Спасибо за приглашение к беседе, поговорю с Вами с удовольствием.
Итак, начну с определения энтропии как меры неопределённости исходов опыта (все цитаты далее по книге Ягломов "Вероятность и информация"). "Для практики важно уметь численно оценивать степень неопределённости самых разнообразных опытов, чтобы иметь возможность сравнить их с этой стороны". Далее идут рассуждения о том, какой вид должна иметь функция для вычисления этой величины и делается вывод, что лучше всего подходит что-нибудь типа логарифма (просто и удобно). Далее делается ещё несколько вполне понятных логических переходов и предлагается окончательная формула для вычисления данной величины: H(alpha) = - sum_{i=1,n} (p(A_i)*log(p(A_i))) (здесь alpha - обозначение опыта в целом, а p(A_i) - вероятность конкретного исхода опыта alpha). После этого предлагается назвать данную величину энтропией. Ну собственно, когда понятна суть называемого, то уже не в названии дело
. Так что ничего волшебного и
мистического в данном случае я не вижу (если конечно не вдаваться в философские обобщения и аналогии). Более того, Ягломы очень предусмотрительно замечают: "Использование величины H(alpha) в качестве меры неопределённости опыта alpha оказывается очень удобным для весьма многих целей; раскрытию этого обстоятельства и посвящена, в основном, последующая часть книги. Следует однако иметь в виду, что мера Шеннона, как и мера Хартли, не может претендовать на полный учёт всех факторов, определяющих "неопределённость опыта" в любом
смысле, какой может встретиться в
жизни" (далее я своими словами), например не учитывается степень "близости" или "важности" исходов.
Следующим шагом вводится понятие условной энтропии (в указанном ранее
смысле) H_alpha(betha) через условные вероятности p_alpha(A_i).
Далее вводится величина I_alpha(betha) = H(betha) - H_alpha(betha). Которая интерпретируется так: "таким образом эта разность указывает, насколько осуществление опыта alpha уменьшает неопределённость betha, т.е. как много нового узнаём мы об исходе betha, произведя наблюдение (измерение) alpha". Далее опять таки предлагается - "эту разность называют количеством информации относительно опыта betha, содержащемся в опыте alpha, или, короче, информацией о betha, содержащейся в alpha". Так что в понятии информации, введённом для нужд
теории связи, опять таки нет ничего
мистического. В связи с этим ещё одна показательная, хотя и большая, цитата: "В этой связи мы можем повторить об информации I тоже, что было сказано об энтропии. Понятие информации (в данном виде - snc) возникло непосредственно из нужд
теории связи и специально было подобрано так, чтобы отвечать запросам этой
теории. Поскольку передача по линии связи (например, телеграфной) сообщения определённой длины требует и в случае совершенно несущественного и даже лживого сообщения и в случае сообщения о величайшем открытии примерно одинакового времени и одинаковых затрат, то с точки зрения
теории связи приходится считать, что и количество информации в этих сообщениях является одинаковым.
Разумеется, подобное определение количества информации, полностью отвлекающееся от
смыслового содержания рассматриваемого сообщения, не может быть годным во всех случаях, в которых в обыденной
жизни употребляется слово "информация". Ясно, однако, что ценность любого научного понятия определяется никак не количеством случаев, не обслуживаемых этим понятием, а единственно лишь важностью и распространённостью конкретных задач, при решении которых данное понятие оказывается полезным".
На этом закончим с наукой и перейдём к моим собственным рассуждениям. Размышляя над приведёнными сведениями я пришёл к тому, что они могут быть полезны и для ответа на некоторые мои
мировоззренческие вопросы. Итак, первое в чём я дал себе поблажку при рассуждениях - это перешёл от вопроса: "что такое информация вообще" к вопросу: "что такое информация для меня лично". Таким образом решилась проблема, указанная Ягломами, об объёктивной оценке важности разнообразных сведений - мерилом важности становлюсь я сам. Однако как именно я сам оцениваю эту важность - да по важности для меня тех результатов, которые я планирую получить и получаю. С этой точки зрения всё, описываемое Ягломами, начинает приобретать вполне определённые
мировоззренческие черты. В самом деле, я стремлюсь к достижению каких то результатов, и перед этим пытаюсь понять, как мне этого добиться. При этом существует некоторая начальная степень неопределённости в выборе средств (и достигаемых с их помощью результатов). В этом случае любые сведения, влияющие на эту неопределённость, несут для меня информацию именно в том
смысле, в котором это определено Ягломами. Мерилом же информативности служит степень снижения исходной неопределённости "умноженная" на ценность для меня конкретного результата. Данное положение было проверено на практике (я понаблюдал за тем, как именно я отбираю материалы по работе или другим делам).
Теперь, как и в большой науке (
), поговорим об ограничениях. Да, такое понимание информации во многих случаях оказывается очень полезным, однако все оценки степени информативности оказываются очень субъективными. Например: для меня лично информативность
теории относительности Эйнштейна оказывается на уровне сообщения Васи Пупкина о его дне рождения (правда это происходит по разным причинам: в случае
теории Эйнштейна у меня проблемы с пониманием и применением, а в случае дня рождения Васи Пупкина - оно мне нафиг не нужно
). Эту проблему можно, наверное, преодолеть вводя среднюю оценку информативности тех или иных сведений за период по всем людям. Однако для меня это уже не столь существенно, так как такая оценка делается и без моей помощи в виде естественного отбора
теорий (как очень хорошо описано в имеющейся на Вашем сайте книге Имре Лакатоса, "Фальсификация и
методология научно-исследовательских программ").
Что же полезного я извлёк для себя из этих рассуждений. На самом деле основная польза, как это не парадоксально, заключалась в данном случае в прояснении важности ограниченений вообще и конкретных ограничений в частности. А именно, мне приходится смирится с тем, что информативность в конечном итоге определяется возможностью применения мною полученных сведений для получения результатов. А следовательно, если я не способен понять и применить получаемые сведения на практике или получаемые результаты мне не интересны, то для меня эти сведения не несут информации, как бы гениальны и авторитетны они не были. И второй момент (не вытекающий из самих рассуждений, но вытекающий из того, как они делаются (по образу и подобию Ягломовских)) - мне наивно надеяться, что я смогу один раз и навсегда выработать некоторый набор понятий (например окончательно определиться с тем, что такое информация), который даст ответ на все мои
жизненные вопросы (т.е. снизит неопределённость
жизни до нуля
). Все вырабатываемые понятия действуют только в тех пределах, для которых они были выработаны и при изменении условий, возможно, понадобятся новые понятия.
Ну вот, я вроде бы всё изложил, извините за многословность и обилие цитат
. Вобщем-то всё изложенное вполне себе тривиально, но если это кому-нибудь покажется любопытным, я буду рад.
11.12.2007г. 17:57:49