Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Привет! Правила | Свежее | Чат | Подписка
Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Тема форума: «Память / Мнемоника»

Сообщений: 21 Просмотров: 6170 | Вся тема для печати
1 2
 
Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
!!!
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 44893 показать отдельно Ноябрь 15, 2017, 02:47:13 PM
ответ -только после авторизации

Клон, во-первых, спасибо за то, что включился в обсуждение. Теперь по тексту:

 

>>> (Клон) если мы будем пытаться запоминать больше необходимого для естественной адаптации - будет больше "шума", который будет только мешать нормальному обучению

 

Насколько я понимаю, сегодня достаточно остро стоит проблема потери навыков волевого запоминания информации. Проблемы "не запоминать" у современного человека нет. Во всяком случае я с такой проблемой не сталкиваюсь.

 

Ты пишешь о некой "естественной адаптации". На твой взгляд наличие смартфона, книгопечати, культуры письма - это естественно? Грамотность, развитое книгопечатное дело и тем более смарт-фоны - достижения последних столетий - если обратиться к твоей риторике, то никакого отношения к естественному они не имеют. 

 

Я выше уже приводил цитату из записок о Галльской войне Цезаря: «Как говорят, они там заучивают наизусть большое количество стихов, поэтому некоторые остаются в своей школе по двадцать лет. Они полагают, что религия запрещает доверять эти тексты письму, тогда как для всего остального, для публичных и частных отчетов, они обычно пользуются греческим алфавитом. Как мне кажется, они установили такой обычай по двум причинам: они не желают ни разглашать свою доктрину, ни видеть, как их ученики, полагаясь на письмо, пренебрегают собственной памятью; ибо почти всегда бывает так, что следствием использования текстов оказывается меньшее рве­ние к заучиванию наизусть и ослабление памяти»

 

То есть образованным людям прошлого даже письмо не казалось естественным, я уже не говорю о скепсисе по отношению к книгопечати и, что не мало важно, во всех этих случаях память ухудшалась и это осознавалось в рамках культуры. Современные педагоги тоже замечают серьёзный сдвиг в культуре запоминания и ухудшения памяти учеников.

 

>>> Но у людей со слабой серотонинергической системой могут быть проблемы с притормаживанием "растекания"

 

В работах Рамачандрана (один из самых известных когнитивных психологов) внимательно исследуется механизм свободных ассоциаций у людей с различными формами синестезии. Показано, что люди с синестезией удачно реализуют себя во многих творческих профессиях. Мнемонист Шерешевский, которого уписывал Лурия, был выраженным синестетом. В общем и целом, можно сказать, что у людей с синестезией есть некоторые сложности в адаптации, но серьёзных непреодолимых проблем они не испытывают. Более того, среди них много талантливых социально реализованных людей.

 

Что касается шизофреников. То это для меня крайне сложная тема, не знаю, как для тебя. Я её не изучал. Насколько я знаю, у многих шизофреников есть сложности в понимании метафор. Развитое понимание метафор скорее говорит о высоком IQ, способности выстраивать сложные ассоциативные ряды.

 

Что касается рассуждений о том, что мнемотехнические приёмы могут менять морфологию мозга у детей, да, могут, как и вообще любая деятельность. Тут важно соблюдать осторожность, не давать сложных навыков и паттернов мышления, пока не сформировались необходимые для эффективного усвоения навыка участки мозга.


Метка админа:

 
Клон
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 1175


личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 44895 показать отдельно Ноябрь 15, 2017, 04:31:49 PM
ответ -только после авторизации

Айк, мой ответ касался тупого заучивания текстов и не только. 

Твоя цитата : 

"Понятно, что мы не можем вернуться к тупому зазубриванию, как это практиковалось в средневековье, но представляется очевидным, что отказ от развития навыков волевого запоминания и слабая работа с собственной памятью (ориентация на поисковые системы и внешние документы), может отрицательно сказываться на здоровье мозга, профилактике тех самых нейродегенеративных заболеваний по средством выработки большего числа ассоциаций, связей, между различными участками нейронной сети.

 

ПС: Тезис о том, что профилактика нейродегенеративных заболеваний через фитнес мозга возможна на сегодняшний день является открытым и всё ещё нуждается в убедительных доказательствах."

 

"Гимнастика для мозга " с монахинями сёстрами , за которыми велось наблюдение, которые долго прожили и у одной при посмертном вскрытии выяснилось , что её мозг сражённый болезнью Альцгеймера, восстановился "новым мозгом" - это описывается у Элхонона Голдберга, "управляющий мозг".Можно посмотреть на Форните.

Якобы когнитивные упражнения способны предотвратить инсульты , деменции, Альцгеймер.

Т.е. разгадывай кроссворды , запоминай тексты , решай задачки и нейродегенерация тебе не почём.

Но существует такая наблюдаемая картина: 

Постепенная гибель DA-нейронов черн. субстанции – паркинсонизм (б-нь Паркинсона), одна из самых распространенных нейродегенераций (после 60 лет – 3-5 человек на 1000).

Симптомы: тремор (дрожание рук, головы), акинезия (затруднения в запуске движений), ригидность (непроизволь- ное напряжение мышц). В основе лечения: повышение активности DA-нейронов; наиболее адекватно и эффективно использование L-дофа (левадопа).

Причины: возрастные изменения, травмы, отравления, загрязнение окружающей среды, ишемии. Доказана также важная роль генетических факторов: мутации генов синуклеина и паркина приводят к заполнению клеток «плохими» белками и их дегенерации (в случае болезни Альцгеймера – также заполнение клетки и межклеточночной среды «плохими» пептидами и белками).

 

Уже нарушение нейромедиаторного баланса между глутаматом(самый главный возбуждающий медиатор ЦНС) и Гамма-аминомаслянной кислотой (ГАМК), (в противоположность глутамату, является основным тормозным медиатором коры головного мозга.) - это уже начало нейродегенерации , которую зубрилками -запоминалками не остановишь.

Здесь уже необходимо терапевтическое вмешательство, и Нан, давал ссылку на лечение нейродегенераций в спец. учреждениях.

Профилактика инсультов "мозговым штурмом" может только привести к этому инсульту - если наступила переадаптация организма при уклонении от физических нагрузок  .

Поэтому мне кажется лучше запоминать то , что необходимо для естественной адаптации: или если это твоя работа  на сцене в шоу - чудо-счётчика.

Например я запоминаю окончание тел. номеров своих клиентов и вспомню даже через несколько лет если позвонят. Хотя особой памятью на имена даже известных актёров и многих своих знакомых - не отличаюсь.

То . что мне необходимо для естественной адаптации , я хорошо помню. "Мусор" , который мне не нужен выбраковывается во время сна ( гашение активностей накопленных за день) остаётся наиболее значимое и важное для меня лично. Но по мере ухода от актуальности и это забывается за исключением некоторых "штрихов", "меток" - по которым я смогу в случае надобности с возвратом актуальности - восстановить хотя и  в модифицированном виде.

 


Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12231


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 44896 показать отдельно Ноябрь 15, 2017, 04:59:19 PM
ответ -только после авторизации

То, что поддержание тонуса не только мышц, но и ума позволяет удерживать потенции в лучшем качестве, ясно, иначе дезадаптация того, что не используется практически гарантирована. Но это же не значит напихивать в голову все что попало. Достаточно просто время от времени с нужной интенсивностью напрягать те или иные свои возможности, как мышечные, так и умственные.

Я вообще не запоминаю ничего, кроме того, что мне может понадобиться, ну к примеру, пинкоды, свой номер телефона, но никогда другие номера, никогда функции в программировании, даже названия фильмов, -все это легко восстановить по поиску. Но если что-то нужно запомнить, да, применяю пресловутую мнемонику - как крайний случай.

Никто не же не таскает с собой в рюкзаке кирпичи постоянно чтобы поддерживать тонус, достаточно полчаса в день нагружать чуть больше, чем обычные нагрузки (подтвержденный медицинский факт).

В плане поиска и работы с текстами у меня развита большая эффективность. Но стишок зубрить мине все равно что стошнить. Не помню наизусть гимна России :)

 



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Клон, Айк
 
Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
!!!
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 44897 показать отдельно Ноябрь 15, 2017, 05:48:20 PM
ответ -только после авторизации

>>> (Клон) мне кажется лучше запоминать то , что необходимо для естественной адаптации

 

Да, мы с Nan и, кажется, Palarm это уже обсуждали. Не могу сказать, что мне такой подход близок. Мы спорили.

 

В этом рассуждении в неявном виде  содержится тезис о том, что ты заранее знаешь, что тебе нужно для "естественной адаптации", или же это заранее знает твоя биологическая нервная система. На деле всё сложнее:

 

1) Наша нервная система сейчас функционирует в неестественных условиях, к которым она эволюционно не была адаптирована (про эту проблему я написал тебе выше);

 

2) Мы заранее не знаем, как дальше будет развиваться наша культура и какие навыки пригодятся нам в будущем.

 

В любом случае, спасибо тебе за уточнения. Мне нужно разобраться в этой теме для работы. Это не праздный интерес, а сфера актуально значимого для меня. Голдберга посмотрю. Про его книги знаю. Он ученик Лурия, а я поклонник советской школы.

 

>>> (NanНе помню наизусть гимна России :)

:) 


Метка админа:

 
Клон
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 1175


личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 44898 показать отдельно Ноябрь 15, 2017, 06:07:08 PM
ответ -только после авторизации

 Но стишок зубрить мине все равно что стошнить. Не помню наизусть гимна России :)

 В мои студенческие годы в театральном , нам вообще запрещали учить тексты наизусть. Работа над ролью - сначала действие( как внутреннее самочувствие "для чего") , потом слово. Такова "система Станиславского".

Когда после учёбы пришли с другом в драм-театр на роли:  то были удивлены , что режиссёр заставляет всех актёров учить роли наизусть, а потом - сценическое действие.

Потом стало понятно , что Станиславский ( искусство переживания) пройденная эпоха, которая уступила место "искусству представления" т.е ремеслу с заучиванием текстов и представлением без внутреннего переживания роли.Хотя учить продолжают якобы по системе.

Сейчас  актёры учат роли наизусть.Например С.Садальский,говорил , что его выбирают чаще на роли, потому что хорошо учит тексты и с ним меньше волокиты.

Что интересно текст когда проникаешься ролью( по системе Станиславского), исследуешь поведение  героя: и учить не надо. Действие, само приводит к слову - в предлагаемых обстоятельствах или эмоциональном контексте.

Именно эмоциональный контекст в предлагаемых обстоятельствах и есть основа системы Станиславского , которую уже почти забыли - за исключением м.б.Олега Табакова , последнего представителя системы.

 


Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Айк
 
usr
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Сообщений: 521

Оценок: 2
список всех сообщений
clons
Сообщение № 45543 показать отдельно Июль 30, 2018, 08:55:06 PM
ответ -только после авторизации

Нашел школу некоего Николая Ягодкина, который обещает достичь огромных результатов в изучении языков (и не только). В качестве основы используется мнемотехника. Скачал его аудиозаписи. Из понравившегося: рекомендация интенсивов, когда человек неделю (или более) полностью посвящает одному предмету по 9 часов, из-за чего знания откладываются в долговременную память.

Вместо школьной системы, когда проходят сразу много предметов, из-за чего по каждому из них почти ничего не остается.

Но вот по части мнемотехники у меня возникли сомнения. Видео с примером метода:

Ради эксперимента я запомнил с третьего раза без ошибок: "пень - дрель", "кукушка - автобус", "комната - гора" и т.д. Там же есть пример заучивания корейских слов.

nan говорил, что подобные вещи представляют некоторый вред для психики. Прошу пояснить подробнее, так как рекламируются эффектно.


Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12231


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 45545 показать отдельно Июль 31, 2018, 08:00:27 AM
ответ -только после авторизации

Есть же статья о вреде мнемоники: https://scorcher.ru/art/mnemonica/mnemonica.php 



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: usr
 
1 2 Статистика:
Всего Тем: 1923 Всего Сообщений: 47822 Всего Участников: 5163 Последний зарегистрировавшийся: OldBear
Страница статистики форума | Список пользователей | Список анлимитов
Последняя из новостей:
Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Эффект Земмельвейса, или Почему отторгаются новые идеи

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Пользователи на форуме:

Из коллекции изречений:
>>показать еще...