развитие физической науки» [1, стр. 4123].

Более того, нет приемлемого представления о том, откуда и как появилось то, что составляет Мироздание, то, что наблюдается и наблюдает.

В большинстве случаев сам факт их возникновения, существования и исчезновения принимается людьми «по умолчанию» (без объяснения), исходя из этапов периода своего собственного существования. Нечто подобноевысказано в статьепсихолога Сергея Ликанова«Я и не Я» [2], опубликованной в «Московском психологический журнале».

«Любой современный осознающий себя человек может с уверенностью сказать про себя, что он существует. Даже самый ярый скептик в разговорах о том, что ничего не существует, потому что все сомнительно, вряд ли будет всерьез отрицать собственную жизнь, если в нем еще остался инстинкт самосохранения».

Нет достаточно понимания не только того, как и при каких условиях возникают и формируются явления у него и, вообще, почему и откуда они возникают и куда исчезают при их смене. Нет достаточно понимания, что такое понимание.

Стараются обходить то, в чём состоит сущность[6]и «механизм» формирования явления у наблюдателя, главным образом связывая это с работой того, что называют сознанием[7] наблюдателя, или с работой его органов[8].

При этом в ряде случаев, как это имеет место в статье А.В. Каминского «Частицы и поля в субъективной физике» [3], «физическая реальность отождествляется с пространством состояний сознания наблюдателя» [3, стр. 1101][9], которое представляется в качестве самого наблюдателя. В этой статье говорится: «наблюдателя мы определяем абстрактно, как множество состояний сознания наблюдателя» [3, стр. 1101], не определяя при этом, что такое состояние и сознание наблюдателя.

Приемлемое понимание того, что такое явление у наблюдателя и что такое сам наблюдатель, даже частичное, даже на уровне гипотезы, говоря словами А.В. Каминского из его публикации «Наблюдатель во Вселенной» [4], «… даст развитие новой науке, в центре внимания которой будет наблюдатель во вселенной. Первый же вопрос, который, по-видимому, будет поставлен такой наукой, будет вопрос о наблюдателе: что есть наблюдатель и что есть сознание» [4, стр. 2101] и, добавляют авторы, что есть явление?

Может быть, в связи с недостатком в недалёком прошлом приемлемого понимания того, что такое наблюдатель всоотношении с явлениями у него, в «Большой Советской Энциклопедии» [5] нет толкования понятия[10] «наблюдатель». И это несмотря на то, что термин «наблюдатель» широко использовался в различных публикациях. Термин «наблюдатель» широко распространён и в современных научных публикациях.

А.В. Каминский[11], в статье «Частицы и поля в субъективной физике» [3] говорит так по этому поводу: «Наблюдатель присутствует во всех физических теориях, но, ни в одну из них он не включен явно[12]. В теории относительности, например, наблюдателя связывают с лабораторной системой координат и исследуют, как меняются с его точки зрения физические законы в других системах. В квантовой механике роль наблюдателя сводится к проецированию исследуемого квантового состояния на его, наблюдателя, приборный базис. Во всех без исключения физических теориях присутствие наблюдателя, если даже и не упоминается явно, то предполагается. И это не случайно, ибо физика, представляя собой свод законов, описывающих взаимодействие наблюдателя с окружающим миром это "теория для наблюдателя", и вне наблюдателя она бессмысленна» [3, стр. 1101].

Традиционное понимание наблюдения выразил Е.В. Ушаков в своей книге «Введение в философию и методологию науки» [6, стр. 113]:

«Наблюдение — исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира.Существует и наблюдение внутреннего мира психических состояний, или самонаблюдение, применяемое в психологии и называемое интроспекцией»[13], [14], [15].

При этом Мир делится на того, что (кто) наблюдает, и на то, что наблюдается, на наблюдателя и наблюдаемое.

Согласно мнению известного учёного Д. Бома[16], высказанному им в его работе «Квантовая теория» [7], ставить вопрос о наблюдении можно лишь при условии «отделения» наблюдателя (субъекта) от наблюдаемого.

Д. Бом говорит: «… сама идея проведения наблюдения подразумевает, что наблюдаемое вещество полностью отделено от наблюдающего его субъекта» [7, стр. 670][17].

Отделение наблюдаемого от наблюдателя и особенно в совокупности с возможностью такого наблюдения как интроспекция, ведёт к возникновению проблемы, связанной с так называемыми «внешними наблюдателями» и «вложенными наблюдателями» и их границами[18].

Считается, что отделение наблюдаемого от наблюдателя – результат разделения отображения[19] Мира у наблюдателя на его две основные части: «Я» и «Не Я», на него самого и на его среду[20], внешнюю (окружающую) среду и внутреннюю среду (Рис. 1).

Так, например, разделение Мира на «Я» и «Не Я» имеет место у такого наблюдателя как человек, причём у каждого человека по-своему и на разной стадии его развития.

В упомянутой ранее статье «Я и не Я» [2], опубликованной в «Московском психологический журнале», психолог Сергей Ликанов отмечает следующее: «Любой современный осознающий себя человек может с уверенностью сказать про себя, что он существует. … Говоря же о своем существовании, любой человек попытается как-то обозначить того, кто существует. Для этого обычно используется слово «Я», либо название себя со стороны. Например, маленькие дети, еще только начинающие дифференцировать окружающий мир, называют себя своим именем: Петя хочет…, там, в зеркале - Саша… и т.д. Но подавляющее число людей во всем мире используют слово «Я»».

О таком же разделении Мира можно найти у А.А. Ахвледиани в его докладе «Имплицитное «Я» и действительность. Метафизическое расследование»[8] на семинаре по темпорологии[21], опубликованном на сайте «Института исследований природы времени»,и в его статье «2+2=5» в журнале «Квантовая Магия» [9].

«Я» всегда занимает центральное положение в пространстве и времени. Оно всегда переживается как абсолютный, уникальный, безусловный и единственно несомненный центр, вокруг которого «крутиться» весь остальной мир, а также прошлое и будущее. … Иллюзия «центральности» – краеугольный камень нашего непосредственного познания и опыта. «Центральность» решающим образом определяет для нас «очевидность» и «истинность». Мы все соизмеряем с «Я» – «центром Вселенной» («Я» = мера всех вещей). Земной шар «не виноват» в том, что люди поместили его в центр мироздания, это даже не прямое следствие видимого движения Солнца вокруг Земли, – сам человек никогда не чувствует себя иначе как «в самом центре». Геоцентризм в широком смысле (современная его модификация – антропный принцип) – следствие и частный случай тотальной «центральности» человеческого «Я»» [8, стр. 2; 42, стр. 2202].

Почти аналогичное представление о разделении Мира имеется и в теории сложных систем[22][10], где фигурируют объект и его среда. Это возможно, если интерпретировать объект как наблюдателя, которого «можно представить как преобразователь состояния среды в состояние объекта», а происходящее в процессе преобразования состояния среды в его состояние как наблюдение.

«Состояние объекта изменяется под воздействием среды, в которой он находится. … Тогда объект можно представить как преобразователь состояния среды в состояние объекта» [10, стр. 14].

Кстати, такая интерпретация может быть воспринята как представление обобщённого традиционного понятия «наблюдение».

Проблемы отделения «наблюдаемого» наблюдателя (его среды) от «наблюдающего» наблюдателя, возникают в связи с необходимостью дополнительного, внешнего по отношению к ним, наблюдателя, у которого бы отображалась (создавалась) «картина» того, что их Мир разделён на наблюдателя и наблюдаемое, и описывались бы взаимодействия между ними. Исходя из того же принципа отделения наблюдаемого от наблюдателя, такой внешний наблюдатель должен бы «видеть», воспринимать, их Мир целиком, не будучи включён в него, «снаружи» его. Их Мир должен выступать как наблюдаемое им и отделённое от него как от наблюдателя, то есть от «Я» более высокого уровня в другом Мире также более высокого уровня, включающим их Мир и их внешнего наблюдателя. Но тогда должен быть ещё более высокий уровень внешнего наблюдателя и его Мира и т.д. То есть принцип отделения наблюдаемого от наблюдателя приводит к бесконечному ряду «вложенных Миров» и «вложенных наблюдателей» как вверх, так и вниз по уровням их сложности (Рис. 2).

О похожей проблеме, связанной с обсуждаемой темой, выраженной в отношении необходимости существования бесконечного ряда «божественных разумов» для построения «теории всего», можно найти в книге Н.А. Носова«Виртуальная психология» [11], если принять «божественный разум» в качестве наблюдателя, у которого формируется такая «теория». 

«Собственно, ничего плохого в этом нет (в построении теории, где всё связано со всем), надо лишь понимать, что при этом сам теоретик выходит из этой модели и, к тому же, претендует на то, чтобы обладать божественным разу­мом, что противоречит научной картине мира, посколь­ку, если бы такой разум существовал, то его тоже надо было бы включить в картину мира, и поэтому возникает необходимость обладать еще более сложным умом, ко­торый бы знал законы божественного разума первого уровня... и так далее до бесконечности»[23] [11, стр. 28].

У человека, на бытовом и даже не на бытовом уровне, его «Я» ассоциируется с наблюдателем внутри него, с тем, что называют его сознанием или Духом[24]. Это можно встретить, в частности, у А.В. Каминского в статьях «Наблюдатель во Вселенной» [4] и «Частицы и поля в субъективной физике» [3].

В первой статье говорится: «Любой человек, способный к элементарной интроспекции ответит, что его телом управляет сознание, его Я или Эго. Но, ни кто вам не ответит, что именно он имеет в виду. Так или иначе, ощущение некоего судьи - активного наблюдателя, стоящего над миром не вызывает сомнений. И, именно, этот судья – наше сознание воспринимает окружающий мир, "раскрашенный" и "озвученный" в 5-ти мерном пространстве ощущений и именно он делает выбор и принимает решения, в результате чего, как по мановению волшебной палочки, запускаются те или иные цепочки физиологических механизмов, приводящих к энергетическим проявлениям сознания» [4, стр. 2101].

Во второй статье имеется такое высказывание: «наблюдателя мы определяем абстрактно, как множество состояний сознания наблюдателя», а «физическая реальность отождествляется с пространством состояний сознания наблюдателя» [3, стр. 1101].

При этом возникает очередная проблема понимания того, что такое состояние, сознание и Дух.

Нетрадиционное представление о том, что такое наблюдатель, его Мир и всё, что, в основном, касается проблем, связанных с этим, выражено в книге Г.Н. Вершининой и Э.Л. Соловкина «Наблюдатель и его Мир». Эта книга с конца декабря 2014 года находится в Интернет пока в свободном доступе (http://dfiles.ru/files/peqasqwwi). Она в какой-то степени играет роль альтернативы «нашумевшей» книге Джима Элвиджа (JimElvidge) «Вселенная - разгадана» («TheUniversesolved»).

В книге представляются нетрадиционные взгляды, «складывающиеся» у авторов на то, что считается основой восприятия Мира и формирования знания о нём, как у человека, так и у всего, что является у него пригодным для такого восприятия и формирования и относится к тому, что называют наблюдателем.

Эта работа – попытка «демонстрации» нетрадиционной точки зрения на основы описания существования Мира у наблюдателя и его самого в этом Мире, на то, что такое наблюдатель и что такое явление  у него.

При этом у авторов разделяются понятия Мироздание[25], Мир[26], Реальность[27] и Вселенная[28], которые зачастую используются как синонимы.

В процессе изложения взглядов, «складывающихся» у авторов, даётся толкование необходимых для понимания этих взглядов фундаментальных представлений о состоянии[29], явлении и неявлении, Бытии и Небытии, о Мире наблюдателя, Реальности, Многомирии, о времени и пространстве, о сознании и о других понятиях, по необходимости связанных при изложении.

Основным в миропонимании, «складывающемся» у авторов, представляется то, что Мироздание состоит из взаимосвязанных образований[30], называемых его наблюдателями и сформированных из его прасреды[31] при взаимных многократных нелинейных отражениях этих образований друг в друге, а описание всего того, что представляется находящимся и происходящим в окружении любого наблюдателя и в нём самом, даётся у него в виде последовательности явленийкадров». При этом основа этого описания содержится в наблюдателе и определяется его состояниями, которые формируются в «скрытом»[32] у него, составляя его Мир, заключённый в нём (Рис. 3).

Тем самым всё в Мироздании разделяется на «скрытое» и «явное»[33], возникающее из этого «скрытого». А Мир каждого наблюдателя содержит образования, формируемые из образов всех наблюдателей, образов их Миров и их компонентов в виде мультифрактальных нейроно-подобных образований

§        при взаимных многократных нелинейных отражениях друг в друге остальных наблюдателей Мироздания,

§        при смене явленийкадров» и

§        при стремлении к выравниванию состояний соответствующих формируемых образований (устранению их отличий).

Явление при этомпредставляется как особое состояние у наблюдателя,которым«выражается» у него происходящеев его Мире и в нём самомв видепоследовательности явленийкадров» (Рис. 4), соответствующих тем областям его скрытого состояния, для которых за счёт обратных связей[34]в этих областях создаются условия возникновения их сингулярностей наподобие известных условий обычного или адаптивного резонанса[35]. Такие условия, кроме того, определяют различимость или неразличимость того, что может являться из «скрытого» у наблюдателя.

То, что Мир каждого наблюдателя, содержит взаимосвязанные образы всех наблюдателей, образы их Миров (Рис. 3), выступает каксвоеобразное Многомирие этого наблюдателя, а единственный для наблюдателя явный Мир «избирается» из скрытого у него такого Многомирия благодаря наступлению для образований в этом Многомирии упомянутых выше условий возникновению явлений.

На основах миропонимания, представленных у авторов, базируется и то, о чём сказано в их аннотации к книге, котораяпредназначена для тех, кому интересно знать, как возникают и существуют явления в различных сферах жизни, относящиеся к обычным и необычным явлениям, объясняемые наукой и не объясняемые ею.

В ней можно познакомиться с нетрадиционным взглядом авторов на то, что такое Жизнь и Смерть, Время и Пространство.

В книге в форме, близкой к научно-популярной,можно познакомиться с нетрадиционным взглядом на то, что такое явление и сущность, действительность и иллюзии, действие и состояние, смысл и знание, модель, понятие, данные и информация, образующая и окружающая среды, система, элементарная частица, заряд и масса, гравитационное и электромагнитное поля, что такое сознание, подсознание и надсознание, и почему, как и у Н.А. Козырева, Время действует.

При этом те представления в той или иной области деятельности человека (научной, религиозной, культурной), затронутые в книге, которые оказались доступными для авторов и которые с позиций того или иного мировоззрения считаются признанными как «правильные» или «неправильные», действительные или иллюзорные, у авторов не отвергаются, а рассматриваются с их точки зрения.

В книге можно «увидеть» ответ на то, как и почему происходят предсказания и ясновидение, а также различные чудеса и необычные явления, которые имели место как с участием известных предсказателей и чудотворцев, так и при участии современных людей, предсказывающих катастрофы или обладающих способностями рентгеновских аппаратов. Можно «увидеть» ответ на то, что такое мысли и почему слова и мысли могут действовать.

В частности, в ней можно «увидеть» ответ на то, почему у писателей имеют место описания тех различных событий, которых нет во время создания их произведений, но которые становятся осуществлёнными с достаточной точностью позднее, как это произошло в случае с гибелью «Титаника» и как это оказалось в случаях, представленных в книгах Жюля Верна и других фантастов.

В книге можно также «увидеть» ответ на то, почему возникают повторяющиеся события, некоторые из которых остаются необъяснимыми, такими, например, как дежавю. Можно увидеть ответ на вопросы, связанные с реинкарнацией, с тем, почему в археологических раскопках наряду с предметами из далёкого прошлого находят современные вещи и следы современного человека, а космонавты иногда чувствуют себя в образах доисторических созданий, как об этом согласно страницам Интернет (например, http://www.privatelife.ru/2003/tv03/n13/5.html) имело место у космонавта-испытателя Сергея Кричевского.

У авторов имеется понимание того, что все положения концепции миропонимания, сложившейся и складывающейся у них, которые представлены в книге, должны сопровождаться более детальным анализом существующих представлений, а также созданием новых представлений на основе этих положений во всех сферах жизни всего существующего.

В книге не приводятся строго доказательные в деталях аргументы для обоснования сложившихсяискладывающихсяу авторов взглядов, которые можно считать лишь концептуальными. Эти взгляды у них явились и являются так, как они сложились и складываются благодаря тому, что происходит в их Мирах, соотнесённых с Мирами всего остального существующего не только в их Мироздании.

Литература

1.     А.В. Каминский. Необратимость как свойство сознания.Журнал Квантовая Магия, том 7, вып. 4, стр. 4123-4131, 2010.

2.     Сергей Ликанов. Я и не Я. Московский психологический журнал, №12, 05.2005.

3.     А.В. Каминский. Частицы и поля в субъективной физике. Журнал Квантовая Магия, том 9, вып. 1, стр. 1101-1136, 2012.

4.     А.В. Каминский. Наблюдатель во Вселенной. Журнал Квантовая Магия, том 7, вып. 2, 2010, стр. 2101-2117.

5.     Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

6.     Е.В. Ушаков. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 528 с.

7.     Д. Бом. Квантовая теория. (2-е издание). М.: Наука, 1965 — 732 c.

8.     А.А. Ахвледиани. Имплицитное «Я» и действительность. Метафизическое расследование. — http://www.chronos.msu.ru/rupdate.html, 24.08.2010. — 16 с.

9.     А.А. Ахвледиани. 2+2=5. Журнал Квантовая Магия, том 8, вып. 2, стр. 2201-2224, 2011.

10.Л.А. Растригин. Адаптация сложных систем. — Рига: Зинатне, 1981. — 375 с.

11.Н.А. Носов. Виртуальная психология. — М.: «Аграф», 2000. — 432 с.

12.Т.Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Яковлевна Дубнищева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 608 с.

13.Советский энциклопедический словарь. – Москва: Издательство «Советская энциклопедия», 1981.

14.Everett H. Relative state formulation of quantum mechanics. Rev. Mod. Phys. 29, 3, 454 (1957).

15.В.И. Штанько. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ, 2002. — 292 с.

16.С.И. Доронин, Квантовая магия, СПб.: Весь, 2007.

17.А.Л. Симанов. Понятие «состояние» как философская категория. Новосибирск: Наука, 1982.

18.Ю. Обухов, И. Захарченко. Эфир или физический вакуум? N-T.ruэлектронная библиотека «Наука и техника», http://n-t.ru/tp/in/efv.htm, 19.04.2002.

19.В. Жвирблис. Не "мировой эфир", а физический вакуум, http://retech.narod.ru/fizique/ teor/vacuum.htm.

20.Филлипс Ч., Харбор Р. Системы управления с обратной связью. — М.: Лабо­ратория Базовых Знаний, 2001 — 616 с: ил.

21.С.В. Аксенов, В.Б. Новосельцев. Организация и использование нейронных сетей (методы и технологии) / Под общ. ред. В.Б. Новосельцева. – Томск: Изд-во НТЛ, 2006. – 128 с.

 

 



[1] Знание — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений (http://ru.wikipedia.org/ wiki/Знание). О знании у авторов в их книге.

Понятия - суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф. Энгельс), а также нечувственных объектов, таких как другие понятия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Понятие).

Представление (repraesentatio, нем. Vorstellung) — вторичный образ, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие (http://ru.wikipedia.org/wiki/Представление).

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий (его) внешнего мира и жизни … (http://ru.wikipedia.org/wiki/Сознание).

[2] Наблюдатель (упрощенно) – то образование в Мироздании, у которого формируются и хранятся образы того, что составляет Мироздание.

Образрезультат взаимодействия его участников в каждом из них в виде образования,в общем случае, не совпадающего с каждым из них.

Образование - то, что возникает, возникло в результате какого-либо процесса (словарь Ефремовой, http://tolkslovar.ru/o1723.html) или процесс возникновения этого то.

[3] Созерцание — чувственная ступень познания (http://ru.wikipedia.org/wiki/Созерцание).

[4] Явление - философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета; форма обнаружения (выражения) сущности предмета [5, Явление].

[5] «В гуманитарной методологии понимание достигается через истолкование явлений, текстов и событий …» [12, стр. 9].

[6] Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [5, Сущность и явление].

[7] Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении  [13].

[8] Орган  – часть чего-либо, выполняющая одну или чаще несколько специфичных для него действий. Сформулировано у авторов на базе определения, представленного в  [5, Орган …].

[9] Ссылки на то, что такое состояние, нет. Возможно, имеется в виду то, что предложено в [17]: «состояние – это философская категория, отражающая специфическую форму реализации бытия, фиксирующая момент устойчивости в изменении, развитии, движении материальных объектов в некоторый данный момент времени при определенных условиях».

[10] Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф. Энгельс), а также нечувственных объектов, таких как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями (http://ru.wikipedia.org/wiki/Понятие).

[11] Александр Викторович Каминский - Физик. Специальность: лазеры и лазерная химия (http://inmatrix. ru/,http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0183-00.htm).

В 1979 году окончил Тбилисский государственный университет.  Работал в Центре Высоких Технологий (Тбилиси), где занимался многофотонными процессами и лазерохимией. В настоящий момент работает в компании Elfi-Tech (Израиль), занимается биомедицинскими технологиями.

Сотрудничает с Web-институтом исследования природы времени (с А.П. Левичем) и МГУ (С.Э. Шнолем).

Александр Петрович Левич (р. 17 июля 1945) — современный биолог и эколог, доктор биологических наук. Окончил Московский инженерно-физический институт (специальность «Теоретическая и математическая физика»), ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра общей экологии), автор трудов по проблемам математической экологии, теории категорий в биологии. Основатель и руководитель Московского семинара по изучению времени (работает с начала 1980-х годов) – http://ru.wikipedia.org/wiki/Левич,_Александр_Петрович.

Симон Эльевич Шноль (21 марта 1930, Москва) — советский и российский биофизик, историк советской и российской науки. Профессор кафедры биофизики физического факультета МГУ, бывший зав. лабораторией физической биохимии Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущино), доктор биологических наук, действительный член Российской Академии естественных наук (http://ru.wikipedia.org/wiki/Шноль,_Симон_Эльевич).

[12] Исключение составляет модель соотнесенных состояний Эверетта [14] -ссылка изменена у авторов в соответствии с нумерацией у них использованных источников, в оригинале - [2].

[13]«Ситуация — одноактность и неповторимость наступления множества событий» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ситуация).

[14] Восприятие – «формирование чувственного образа» [15]. Применительно к наблюдателю-человеку говорят: «Взаимодействуя в сознании человека, разнообразные ощущения формируют целостный чувствен­ный образ действительности – восприятие», «…ощущение - чув­ственный образ отдельных сторон, процессов, явлений действительности. Это результат отдельных воздействий реальности на органы чувств» [15, стр. 30].

[15] Психология (греч. ψυχή — душа; греч. λόγος — мысль, причина) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного (http://ru.wikipedia.org/wiki/Психолгия).

Психика (от др. греч. ψυχή - «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (http://ru.wikipedia.org/wiki/Психика).

[16] Дэвид Джозеф Бом (англ. DavidJosephBohm; 20.12.1917 — 27.10.1992) — учёный-физик, известный своими работами по квантовой физике, философии и нейропсихологии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бом).

[17] Субъект (от лат . subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект [13].

Объект (от лат . objectum - предмет) - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности [13].

[18] Граница одного наблюдателя как наблюдаемого другим наблюдателемта его часть, чьи признаки уже не отображаются у этого другого наблюдателя.

[19] Отображение результат взаимодействия того, что составляет Мироздание,в виде их образов-явлений. Или – это взаимодействие того, что составляет Мироздание,при формировании их образов-явлений у наблюдателей.

[20] Среда - то в Мире из чего выделяется наблюдатель.

[21] Темпорология – область духовной деятельности на поле Познания, направленная на осознание и описание Времени как фундаментальной характеристики Бытия и характеризующаяся междисциплинарным характером используемых при этом средств. Стремится к выявлению практических аспектов полученных результатов - Ю.А. Лебедев (http://www.chronos.msu.ru/TERMS/lebedev_temporologia.htm).

[22] Система (от греч. σύστημα, «составленный») — совокупность сущностей и связей между ними, выделенных из среды на определённое время и с определённой целью (http://ru.wikipedia.org/wiki/Система).

Цель - описание (явление) ожидаемого результата взаимодействий в системе.

[23] Текст курсивом в скобках – пояснение, сделанное у авторов.

[24] Духфилософское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом  (http://ru.wikipedia.org/wiki/Дух (философия)).

[25] Мироздание - всё, что существует (http://ru.wiktionary.org/wiki/мироздание).

У авторов, Мироздание – сеть («паутина») из его взаимосвязанных наблюдателей.

[26] Мир – часть Мироздания, которая может являться у наблюдателя.

[27] Реальность (действительность) наблюдателята часть его Мира, которая представлена у него его состояниями, называемыми также его состояниями наяву, когда явления у него «существуют» в те же его мгновения, что и явления у других наблюдателей его окружения, представленных в соответствующих им компонентах явлений этого наблюдателя.

[28] Вселенная – часть Мироздания, которая может являться у наблюдателя-человека.

[29] Бытовое и даже традиционно общенаучное понимание состояния, предполагает, что состояние - это совокупность характеристик и параметров «чего-либо» [16, 17]. У авторов даётся своё понимание состояния.

[30] Образование - то, что возникает, возникло в результате какого-либо процесса (словарь Ефремовой, http://tolkslovar.ru/o1723.html) или процесс возникновения этого то.

[31] Прасредасреда, из которой образуется всё в Мироздании. В явлениях у некоторых наблюдателей-людей в качестве прасреды выступает то, что они называют эфиром [18, 19 ].

[32] «Скрытое» – то, что является не своим содержимым, а своим существованием, проявляемым в смене явлений.

[33] «Явное» – всё то, что представляется в явлениях.

[34] Обратная связьсвязь, в результате которой изменение какого-либо состояния (его действие), вызванное изменением другого состояния, передаётся обратно ктому состоянию,которое вызвало изменение этого какого-либо состояния.

Положительная обратная связь – обратная связь, при которой изменения состояний усиливаются.

Отрицательная обратная связь – обратная связь, при которой изменения состояний ослабляются.

Эффекты обратных связей проявляются во многих явлениях. Эти эффекты лежат в основе таких явлений, например, как явления резонанса и лавинообразного процесса [20].

[35] Адаптивный резонанс имеет место в нейронных сетях, о которых говорится позднее. Теория адаптивного ре­зонанса (AdaptiveResonanceTheory- ART) создана Стефаном Гроссбергом в 1986 году.

«В основе теории ART лежит фено­мен фонетического восстановления. Например, если мы слышим шум и об­рывок фразы: «... чка на...», то смысл фразы ускользает. Если ее завершить чем-то вроде: «... чка на плоскости», то дополнительная информация порожда­ет фокусировку - ожидание определенного понятия. В результате из сигнала «... чка на плоскости» имеем «точку на плоскости». Говорят, что произошел резонанс образа в памяти с поступившим сигналом. В случае, если резонанса не наступило, то считаем поступившую инфор­мацию новыми данными и запоминаем как отдельный образ. Так, фраза «... чка на память», конечно после дополнительного уточнения, может потом восстанавливаться как «фотокарточка на память»» [21, стр. 38].

Stephen Grossberg is the Wang Professor of Cognitive and Neural Systems and a Professor of Mathematics, Psychology, and Biomedical Engineering at Boston University (http://en.wikipedia.org/wiki/Stephen_Grossberg).



Автор edlnsol
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.



Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.

Ученые создали первый в мире искусственный организм с одной хромосомой
Вооруженные генетическим редактором CRISPR ученые сумели создать вполне жизнеспособный искусственный организм, геном которого состоит всего из одной хромосомы. Тем самым, как сообщает авторитетный журнал Nature, был установлен новый мировой рекорд.
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:22
Всего:10921339

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика