Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/937

Этот материал взят из источника: http://elementy.ru/news?discuss=25532&return=1
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Эволюция нервной системы"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Общее нервной системы насекомых и позвоночных

Специалисты Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН под руководством академика В. Л. Свидерского, работая со стрекозами, впервые исследовали тонкое строение грибовидных тел — одного из основных отделов головного мозга насекомых. Ученые пришли к выводу, что строение и функции грибовидных тел стрекоз имеют много общего с некоторыми структурами головного мозга позвоночных.

Грибовидные тела ранее исследовались у медоносной пчелы, домашней мухи и американского таракана; получены достаточно противоречивые данные об их структуре и функциях. Но стрекозы, древнейшие на Земле насекомые, да и вообще сухопутные высокоорганизованные животные, до сих пор оставались вне поля зрения ученых. Между тем, стрекозы — уникальный объект исследования. Они обладают, с одной стороны, примитивными, с другой — эволюционно продвинутыми чертами строения.

Российские исследователи считают, что грибовидные тела стрекоз отвечают за зрение и планирование движений. Без хорошего зрения стрекозы бы пропали. Они ловят добычу на лету на большой скорости, поэтому очень важно, чтобы информация о потенциальном объекте охоты поступала в высшие центры как можно быстрее. Если задержка в передаче информации составит всего 2-3 мс, стрекоза за это время переместится в воздухе на 2–6 см, а такое расстояние равносильно промаху.

Выяснилось, однако, что грибовидные тела — не конечный пункт обработки зрительной информации. Исследователи работали с личинками стрекоз последнего возраста, которые имеют уже вполне сформировавшуюся нервную систему. Наркотизированной личинке вводили краситель, через некоторое время вскрывали ее и наблюдали прокрашенные клетки нервной системы. Ученые впервые обнаружили нервные пути, по которым сигналы из грибовидных тел могут поступать в другой отдел нервной системы — подглоточный ганглий.

Это означает, что в управлении движениями у насекомых, как и у других высокоорганизованных животных, существует иерархия. Такое разделение функций внутри центральной нервной системы биологически выгодно, так как освобождает головной мозг для выполнения наиболее сложных функций, связанных с условно-рефлекторной деятельностью, памятью и т. п. Для насекомых это особенно важно, поскольку число нейронов у них ограничено. Поэтому каждый нейрон, каждый нервный узел совмещает несколько функций. Так и грибовидное тело не только обеспечивает насекомое зрительной или обонятельной информацией. По некоторым данным, оно отвечает за память насекомых, позволяет им планировать сложные движения и даже осуществлять интеллектуальные действия. Иными словами, грибовидные тела выполняют функции, которые у позвоночных мы бы отнесли к компетенции высших образований головного мозга. По-видимому, насекомые и позвоночные решали стоящие перед ними эволюционные проблемы сходным образом.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ; его результаты опубликованы в последнем номере «Журнала эволюционной биохимии и физиологии» за 2004 год.

Последнее редактирование: 2014-12-18

Этот материал взят из источника: http://elementy.ru/news?discuss=25532&return=1

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Норбеков | Путь дурака | Fornit Дарвиновский музей, насекомые | Базовые понятия теории адаптивных систем | Гомеостаз и Система значимости | Диссипативные системы | Зоны Системы значимости | Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник | К. Вили Нервная система | КЛЕТОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В.В. Жуков, Е.В. Пономарева
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.