В кафе-автомате был только один посетитель: за столиком в углу,
обставившись закусками и бутылками, сидел смуглый, прекрасно, но нелепо
одетый человек восточного типа. Я взял себе простоквашу и творожники со
сметаной и принялся за еду, время от времени поглядывая на него. Он ел и
пил много и жадно, лицо его блестело от пота, ему было жарко в дурацком
лоснящемся фраке, он отдувался, откидываясь на спинку стула, и распускал
широкий ремень на брюках. При этом на солнце ярко вспыхивала длинная
желтая кобура, висящая у него под фалдами. Я уже доедал последний
творожник, когда он вдруг окликнул меня.
- Алло! - сказал он. - Вы местный?
- Нет, - сказал я. - Турист.
- А, значит, вы тоже ничего не понимаете...
Я сходил к стойке, сбил себе коктейль из соков и подошел к нему.
- Почему пусто? - продолжал он. У него было живое худощавое лицо и
свирепый взгляд. - Где жители? Почему все закрыто?.. Все спят, никого не
добьешься...
- Вы только что приехали?
- Да.
Он отодвинул пустую тарелку и придвинул полную. Потом он отхлебнул
светлого пива.
- Откуда вы? - спросил я. Он свирепо взглянул на меня, и я поспешно
добавил: - Если это не секрет, конечно...
- Нет, - сказал он, - не секрет... - И принялся есть.
Я допил сок и собрался было уходить, но он сказал:
- Здорово живут, собаки. Такая еда, и сколько хочешь, и все
бесплатно.
- Ну, все-таки не совсем бесплатно, - возразил я.
- Девяносто долларов! Гроши! Я за три дня съем на девяносто долларов!
- Глаза его вдруг остановились. - С-собаки, - пробормотал он, снова
принимаясь за еду.
Я знал таких людей. Они приезжали из крошечных, разграбленных до
полной нищеты королевств и республик, они жадно ели и пили, вспоминая
прокаленные солнцем пыльные улицы своих городов, где в жалких полосках
тени неподвижно лежали умирающие голые мужчины и женщины, а дети с
раздутыми животами копались в помойках на задворках иностранных
консульств. Они были переполнены ненавистью, и им нужны были только две
вещи: хлеб и оружие. Хлеб для своей шайки, находящейся в оппозиции, и
оружие против другой шайки, стоящей у власти. Они были самыми яростными
патриотами, горячо и пространно говорили о любви к народу, но всякую
помощь извне решительно отвергали, потому что не любили ничего, кроме
власти, и никого, кроме себя, и готовы были во славу народа и торжества
высоких принципов уморить свой народ - если понадобится, до последнего
человека - голодом и пулеметами.
- Оружие? Хлеб? - спросил я.
Он насторожился.
- Да, - сказал он. - Оружие и хлеб. Только без дурацких условий. И по
возможности даром. Или в кредит. Истинные патриоты никогда не имеют денег.
А правящая клика купается в роскоши...
- Голод? - спросил я.
- Все что угодно. А вы тут купаетесь в роскоши. - Он ненавидяще
посмотрел на меня. - Весь мир купается в роскоши, и только мы голодаем. Но
вы напрасно надеетесь. Революцию не остановить!
- Да, - сказал я. - А против кого революция?
- Мы боремся против кровопийц Бадшаха! Против коррупции и разврата
правящей верхушки, за свободу и истинную демократию... Народ с нами, но
народ надо кормить. А вы нам заявляете: хлеб дадим только после
разоружения. Да еще грозите вмешательством... Какая гнусная лживая
демагогия! Какой обман революционных масс! Разоружиться перед лицом
кровопийц - это значит накинуть петлю на шею настоящих борцов! Мы
отвечаем: нет! Вы не обманете народ! Пусть разоружаются Бадшах и его
убийцы! Тогда мы посмотрим, что надо делать.
- Понятно, - сказал я. - Но Бадшах, вероятно, тоже не хочет, чтобы
ему накинули петлю на шею.
Он резко отставил бокал с пивом, и рука его привычно потянулась к
кобуре. Впрочем, он быстро опомнился.
- Я так и знал, что вы ни черта не понимаете, - сказал он. - Вы
сытые, вы осоловели от сытости, вы слишком кичливы, чтобы понять нас. В
джунглях вы бы не осмелились так разговаривать со мной!
В джунглях я бы говорил с тобой по-другому, бандюга, подумал я и
сказал:
- Я действительно многого не понимаю. Я, например, не понимаю, что
случится после того, как вы одержите победу. Предположим, вы победили,
повесили Бадшаха, если он, в свою очередь, не успел удрать за хлебом и
оружием...
- Он не успеет. Он получит то, что заслужил. Революционный народ
раздерет его в клочья! И вот тогда мы начнем работать. Мы построим у себя
химические заводы и завалим страну едой и одеждой. Мы вернем территории,
отторгнутые у нас сытыми соседями, мы выполним всю программу, о которой
вопит сейчас лживый Бадшах, чтобы обмануть народ... И вот тогда, только
тогда, мы разоружимся. Нам уже не нужна будет ваша помощь. Понимаете? Мы
разоружимся не потому, что вы поставили нам такие условия, а потому что
нам уже не нужно будет оружие. И вот тогда... - Он закрыл глаза, сладко
застонал и повел головой.
- Тогда вы станете сытыми, будете купаться в роскоши и спать до
полудня?
Он усмехнулся.
- Я это заслужил. Народ это заслужил. Никто не посмеет попрекнуть
нас. Мы будем есть и пить, сколько пожелаем, мы будем жить в настоящих
домах, мы скажем народу: теперь вы свободны, отдыхайте и развлекайтесь!
- И ни о чем не думайте, - добавил я. - А вам не кажется, что это все
может выйти вам боком?
- Бросьте! - сказал он благодушно. - Это демагогия. Вы демагог. И
догматик. У нас тоже есть такие догматики, вроде вас: бойтесь сытости!
Человек, мол, потеряет смысл жизни. Нет, отвечаем мы, человек ничего не
потеряет. Человек найдет, а не потеряет. Надо чувствовать народ, надо
самому быть из народа, народ не любит умников! Ради чего же мы, черт
побери, даем себя жрать древесным пиявкам и сами жрем червей? - Он вдруг
вполне добродушно ухмыльнулся. - Вы, наверное, на меня обиделись немного.
Я тут обозвал вас сытыми и еще как-то... Не надо, не обижайтесь. Изобилие
плохо, когда его у тебя нет, а у соседа оно есть. А завоеванное изобилие -
это отличная штука! За него стоит подраться. Все за него дрались. Его
нужно добывать с оружием в руках, а не обменивать на свободу и демократию.
- Значит, все-таки, ваша конечная цель - изобилие?
- Безусловно!.. Конечная цель всегда изобилие. Учтите только, что мы
разборчивы в средствах.
- Это я уже учел... Значит, изобилие. А человек?
- Что - человек?
Впрочем, я понимал, что спорить бесполезно.
- Вы никогда здесь не были раньше? - спросил я.
- А что?
- Поинтересуйтесь, - сказал я. - Этот город дает отличные предметные
уроки изобилия.
Он пожал плечами.
- Пока мне здесь нравится. - Он снова отодвинул пустую тарелку и
придвинул полную. - Закуски какие-то незнакомые... Все вкусно и дешево...
Этому можно позавидовать. - Он проглотил несколько ложек салата и
проворчал: - Мы знаем, что все великие революционеры дрались за изобилие.
У нас нет времени самим теоретизировать, но в этом и нет необходимости.
Теорий достаточно и без нас. И потом изобилие нам никак не грозит. Оно нам
еще долго не будет грозить. Есть задачи гораздо более насущные.
- Повесить Бадшаха, - сказал я.
- Да, для начала. А потом нам придется истребить догматиков. Я
чувствую это уже сейчас. Потом осуществление наших законных притязаний.
Потом еще что-нибудь объявится. А уж потом-потом-потом наступит изобилие.
Я оптимист, но я не верю, что доживу до него. Так что вы не беспокойтесь,
справимся как-нибудь. Если с голодом справимся, то с изобилием и
подавно... Догматики болтают: изобилие, мол, не цель, а средство. Мы
отвечаем на это так: всякое средство было когда-то целью. Сегодня изобилие
- цель. И только завтра оно, может быть, станет средством.
- Завтра может оказаться поздно, - сказал я.
Он смотрел на меня как на слабоумного. Я ушел.
Проходя мимо витрины, я еще раз взглянул на него. Он сидел спиной к
улице и снова ел, растопырив локти.