Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/1687

Этот материал взят из источника: http://www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/umr/ikt/pr_06/pr_04.htm
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Личность, система значимости"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Эффекты цвета

Восприятие цвета всегда зависит от контекста. В реальном мире, наверное, только небо не имеет границ, остальные же предметы являют собой разнообразие угловатых и изогнутых, выпуклых и вогнутых форм. Далее, поверхности объектов также обладают рядом характеристик, влияющих на наше восприятие цвета - предметы могут быть гладкими и блестящими или шероховатыми и текстурированными. И, наконец, предметы нашего мира не существуют обособленно, они организованы в пространстве, взаимодействуют и влияют друг на друга.

Цвет является неотъемлемой частью этого взаимодействия, в зависимости от контекста формы, поверхности и положения в пространстве меняется и наше восприятие цвета. Цвет может мутировать сам, и менять объекты вокруг себя. Одним словом, цвет - наиболее непредсказуемое явление среди прочих элементов визуальной коммуникации.

В данной статье относительность восприятия цвета будет показана на примере взаимодействия цветов друг с другом. Вы увидите, что сочетания цветов с определенными показателями яркости, насыщенности и теплоты могут создать действительно необычные, порой даже парадоксальные эффекты восприятия.

В течение последних 150 лет, несколько выдающихся теоретиков цвета изучали эффекты цвета. Эта статья расскажет о результатах работы Мишеля Шевреля, Вильгельма фон Безольда, Джозефа Альберса и Иоганна Итена.

Теории Шевреля

Шеврель (1786-1889) - директор фабрики по производству красок в Париже. Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Ниже следует описание основных принципов его теории:

1. Яркие, контрастирующие цвета, взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друга более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространены по поверхности, в результате мы получаем практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный.

2. Если два цвета немного удалены друг от друга на цветовом круге (то есть не аналоговые, но и не комплементарные сочетания), то один из цветов слегка окрасит другой в цвет своего комплемента. На рисунке, приведенном в качестве примера желтый цвет придал зеленому легкий оттенок фиолетового цвета.

Аналоговые цвета (находящиеся рядом на цветовом круге) имеют тенденцию оптически смешиваться, "образуя" при этом новый цвет. Шеврель также отметил, что аналоговые сочетания лучше воспринимаются, если в качестве основного, ключевого оттенка взят первичный цвет (красный, желтый или голубой).

Вильгельм фон Безольд

Вильям фон Безольд, известный дизайнер тканей 19 века, открыл, что изменение всего одного цвета в цветовой схеме дизайна может изменить композицию до неузнаваемости.

Это правило, однако, больше всего применимо к доминантным цветам сочетаний. Так, на приведенном примере, ярко желтый цвет фона был изменен на черный. Все остальные цвета остались неизменными. В результате, одни оттенки, формы и узоры стали более заметными, доминантными, другие же, напротив, отошли на второй план.

 

"Эффект Безольда" еще более наглядно можно продемонстрировать на следующих изображениях.В обоих случаях меняется только цвет полосок, от синего вверху до желтого на картинке внизу. Восприятие же меняется коренным образом.

 

Джозеф Альберс (1888-1976)

Теоретик цвета Джозеф Альберс, член школы искусства и индустриального дизайна Бахауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что в зависимости от определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка.

На следующем примере мы имеем дело с так называемым "эффектом вампира". Несмотря на то, что для создания изображения использовалось всего три цвета, на самом деле нам кажется, что их четыре.

Три цвета превращаются в четыре

Небольшой прямоугольник слева кажется нам имеющим красную основу, в то время как прямоугольник такой же цвета справа кажется ближе к синему.

Большой квадрат слева. R: 102 G: 102 B: 204

Большой квадрат справа. R: 153 G: 051 B: 153

Маленькие прямоугольники. R: 153 G: 102 B: 204

На следующем изображении мы наблюдаем пример обратной метаморфозы. На этот раз три цвета превращаются в два. Однако и на этот раз в основе лежит "эффект вампира".

Три цвета превращаются в два.
Большой квадрат слева. R: 102 G: 102 B: 204
Большой квадрат справа. R: 153 G: 051 B: 153
Маленькие прямоугольники. R: 153 G: 102 B: 204

Иоганн Итен (1889-1967)

Иоганн Итен, еще один член школы Бахауса, разработал теорию о цветовых контрастах. По его мнению существуют следующие виды цветовых контрастов: по оттенку, яркости, насыщенности, теплоте, комплементарности, а также по количеству.

В качестве примера возьмем красный цвет. Наиболее четким и выразительным красный кажется в сочетании черным фоном. В сочетании же с белым красный, кажется, теряет свою яркость и становится тусклым; а сочетание с оранжевым и вовсе делает красный цвет безжизненным.

Обратите внимание: красный прямоугольник на черном фоне кажется несколько большим, чем в сочетании с подложками других цветов

Эффекты пространства и количества цвета

Несмотря на то, что цвет является достаточно эфемерным понятием, цвет всегда воспринимается в контексте формы, поэтому можно говорить о пространственных эффектах цвета. Изменение цвета окрашенной формы, ее положения в композиции в результате может привести к совершенно иному восприятию образа в целом. Как правило, можно говорить о двух основных законах цветовых сочетаний - цвета в любой композиции стремятся либо к объединению, либо к контрасту. Так, например, цвета со схожими показателями яркости, насыщенности и теплоты будут ассимилироваться в группы вне зависимости от их фактического расположения в композиции.

Распределение цвета в пространстве

Следующие композиции основаны на использовании одних и тех же четырех цветов, меняется лишь их распределение в пространстве. На этом примере наглядно видно, как группируются цвета, схожие по характеристикам и как разные формы становятся доминантными в зависимости от перемены цвета.

 

 

Количество цвета в композиции

Немаловажное значение имеет количество цвета в композиции. На приведенном ниже примере видно как отличается эффект концетрации цвета в одной области от распределения в небольших количествах по всей композиции.

Красная форма на переднем плане привлекает внимание, во-первых, благодаря своим большим размерам, во-вторых, из-за характерной формы, где сочетание выпуклых и вогнутых линий создают динамический баланс композиции.

Точки красного цвета, рассеянные по изображению, во-первых, воспринимаются как группа, во-вторых, становятся своего рода частью фона.



Последнее редактирование: 2014-12-18

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника: http://www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/umr/ikt/pr_06/pr_04.htm



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Биоголография | Сессии холотропного дыхания | эффект кирлиан | Эффекторы | Эффекты ЛСД | Генетические свойства юмора как эффективное средство преодоления кризисных состояний личности | Кирлиан-эффекты в парануке | Проверка паранормальных эффектов | Рецепторы и эффекторы | Токсичность и побочные эффекты психоделиков А.Крутских
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.
Все новости

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:1212
Всего:962811426

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика