Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/1103
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "О наркомании"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Преодоление зависимостей

Преодоление зависимостей

Есть два основных уровня организации психических явлений, которые определяют мотивацию поведения и ограничивают круг возможных реакций. Это - система значимости личности и формируемые на ее основе эмоциональные контексты поведения.
Зависимый (в том числе наркозависимый) стиль поведения, как и любые другие эмоциональные контексты поведения, определяется теми же механизмами. Подробнее - в статье О наркомании, которую рекомендуется предварительно прочитать для лучшего понимания следующего текста.
Далее несколько детально описываются процессы переключения внимания между активными контекстами поведения для того, чтобы стало ясно как можно пытаться осознанно управлять ими и тогда станет реально возможной выработка навыков не по преодолению, а по избеганию зависимого стиля поведения.
В самом тяжелом случае зависимый стиль поведения может быть определен постоянной активностью зон мозга (доминантами) или же эти зоны становятся активными только в момент переключения на специфический эмоциональный контекст, определяющий характерную для него область возможного восприятия и поведения (подробнее см. Бессознательное как явление организации памяти мозга ).
Аналогией этому может быть любые переключения стилей поведения: наступление ярости, половое поведение, паника и т.п.
Всякий раз, когда суммарное влияние внешних и внутренних признаков, активизирующих подсознательно (не осознаваемо) соответствующий им поведенческий контекст, начинает превышать активность текущего контекста поведения, точка осознания переходит в область зоны возбуждения этого контекста и человек начинает соответствовать тому жизненному опыту, который приобретался именно в этих условиях.
Это можно представить так. Всякий раз, воспринимаемое активирует зоны мозга, сохраняющие временную память об этом воспринимаемом. Если внимание в данный момент занято чем-то другим (точка осознания соответствует другой активной области временной памяти), то воспринимаемое не осознается и остается изолированным возбуждением. Но если его сила (произведение его значимости на новизну) превысит силу текущего активного возбуждения, то точка осознания переходит в нее, а прежняя становится изолированной.
Мысленно это легко и наглядно моделируется при попытке совершения сразу нескольких дел. В какой-то момент осознается то, что связано с одним делом и в этот момент другие временно "забываются", а на самом деле просто изолируются вниманием от осознания, но остаются активными и даже продолжают функционировать. Затем стимул (волевое усилие или пусковой стимул при восприятии состояния другого дела, например, всплывающая подсказка на экране компа) переводит в область осознания в область возбуждения другой задачи. Она "вспоминается" и подхватывается для дальнейшего продолжения.
Достаточно опытный человек знает, что гораздо легче вовремя не дать войти в состояние ярости (- взято для примера и годится для описания любых других состояний), чем потом пытаться из него выйти. Для того, чтобы избегать состояния ярости, можно заранее выработать психологический "якорь", который позволяет не допустить овладения яростью и достаточно надежно сохраняет нужный стиль поведения.
Сила мотивации, которая соответствуют такому якорю должна быть выше, чем сила мотивации переключения в ярость. Сила психических явлений - это произведение их новизны на значимость. Если новизна чего-то для нас нулевая, то какой бы ни была значимость, внимание не переключится на это. И наоборот.
В момент возникновения какого-то стимула его новизна всегда имеет ненулевое значение (не бывает совершенно сходных условий), но постепенно она убывает, и внимание слетает с этого стимула, как только сила другого стимула его превысит. Этому закону психики ничто не в состоянии противодействовать. На нем основана направленность поведения.
Бывает так, что зависимость совсем не такая уж сильная (мелкая привычка), но не находится ничего более сильного в данный момент и поведение переключается на нее, как бы потом ни досадовал человек. Досадовать он будет именно потом, а оказавшись в зависимом состоянии, для него положительная значимость того, что сопутствует этому состоянию, окажется более привлекательной, более сильной, чем все остальное. Если только к моменту переключения он не сумеет активизировать заранее отработанный якорь, то, что ярко и зримо, бескомпромиссно и очевидно для самого себя покажет большую непривлекательность и опасность последствий, чем манящая аура-предвестник переключения.
В психиатрии аурой называют особое состояние-предвестник: (гр. aura дуновение ветерка), своеобразное ощущение, движение или психическое переживание (страх, ложное восприятие действительности и т. п.), предшествующее приступам эпилепсии, истерии, мигрени. На самом деле любому состоянию перед переключением в него предшествуют характерные для него психические ощущения, которое легко можно научиться распознавать до того, как совершилось переключение. И к моменту наступления такого состояния необходимо быть готовым вспомнить образ-якорь (с якорем в НЛП - аналогия отдаленная).
Выработка этого образа - сугубо личная задача, хотя некоторые составляющие могут быть подсказаны другими людьми. Только сам человек может понять (самого себя не обманешь), что этот образ в самом деле имеет для него достаточно важное значение. Лучшим способом формировать его является безжалостно-яркое воспроизведение в наиболее эффективной последовательности тех картин и последний, что уже случались и сопровождались острыми негативными переживаниями. Очень важно именно присутствие наиболее негативных, недопустимых переживаний.
Сложность заключается в том, что негативные переживания обычно блокируются, плохо запоминаются. Отработка образа-якоря должна быть как можно менее механичной (повторяемость ослабляет новизну), оно должно постоянно модифицироваться, чтобы сохранить актуальность до тех пор пока не будет выработан практически не осознаваемый навык надежного и уверенного избегания нежелательного переключения.
Кроме того, этот образ-якорь должен уметь уводить из состояния, стимулирующего переключения тем, что убирать причины-стимулы, которые и склоняют в переключение.
В случае наркозависимсоти это может быть соматические причины и то, что связано с "биологическими часами" и многие другие. Обычно эти индивидуальные особенности и причины достаточно известны, чтобы можно было выработать приемы их дезактивации. Так, в случае абстинентного синдрома, в первую очередь необходимо полностью очистить организм от всего, что его вызывает. В случае острого и незатухающего влечения (доминанты) необходимо достаточно полное торможение мозга - глубокий сон (возможно с применение психотропных веществ, но ни в коем случае нельзя делать из этого правило) и полное исключение стимулов, которые могут активизировать след долговременной памяти этого возбуждения после просыпания на время, пока не может быть сознательно и эффективно применен заготовленный образ-якорь.
Если человек находится в особо подавленном психологическом состоянии суженого сознания (полное безволие), то, возможно, единственной защитой остается тем или иным способом гнать проявляющие признаки ауры переключения (отмахиваться от них), стараясь отвлечь внимание на другое пока не появится способность воспользоваться якорем или возможность снять нежелательную доминанту сном.
Все это очень неоднозначные рекомендации, но при понимании механизмов влечения и действительного желания с ним покончить, появляется реальный шанс выработать личные механизмы надежной защиты.
Эти механизмы будут полностью бесполезны в случае если человек не достаточно осознает пагубность для него зависимого состояния, готов мириться с ним, не имеет достаточно для него важного смысла существования без этой зависимости. И в последнем случае очень большое значение имеют близкие ему люди.
В крайне тяжелых случаях, когда почти все воспринимаемое так или иначе уже оказалось связанным с зависимым состоянием и провоцирует переключение в него, остается радикальная мера "переформатирования" жизненного опыта. Одним из средств этого могут быть сеансы "холотропного дыхания". При этом следует иметь в виду и тот неизбежный вред, что сопутствует этому (см. Холотропное дыхание и Осознанные сновидения).

У человека попавшего в патологическую зависимость искажается мировосприятие, он создает и укрепляет мифы, функция которых в психологической защите перед ужасом осознавания себя неизлечимо больным и надежда на избавление от своего недуга. В http://www.narkotiki.ru/expert_2435.html приводятся такие мифы:

наиболее простым и распространенным для наркозависимых является миф о том, что в случае необходимости они легко могут перестать принимать наркотики.
...
Больной человек, заботливо руководимый собственной болезнью, воздвигает надежный барьер между собой и возможностью выздоровления. Один из цементирующих компонентов этого барьера - свойственное многим больным представление о возможности легко преодолеть зависимость от наркотика.
...
Мнение больных о возможности умереть в "ломке" - не более чем наркоманские страхи. Безусловно, если человек принимает наркотики много лет, имеет пару-тройку гепатитов, ВИЧ-инфекцию, туберкулез легких и опыт проживания в местах заключения, что отнюдь не оздоровило его организма, то ему следует поостеречься прибегать к столь героическим упражнениям, как "ломка насухую". Для относительно крепких больных данный способ практически безопасен.


Сюда следует добавить и убеждения, что наркозависимое состояние это есть болезнь, которую сам человек преодолеть не в состоянии. На самом деле оно ничем не отличается от любых других эмоциональных контекстов поведения и не является патологическим. Вред проистекает из следствий этого состояния и того, как оно изменяют восприятие мира и оценку ценностей. Вред организму наносит не психическое состояние (хотя при слишком большой интенсивности оно может приводит к истощению и гибели нервных клеток), а само действие наркотических веществ, которое меняет порог возбудимости нервных клеток, что вызывает закрепление абсурдных связей, приводящее к неадекватности поведения вплоть до полной деградации.
Есть немало случаев, когда люди сумели подобрать необходимый якорь, превышающий по значимости манящие состояния и освобождались от зависимости.

Если окрепло намерение покончить с зависимостью, необходимо отбросить ВСЕ отмазки и все устоявшиеся мысли о каком-либо другом способе преодоления ее, кроме как собственные отработанные навыки, категорически и безоговорочно не допускающие переключение в маняще-зависимый стиль поведения, который по его недопустимости должен быть приравнен к смерти.

Дополнительно: Факторы агрессии на работе >>
Обсуждение на форуме >>


Дата публикации: 2006-06-12

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Возникновение и преодоление одиночеств | Генетические свойства юмора как эффективное средство преодоления кризисных состояний личности | Депрессии и их преодоление | Зависимость курса доллара от цены на нефть и обратная пропорциональность | Зависимые состояния | Преодоление боли | Психология и психотерапия алкогольной зависимости ГРЕБНЕВ С. А. | Упражнения в преодолении боли | Сложность организма связана обратной зависимостью с содержанием тирозина в белках
Последняя из новостей: Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.
Все новости

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:44
вчера:911
Всего:76049144

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика