автор: skuLL сообщение 9625 СДВ Г / актуальная для меня тема в разрезе текущих дней............ У моего дитяти такое счастье имеется (по внешним поведенческим симптомам). И это печально. Вот пытаюсь разобрать вопрос "по косточкам", чтобы максимально адекватно понять проблему и бросить все силы на выработку оптимальных инструментов воспитания и внутрисемейной психотерапии......... Довольно плотно изучил "портрет" синдрома. А в данный конкретный момент обратил внимание на роль нейрогенеза в борьбе с заболеванием / в частности, на факторы восстановления миелиновых волокон......... Буду искренне благодарен если кто-нибудь отважится на квалифицированное мнение по сабжу. Если кому интересно / у дитяти фенилкетонурия. Очень гнусное заболевание, напрямую влияющее на нейростимуляторные процессы в мозге (ДОФА, дофамин, ГАМК и т.д..........) Спасибо за любую инфу. |
автор: arctic сообщение №9627 skuLL, а сколько лет? Дитяти. |
Докладываю: сыну 9 лет, учится в 3-м классе (успеваемость ниже среднего уровня, имеются "приводы" за поведение и т.пр.); с 4-х месяцев находится на строгой диете (кто в курсе) и конечно / под чутким назиданием родителей. Уточнение: родители, к их собственному искреннему сожалению и к ребёнкиному несчастью, своих проблем в
жизни тоже нахватались / что не может не отражаться пагубно на эффективности назидания и терапии............... В общем, где-то так.
А чтоб оставаться в рамках обсуждаемой темы, опишу парочку из наблюдаемых у ребёнка симптомов устойчивого СДВГ (хотя, довольно часто эта "устойчивость" нарушается очень неожиданными для меня проблесками
адекватности).
Иллюстрация 1.
Решается пример по математике на вычитание трёхзначных чисел в столбик:
800
-
34
——
766
Для удобства рассмотрения привожу схему последовательности двух вариантов расчёта (правильного и ложного):
http://s54.radikal.ru/i146/1202/df/7b99b768fc72.pngМышление моего малого часто следует ошибочному
алгоритму, пример которого показан в "ложном способе" расчёта, где на этапе вычисления второго порядка-колонки, в момент совершения действия №1 (когда возникает необходимость уменьшения величины числа текущего порядка на единицу, в связи с тем что эта единица была использована в виде вспомогательного десятка на этапе вычисления предыдущего порядка-колонки), малый проговаривает для себя следующий текст (надиктовывает себе
алгоритм действий):
«Мы должны получить "результат от присутствия точки" / т.е. как бы отнять от имеющегося числа одну «•» (которая эквивалентна единице). Значит нам нужно от 0 отнять 1. Но мы не можем этого сделать, т.к. 0<1. Значит мы берём с предыдущей колонки 1 десяток и вычисляем уже 10-"•" (что эквивалентно 10-1)...........»
///И вот тут малый совершает иррациональный разрыв логической последовательности своих действий, "перескакивая через ступеньку" своих собственных рассуждений, / т.е. как бы не состыковывая между собой соседние промежуточные результаты, а оставляя некоторые из них "в уме" (упуская из виду, не регистрируя, не
формализуя их в
алгоритме решения) и внося т.о. непоправимую путаницу в структуру решения / подменяя позиции одних его элементов позициями других: при выполнении какой-либо операции (например, при вычитании) на текущую позицию ОПЕРАТОРА
алгоритма (например, "вычитаемого") он ставит не САМ ОПЕРАТОР ("вычитаемое"), а УЖЕ РЕЗУЛЬТАТ АЛГОРИТМА С ЕГО УЧАСТИЕМ (т.е. результат вычитания) / виртуально и скоропостижно прокрутив
алгоритм "в уме" (мысленно произведя соответствующую операцию вычитания) и приняв РЕЗУЛЬТАТ за ОПЕРАТОР (звучит тупо даже для меня, но... надеюсь поймёте). Итак, цитирую далее БУКВАЛЬНО ход его мыслей на этом этапе
алгоритма///
«Значит, 10-"•"....... т.е. 9.......» (!?)
///это он УЖЕ ОЗВУЧИВАЕТ для себя полученный им интуитивно "в уме" результат вычитания "10-1" и затем подставляет вместо "точки" САМ ЭТОТ РЕЗУЛЬТАТ, вместо того чтобы последовательно: сперва
формализовать процедуру подстановки "единицы"; а затем произвести операцию вычитания... Т.е. он как бы "бежит впереди паровоза", сминая и комкая этапы своих раз
мышлений///
«......= т.е. 10-9=1»
В конечном итоге, вместо правильного
«10-"•"=10-1=9»
у него получается ложное
«10-"•"=10-9=1».
Далее нетрудно понять, к чему приведут такие вычисления (на пикче показан их результат).
Иллюстрация 2.
Решается задача на несколько действий. В процессе процедурных манипуляций в ходе её решения, в какой-то момент малый совершает незначительную оплошность в своих рассуждениях и в дальнейшем получает некий ЛОЖНЫЙ окончательный результат. Этот результат ФИКСИРУЕТСЯ в его сознании как "окончательный и успешный".
Затем, когда я проверяю решение, я указываю ему на ту незначительную оплошность, допущенную им в процессе самостоятельного решения, и прошу перерешать задачу уже с учётом предоставленных мною корректировок.
Малый с искренним энтузиазмом принимается за работу, но неожиданно (как для меня, так и для него самого) сталкивается с непреодолимым препятствием-парадоксом: исходя из вновь полученных им сведений, он (почему-то?) пытается свести новое решение к СТАРОМУ результату. Причём, безуспешные попытки это сделать не заставляют его пересмотреть собственный
алгоритм мышления, критически его оценить и выявить несоответствия........ / он просто отчаянно стремится к тому результату, который уже получен. А если ему всё-таки удаётся получить ВЕРНЫЙ результат, он ему НЕ ВЕРИТ, несмотря на всю очевидность его правильности. Какой-то психологический фон заставляет его сомневаться в
адекватности правильного решения. Видимо, тот первый, эмоционально зафиксированный опыт получения им результата (когда он ещё не знал, что он ложный), играет тормозящую роль для дальнейших ментальных манипуляций, не давая его сознанию достаточно раскрепоститься, чтобы увидеть верный путь решения..........
Приведенные иллюстрации, конечно, много говорят о механизмах проявлений нарушения внимания и мыслительной деятельности............ Но мне нужны ответы, как я могу помочь ребёнку справиться со сверхзадачей преодоления собственной неполноценности. Я уверен, что это возможно, / и поэтому я здесь.
17.02.2012г. 15:17:48