Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/300

Этот материал взят из источника: http://www.magtu.ru/win1251/chairs/philosophy/Sborniks/Krizis_2002_1.htm#_Toc129423612
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Смех"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Генетические свойства юмора как эффективное средство преодоления кризисных состояний личности

Под кризисным состоянием личности мы понимаем эмоциональное состояние, характеризующееся субъективным ощущением неустойчивого положения, тяжелым переходным состоянием. При этом под эффективным средством преодоления кризисных состояний личности мы понимаем получение планируемых результатов оптимизации состояния при минимальных временных затратах. В нашем исследовании под результатом понимаются устойчивые процессуальные свойства личности, проявляющиеся в максимально возможной эффективности жизнедеятельности.

Юмор является эффективным средством преодоления кризисных состояний личности вследствие того, что обладает набором особых генетических свойств, проявляющихся одновременно. Это отражение значимости объектов и ситуаций, действующих на личность, обусловленных отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Важнейшее свойство юмора – способность производить эмоциональное отстранение. Другим значимым качеством юмора является способность ослаблять напряжение, как в структуре одной личности, так и в процессе межличностного взаимодействия. Еще одним важным праксеологическим качеством юмора является способность личности достигать кратчайшим путем объективного взгляда на бытие и свое место в нем. Рассмотрим подробнее механизмы выделенных свойств юмора.

В ситуации повышенной значимости объекта для личности, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта, происходит снижение уровня адаптации. При этом сильные эмоциональные состояния могут вызываться как биологическими факторами, так и социальными оценками, санкциями. Свойство юмора производить эмоциональное отстранение описывалось исследователями со времен античности. Это отмечалось в трудах Аристотеля (шутка есть ослабление напряжения), Квинтилиана (умственная разрядка, отдых, снятие напряженности). Об этом свидетельствуют не только труды выдающихся философов, но и античные мифы, населенные такими действующими лицами, как беспощадные богини судьбы, обычно предрекающие смерть героев. Они названы «Парки», т.е. «щадящие». Налицо явное противоречие между именем и действиями. Также со значительной долей иронии, в стадии сарказма, названы яростные и злобные богини мести «Эвмениды», что в переводе означает – «милостивые», «благосклонные». В данных примерах ярко проявляется использование одного из приемов остроумия, когда говорится одно, а подразумевается прямо противоположное.

Со временем понимание значимости юмора в овладении собственной психической деятельностью посредством эмоционального отстранения, ведущего к более объективной реакции на ситуацию, не уменьшилось. Так, в XVII веке, особое внимание исследователей этой проблемы привлекают работы итальянца Тезауро. В своих работах ученый подчеркивает, что не существует явления, ни столь печального, ни столь возвышенного, чтобы оно не могло превратиться в шутку. Теория иронии является центральной частью эстетики Ф. Шлегеля. Отличительные особенности иронии немецких романтиков – расширение понимания иронии до мировоззренческого принципа. Ирония, регистрируя противоречия во всем без остатка, как в сфере реального, так и идеального, помогает возвыситься над ними. Ф. Шлегель проводит весьма смелую параллель, говоря, что «ирония – внешняя форма парадокса». В этой мысли подчеркивается когнитивная сторона механизма иронии. Ирония диалектична по своей природе, что в значительной степени способствует ее реализации как компенсаторно-защитного механизма. По меткому наблюдению Ф. Шлегеля, в иронии все должно быть шуткой и все должно быть всерьез, все простодушно откровенным и все глубоко притворным. Согласно Ф. Шлегелю, ирония – это такое расположение духа, когда на все смотрят сквозь пальцы, бесконечно поднимаются над всем ограниченным, так же, как и над собственным искусством, добродетелью или гениальностью. По сути, Ф. Шлегелем описывается ситуация эмоционального отстранения, реализуемая посредством формы существования юмора – иронии. Ирония романтиков направлена на обретение личностью себя посредством разрешения внутриличностных противоречий, приводящих к кризисному состоянию.

Как следствие эмоционального отстранения в кризисной ситуации, юмор помогает найти нужную психологическую дистанцию и таким образом сформировать более адекватную реакцию личности. Эмоциональное отстранение приводит к ослаблению напряжения. И. Бабель подчеркивал: «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия». В данном высказывании наблюдается как эмоциональное отстранение, так и ослабление напряжения посредством обращения к генетическим свойствам юмора. Эти свойства были подмечены также И. Кантом. Он писал, что юмор как «чистая игра представлений, через сменяющееся напряжение и расслабление…, вызывает утомление, но вместе с тем и веселость (последствия движения, способствующего здоровью)» (1).

Генетическое свойство юмора ослаблять напряжение отмечалось многими исследователями и после того, как это сделал Аристотель. Так, с большой долей юмора это свойство подчеркивает Н. Шамфор, выражение которого цитирует Ф. Ницше в «Веселой науке»: «Смех – необходимое лекарство от жизни». З. Фрейд высказывается по этому поводу еще более определенно: «Сущность юмора в ослаблении аффектов» (2).

В русле нашего исследования большой интерес представляет классификация видов иронии Г. Гегелем как «трагической» и «комической» (3). Передача высокого эмоцио­нального накала достигается в процессе коммуникации посред­ством применения горькой иронии или так называемого «юмора висельников» как глубочайшей самоиронии, приводящей к ослаблению внутреннего кризиса, вызванного социальными нормами. Когда Томаса Мора, приговоренного к смертной казни, подвели к эшафоту, он обратился к одному из присутствующих: «Помогите мне только подняться, а опуститься я сам сумею». Так называемый «черный юмор» способствует ослаблению пережи­вания в наиболее острых личностных кризисах, превращая трагические стороны бытия в их противоположность, очень часто посредством самоиронии. Самоирония как механизм компенсации и защиты часто проявляется в творчестве И. Губермана: «Зря моя улыбка беспечальная / бесит собутыльников моих: очень много масок у отчаянья, / смех – отнюдь не худшая из них». На наш взгляд, смех не только не худший вариант, а наилучшее средство достижения психического равновесия собственной личности или психологического комфорта партнеров по общению.

З. Фрейд также подчеркивает, что юмор – высшая из защитных функций. Это дополнительно усиливает интерес исследователей к генетическому свойству юмора – ослаблению напряжения в кризисных ситуациях. В яркой, афористичной форме это свойство юмора удалось передать А. Бергсону: «Комическое – мгновенная анестезия сердца». Для характеристики свойства А. Бергсоном создана емкая метафора, очень тонко отразившая сущность процесса ослабления напряжения юмором.

Эмоциональное отстранение, ослабление напряженности в кризисных состояниях личности приводит к более объективному восприятию мира. Подчеркивая роль иронии Сократа, предлагавшей насладиться диалектикой мышления при поиске истины и моральных ценностей, А. Лосев писал, что эта ирония имеет своей целью изменять жизнь к лучшему и быть активным рычагом во всем воспитании человека» (4). В этой оценке содержится указание на свойство юмора способствовать достижению максимально возможной эффективности в процессе жизнедеятельности личности. Глубинное понимание действия механизма юмора в этом плане демонстрирует З. Фрейд, подчеркивая, что «шутка не главное, что создает юмор, она имеет ценность только как репетиция, главное – это намерение, которое осуществляет юмор, занимающийся то ли собственной особой, то ли другим человеком» (5).

Мы считаем, что главное – это понимание философской перспективы, которую дает юмор, являясь ценным освобождающим опытом на различных уровнях личности. И полностью разделяем точку зрения Э. Берна, что «ценность юмора с точки зрения выживания состоит в том, чтобы доставить человеку шанс прожить свою жизнь с максимально возможной при данных обстоятельствах эффективностью» (6). Таким образом, в качестве генетических свойств юмора, являющихся эффективными средством преодоления кризисных состояний личности, выступают: эмоциональное отстранение, ослабление напряжения, объективное восприятие ситуации.

 

Литература:

1.       Кант И. Соч. в 6 - ти т. – М., 1966, т. 5, С. 353.

2.       Фрейд З. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: «Республика», 1995. – С.282.

3.       Гегель Г. Эстетика: В 4 – х т. – М., 1973, т.4, С.489 – 490.

4.       Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1969, С.78.

5.       Фрейд З. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: «Республика», 1995. – С.282.

6.       Берн Э. Трансактный анализ в группе. М., Лабиринт, 1994. – С. 85.

 

А.М. Федоров

МГТУ



Последнее редактирование: 2015-04-08

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника: http://www.magtu.ru/win1251/chairs/philosophy/Sborniks/Krizis_2002_1.htm#_Toc129423612



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Анализ личности | Гипноз | Голографический принцип | Измененные состояния сознания | Изучение личности | Концепция личности | Личность | личность душа | Личность человека | Материя
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.
Все новости

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:22
Всего:28713415

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика