Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)       Короткий адрес страницы: fornit.ru/7355


Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Критика теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Несостоятельность ТРИЗ 

Примирение с противоречием обязательно приводит нас в этом случае, как и всегда, к отказу от критики, а значит, — к краху науки.

Карл Поппер

В своей книге «Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач» Генрих Альтов (псевдоним Альтшуллера) писал: „Читатель вправе спросить: следовательно, наступит момент, когда все изобретения будут делаться «по формулам» и изобретательство как вид творческой деятельности прекратится? Да, так и будет.“ Для Альтшуллера, формализовать творчество было делом всей жизни. Цель понятная и в целом достойная, но поучительна в своей принципиальной несостоятельности и изначальной бесперспективности. Чтобы понять несостоятельность и бесперспективность ТРИЗ, нужно знать аксиоматический базис теории и понимать в какую эпоху она создавалась.

Аксиоматический базис ТРИЗ — диалектический материализм (диамат), философское учение Карла Маркса о законах развития природы, общества и мышления. После октябрьской революции в России диалектический материализм стал основой государственной идеологии с тотальным контролем над всеми социальными, культурными, политическими и научными сферами жизни. Так, благодаря идеологическому догматизму появилась теория, которая претендовала или скорее так очень хотелось самому Альтшуллеру на роль прикладного диамата в технике.

Критика метода проб и ошибок

Догматичной идее нужен идеологический антагонист, на примере которого автор будет доказывать превосходство своей теории. Таким антагонистом стал перебор вариантов. Стал не случайно. Чтобы разобраться в причине, нужно понимать, что лежит в основе диамата. Диалектические материалисты считают, что в основе развития мира лежит борьба противоположностей (или противоречий в терминах ТРИЗ). Противоречие выражает источник развития, а значит, дает толчок к изобретению. И если в методе проб и ошибок не прошедшие проверку гипотезы не развиваются, то в диамате из борьбы противоположностей получается нечто, в которой сохранены элементы, наиболее лучшие из них. Найти идею по ТРИЗ, это значит выявить и намеренное усилить противоречие. Альтшуллер об этом пишет так: «Спроектировать удобный и дешевый автобус, найдя компромисс между «удобно» и «дешево», — задача конструкторская. При решении этих задач не приходится преодолевать противоречия. Задача становится изобретательской только в том случае, если для её решения необходимо преодолеть противоречие».

Чтобы преодолевать противоречие Альтшуллер вновь обратился к диамату: «В сущности, речь идет о том, чтобы признать, что техника материальна, а её развитие диалектично. Материальность технических систем очевидна, и столь же очевиден факт их развития, подчиняющегося, как и всякое развитие, всеобщим законам диалектики. Отсюда со всей непреложностью вытекает решающий для методологии изобретательства вывод: существуют объективные законы развития технических систем, эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без слепого перебора вариантов».

Законы развития технических систем

Познавать законы развития технических систем Альтшуллер начал с изучения патентных свидетельств: «Как и на втором этапе, основным материалом для работы была патентная информация. Но её изучение велось теперь не столько для выявления новых приемов и сведения их в таблицу устранения технических противоречий, сколько для исследования общих закономерностей развития технических систем». Цель понятна, нужен инструмент, чтобы предсказывать развитие — в точности по диамату: «Технические системы развиваются закономерно. Закономерности эти познаваемы, их можно использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем, превратив процесс решения изобретательских задач в точную науку развития технических систем».

Из законов развития техническим систем и анализа патентного фонда выводились стандарты (в терминах ТРИЗ), с помощью которых преодолевались технические противоречия. Стандарты стали основным инструментов для решения типовых задач: «Таким образом, задачи делятся на типовые и не типовые, причем задачи, сегодня не типовые, завтра — после выявления неизвестных еще закономерностей — станут задачами типовыми. Типовые задачи решаются по четким правилам в один ход: правила указывают, как должна быть преобразована исходная система. Называют такие правила стандартами, а совокупность этих правил, определенным образом классифицированных, — системой стандартов».

Интересно, что описываемая система стандартов на 1986 год имела 40 основных приёмов устранения технических противоречий, а вместе с подприёмами более 100. Стало понятно, что увеличивающееся количество стандартов выявляет проблему эффективного подбора стандарта для решения типовой задачи. Обратите внимание на слово «подбора», тут нет ошибки или описки. Апологеты ТРИЗ осознавали проблему, только не сам Альтшуллер.

В пособии «Учебник по ТРИЗ» под редакцией А. В. Кудрявцева, А. В. Ревенкова, А. И. Гасанова, В. Ю. Бубенцова, С. А. Евсюкова, авторы предлагают решение проблемы: «Следовательно, эффективный перебор всех сорока приемов затруднен потому, что не удается длительно поддерживать требуемый уровень внимания. Для устранения этого недостатка был разработан специальный поисковый аппарат — таблица устранения технических противоречий, позволяющая значительно уменьшить количество приемов, рекомендуемых к использованию при решении конкретной задачи. Такое выделение предпочтительных приемов основано на статистическом анализе».

Авторы не стесняются и прямо пишут про перебор из 40 вариантов. И тут же: «Если необходимо сделать как можно более простое и быстро внедряемое решение, то приемы следует использовать, начиная с первого из рекомендованных. Если же необходимо решение как можно более оригинальное, неожиданное, революционное, то приемы следует использовать, начиная с последнего из рекомендованных». Сам же Альтшуллер даёт туманную и неконкретную рекомендацию — «подобрать подходящий стандарт».

Инструменты чтобы прогнозировать будущее есть, цель достигнута: «Наметилась перспектива: основная часть задач должна решаться по стандартам, в то время как АРИЗ (Алгоритм Решения Изобретательских Задач) следует использовать преимущественно для анализа нестандартных задач и получения информации, помогающей формировать новые стандарты. Кроме того, появилась надежда, что при дальнейшем усовершенствовании система стандартов превратится — в отличие от АРИЗ — в инструмент прогнозирования развития технических систем».

Борьба противоположностей

Карл Поппер в своей статье «Что такое диалектика?» доказал, что из так называемой диалектической триады: тезис, антитезис и синтез, а в случае с ТРИЗ из противоречия — выводится все, что угодно. Приводить доказательства тут не имеет смысла. Описание объёмное и читатель при желании может ознакомиться самостоятельно. Но стоит привести 2 важные цитаты.

«Расплывчатое утверждение диалектиков, что противоречия неизбежны и что избавляться от них даже нежелательно, поскольку они так плодотворны, ведет к опасному заблуждению. Оно приводит к заблуждению, поскольку так называемая плодотворность противоречий, как мы видели, есть просто результат нашего решения не мириться с ними (следуя закону противоречия). И оно опасно, поскольку мнение, что от противоречий избавляться не следует или вообще невозможно избавиться, с необходимостью приводит к концу и науки и критики, то есть к концу рациональности».

И: «Отсюда мы видим, что если теория содержит противоречие, то из нее вытекает все на свете, а значит, не вытекает ничего. Теория, которая добавляет ко всякой утверждаемой в ней информации также и отрицание этой информации, не может дать нам вообще никакой информации. Поэтому теория, которая заключает в себе противоречие, совершенно бесполезна в качестве теории».

Заключение

1. Чтобы у читателя сложилось полное впечатление, что ТРИЗ = диамат, стоит привести скан книги Альтшуллера 1991 года:

Так же уместно привести свидетельство Злотина Б. Л., биографа Альтшуллера: «Главное, что ему в голову сразу пришла блестящая идея: надо не изобретателя исследовать, что у него в голове происходит, у каждого человека в голове может быть всё, что угодно, а надо исследовать технику, как развивается техника, то есть основная идея была — идея закономерности. Правда, Генрих отрицает это, говорит: Я классиков читал, у Энгельса всё написано».

2. Стоит предостеречь читателя, который в современной отечественной литературе и в статьях в интернете, может встретить попытки адаптировать теорию в рекламу, маркетинг и в проектирование интерфейсов. Это бесперспективное и несостоятельное занятие, как и сама теория.

3. И главное, в основе идеи — синтез и комбинация других идей. Без законов, без стандартов и без противоречий.

Критика ТРИЗ

Критика ошибочных положений технической версии ТРИЗ (статья)

У основоположника теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера была мечта. Он мечтал уравнять всех людей в правах и возможностях на творческий труд в области науки и техники. Мечта благородная... 
Да и попробовать стоило: уравнял же Кольт шансы сильных и слабых своим револьвером... Правда, благородство его дела весьма сомнительно, но успех его затеи явно несомненен. 
Великий наставник профессиональных изобретателей был человеком действия. Задумано - запланировано - сделано! Это не был мечтатель типа известных героев Достоевского, Гоголя или Тургенева. Теперь предстояло сделать осознанный выбор пути. Можно было избрать путь кабинетного учёного. Продумать концепцию, а затем развернуть и прописать её во всех деталях. Написать солидную научную монографию. 
Предложить её научному сообществу и терпеливо ждать признания по итогам решающего эксперимента, который самому проводить вовсе не обязательно... 
Можно было избрать путь борца, создателя массового общественного движения. То есть сначала ввязаться в борьбу, а затем посмотреть , что из этого получится. Наполеон тоже принимал конкретные решения прямо на поле боя... А серьёзных научных трудов о военном искусстве, подобных трудам Мольтке, он нам не оставил. Но битвы в основном всё же выигрывал... 
Честно говоря, в конкретных условиях для конкретного человека выбор предопределён. Нет у него никакого выбора! Путь кабинетного учёного для основоположника ТРИЗ ничего хорошего не сулил. Он был прирождённый лидер движения. А опыта научной работы у него не было вовсе... Так уж сложилась его биография в эпоху тоталитаризма, когда судьбы миллионов людей ломались, как спички. 
Но и для того, чтобы ввязаться в бой или затеять спор, надо всё же кое - что иметь в руках и на руках... В руках необходимо иметь привлекательное для многих Знамя движения, а на руках- хотя бы набросок концепции, способной привлечь людей под это Знамя. А всё остальное есть надежда обрести в борьбе. 
Набросок концепции был составлен и опубликован 60 лет тому назад в журнале "Вопросы психологии". К её разработке принимал активное участие узкий круг единомышленников основоположника ТРИЗ, который в те времена был ещё равным среди равных. Титул основоположника он обрёл много позже... Среди равных следует особо отметить такого сподвижника, как Шапиро. Сейчас трудно установить весомость творческого вклада каждого из сподвижников в становлении и развитии ТРИЗ. Говорили разное и при жизни самого Альтшуллера, а уж после его кончины заговорили и те, кто раньше вовсе молчал... Пусть судят об этом историки науки! Здесь и сейчас я этой деликатной темы касаться не намерен. 
О становлении ТРИЗ я писал в свей трилогии "Невидимые миры вселенной Знания" 
(http://www.sura.ru/pekc2/ ) в объёме , необходимом для решения поставленных перед этой трилогией задач. За это меня часто ругали. Одни за недостаток позолоты на памятнике основоположнику ТРИЗ и его идеям, другие - за недостаток грязи на этом памятнике... 
Позднее я кое - что добавил по части своего осмысления достижений ТРИЗ (к моменту юбилея первой публикации по ТРИЗ) на своей страничке в журнале "Самиздат" при библиотеке Мошкова (http://www.zhurnal.lib.ru/w/wullo_l_i/ ). Подчёркиваю, только по части решения задачи юбилейного осмысления , а не по части позолоты или грязи! Этим пусть занимаются другие... 
Ругали меня и за основательность моей трилогии, делающей её совершенно недоступной для уже сложившейся ТРИЗ- тусовки, привыкшей читать и писать лишь научно - популярные и детские книжки по ТРИЗ, пользующиеся большим спросом на развалах книжного рынка современной России. Каюсь, о духовных запросах ТРИЗ - тусовки я и раньше не думал, и теперь думать не собираюсь... Основоположник ТРИЗ мечтал о лучшем будущем для своего детища, чем будущее околонаучной тусовки. Правда, он сам эту тусовку и создал! Но создать науку раньше, чем тусовку, во времена господства тоталитаризма было невозможно. Тусовка играла роль хорошо подготовленной почвы для грядущего восприятия ТРИЗ , как науки, после её создания в отдаленном будущем уже совсем другими людьми. Без навоза такая почва не обходится, но весьма желательно что бы в ней присутствовал не только навоз. Нужны и зёрна светлых идей, способные прорасти на этой почве и принести желаемые плоды... 
А вот по этой части возникли проблемы ещё при жизни основоположника ТРИЗ. С умнейшим Шапиро он расстался, а лучших разработчиков ТРИЗ частенько изгонял. Эти умники не только предлагали весьма дельные вещи, но и задавали вовсе не нужные в то время вопросы, на которые тогда ответа не было... Вам бы это понравилось? Тем более в ситуации войны за элементарное выживание ТРИЗ! 
Честно говоря, на некоторые из этих вопросов умников ответы были. И основоположник ТРИЗ прекрасно знал о том, каковы эти ответы! Но публичное оглашение этих очевидных ответов могло нанести непоправимый урон интересам движения, бывшего в те времена далеко не научным. Да и существуют ли сейчас научные движения вообще? На донаучной стадии и сейчас такое бывает. Движение уфологов тоже есть... Но затем всё становится на свои места. И тогда тусовщики, не имеющие призвания для работы в области науки, и к тому же в ней вообще никогда не работавшие, ищут новое поприще для своих бесконечных (и часто бесполезных для общества) игрищ... Бог с ними, пусть тусуются. Туристы тоже тусуются. Это им даже полезно. 
Плохо то, что серьёзные люди, случайно попавшие в ТРИЗ - тусовку, полагая, что там занимаются серьёзными научными изысканиями, зря растратят там драгоценное время. 
Да ещё при этом сделают для себя ошибочный вывод о том, что ТРИЗ вообще всего лишь околонаучная тусовка. А ведь это сейчас уже совсем не так! Но для этого мне пришлось десять лет писать "Невидимые миры вселенной Знания", а не тусоваться... 
И потекут толпы разочарованных в объятия некого господина Мороза, который за солидное вознаграждение обещает им быстрое обогащение за счёт умудрённого его наукой ума... Наш гуманный уголовный кодекс пока ни им , ни ему сделать это вовсе не запрещает. Правда он и некому Гробовому не запрещал обучать искусству воскрешения мертвецов. До поры, до времени... 
Сейчас очевидно, что следовало чётко разделить функции лидера движения ТРИЗ и его научного руководителя. Эти функции вообще крайне редко способен выполнять один и тот же человек. Основоположник ТРИЗ был прекрасным лидером движения и слабым научным руководителем. Это следует признать сейчас. От этого все только выиграют. Что он мог сделать с умниками, задававшими вредные для его дела вопросы? 
А что сделал известный вам вождь пролетарской революции с философами и мыслителями России, тоже задававшими ему тогда вредные для его дела вопросы? Вспомните философский пароход... 
Счастье Дарвина, что у него не было смышлёных учеников! Вот начали бы они тогда задавать ему свои вопросы, и не было бы у нас дарвинизма до сих пор... Да и известный вам Глеб Жеглов тоже советовал повременить с убойными вопросами. 
Любому движению нужны хлёсткие лозунги. Научные они или лженаучные - не имеет значения. Существенно лишь то, чтобы они привлекали электорат. Электорат ТРИЗ прошлого века состоял из пролетариев и инженеров, мало чем отличающихся от пролетариев по части образованности, интеллигентности у культуры. Электорату было обещано, что изобретая по дерзким формулам творчества, он со временем переплюнет академиков... Вас коробит от такого обещания? Меня тоже... А от обещания коммунизма в 1980 году вас не коробило? 
Зубры изобретательства оценили реальные возможности технической версии ТРИЗ той эпохи весьма трезво. Они сказали: "Это очень полезно для тех, кто жиже, (чем мы)...". Цитата дословная с сохранением всех её атрибутов. 
Это была чистая правда! Но правда была и в том, что тех, кто "жиже , чем они" было очень много. И это бездарное большинство тоже творило, как умело... То есть бездарно и крайне безграмотно! Принося обществу неисчислимые убытки... Таких "творцов" даже ТРИЗ той эпохи подтягивал до приемлемых кондиций. 
За допущенные в те времена просчёты приходится платить по счетам и сейчас. Интеллектуалы органически не приемлют лозунгов ТРИЗ, рассчитанных на пролетарский электорат прошлого века. Моя трилогия должна была им разъяснить, что это были всего лишь лозунги... А современная версия ТРИЗ для физиков от них уже очистилась! Теперь это вполне серьёзная наука, не имеющая ничего общего с ТРИЗ- тусовкой тех лет, да и современной ТРИЗ - тусовкой тоже... Следовало так же вправить мозги и некоторым взбесившимся от лукавых лозунгов пролетариям. То есть разъяснить, что даже овладев ТРИЗ они не получат в придачу необходимое для творчества призвание. Призвание и талант - дары Создателя! Это тоже понимать надо... 
Так как же быть с мечтой основоположника ТРИЗ? А никак... Мечтать не вредно. Хотите- мечтайте поодиночке, хотите- мечтайте целыми группами. На ТРИЗ - тусовке! На этом свете это всего лишь несбыточная мечта. Но, быть может, на том свете вам воздастся по вере вашей...

 Вулло Леонид Иосифович

 

 

 

 

 

 

 

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

В предметном указателе: Бог | Гравитация | Единая теория поля | Мистические теории | Наука и техника | Научно-технические достижения | Научно-технический прогресс | Непознанное | О теориях мироздания | Ошибки теории относительности | Теория решения изобретательски... | Канеман, Словик, Тверски. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения | Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей | Путь решения проблемы сознания | Управляющий мозг: У каждой доли свой удел - стили принятия решений и лобные доли. Элхонон Голдберг | Познай самого себя: Творческое решение проблем - создание новых вариантов | Задача трех тел | Комментарии к Эфирный ветер: проблема, ошибки, задачи В.А.Ацюковский | Многозадачность снижает продуктивность мозга | О заметке В.А. Непомнящих КАК ЖИВОТНЫЕ РЕШАЮТ ПЛОХО ФОРМАЛИЗУЕМЫЕ ЗАДАЧИ ПОИСКА